Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постиндустриальное общество: взглядСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ИЗ РОССИИ
Российская общественность весьма остро воспринимает мондиалистские устремления, которые проявляются в политике США. Один из глашатаев геостратегии Pax Americana, 3. Бжезинский, с предельной откровенностью формулирует цели, которые, по его мнению, должны ставить США в своих взаимоотношениях с Россией. Нельзя допустить, пишет он, формирования на территории Евразии стратегического субъекта, способного бросить вызов США или ограничить американскую стратегическую доминацию в планетарном масштабе. Впрочем, в возможности России, которую он пренебрежительно называет «черной дырой» в центре Евразии, проявить подобную геополитическую инициативу Бжезинский верит слабо [8]. На эмоциональном уровне отношение к подобной геостратегической концепции очень точно передает главный редактор журнала «Элементы» А.Г. Дугин: «Запад не просто нас давит или тянет с кредитами, не просто нас унижает или высокомерно обучает. Нам отрубают голову, у нас вырывают сердце. У нас силой отнимают прошлое, настоящее и будущее, нас изгоняют из того континента, который является священной Родиной нашей души... Дело очень серьезно. Нас испытуют небытием, приговором «нового мирового порядка», концом истории. Концом нашей истории». Академически сдержанно, но о том же самом пишет известный российский политолог и философ А.С. Панарин. Оценивая рыночную модель глобального мира, которая действует в настоящее время, Панарин обращает внимание на тот факт, что эта модель ориентирована не на беспрепятственное вхождение в конкурентное мировое поле на экономическом, политическом и социокультурном уровнях новых субъектов, а на сужение числа партнеров на этом поле, на превращение пространства глобального мира в зону привилегированной активности элитарного «клуба избранных». Развитые страны стремятся не допустить появления конкурентов. С этой целью используется доктрина деиндустриализации регионов, не попавших в круг избранных [59]. С одной стороны, современная глобализация создает новые планетарные поля и системы коммуникаций, появляются возмож-
ности создания новых «рынков активности», на которых не будут действовать преимущества старых гегемонов. Но с другой — проповедники теории «конца истории» продолжают утверждать, что высшее и последнее слово прогресса — западная модель мироустройства. Будущее нового тоталитаризма, который формируется под знаменами Pax Americana, обсуждает академик Н.Н. Моисеев в книге «Быть или не быть... человечеству?» [50]. Этот новый мировой порядок, по его мнению, больше всего будет похож на тоталитаризм античного типа, примером которого была Спарта. Демократия у спартанцев обеспечивалась трудом и нищетой илотов, и плох был тот спартанец, который до своего совершеннолетия не убил ни одного илота. Что-то подобное, пишет Моисеев, формируется и теперь, только не на территории маленького Пелопоннеса, а в масштабе всей планеты. Пропасть между Севером и Югом стремительно расширяется, и удержать равновесие этой новой тоталитарной системы можно, только опираясь на мощные силовые структуры, способные защитить благополучие «золотого миллиарда». Между государствами неизбежна жестокая и бескомпромиссная борьба за ресурсы. Ярким проявлением этой борьбы является дьявольский насос транснациональных корпораций, действующий в пользу стран «золотого миллиарда». Человечеству, полагает Моисеев, не удастся избежать и наступающей эпохи глобального тоталитаризма: она очень соответствует логике антропогенеза [48]. Однако этот период не будет ни устойчивым, ни продолжительным, так как он породит большое количество острых противоречий в мировом сообществе. Неизбежно и угасание Pax Americana, и этот процесс будет активно развертываться скорее всего уже в первом десятилетии XXI в. В силу закона неравномерности общественного развития США постепенно утратят роль мирового технологического лидера, перестанут быть страной с наивысшей производительностью труда. Но США угрожает не только утрата доминирующих позиций в экономике. Быть может, еще более опасна потеря культурного лидерства. Ключ к будущему нации — высокопрофессиональная система образования. Одна из основ цивилизации, отмечает Моисеев, — это отношения между личностью и обществом. В США господствует принцип крайнего индивидуализма: каждый стремится изучать лишь то, что ему интересно и пригодится лично ему в
