Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Футуросинергетика западной цивилизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опираясь на результаты анализа, выполненного в предыдущих главах, рассмотрим альтернативные виртуальные сценарии эволюции западной цивилизации в первые десятилетия XXI в. Западная цивилизация включает США, Западную Европу и Канаду, в значительной мере в ее ареале находятся также Австралия, Новая Зеландия и некоторые страны Восточной Европы.
1. Сохранение существующего положения, возможно, с некоторыми структурными изменениями. Финансово-экономический, политический, военный, технологический и пропагандистский потенциалы, накопленные Западом, достаточно велики, чтобы в течение длительного времени противостоять поступающим со всех сторон ударам, которые могут подорвать устойчивость мирового хозяйства. Предпосылки для этого существуют. На долю развитых стран приходится около 65% валового мирового продукта (ВМП). Подлинными хозяевами мировой экономической жизни являются ТНК — транснациональные корпорации, базирующиеся главным образом в развитых странах. Систему ТНК образуют около 4 тыс. объединений, которые обеспечивают выпуск 40% ВМП, контролируют 80% торговли высокими технологиями и 90% вывоза капитала. Произошла интернационализация хозяйственной деятельности мировой цивилизации, контроль над которой установлен ТНК. Западные страны проводят политику ограничения национального суверенитета снятия барьеров на пути свободного движения капиталов и ресурсов в сфере мирового рыночного хозяйства. Правда, требуя этого от своих торговых партнеров, в случае необходимости они вводят систему преференций собственных национальных интересов. В результате такой политики капиталы и ресурсы приобрели высокую степень динамизма, их концентрация происходит там, где капиталовложения наиболее выгодны, а риск потерь минимален. В итоге менее развитые страны во многих случаях не только лишаются внешних инвестиций, но и теряют собственные капиталы, а также наиболее талантливых и энергичных людей. Механизм ТНК работает словно дьявольский насос, выкачивая из этих стран капиталы, ресурсы и таланты. Богатые страны становятся еще богаче, а бедные остаются бедными навсегда. Следствием этих процессов является тот факт, что страны Запада не только сохраняют, но и постоянно укрепляют собственное положение мирового научного и технологического лидера. Это создает для них предпосылки сохранения своей роли ведущего центра в мировом рыночном хозяйстве и позволяет поддерживать совокупный военный потенциал на уровне, достаточном для превентивного исключения нежелательных случайностей. 2. Мировая тоталитарная система во главе с единственным лидером — США. Разумеется, это экстремальный сценарий, но явные признаки движения в этом направлении имеются уже в настоящее время. Рассмотрим их на примере книги, которую на-
писал авторитетный американский политолог и государственный деятель Збигнев Бжезинский [44]. Он дал своей работе весьма симптоматическое название — «Великая шахматная доска», имея в виду Евразийский материк, на полях которого, по его словам, в XXI в. развернутся основные сражения за мировое господство. Задача США, пишет Бжезинский, состоит в том, чтобы, используя свое экономическое и военное превосходство, не допустить появления в этом регионе другой сверхдержавы, которая могла бы стать соперником Америки и угрожать ее «глобальному благополучию». Бжезинский перечисляет страны, излишняя «активность» которых может войти в конфликт с геостратегическими интересами США. Среди этих стран Германия, Франция, Россия, Китай и Индия, но почему-то нет Великобритании и Японии. Глава, посвященная России, имеет предельно уничижительное название — «Черная дыра». Цели американской политики на геополитическом пространстве этой «дыры» Бжезинский формулирует с циничной откровенностью: не допустить возрождения евразийской империи, которая способна помешать осуществлению американских геостратегических целей. Опасаясь нового подъема России, Бжезинский ключевую роль отводит Украине. «Без Украины, — пишет он, — Россия перестанет быть евразийской империей. Без Украины Россия все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством». Как видно, для уважаемого профессора никакого значения не имеют ни культурная общность Украины и России, ни близость их исторических судеб, ни многочисленные родственные связи граждан обеих стран. Не в ладах он и с элементарной географией: Россия и без Украины находится в Евразии. Но это не главное, важнее другое: во всех рассуждениях Бжезинский исходит из некоего первобытного политического закона, согласно которому у каждой крупной державы непременно должны быть имперские амбиции. Теоретические истоки этой логики хорошо известны — это идеи основоположников геополитики Хэлфорда Макиндера и Карла Хаусхофера. Близкий к фюреру «третьего рейха» Хаусхофер снабдил имперские амбиции национал-социализма псевдонаучной базой. В России тоже есть сторонники подобных теорий, которые пишут об извечном противостоянии двух мировых геополитических центров — теллурократии и талассократии, но в отличие от
