ТОП 10:

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ



РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1

ПРЕДЫСТОРИЯ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Зарождение социального мышления и его развитие в Древнем мире

Процесс зарождения и развития социального мышления неотделим от антропо-социогенеза. Первоначальной формой существования социального знания было первобытное сознание, для которого характерны: 1) синкретичность (нерасчленён-ность) – древние люди не отделяли себя от природы, не противопоставляли индивида первобытному коллективу, расценивали себя как неотъемлемую частицу и природы, и общества; 2) образно-эмоциональное восприятие природной и социальной реальности; 3) мифологичность.

В VII – VI вв. до н.э., в связи с началом использования железа для изготовления орудий труда, появлением прибавочного продукта, социально-классовым расслоением общества, разделением умственного и физического труда, духовная деятельность превращается в самостоятельную сферу общественной жизни. Среди многообразия видов и форм духовного производства особое место занимает социально-философское творчество. В силу существующих в то время общественных отношений социально-философская мысль развивалась в религиозной форме.

Одна из самых древних религий мира – брахманизм – возникла в Индии в начале I тыс. до н.э. В брахманизме с религиозно-философских позиций обосновывается касто-вый строй. Основное требование брахманизма – соблюдать и уважать принцип кастово-сти, и в особенности высокое положение касты брахманов. На основе брахманизма сло-жилось множество религиозных течений, в том числе одна из мировых религий – буд-дизм (VI – V вв. до н.э.). Характерным для буддизма является непротивление злу, рав-нодушие к жизни, уход от жизни в себя, самовоспитание, самосовершенствование, отказ от земных благ, жертвенность.

В IV – III вв. до н.э. в Китае появилось религиозно-философское учение – дао-сизм. Его центральное понятие «дао» – путь, по которому движется мир. Для человека главное следовать дао и не пытаться изменить мир. Даосские жрецы проповедовали идеи нравственного самоусовершенствования личности. Наряду с религиозно-филосо-фскими учениями, исповедовавшими социальную пассивность человека, в Древнем Китае появилось учение, в центре которого был человек социального действия. Это учение получило название конфуцианство – по имени величайшего китайского мысли-теля Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.). Главной в конфуцианстве, как и в других филосо-фско-религиозных системах Древнего Востока, выступает мысль о божественном прои-схождении власти и общественного порядка. Человек должен подчиняться установлен-ному свыше социальному порядку. Конфуций отождествлял общество с государством. Государство, по его мнению, это одна большая семья, отношения в которой должны ре-гулироваться моральными нормами. Основное, необходимое для руководителя качест-во, - человеколюбие. От простолюдинов Конфуций требовал покорности государю и указывал только одно средство воздействия на монарха – увещевание.

Роль Платона и Аристотеля в истории социологии

Значительный вклад в исследование социальной сферы общественной жизни внесла античная философия, особенно такие древнегреческие философы как Платон и Аристотель. Платон (428/427 – 345/347 гг. до н.э.) считал, что люди нуждаются в совместной жизни для удовлетворения потребностей. Такое совместное поселение называется государством. Платон выделил следующие формы государства:

1. Монархия — правление одного хорошего человека; тирания — искажённая форма монархии.

2. Аристократия — правление нескольких хороших людей; олигархия — искажённая форма аристократии.

3. Демократия — правление многих, правление всего народа. Демократия, по Платону, сама по себе искажённая форма правления, так как многие всегда образуют толпу.

Идеальной формой государства Платон считал аристократическую республику спартанского образца. В идеальном государстве, описанном Платоном в работе «Государство» вследствие естественного неравенства людей имеются следующие сословия:

К первому относятся те, у кого преобладает разумное начало, развито чувство справедливости, стремление к праву. Их Платон называл мудрецами, философами. Они должны быть правителями в идеальном государстве. Платон утверждал: «Несчастия человечества прекратятся не ранее, нежели властители будут философствовать или философы властвовать, то есть не раньше, чем соединятся в одних руках философия и политическая власть».

Ко второму сословию относятся те, кто отличается храбростью, мужеством, чувством долга. Это воины и чиновники, которые призваны обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность государства.

Третье сословие образуют люди, призванные заниматься физическим трудом и обеспечивать материальное благополучие общества. К третьему сословию относятся крестьяне и ремесленники.

Таким образом, социальное расслоение общества Платон объяснял не экономическими причинами, а особенностями души каждого человека.