для бизнеса. К сходным выводам приходит и Пол Кеннеди, книгу которого мы цитировали в предыдущей главе. К заключению о принципиальной неустойчивости модели мироустройства, основанной на принципах геополитического тоталитаризма, можно прийти, обращаясь к рекомендациям теории. Согласно кибернетическому принципу необходимого разнообразия (У. Эшби) структура управляющей системы не должна уступать по сложности системе управляемой. Из социосинергетики следует, что включение горизонтальных каналов связи, их приоритет над вертикальными каналами, характеризующими управленческие функции, повышают устойчивость самоорганизующейся системы. Западные конструкторы глобального мирового порядка не хотят учитывать этих требований теории. Процессы становления постиндустриальной цивилизации, если рассматривать их в планетарном масштабе, внутренне противоречивы. Движение к этим целям возможно на основе принципов гуманистического универсализма, кооперации и солидарности. Этот путь ведет к глобализации по горизонтали на основе интеграции локальных инициатив перед лицом общих планетарных проблем. Опора на эту демократическую практику может привести к созданию планетарной среды суверенных субъектов, способных поставить под коллективный контроль самодвижение мировой цивилизации в направлении устойчивого развития. Неизбежной платой за такую модель глобальной эволюции станут ограничение национального суверенитета и передача части законодательных полномочий на уровень коллективных решений (ср. с гл. З.1.). Выбору этой синергетической модели глобальной эволюции препятствует несколько факторов. Во-первых, это стремление политической элиты США действовать в соответствии с мондиалистской геостратегией исключительно в собственных интересах. Во-вторых, объективное противодействие усвоению ценностей постиндустриального общества оказывает идеология полицентрического мира, корни которой уходят в историю XX в., когда неустойчивое равновесие международной обстановки поддерживалось за счет противостояния мощных конкурирующих центров силы. Наряду с идеологическими есть и объективные факторы, сдерживающие продвижение к постиндустриальному миру в планетарном масштабе. Один из основных признаков постиндустриализма — смена ориентиров личностной мотивации и соответственно доминирование постэкономических ценностей. Опыт истории свидетельствует: для этого требуется работа поколений. Кроме того, ни
одна страна не может в настоящее время встать на рельсы быстрой индустриализации, не прибегая к широким заимствованиям передовых технологий у развитых стран. А потому, делает вывод В.Л. Иноземцев, самостоятельное вхождение каких-либо стран в круг постэкономически устроенных держав в современных условиях невозможно [25]. Крах концепции догоняющего развития и изменение соотношения хозяйственных сил на мировой арене, считает он, вызовет новый виток противостояния — на этот раз между блоком сверхдержав и множеством подавленных наций, лишенных возможности вырваться за пределы их нынешнего состояния. С безапелляционным характером этого вердикта согласиться нельзя. Если говорить о России, то она, несмотря на тяжелые удары, нанесенные ей плохо продуманными реформами, все еще сохраняет высочайший научно-технологический потенциал, созданный за предыдущие десятилетия. Что касается внеэкономической мотивации, то для людей творческого труда в России нет необходимости привыкать к ней как к какой-то новинке — для них она всегда была просто образом жизни. Подобные резервы развития в направлении постэкономической цивилизации, думается, могут найтись в Китае, Индии и в некоторых других странах. Другой объективный фактор, способный сыграть роль тормоза на пути к постиндустриальному миру, — это приближающийся финансово-экономический кризис в странах Запада, о многих признаках наступления которого говорилось в предыдущем разделе. Обстоятельный анализ предкризисных явлений, характеризующих современное состояние мировой экономики, выполнен в монографии В.Л. Иноземцева «Расколотая цивилизация» [25]. Принципиально новый феномен в экономической жизни Запада — возникновение финансовой экономики, или финансизма, — анализируется в работах В.М. Коллонтая, Ю.М. Осипова, ВТ. Белолипецкого [4,30,58]. Переориентация с кейнсианской на неолиберальную модель развития привела к активному дерегулированию финансовой сферы. Важную роль в усилении этой сферы сыграли процессы глобализации мирового хозяйства и быстрого развития научно-технического прогресса. Возникли мировые финансовые центры, которые сконцентрировали в своих руках огромный финансовый, информационно-аналитический и хозяйственный потенциал. Следствием автономизации финансовой сферы стал огромный разрыв между материально-вещественными и финансовыми потоками. Финансовая экономика превосходит реаль-