США они не занимают никакого места в кругах, где принимаются решения. Бжезинский не единственный американский политолог, которому мировая цивилизация XXI в. представляется как геополитическое пространство, где будет узаконена роль Америки как первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы. Иной вариант той же версии атлантического мондиализма предлагает профессор Френсис Фукуяма в программной работе «Конец истории». Динамизм истории, утверждает он, был обусловлен исключительно иррациональными факторами, которые в конце концов уступили место законам разума, рыночной экономики с ее денежным эквивалентом всех человеческих ценностей, либерально-демократической идеологии. В результате история прекратила течение свое и в мире формируется «новый порядок», основанный на атлантической модели [50]. Третью разновидность мировой тоталитарной системы описывает Жак Аттали в книге «Линии горизонта». Суть его идей состоит в том, что наступающая эпоха есть «эра денег», когда геополитическая структура мира определяется не культурными, этническими, религиозными и прочими факторами, а распределением центров мировых бирж, информационных центров, крупных производств. Властителями в этом «геоэкономическом» мире снова, естественно, оказываются страны Запада, а еще точнее — транснациональные корпорации [41]. Список авторов, выступающих с тоталитарно-мондиалистских позиций, можно продолжить. Важнее, однако, обратить внимание на другое: многие геостратегические решения США и НАТО соответствуют этой доктрине. Согласуются с ней действия Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, других учреждений, контролируемых Западом. Опыт истории свидетельствует: судьба всех империй, претендовавших на мировое или по меньшей мере региональное господство, в конечном счете была одинаковой — их ждал неизбежный крах. Хорошо понимают это и современные сторонники мондиалистских теорий. В ближайшем будущем, предостерегает Бжезинский, две трети обедневшего человечества не смогут в своих действиях придерживаться тех ограничений, которыми руководствуются лидеры привилегированных стран. А потому, делает он вывод, перед Америкой как ведущей державой открыта в настоящее время лишь одна узкая историческая возможность. И надо спешить ис-
пользовать ее, продолжает он, так как нынешний момент относительного международного мира может оказаться краткосрочным. Чтобы не упустить эту возможность, пишет Бжезинский, Соединенные Штаты должны взять на себя «три великие обязанности имперской геостратегии, которые заключаются в предотвращении сговора между вассалами и сохранении их зависимости от общей безопасности, сохранении их защиты и недопущении объединения варваров». Если Бжезинский настаивает на жестком варианте установления мировой тоталитарной системы, то Дж. Сорос рекомендует выбрать другой, «мягкий» сценарий установления капиталистической системы контроля над мировым сообществом [67]. Идеи Сороса близки к концепции «геоэкономики» Ж. Аттали. В качестве ключевого фактора он выделяет концепцию открытого общества, последовательное проведение которой в жизнь позволит, по его мнению, почти автоматически решить поставленную задачу. Трудно, однако, представить себе ситуацию, что альтернативные мировые центры сами уступят одному только экономическому давлению, если будут исключены те или иные формы военно-политического воздействия. Можно видеть, что в основе всех подобных мондиалистских проектов лежит концепция «избранничества» западной цивилизации. Хочется привести оценку этой древней, как сама Библия, концепции, которую дает французский социолог и психолог Люсьен Леви-Брюль: принимая эту идеологию, западный человек «опускается в некий адский круг. Ибо эта преграда, становясь все более непроницаемой, используется для отделения одних людей от других и для оправдания в глазах меньшинства его претензий быть единственной человеческой цивилизацией. Такая цивилизация, основанная на принципе и идее повышенного мнения о себе, является гнилой с самого своего рождения». Если вспомнить все, что говорилось в предыдущих главах о стиле утопического мышления и о возможностях продвижения в жизнь утопических проектов, то конечная судьба этого эволюционного сценария западного мира не будет вызывать каких-либо иллюзий. Его ждет тем более сокрушительный провал, чем далее будет осуществлено в реальности движение к целям, провозглашаемым мондиалистами. 3. Финансовая катастрофа Запада. Профессор Йельского университета Пол Кеннеди в книге «Вступая в XXI век» предупреждает, что одной из главных причин упадка мировых империй