Платон полагал, что частная собственность и семья противоречат общественным интересам, а поэтому в проекте идеального государства он отрицает частную собственность, высказывается за общность жён и за государственное воспитание детей.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – ученик Платона, исходил из понимания человека как «общественного животного». Формами общественной жизни он считал семью, селение, государство. Государство Аристотель поставил выше отдельного человека, семьи, рода. В целом древнегреческие мыслители отстаивали идею превосходства государства (общества) перед личностью. Вслед за Платоном Аристотель провёл классификацию форм управления государством. Однако в отличие от Платона Аристотель считал, что идеальное государство в земных условиях невозможно создать по причине слабости человеческого рода и несовершенства человеческой природы.

ТЕМА 2

СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

О. Конт и его роль в становлении социологической науки

Становление социологической науки происходило в лоне философии. Самостоятельной наукой социология становится в 40-х гг. ХIХ в. после опубликования французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) третьего тома своего труда «Курс позитивной философии». Здесь Конт ввёл в оборот термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной, позитивной, основе. Конт – родоначальник не только социологии, но и позитивизма. Основные принципы позитивного метода в социологии: 1. Законы функционирования общества и природы одинаковы. 2. Наука, в том числе и социология, должна отказаться от изучения не решаемых, мировоззренческих вопросов, на которые пытается ответить философия. 3. Социология должна строиться по образу и подобию естественных, позитивных, наук. 4. Методы социологического исследования должны быть точными и строгими. Социальные явления необходимо описывать количественно. 5. Методы социологического исследования должны применяться объективно, независимо от мировоззренческих позиций исследователя, т.е. объективность знаний.

Во всеобщей классификации наук О.Конт ставил социологию на самую вершину, выше других наук, потому что она призвана открывать и изучать универсальные законы функционирования и развития общества. Сам Конт решающим фактором общественного развития считал духовное, умственное совершенствование человека.

Марксистское направление в социологии

Классики марксизма (К.Маркс (1818 – 1883), Ф.Энгельс (1820 – 1895)) в отличие от всех других социологов выступали за революционный путь развития общества. Маркс – создатель теории социального конфликта. Он полагал, что эксплуататорское общество нельзя реформировать – его можно только уничтожить, заменив бесклассовым.

ТЕМА 3

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Раздел II. Общество: сущность, типы, развитие, функционирование

Тема 1

Общество и его функционирование

Возникновение общества и его основные типы

Генезис общества

Процесс возникновения и развития общества называется социогенез (лат. societas — общество; греч. genesis — развитие). Общество зарождалось одновременно с человеком. Процесс становления и развития человека называется антропогенез (греч. anthropos — человек). Становление и развитие человека и общества как единый процесс называется антропосоциогенез. В антропосоциогенезе выделяют два главных периода:

период досоциального существования предчеловека, когда полулюди жили разрозненно в естественно-природном состоянии;

период социального существования человека. Он начинается с появления человека современного вида (homo sapiens) 50—40 тыс. лет назад. В это время возникают простые общества первобытных людей.

Простое общество характеризуется следующими чертами:

· существует система табу — зачатки нравственности, ограничивающие действие биологических законов;

· родоплеменная организация общества на основе кровно-родственных связей и отношений;

· отсутствие имущественного и социального расслоения в обществе, отсутствие государств.

Около 10—6 тыс. лет назад образуются сложные общества, для которых характерны:

· широкие и разнообразные отношения между людьми на основе социальных связей;

· социальное расслоение;

· управление обществом через особый социальный институт — государство.

Причины трансформации простого общества в сложное:

1. переход от присваивающей экономики (охоты, собирательства, рыболовства, бортничества) к производящей (скотоводству, земледелию, ремеслу);

2. переход от кочевого образа жизни к осёдлому;

3. рост производства, повышение производительности труда в связи с «железной революцией» и появление прибавочного продукта. В результате этого возникли частная собственность, имущественное и социальное неравенство, расслоение общества на антагонистические классы.

В период становления и существования сложных обществ образуются государства, формируются отдельные страны. Понятия «общество», «государство», «страна» — сходные, но не тождественные: их следует различать. «Страна» — понятие географическое, обозначающее часть света или территорию, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом. «Государство» — понятие политическое, обозначающее политическую организацию страны, аппарат управления страной. «Общество» — понятие социальное, обозначающее группу людей, живущих вместе и взаимодействующих друг с другом. Понятие «общество» применимо к любому объединению людей, которое соответствует следующим признакам, выделенным Э. Шилзом:

Ø Не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

Браки заключаются между представителями данного объединения.

v Пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются признанными представителями данного объединения.