ную уже в десятки раз. Под контроль финансовых центров перешло формирование критериев оценки хозяйственной жизни, ее приоритетов и мотивации. Все эти реально происходящие процессы с трудом укладываются в первоначальный каркас теории постиндустриального общества и, главное, создают предпосылки глубокого финансового кризиса. Обострение внутренних проблем в постиндустриальных странах приведет к тому, что иссякнет источник инвестиций и кредитов, необходимых для развития большинства стран планеты. Следствием этого окажется превращение регионального кризиса в планетарный, превосходящий по масштабу и последствиям весь печальный опыт XX столетия. Неизбежным станет еще более значительное обострение противоречий между постиндустриальным «золотым миллиардом» и остальным миром. Анализируя трудности и проблемы, возникающие на пути становления постиндустриального мира, русские экономисты, социологи, политологи и философы выполнили большой цикл исследований, посвященных углублению и развитию теории постиндустриализма. Отметим в связи с этим изданные в последние годы монографии И.В. Бестужева-Лады, СЮ. Глазьева, А.Г. Дугина, А.А. Зиновьева, В.Л. Иноземцева, Ю.М. Осипова, А.С. Панарина, А.И. Уткина, А.И. Субетто, Ю.В. Яковца и др. [7, 17, 25, 88]. Необходимость самосогласованного снятия глобальных проблем давно интересует футурологическую мысль России. Первоначально обращение к исследованию этой тематики возникло в связи с творческим освоением и развитием концепции ноосферы, предложенной академиком В.И. Вернадским около 60 лет назад (работы В.А. Коптюга, Л.В. Лескова, В.А. Лисичкина, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула, А.Л. Яншина и др.) [33, 41, 74, 75]. Есть основания рассматривать учение о ноосфере как прообраз теории постиндустриального общества. Приступая к построению своего учения, В.И. Вернадский большое внимание уделял вопросам методологии. «Главное в научном миропредставлении, — писал он, — это метод научной работы, известное отношение к подлежащему научному изучению явления». Научное отношение к окружающему есть инвариант научного поиска, общий и неизменный научный метод искания. Основной метод, который был положен Вернадским в построение теории ноосферогенеза, — это системные эмпирические обобщения. При этом во многих рассматриваемых вопросах Вернадский выходил
далеко за рамки классического мировоззрения, намного опережая свое время. Следуя выбранному методу, Вернадский утверждал: появление и эволюция человека есть не что иное, как органический и закономерный этап эволюции биосферы, которая в свою очередь является порождением космической среды мира. Антропогенез, таким образом, рассматривается им как естественная составляющая развития биосферы и Космоса в целом. Именно по этой причине анализ процессов становления ноосферы может опираться на широкомасштабные научные обобщения богатой эмпирической информации. XX в. внес в этот естественный эволюционный процесс два новых фактора принципиальной важности. Первый из них состоит в том, что «человек на наших глазах становится мощной геологической силой. Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека незаметно... Мощь его связана не с материей, а с его мозгом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» [12]. Второй фактор, который указывает Вернадский, — это возникновение мирового сообщества как целостной самоорганизующейся системы. Практически в одно время с ним О. Шпенглер и А. Тойнби утверждали, что человечество — это пустое слово и отрицали единство мировой цивилизации. И только к концу XX в. стало ясно, что правильной является точка зрения Вернадского, а не его антагонистов. Он оказался одним из первых, кто сумел правильно разгадать реальную динамику процессов мировой истории. Исторический процесс, писал Вернадский, меняется коренным образом на наших глазах. Перед человечеством, «перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера» (от греч. noos — разум) [12]. Этот тезис Вернадского о необходимости объединения усилий всего человечества перед лицом обостряющихся глобальных проблем не был своевременно усвоен мировой общественностью. Напротив, в те же годы получил распространение основной постулат геополитики об извечном противостоянии талассократии и теллурократии — союзов морских и континентальных держав, — отстаиваемый основоположниками этого учения X. Макиндером,