всегда было военное перенапряжение. На нужды Министерства обороны в США расходуется более 250 млрд. долл., что составляет около 15% национального бюджета, или 3,2% валового внутреннего продукта. В американских вооруженных силах служат 1,45 млн. человек и еще 2,2 млн. трудятся на предприятиях военно-промышленного комплекса. Расходы на ежегодные закупки вооружений достигают 44 млрд. долл. Все это немалые цифры даже для такой богатой страны, как США, ВВП которой составляет около 8 трлн. долл. Нет полного благополучия и на мировых финансовых рынках. Объем мировой торговли составляет 12 млрд. долл. в день, а финансовые сделки достигли 420 млрд., т.е. в 35 раз больше. Возник небывалый феномен финансового капитала: деньги делают деньги, превратившись в товар. Классическая формула «деньги-товар-деньги» позабыта. Уже одно это служит потенциальным источником финансовой неустойчивости. Объем долгов Международному валютному фонду и Всемирному банку продолжает расти. Сохраняется высокий внутренний долг самих США. После отмены соглашений Бреттон-Вудса о золотом стандарте доллара финансы из обслуживающего, посреднического звена превратились в самостоятельный системообразующий элемент мирового хозяйства. Возникли мировые финансовые центры. Произошла глобализация капитала, включение в его сферу национальных экономик многих стран. На условиях, выгодных Западу, в ряде этих стран происходит образование формирующегося рыночного хозяйства {emerging market economics). Этим преобразованиям соответствует современный вариант неолиберальных экономических теорий: принцип свободного доступа к ресурсам, к услугам, к интеллектуальной собственности. Международный валютный фонд и Всемирный банк проводят политику, ориентированную на предоставление благоприятных условий для иностранных инвестиций. За счет возникновения дополнительных посреднических цепочек произошло резкое усложнение хозяйственной жизни. Это ведет к подрыву жизнеобеспечения многих стран и к дальнейшему росту финансовой неустойчивости. По удачному выражению Й. Шумпетера, деятельность капиталистической системы приобрела характер «разрушительного созидания»: укрепление стран Запада происходит за счет разрушительного воздействия на остальной мир. Эти процессы усиливают-
ся с помощью распространения низкопробных масс-медиа, компьютерных игр, пропаганды насилия и т.п. В 1960 г. среднедушевой доход в 20% развитых стран относился к среднедушевому доходу в 20% наиболее бедных как 30:1. В результате политики, проводимой Западом, к середине 1990-х годов этот показатель возрос до 80:1. Переход к информационному технологическому укладу и начало движения к постиндустриальному обществу привели к радикальной перестройке стоимостного механизма функционирования капиталистического хозяйства. Трудовая теория стоимости А. Смита — Д. Рикардо — К. Маркса, как известно, базируется на нескольких принципах: • при капитализме богатство выражено в форме товара; • товар обладает стоимостью, которая определяет отношения обмена; • пропорции при обмене определяются затраченным трудом; • сложный труд можно редуцировать к простому; • форматом стоимости является цена, метрика которой определяется рынком. Уже из этого перечня становится ясно, что эту классическую теорию можно использовать для описания реальных процессов лишь как модель первого приближения. Однако для выяснения тех радикальных изменений, к которым ведет постиндустриализм, этой модели достаточно. Согласно этой теории стоимость товара равняется
М = С + V + S, (2.28)
где С — стоимость постоянного капитала; V — стоимость переменного капитала (труд); S — прибавочная стоимость. В условиях информационного технологического уклада эту формулу следует записать в иной форме:
М = С + V1 + V2 + S1 + S2, (2.29)
где V2 и S2 — новые «информационные» показатели, определяемые творческим вкладом ученых и инженеров. Для индустриального общества вкладом этих дополнительных членов можно пренебречь, так как
V2 << V1 ; S2 << S1 (2.30) Но с переходом к информационному обществу положение меняется на прямо противоположное:
V2 >> V1 ; S2 >> S1 (2.31)
Известен один из главных недостатков трудовой теории стоимости: в ней отсутствует формула, связывающая стоимость с ценой. Между прочим, отсутствие этой связи всегда создавало большие сложности для плановой централизованной экономики. С переходом к информационному обществу эта неопределенность возрастает еще больше: принцип редукции сложного творческого труда к простому перестает работать. В условиях быстро развивающейся финансовой экономики мировой рынок ценных бумаг превысил 50 трлн. долл., причем ежегодный прирост составляет более 50%. Стоимость ценных бумаг в десятки раз превысила объем фактической материальной стоимости. На мировом рынке сформировалась гигантская финансовая пирамида, направленная острым концом вниз, а потому готовая рухнуть в любой момент под действием того или иного случайного фактора. Появилась форма капитализма, для которой труд перестал быть необходимостью. Возникновение финансовой экономики ведет к подрыву фундаментальных основ капиталистической системы хозяйства. Среди большого числа имманентных противоречий, которые определяют динамику капитализма как саморазвивающейся системы, есть одно, играющее центральную роль, — это противоречие между функциональными и субстанциональными аспектами капитала. Фундаментальная роль этого противоречия как основного механизма, определяющего развитие капиталистической формации, была вскрыта К. Марксом. Капитал как функция проявляется в различных формах — производственные отношения, машина государственного управления, банки, партии и профсоюзы и др. Капитал-субстанция — это товар, производительные силы, овеществленный труд. В процессе развития капитализма всегда лидировал капитал как функция. При росте капиталистической системы вширь, при ее распространении на новые регионы там в первую очередь формируются ее функциональные блоки, в то время как исходное состояние капитала-субстанции может быть самым начальным. Лидирующая роль функ-