1. Имеет территорию, которую считает своей собственной.

2. Имеет собственное название и свою историю.

3. Обладает собственной системой управления.

4. Существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

5. Имеет общую систему ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), называемую культурой.

В историческом прошлом, когда не было отдельных стран и государств, этим критериям общества соответствовали роды, племена. Они были самыми крупными общностями людей. В настоящее время общество эквивалентно национальным границам государств. Объединение людей в мировом масштабе можно назвать сверхобществом (метаобществом).

Типология общества

Всё многообразие обществ, существовавших в прошлом и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы в соответствии с тем или иным критерием. Так, по характеру управления и степени социального расслоения общества делятся на простые и сложные. По наличию письменности различают общества дописьменные, исключительно с вербальной коммуникацией, и письменные, в которых есть алфавит и материальная фиксация звуков. По формам собственности и классовой структуре выделяют первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общества. По технологическому способу производства материальных благ различают общества: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. В зависимости от господствующих в обществе ценностей его относят либо к либеральному (западному), либо к традиционному (восточному). По демократичности социально-политических и экономических отношений и открытости внешнему миру принято говорить об открытом и закрытом обществе. Если в основании типологии лежит вид господствующей религии, тогда речь идёт об обществах православных, католических, исламских, буддистских.

Тема 3

Понятие модернизации

В настоящее время в мировой социологии широкое распространение получила концепция модернизации. Ряд видных западных социологов определяет модернизацию как «тотальную трансформацию традиционного домодернистского общества в такую социальную организацию, которая характерна для «продвинутых», экономически процветающих и в политическом плане относительно стабильных наций Запада» (В. Мур).

Наиболее распространённой в социальных науках является трактовка модернизации как протекавшего в XVII—XIX в. в. процесса социальных изменений, в результате которого сложились два типа социальных систем: западноевропейский и североамериканский. В этом контексте различают два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»). Органическая модернизация является естественным моментом развития общества, она органично вытекает из всей его предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII в. — первой половины XIX в. Выделяют четыре фазы органической модернизации:

1. мануфактурная (раннекапиталистическая) — XVI в. — сер. XVIII в.;

2. индустриальная — конец XVIII в. — XIX в.;

3. позднеиндустриальная — первая половина ХХ в.;

4. постиндустриальная — современная фаза.

Неорганическая модернизация не подготовлена естественным ходом развития общества, она представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Такая модернизация искусственно осуществляется «сверху»: правящие круги отставших в своём развитии обществ, осознав необходимость перемен, проводят их принудительно. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Если органическая модернизация начинается с культуры, с изменений в общественном сознании, в укладе жизни, то есть исходит «снизу», то неорганическая модернизация охватывает, прежде всего, экономику и политику и носит «верхушечный» характер.

Современные российские обществоведы, предпринимающие попытки раскрыть сущность процесса модернизации применительно к истории России, приходят к выводу о том, что модернизация — это не просто переход общества от его традиционного состояния к современному, а активный, действенный поиск наиболее подходящей для данного социума модели органического развития, а также концентрация материальных и духовных сил и средств государства и общества на воплощение этой модели в жизнь (См.: Журавлёв В. В. Россия ХХ столетия: реформы или социальный эксперимент // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. С. 6.).

Тема 4

РАЗДЕЛ III

ТЕМА 1

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Социальный контроль

Процесс социализации протекает под надзором общества, то есть существует социальный контроль. Социальный контроль — особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента — социальные нормы и социальные санкции. Социальные нормы — это образцы того, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Социальные нормы различаются масштабом. Нормы, которые возникают и существуют в обществе в целом, называются общими правилами. Нормы, которые возникают и существуют в малых группах (семья, трудовой коллектив, спортивная команда, компания друзей и т. п.), называются групповыми привычками.

Социальные нормы можно также классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое, чаще всего неформальное, наказание: неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм применяются жёсткие, как правило формальные, санкции вплоть до тюремного заключения и смертной казни.

Социальные санкции — средства наказания и поощрения, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний:

1) формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных органов, прежде всего, органов власти и управления: правительственные награды, государственные премии, стипендии, почётные грамоты, дипломы и т. д.

2) неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты и т. п.

3) формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные нормативно-юридическими документами и исходящие от официальных организаций: выговор, увольнение, штраф, арест, тюремное заключение и т. п.

4) неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными документами: порицание, замечание, насмешка, издёвка, злая шутка, нелестная кличка и т. п.

Если применение санкций совершается человеком по отношению к самому себе, то такая форма контроля называется самоконтролем. Главным внутренним контролёром является совесть. Человеческое общество существует благодаря тому, что большинство людей обладает способностью контролировать себя. Приблизительно на 70 % социальный контроль осуществляется за счёт самоконтроля.

Социальное поведение

Социальное поведение — это действия человека по отношению к обществу, другим людям, к окружающим его природе и вещам. Социальное поведение человека определяется как общественными так и личностными факторами.

Общественные факторы социального поведения:

1) культура общества;

2) характер поведения социальной элиты как образец для подражания;

3) сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (например, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них; безнаказанность преступников — рост преступности).

Личностные факторы социального поведения исходят от самого индивида. К ним относятся:

1) врождённые инстинкты человека, состояние его психики, тип темперамента. «Отец медицины» Гиппократ выделил четыре основных типа темперамента — сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический. Сангвиник — человек живой и подвижный, с быстрой сменой эмоций при их малой глубине и силе; легко переживающий неудачи и неприятности. Холерик — человек быстрый и порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, отличающийся резкой сменой чувств и настроений. Флегматик — человек медлительный, вялый и невозмутимый, со слабым проявлением чувств, ровным настроением. Меланхолик — человек внешне вяло реагирующий на окружающее, но легко ранимый, склонный к глубоким и длительным переживаниям, тоске и грусти.

2) личные жизненные цели и интересы индивида, его ценностные ориентации и привычки.

3) тип референтной группы индивида. Референтная (эталонная) группа — группа людей, нормы и ценности которой выступают для индивида в качестве жизненного образца, эталона поведения.

4) степень самобытности человека, его самостоятельности, умение оставаться самим собой.

5) степень способности человека к самооценке, к самоконтролю.

6) умение человека жить в обществе, ладить с людьми.

Человек несовершенен, поэтому в социальном поведении людей имеют место отклонения. Отклонение в поведении человека от общепринятых норм называется девиантным поведением, девиацией (лат. deviatio — уклонение). Различают положительную (позитивную) и отрицательную (негативную) девиацию.

Позитивная девиация — это такое отклоняющееся от норм поведение, которое не вызывает неодобрения: самопожертвование, героические поступки, фанатичная преданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обострённое чувство жалости, сочувствия и т. д.

Негативная девиация — это те отклонения в поведении, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения, осуждения. Формами негативной девиации являются: преступность. пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, бродяжничество, суицид и т. п. Серьёзное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание, то есть преступное поведение, называют делинквентным поведением (лат. delinquens — правонарушитель, преступник).

К крайней форме отклоняющегося поведения относится аномия (греч. a — отрицательная приставка; nomos — закон) — беззаконие. Аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

ТЕМА 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ

ТЕМА 3

Социальные организации

Общество состоит из множества организаций: производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, управленческих, социального обеспечения, общественных, неформальных. Под организацией понимается группа людей, объединённых координируемой деятельностью для достижения общей цели. Любая организация обладает следующим комплексом обязательных элементов:

· выраженная общая цель членов — участников организации;

· набор ресурсов, необходимых для достижения цели и определённая система их защиты;

· социальная структура, включающая в себя систему официально утверждённых норм поведения и форм контроля за их соблюдением, систему устойчиво воспроизводимых статусов и ролей, специфическое разделение труда между членами организации;

· члены (участники) организации — совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определённым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определённую позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

Социальная организация в процессе своей жизнедеятельности проходит ряд стадий:

1. Возникновение организации, которое связано с появлением социальной потребности в чём-либо.

2. Становление — развитие и совершенствование организационных структур.

3. Зрелость — организация достигает возможных пределов в своём развитии, после чего намечается пока ещё едва заметный спад.

4. Упадок — появившийся на предыдущем этапе едва заметный спад становится очевидным. На этой стадии у руководства организации есть два способа действия: во-первых, радикальное изменение структурно-функциональной упорядоченности (изменение структуры управления, технологий, реконструкция, перепрофилирование и т. п.); во-вторых, ликвидация организации.

5. Разложение — ликвидация организации в её первоначальном виде.

 

РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.019 с.)