К. Хаусхофером, А. Мэхеном и др. Близкие идеи о противоборстве цивилизаций в XXI в. в наше время развивает С. Хантингтон. В том же духе выдержана и концепция «нового мирового порядка» по проекту Pax Americana. А вот с концепцией постиндустриальной цивилизации, развивающейся в рамках демократической глобализации по горизонтали, идеи Вернадского очень близки. В чем же, согласно Вернадскому, состоят основные особенности и этапы становления ноосферы как новой стадии эволюции биосферы в целом и конкретно человечества? Основной функцией биосферы является адаптивно-адаптирующая деятельность, направленная на приспособление к окружающей среде и на перестройку этой среды в целях расширения границ гомеостаза. Не вызывает сомнения, что современный облик Земли, включая состав атмосферы, содержащей свободный кислород, определен именно биогенными процессами. С формированием ноосферы ведущая роль должна перейти к другой функции — креативной, или творческой, научно-производственной. Именно в этом направлении со времен неолитической революции происходило самодвижение антропосферы. С переходом к ноосфере совершается качественный скачок: приоритет отдается науке, новым фундаментальным знаниям. И здесь также без труда просматривается параллелизм с теорией постиндустриализма. Но далее начинаются расхождения. Из концепции ноосферы следует, что между этими двумя основными функциями существует противоречие: первая из них направлена прежде всего на поддержание устойчивого равновесия с окружающей природной средой, а креативная деятельность, открывая новые, более эффективные способы взаимодействия с этой средой, создает предпосылки для нарушения этого равновесия. Но одновременно это ведет к освоению новых экологических ниш и к расширению границ гомеостаза, в том числе путем противопоставления рукотворного, искусственного мира «второй природы» естественному. Ни у Белла, ни у Тоффлера этот аспект эволюции мира человека не анализируется. Между тем отсюда вытекают важные следствия. Снятие противоречий между обеими функциями может происходить только в точках бифуркации, ветвления эволюционных паттернов. И следовательно, этот вывод распространяется на характер грядущей эволюции мировой цивилизации как по модели ноосферы, так и по модели постиндустриального общества. Можно поэтому утверж-
дать, что единственно возможной формой существования ноосферы и постиндустриального общества как самоорганизующихся систем является непрерывная эволюция, носящая по преимуществу интенсивный характер. Иными словами, обеим моделям должны быть присущи динамизм, регулярное обновление технологических укладов и социокультурная эволюция. Одновременно с исследованиями Вернадского по проблемам ноосферогенеза и независимо от него крупнейший русский экономист Н. Д. Кондратьев сделал важное открытие: он обосновал существование долгосрочных циклических колебаний экономической конъюнктуры, которые позже получили название длинных, или «кондратьевских», волн. Позднее эти исследования продолжил Й. Шумпетер. Начавшийся в 80-х годах XX в. переход развитых стран к информационному обществу соответствует по шкале Кондратьева пятому технологическому укладу, главным, системообразующим признаком которого являются именно информационные технологии. В качестве другого научного направления, которое можно сопоставить с концепцией цикличности ноосферогенеза, укажем теорию русско-американского социолога Питирима Сорокина о типологии социокультурной динамики [70]. Согласно этой теории исторический процесс представляет собой смену крупных цивилизационных социокультурных типов — чувственного, идеационного и интегрального. Каждый такой тип, по Сорокину, представляет собой общественный строй с присущей ему политической, экономической, культурной, религиозно-идеологической и ментальной организацией, системой ценностей и специфическими чертами личности. Будущее мировой цивилизации Сорокин связывал с интегральным типом, который объединит все лучшие особенности предшествующих этапов мировой истории. В этих мыслях Сорокина просматривается перекличка с идеями ноосферогенеза и постиндустриального общества. Недавно, развивая идеи Н. Кондратьева и П. Сорокина, Ю.В. Яковец построил прогноз последовательных циклов эволюции постиндустриальной цивилизации на период до 2300 г. (монография «История цивилизаций») [86]. Но вернемся к концепции ноосферы. Подчеркивая приоритетную роль науки, Вернадский писал, что с расширением и углублением научного знания «силы человечества в окружающей природе растут с неудержимой мощью». Однако он видел в этом процессе не одну только позитивную сторону. Рост научно-технологического потенциала ведет одновременно к тому, что техногенное давле-