циональных аспектов обеспечила превращение капитализма в основу мировой системы хозяйства. В своем развитии, которое продолжалось более 400 лет, капиталистическая система неоднократно испытывала серьезные структурные кризисы, связанные в первую очередь с противоречиями между обоими аспектами капитала. Каждый из этих кризисов находил решение на уровне структурных и функциональных преобразований. Однако становление информационного технологического уклада и возникновение феномена финансовой экономики поставили капиталистическую систему в принципиально новые, никогда ранее не бывавшие условия. Как следует из формулы (2.31), в этих условиях информационные и соответственно функциональные аспекты производственной деятельности начинают доминировать над субстанциональными, предметными. Иными словами, производительные силы — ядро капитала-субстанции — приобретают информационный и функциональный характер. Таким образом, главная особенность современного этапа развития экономической цивилизации состоит в том, что информация, функция становится субстанцией, а субстанция — функцией. А это означает не что иное, как снятие, исчерпание, затухание основного, системообразующего противоречия капиталистической формации. Капитализм завершил свою историческую программу, у него не осталось больше «точек роста». С позиций социосинергетики снятие системообразующего противоречия капитализма ведет уже не к структурному, а к системному кризису экономической цивилизации. Из теории социосинергетики следует: утратив свои системообразующие признаки, система после прохождения точки бифуркации уже не сможет вернуться к прежнему устойчивому аттрактору. Часы на башне мирового капитализма бьют полночь. Разрешить системный кризис западная цивилизация, а вместе с ней и мировое сообщество в целом смогут лишь на путях одного из тех альтернативных сценариев, о которых речь пойдет дальше. 4. Раскол мирового сообщества. Резкое усиление тех кризисных противоречий, о которых шла речь выше, может привести сначала к утрате согласованной геополитической и экономической стратегии, которой придерживается союз стран Запада, а затем и к обострению противоречий между ними. Второе направление, по которому может происходить обострение конфликтных ситуаций, касается расхождения интересов различных государств и их
оюзных группировок. Агрессия США в Ираке показала: раскол западных союзников становится реальностью. Эту вторую возможность исследовал Сэмюэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» [57]. По его мнению, победа Запада в «холодной войне» и торжество либерал-демократии привели лишь к временному успеху. Очень скоро у незападных народов начнут выходить на передний план цивилизационные и религиозные факторы. Хантингтон полагает, что более реалистичной геополитической стратегией Запада была бы не мондиалистская доктрина, а бинарная концепция «Запад и Все Остальное» («The West and the Rest»). В качестве наиболее вероятных противников Запада Хантингтон называет Китай и группу исламских государств (Иран, Ирак, Ливия и др.). Если вспомнить терминологию одного из отцов геополитики — Макиндера, то становится ясно, что более опасными для Запада Хантингтон считает страны «береговой зоны» — «сердцевинные земли», например Россию — Евразию. Поэтому Западу целесообразно не усиливать противостояние с Россией, а, напротив, обеспечить с ней более тесное взаимодействие в целях недопущения опасного разрастания локальных конфликтов. Если экономическое, политическое и военное могущество западного союза будет подорвано, то дело может даже не дойти до крупномасштабных межцивилизационных конфликтов. Гораздо более опасными для мирового сообщества как целостной саморазвивающейся системы могут оказаться локальные сепаратистские и террористические движения. Центры таких движений в настоящее время существуют даже в таких благополучных западных странах, как Великобритания, Испания, Бельгия, Канада, Италия. В XXI в. в связи с разработкой и распространением по всему миру все более эффективных и дешевых средств массового поражения опасность этих движений будет только нарастать. Все увеличивающийся разрыв по уровню благосостояния и по состоянию культуры, между развитыми и бедными странами, исчерпание природных ресурсов и демографический взрыв послужат естественным фоном нарастания раскольнических настроений. Насколько опасным может быть такое развитие событий, если его своевременно не удается взять под контроль, видно на примере Чечни, где враждебные России силы попытались создать нечто вроде центра международного терроризма с далеко идущими агрессивными планами.
