Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предыстория и социально-философские истоки социологической наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Зарождение социального мышления и его развитие в Древнем мире Процесс зарождения и развития социального мышления неотделим от антропо-социогенеза. Первоначальной формой существования социального знания было первобытное сознание, для которого характерны: 1) синкретичность (нерасчленён-ность) – древние люди не отделяли себя от природы, не противопоставляли индивида первобытному коллективу, расценивали себя как неотъемлемую частицу и природы, и общества; 2) образно-эмоциональное восприятие природной и социальной реальности; 3) мифологичность. В VII – VI вв. до н.э., в связи с началом использования железа для изготовления орудий труда, появлением прибавочного продукта, социально-классовым расслоением общества, разделением умственного и физического труда, духовная деятельность превращается в самостоятельную сферу общественной жизни. Среди многообразия видов и форм духовного производства особое место занимает социально-философское творчество. В силу существующих в то время общественных отношений социально-философская мысль развивалась в религиозной форме. Одна из самых древних религий мира – брахманизм – возникла в Индии в начале I тыс. до н.э. В брахманизме с религиозно-философских позиций обосновывается касто-вый строй. Основное требование брахманизма – соблюдать и уважать принцип кастово-сти, и в особенности высокое положение касты брахманов. На основе брахманизма сло-жилось множество религиозных течений, в том числе одна из мировых религий – буд-дизм (VI – V вв. до н.э.). Характерным для буддизма является непротивление злу, рав-нодушие к жизни, уход от жизни в себя, самовоспитание, самосовершенствование, отказ от земных благ, жертвенность. В IV – III вв. до н.э. в Китае появилось религиозно-философское учение – дао-сизм. Его центральное понятие «дао» – путь, по которому движется мир. Для человека главное следовать дао и не пытаться изменить мир. Даосские жрецы проповедовали идеи нравственного самоусовершенствования личности. Наряду с религиозно-филосо-фскими учениями, исповедовавшими социальную пассивность человека, в Древнем Китае появилось учение, в центре которого был человек социального действия. Это учение получило название конфуцианство – по имени величайшего китайского мысли-теля Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Главной в конфуцианстве, как и в других филосо-фско-религиозных системах Древнего Востока, выступает мысль о божественном прои-схождении власти и общественного порядка. Человек должен подчиняться установлен-ному свыше социальному порядку. Конфуций отождествлял общество с государством. Государство, по его мнению, это одна большая семья, отношения в которой должны ре-гулироваться моральными нормами. Основное, необходимое для руководителя качест-во, - человеколюбие. От простолюдинов Конфуций требовал покорности государю и указывал только одно средство воздействия на монарха – увещевание.
Роль Платона и Аристотеля в истории социологии Значительный вклад в исследование социальной сферы общественной жизни внесла античная философия, особенно такие древнегреческие философы как Платон и Аристотель. Платон (428/427 – 345/347 гг. до н.э.) считал, что люди нуждаются в совместной жизни для удовлетворения потребностей. Такое совместное поселение называется государством. Платон выделил следующие формы государства: 1. Монархия — правление одного хорошего человека; тирания — искажённая форма монархии. 2. Аристократия — правление нескольких хороших людей; олигархия — искажённая форма аристократии. 3. Демократия — правление многих, правление всего народа. Демократия, по Платону, сама по себе искажённая форма правления, так как многие всегда образуют толпу. Идеальной формой государства Платон считал аристократическую республику спартанского образца. В идеальном государстве, описанном Платоном в работе «Государство» вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия: К первому относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их Платон называл мудрецами, философами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Платон утверждал: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, то есть не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть». Ко второму сословию относятся те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга. Это воины и чиновники, которые призваны обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность государства.
Третье сословие образуют люди, призванные заниматься физическим трудом и обеспечивать материальное благополучие общества. К третьему сословию относятся крестьяне и ремесленники. Таким образом, социальное расслоение общества Платон объяснял не экономическими причинами, а особенностями души каждого человека. Платон полагал, что частная собственность и семья противоречат общественным интересам, а поэтому в проекте идеального государства он отрицает частную собственность, высказывается за общность жён и за государственное воспитание детей. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона, исходил из понимания человека как «общественного животного». Формами общественной жизни он считал семью, селение, государство. Государство Аристотель поставил выше отдельного человека, семьи, рода. В целом древнегреческие мыслители отстаивали идею превосходства государства (общества) перед личностью. Вслед за Платоном Аристотель провёл классификацию форм управления государством. Однако в отличие от Платона Аристотель считал, что идеальное государство в земных условиях невозможно создать по причине слабости человеческого рода и несовершенства человеческой природы. Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения Для социально-политической мысли эпохи Средневековья характерна значитель-ная зависимость её от религиозного мировоззрения. Основы теологической идеологии и политики разработаны Аврелием Августином (Августин Блаженный (354 – 430)) и Фомой Аквинским (1226 – 1274). Их основные идеи: 1. Обоснование верховенства це-ркви над гражданским обществом и светской властью. 2. Мировой порядок установлен богом, государственная власть происходит от бога. 3. Проповедь смирения, терпения, беспрекословного подчинения власти. 4. Идея социального равенства: люди равны пе-ред богом – равны и на Земле. 5. Права на жизнь, собственность – естественны, так как богом даны человеку. В эпоху Возрождения (Ренессанса – ХV в.) происходит освобождение социаль-но-философской науки от теологии и религиозных догматов. На арену социально-поли-тической жизни выходит новый класс общества – буржуазия, которая создаёт свою со-циально-политическую концепцию. Одним из первых буржуазных социальных мысли-телей и политических идеологов был выходец из Флоренции Никколо Макиавелли (1469 – 1527). В произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Госу-дарь» он высказал следующие мысли: · в основе деятельности людей лежит эгоизм и материальный интерес; · государство должно быть светским; · высшая цель политики – благополучие и могущество государства. Для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные средства, т.е. цель оп-равдывает средства; · государь, который хочет сохранить сильное государство должен проводить полити-ку кнута и пряника. В эпоху Возрождения появляются первые социалистические утопии. В работах первых социалистов-утопистов Томаса Мора (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), Джерарда Уинстенли (1609 - 1653) выделяются черты справедливого социалистического общества. В основе жизни этого общества лежит общая собственность, отсутствие неравенства, эксплуатации. Все общественные отношения регулируются государством. Существует жёсткая регламентация и унификация всех сторон общественной и личной жизни граждан.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.007 с.) |