ние на природную среду меняет облик планеты, причем делает это со все возрастающей скоростью. «Мы ясно видим, — писал ученый, — что биосфера коренным образом изменилась» [12]. Вернадский был одним из первых, кто заметил всю опасность этой тенденции. Если бы его предостережение было своевременно услышано, то, возможно, к концу XX в. не сложилась бы столь критическая экологическая ситуация. Обсуждая с Вернадским проблему самосогласованного и неразрушающего взаимодействия, российско-немецкий биолог Н.В. Тимофеев-Ресовский предложил назвать этот процесс коэволюцией общества и природы. В теории постэкономического общества эту важнейшую проблему обходят молчанием. Ни интенсивное развитие ноосферы, ни регулярное обновление технологического базиса, ни самосогласованная эволюция общества и природы невозможны без опоры на научные достижения. Отмечая ведущую роль науки в процессах социокультурной динамики, Вернадский подчеркивал всевозрастающее ее воздействие на нашу жизнь. Происходящий в настоящее время взрыв научного творчества и создает, по его словам, предпосылки для перехода к ноосфере. «В XX веке, — писал Вернадский, — одна-единая научная мысль охватила всю поверхность планеты, все на ней находящиеся государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного искания». Но творческая работа мысли требует благоприятной среды для своего существования и развития. Достигается это на основе широкого образования народа и освобождения научного искания от всякой рутины, идеологических, религиозных и прочих пут [12]. Наступающая эпоха, подчеркивал Вернадский, — это эпоха народных масс. Будучи в период до 1917 г. одним из организаторов российской конституционно-демократической партии, он отмечал огромное значение демократических организаций, их содействие научному познанию. «Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, — писал он, — как и творческая научная работа.» Основная функция ноосферы — креативная — персонифицирована, она определяется в первую очередь деятельностью творческих личностей. «Я уверен, — писал Вернадский по этому поводу, — что все решает личность, а не коллектив, elite страны, а не демос». Необходимое условие реализации творческого потенциала личности — система представительной демократии, защита прав человека, включая право на собственность вообще и интеллекту-
альную в частности, на свободу совести и слова, на образование. Отстаивая права человека, Вернадский делал важное уточнение: «Я нарочно употребляю слово человека, а не людей — так как из последнего более общего понятия... можно сделать эквилибристический скачок в сферу социально-рабских мнений». Заметим: Вернадский сделал это замечание задолго до того, как на планете возникли бесчеловечные тоталитарные системы XX в.! Много позже П. Сорокин и Ф. Хайек назовут сферу этих «мнений» феноменом коллективистской этики, без которой не может существовать тоталитаризм (гл. 2.8). Позднее Вернадскому пришлось познакомиться с советским вариантом тоталитарной системы на практике. Вот что он писал своему другу в 1924 г.: «Все сейчас сдерживается террором. Моральные основы коммунизма, а мне кажется, и социализма в России иссякли. Сдерживать долго террором и убийствами нельзя без конца, а когда эти путы исчезнут — проявится настоящее содержание русской жизни... Корни коммунизма только отчасти в социальных построениях социализма, а частью в старой русской государственности. Не только коммунисты, но и все социалисты — враги свободы, так как для них личность человеческая исчезает перед целью». К этим словам Вернадского необходимо добавить одно уточнение: адепты тоталитаризма могут использовать для своих целей идеологические штампы, заимствованные в коммунистических и социалистических теориях, но в принципе они могут взять на вооружение любые маски, которые более всего будут