5. Экологическая катастрофа. Развитие по этому сценарию возможно как на уровне отдельных географических регионов, так и в глобальном масштабе. Если справедливы оценки В.Г. Горшкова, Н.Ф. Реймерса, Р. Риклефса, Б. Кольера и других специалистов по экологии, то вероятность экологической катастрофы в XXI в. достаточно велика. Такой ход событий предвидел еще Жан Батист Ламарк, который писал: «Можно, пожалуй, сказать, что предназначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар не пригодным для обитания». Переходу к этому эволюционному сценарию в значительной мере способствуют принципы материального потребительства и фаустовского отношения к окружающей природной среде, прочно усвоенные западным человеком. Этот традиционный взгляд на природу нашел отражение даже в энциклике папы Иоанна Павла II «Laborem Exercens» («О человеческом труде»). «Человек, — говорится в этом послании Святого престола, — является образом и подобием Бога, между прочим, благодаря завету, полученному им от своего Создателя, чтобы он обладал землей, чтобы властвовал над нею. В выполнении этого поручения человек, каждое человеческое существо отражает действие самого Создателя Вселенной». Слишком буквально выполняя поручение Вседержителя и не задумываясь над его скрытым смыслом, человек приближает час катастрофы. Ученые и философы, начиная с В.И. Вернадского и М. Хайдеггера, давно поняли эту опасность и выступили против вековой традиции деонтологизированного субъективизма, иными словами, бездумного противопоставления субъекта как актора по отношению к окружающему миру бытия. Но и до сих пор предостерегающие голоса по-настоящему не услышаны. 6. Новое средневековье. В 410 г. вождь остготов Аларих привел свои отряды под стены Рима. «Вечный город» был взят штурмом и подвергнут страшному разграблению. Сбылись пророческие слова Вергилия: Рушится град, царивший долгие годы. Всюду — вдоль улиц, в домах, У дверей заповедных святилищ — Трупы тел неподвижно лежат, Во прах распростерты. (Энеида, II, 364)
Святой Иероним, узнав о падении Рима, писал: «Когда ярчайший светоч мира погас, когда Римская империя была обезглавлена, я онемел... Кто поверил бы, что Рим рухнул, что мать народов стала их могилой». Если вы посмотрите на карту Римской империи, составленную всего за 10-15 лет до этих событий, то увидите огромное государство, правда, разделенное на Западную и Восточную части, для которого внутренними были и Средиземное, и Черное моря. Недавно М. Грант опубликовал исследование «Крушение Римской империи», где проанализировал большой комплекс причин, приведших к этой исторической катастрофе мирового масштаба. Это был глубокий системный многофакторный кризис. Следуя этому подходу, составим перечень проблем, каждая из которых таит зерна тяжелых кризисных последствий для современной западной цивилизации. Большинство этих проблем достаточно подробно рассмотрено в предыдущих главах, по некоторым другим надо дать дополнительные пояснения. Вот этот перечень: 1. Экологический кризис. 2. Демографический взрыв. 3. Энергетический кризис. 4. Обострение противоречий между Севером и Югом. 5. Финансовая катастрофа. 6. Межцивилизационный раскол. 7. Разрастание локальных конфликтов, рост терроризма. 8. Духовный и религиозный кризис («темная ночь души»). 9. Идеологическая инерция, нежелание и неумение идти на радикальные реформы вопреки кратологическим архетипам. 10. Неспособность преодолеть инерцию потребительства и Фаустовский комплекс отношения к природе. 11. Научный кризис, отсутствие стратегических программ перехода к устойчивому будущему. 12. Биологическое вырождение, эпидемии, генетические болезни. 13. Снижение пассионарной напряженности, отсутствие харизматических лидеров. Быть может, наибольшую опасность в этом перечне представляет последний, тринадцатый, фактор: если у людей опускаются руки, ничего хорошего их ждать уже не может. При провозглашении Американской декларации независимости Бенджамин Франклин сказал замечательные слова: «Мы, конечно, должны держаться вместе, либо, по всей видимости, нас повесят поодиночке».