соответствовать условиям времени. Тоталитарная система может обеспечить достаточную материальную поддержку некоторым научным направлениям. Но для активного творческого поиска этого мало — нужна свобода. В Советском Союзе это условие, отмечал Вернадский, не соблюдалось, свободному научному исканию препятствовала жесткая идеологическая догма «при исключительной централизации в руках государственной власти предварительной цензуры и всех способов распространения научных знаний». Справедливости ради надо заметить, что в этих мыслях у Вернадского был очень авторитетный предшественник, который столь же резко осуждал официальную идеологию и защищал принципы свободы человеческой личности. В его работах шла речь о необходимости творческого подхода к теории общественного развития, в Центре которой должны стоять самосознающий субъект и его об-
щественная историческая практика. Согласно прогнозу, который, как он думал, следовал из его теории, вершиной исторического процесса должно стать общество реального гуманизма. Основным принципом этого общества станет постулат, согласно которому свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Этим предшественником Вернадского был другой крупный ученый — К. Маркс. Самодвижение человечества к этим высоким целям, полагал он, будет развиваться в двух противоречивых, но взаимосвязанных направлениях — стремлении к высокой эффективности труда и к социальной справедливости. Российские коммунисты, провозгласившие себя его наследниками, построили систему, в которой лишь очень немногое напоминало то, о чем писал великий экономист К. Маркс. Но это не может служить основанием объявить его учение устаревшим, как это поспешили сделать некоторые его вчерашние адепты. Наоборот, Д. Белл, например, на страницах своей главной книги «Грядущее индустриальное общество» [3] ведет с Марксом плодотворный диалог. В последние годы и в России появились работы, авторы которых используют идеи Маркса при обсуждении проблем перехода к устойчивому миру постиндустриальной цивилизации (среди них С. Платонов, А. Бузгалин, Г. Зюганов, Р. Нуреев и др.). Еще более показательно, что начался процесс научного переосмысления советского варианта построения устойчивого общества будущего. Известны высказывания некоторых крупных западных теоретиков (Р. Арон, Дж. Гэлбрейт и др.) о том, что между советским строем и западным обществом нет непроходимой пропасти, оба они представляют два разных варианта одной и той же индустриальной общественной системы. А недавно известный на Западе и в России философ и социолог А.А. Зиновьев опубликовал книгу «На пути к сверхобществу» [23]. В этой книге он подводит итоги своих многолетних исследований теории реального коммунизма и западного общества («западнизма» в его терминологии) и анализирует современные тенденции эволюции человечества. Развитие истории, делает он вывод из своей социологии, переходит из естественно-эволюционной фазы в планово-управляемую, а главный формой социальных объединений становится глобальное сверхобщество. Еще совсем недавно на Земле существовало два варианта таких сверхобществ — коммунистическое и западнистское. Первое из них не выдержало конкуренции и распалось, осталось только сверхобщество Запада, которому, считает Зиновьев, на достаточно
длительный срок и принадлежит будущее. Однако это будущее, полагает он, менее всего будет напоминать земной рай, потому что опыт построения на Земле различных вариантов рая свидетельствует, что они не устраняют жизненных проблем, драм и трагедий. «Наблюдая жизнь и изучая историю, — пишет Зиновьев, — я убедился в том, что самые устойчивые и скверные недостатки общества порождаются его самыми лучшими достоинствами, что самые большие жестокости делаются во имя самых гуманных идеалов. Нельзя устранить недостатки того или иного общественного строя, не устранив его достоинства». Ничего не скажешь, грустный комментарий к эре грядущего постиндустриального общества! И все же один луч надежды Зиновьев видит: если изменить общество в духе каких-то идеалов невозможно, то остается другой выход — совершенствование самого себя в духе идеалов человека. Заметим: к этому вопросу нам еще предстоит вернуться. А теперь снова о глобальных проблемах, решения которых не предусматривает ни один вариант теории постиндустриального общества. Приведем мнение по этому поводу бывшего министра Государственного комитета РФ по охране окружающей среды В.