Иные настроения были в Риме накануне его окончательного крушения. В своем знаменитом труде «De civitate Dei» («О граде Божьем») Блаженный Августин писал, что Земля — юдоль плача, олицетворение несбывшихся надежд и разочарований. Пребывание человека на ней — это скорее умирание, нежели жизнь. Так было во все времена. И только избранные праведники, в благочестивом смирении своем уповающие на милость Господа, могут надеяться на посмертное блаженство в Граде небесном. Судьба града земного, Рима, Августина почти не интересовала. Удивительное равнодушие к его участи проявляло и население империи. Легионы подолгу не получали жалованья. Крестьяне страдали от непосильных налогов. Патриции предавались разврату и оргиям. Почти половина дней в году посвящалась публичным зрелищам. Кажется, никого не занимало, какая участь ждет страну [51]. Гибель этого мира, который уже не мог и больше не хотел защитить самого себя, была неотвратима. Наступление темных веков Средневековья стало совершенно неизбежным. После ужасов Первой мировой войны и революционных бурь, прокатившихся по разоренным полям Европейского континента, русский философ Николай Бердяев написал небольшую книгу «Новое средневековье». Он видел многие признаки наступления эпохи новых темных веков: распространение мистических учений, возрождение магии и колдовства, кризис научного знания, страстные споры о тайнах божественной жизни. Иллюзии земного счастья утрачивают силу, а ощущение мирового зла становится все сильнее. «Мы уже средневековые люди, — писал Бердяев, — не только потому, что таковы судьба и фатум истории, но и потому, что хотим этого» [1]. Философ ошибся: в начале XX в. угрозу мирового коллапса и гибели культуры удалось отвести. Но не повторится ли эта ситуация в начале XXI в.? Если этому суждено произойти, то тяжелые времена наступят не вдруг и не везде сразу. Как это может начинаться, мир узнал на примере Афганистана, Косово, Ирака и Чечни. Хорошо вооруженные банды террористов и наемников. Идеология, настоянная на самых мрачных версиях фундаментализма, — принцип: «над нами Аллах, а под нами козлы». Захват заложников. Средневековые казни на площадях. Бандитские «армии» полевых командиров. Грабежи и непрерывные акты насилия. Завоевательные походы к соседям. Остановившиеся заводы и неработающие школы. Взры-
вы жилых домов в предутренние часы, когда люди еще в постелях. Щедрые финансовые потоки из-за рубежа. И одновременно — негодование мировых СМИ против тех, кто «слишком жестоко» решил отправить бандитов туда, где им положено быть. 7. Переход к постиндустриальному обществу. Завершая книгу «Грядущее постиндустриальное общество», Дэниел Белл писал: «Постиндустриальное общество ведет к появлению нового утопизма, как инженерного, так и психологического... Утопия всегда считалась формулой гармонии и совершенства в человеческих взаимоотношениях. В древней мудрости она выступала «полезной невозможностью», концепцией желаемого, к которому человек всегда должен стремиться, но которое по самой природе вещей недостижимо. И тем не менее эти представления служили точкой отсчета для суждений о людях, идеалом, которым надлежало измерять реальность. Современная гордыня попыталась преодолеть этот разрыв и воплотить идеал в жизнь, но в результате перспектива достижения идеала затуманилась, а идея потеряла свой блеск. Возможно, было бы более разумно вернуться к прежней концепции» [42]. Последуем этому мудрому совету выдающегося американского социолога, которому принадлежит авторство концепции постиндустриального общества, и будем считать этот сценарий тем идеалом, с которым надо связывать благополучный исход к устойчивому, регулируемому будущему. Подводя предварительные итоги выполненного анализа, можно утверждать, что западный мир достиг порога гигантской бифуркации. Дальнейшая его эволюция может происходить в соответствии с одним из альтернативных виртуальных сценариев. Синергетический принцип подчинения позволяет определить минимальный набор регулировочных параметров порядка, соответствующих максимальной вероятности выхода на каждый из этих альтернативных сценариев. Подбор групп таких параметров для всего спектра возможных эволюционных сценариев называется методом джокера. Прогнозная самодостаточность этого метода статистического «взвешивания» эволюционных сценариев следует из синергетического принципа инверсии будущего: если система начинает под действием случайных факторов эволюционировать в сторону выбранного сценария, то после некоторого момента ее дальнейшее движение в этом направлении становится устойчивым — вступает в силу свойство аттрактора «притягивать» близкие режимы.
Следуя методу джокера, заменим реальную социоэкологическую систему — западную цивилизацию — ее моделью, описываемой комплексом параметров порядка. В пространстве материальной культуры Запад следует определить как общество потребления. А потому, повторяя логику, использованную в гл. 2.4 и 2.8, введем энергетический параметр, который определяет уровень материального благосостояния населения: (2.32) а также экологический и технологический параметры:
Четвертый, стабилизационный, параметр определим как ту долю суммарного валового продукта стран Запада (СВП), контролируемого транснациональными корпорациями и правительствами западных стран, которую необходимо расходовать на поддержание в мире устойчивой геополитической и социально-экономической обстановки. Этот показатель учитывает военные расходы, финансирование международных организаций, кредиты, пропаганду и другие факторы. Представим этот параметр в форме: F P4 = —, (2.35) Fo
где Fo и F — СВП и его доля, расходуемая на стабилизацию. Поскольку быстрый рост населения в бедных и развивающихся странах ведет к нарушению устойчивости, введем для учета в модели этого процесса специальный популяционный параметр N P4 = —, (2.36) Nкр где N — реальная величина скорости прироста населения Земли; Nкp — ее допустимая величина. Для прогноза глубиной 10-20 лет можно принять Nкр = 0,5% в год. Поскольку реально N = 1,73% в год, имеем
P5 << 1. (2.37)
Принимая во внимание рекомендации полевой модели социокультурной динамики (см. гл. 2.9 и 2.10), введем два параметра, первый из которых будет учитывать готовность общества к радикальной структурной перестройке в целях ухода с паттерна глубокого системного кризиса, а второй - степень социального сопротивления этим процессам. Назовем первый из этих параметров реформационным, а второй — консервативным:
где Np — доля от полной численности населения, готовая принять необходимые преобразования; аi — факторы, определяющие готовность общества к преобразованиям: a1 — наличие научной концепции и стратегии преобразований; а2 — готовность краториата проводить реформы; а3 — наличие авторитетных лидеров; а4 — наличие достаточного финансирования; а5 — ясное представление о целях преобразований и о тех негативных факторах, которые следует устранить. Знаком * в формуле (2.38) помечена та часть реформационных факторов аi, которая фактически имеются в наличии. Обращаясь к анализу, выполненному в первой части этой главы, следует положить для этих параметров P6 << 1. (2.40) P7 << 1. (2.41)
Чтобы учесть динамику системы, наряду с параметрами порядка будем учитывать их первые и вторые производные по времени:
(2.42)
Смысл первых производных состоит в том, что они учитывают влияние изменений соответствующих процессов на состояние системы. Учет вторых производных позволяет оценить возможную роль новых фундаментальных открытий и изобретений, способных послужить основой технологических инноваций революционного типа. Учитывая скорость продвижения инноваций в практику, оценим глубину синергетического прогноза в 15-20 лет, т.е. ориентировочно до 2015-2020 гг. Расчет статистических весов (относительных вероятностей) альтернативных эволюционных сценариев будем производить по формуле
(2.43)
где значения весовых коэффициентов gik для сценария с номером i определяются в соответствии с табл. 2.12 для того набора регулировочных параметров, которые образуют джокер для данного сценария.
Таблица 2.12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.024 с.) |