И. Данилова-Данильяна и возглавляемой им группы ученых. Чтобы предотвратить развитие кризиса, необходимо, по их мнению, решить ряд задач: резко сократить численность народонаселения Земли, приостановить научно-технический прогресс, усвоить новую, экоцентристскую философию жизни и др. [81]. Если принять подобную программу, то о постиндустриальном будущем придется забыть навсегда. Остается, правда, совершенно неясным, с помощью каких механизмов удалось бы провести такую программу в жизнь правительству, которое не нашло бы других способов предотвратить сползание в пропасть. Однако неразрешенность глобальных проблем, доставшихся постиндустриальному обществу от предшествующей исторической эпохи, лишь один критический узел, развязать или разрубить который предстоит XXI в. Возникает и другой узел, на который пока мало кто обращает внимание, но который, пожалуй, не менее опасен, — собственное порождение постиндустриального общества как самоорганизующейся системы. Главный отличительный признак постиндустриального общества — примат знания. И следовательно, рядом с человеком экономическим — Homo economicus, который победил в Европе 500 лет назад, становится и человек научный — Homo scientis. Рука об руку с ними, пишет профессор
Московского университета Ю. Осипов, реализуется и третий человек — Homo technologicos, человек технологический [56]. С переходом к постиндустриальному обществу лидером в этой триаде становится Homo scientis, обладатель знания, человек-творец. Человек этот создает мир, ориентируясь сначала лишь на свои потребности, а потом расширяет круг этих потребностей. Это ведь тоже творческая работа — созидание новых потребностей, которые все более переходят грани потребностей естественных. Человек создает свой, т.е. неестественный и даже противоестественный, мир. В этом почти неостановимом, все ускоряющемся процессе удаления от естества в сторону искусственного мира человека не может и не будет сдерживать ничто до тех пор, пока его не остановит наконец им же самим творимый неестественный мир «второй природы». И тогда он рискует оказаться перед лицом катастрофы, быть может, еще более грозной, чем та, о которой так много говорится сегодня. Во многой мудрости, сказано у Екклезиаста, много печали; и кто умножает знания — умножает скорбь. Знание действительно может завести нас в новые тупики и ловушки, но оно укажет и выход оттуда. Существуют ли теоретические предпосылки исследования этих новых проблем, носящих пока во многом виртуальный характер? В начале XX в. замечательный русский философ и экономист Сергей Булгаков писал, что рост материальных потребностей целесообразен лишь в той степени, в какой они служат основой удовлетворения потребностей духовных [10]. Развивая эти мысли, он писал об огромном значении для определения грядущих судеб человечества перевода на язык философии проблем хозяйственной жизни. Предметом этого важнейшего направления теоретической мысли — философии хозяйства — является, по его словам, «человек в природе и природа в человеке». При такой постановке исследование этого круга проблем требует обращения к комплексному подходу, основанному на использовании мировоззренческих, социально-экономических, политических, научно-технологических, психологических, этических и других методов. Роль философии состоит, очевидно, в том, чтобы осуществить научный синтез этих часто взаимно противоречивых методологических подходов. Самому Булгакову удалось сделать лишь первый шаг в реализации этой программы, посвятив ей книгу «Философия хозяйства».
За прошедшие с тех пор десятилетия никто из специалистов не брался продолжить эту работу — препятствовали догмы официальной большевистской идеологии. Определенную «перекличку» с идеями Булгакова можно обнаружить лишь в трудах Вернадского по ноосфере — масштаб его личности в значительной мере ограждал его от официозной критики. И лишь недавно программу, намеченную Булгаковым, удалось выполнить Ю.М. Осипову, который посвятил ей трехтомную монографию «Теория хозяйства» и опубликованную немного позже книгу «Очерки философии хозяйства» [56, 57]. Подводя предварительные итоги обсуждению проблем грядущего постиндустриального общества, я хотел бы процитировать слова немецкого ученого XVIII в. Георга Лихтенберга: «Если моя философия недостаточно сильна для того, чтобы сказать нечто новое, то в ней все-таки достаточно мужества, чтобы считать не вполне достоверным то, во что уже так давно верят».
Глава 3.4 ВОЙДЕТ ЛИ РОССИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МИР?
Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся методом, который предложил русский экономист Владимир Базаров, опубликовавший в 1926 г. работу «О методологии построения перспективных планов». Существо его идеи состоит в том, что начинать планирование надо не с продумывания целей, которых хотелось бы добиться, а с анализа проблем, не решив которые не удастся двинуться вперед ни к каким целям. С нашей точки зрения, этот подход хорош тем, что он превосходно вписывается в методологию социосинергетики и в первую очередь в тот ее раздел, который относится к моделированию процессов перехода из кризисной зоны бифуркации. К 1985 г. Россия (тогда Советский Союз) оказалась перед лицом структурного кризиса. Попытки преодолеть его путем перестройки социализма, а затем рыночных реформ, предпринимавшиеся в течение последующих 15 лет, оказались неудачными и только усугубили положение.
Основные проблемы современного состояния экономической жизни России состоят в следующем: 1. Уменьшение валового национального продукта и доходных статей бюджета страны. ВВП в 2002 г. составил 200 млрд. долл., а бюджет 2003 г. — всего 73 млрд. долл. 2. Низкий технологический уровень большинства производственных комплексов, малая конкурентоспособность их продукции на мировом рынке. 3. Уменьшение инвестиций в экономическую инфраструктуру- 4. Рост внешней задолженности (семь годовых национальных бюджетов). 5. Падение уровня жизни населения. По данным статистики, средняя покупательная способность гражданина России — около 1 долл. в сутки. Две трети населения — бедные и низкооплачиваемые. 6. Оскудевание социальной сферы (здравоохранение, образование, культура и др.). 7. Криминализация политической и хозяйственной жизни, коррупция, рост теневой экономики. 8. Низкий уровень национальной безопасности. 9. Процессы экономической и политической дезинтеграции, превращение Чечни в очаг террористической деятельности. 10. Ухудшение экологической обстановки. К этому следует добавить комплекс этических и духовных проблем. Возник слой компрадорской политической элиты, продажного чиновничества, «новых русских» — нуворишей, готовых жертвовать общественными интересами ради достижения собственных корыстных целей. В России пока не сформировались ни феномен гражданского общества, ни его социальная опора — средний класс. Широкое распространение получили настроения общественной апатии, равнодушия, неверия в возможности добиться перемен к лучшему («пофигизм» на современном новоязе). Нет сомнений, положение очень тяжелое. Но оно не является безнадежным. В тысячелетней истории России бывали времена не менее тяжелые — достаточно вспомнить татаро-монгольское нашествие в 1237 г., Смутное время и польскую интервенцию в 1612 г., поход на Москву «великой армии» Наполеона в 1812 г., поражение в первой мировой войне, революцию и гражданскую войну в 1917 — 1922 гг., нашествие гитлеровских орд в 1941 г. Но каждый раз
русский народ находил силы, чтобы преодолеть кризис. Появлялись мудрые и энергичные лидеры, способные справиться с комплексом сложнейших проблем, обнаруживались и средства, необходимые для их решения. И страна возрождалась к новой жизни еще более окрепшей. Чтобы продолжить разговор о том, в чем состоят предпосылки для выхода из современного кризиса, обратимся к анализу тех ресурсов, используя которые эту задачу можно решить. 1. Природно-экологический фактор. Современная экономическая политика России опирается на топливную промышленность как основной источник финансовых поступлений в национальный бюджет. Нефтегазовый комплекс обеспечивает около 20% ВВП, 45% экспорта и 60% валютных поступлений. Россия обладае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.022 с.) |