Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полевая модель социокультурной динамикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже было сказано, комплекс кратологических архетипов, сформировавшийся в Советской России, не претерпел сколько-нибудь значительных изменений в процессе реформ Ельцина-Гайдара-Чубайса. А что представляли эти архетипы в дореволюционной, царской России? Каждый, кто достаточно хорошо представляет себе российскую историю, согласится, что комплекс этих архетипов в основных чертах существовал и в эпоху Российской империи и большевикам не потребовалось изобретать его заново. Словесное, терминологическое оформление было, разумеется, иным, но содержательной стороны, внутренней сущности кратологических архетипов это не коснулось. Обобщая это наблюдение, можно поэтому утверждать, что комплекс кратологических архетипов обладает свойством инвариантности и выполняет функцию одного из стержней российской государственности. Этот вывод не является новым, на него неоднократно обращали внимание И.В. Бестужев-Лада, А.Л. Янов, А.С. Ахиезер, И.Г. Яковенко.
Но если кратологический архетипический комплекс оставался инвариантным на всех трех этапах российской истории XX в. — Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации, — то идеологическое оформление режима менялось радикально. Идеологию социалистической системы Советской России определял «основной закон социализма»: производство в интересах повышения благосостояния и свободного всестороннего развития ассоциации трудящихся и каждого ее члена. В соревновании двух мировых социальных систем — капитализма и социализма — побеждает та, писал Ленин, которая обеспечит наивысшую производительность общественного труда. Из теории научного социализма следовало, что этой системой в конечном счете будет социализм. Но если и Маркс, и Плеханов утверждали, что это произойдет не ранее чем будет достигнут соответствующий уровень развития производительных сил (для этого, писал Плеханов, «потребуется как минимум столетие»), то Ленин не собирался ждать так долго. Он полагал, что социализм можно ввести, захватив в стране власть. А одержать верх в соревновании с капитализмом поможет второй закон системы социализма — плановый принцип ведения народного хозяйства. Таковы были идеологические принципы, по которым семь десятилетий жила Россия, пока в конце концов не наступил крах. Не следует думать, что эти идеологические принципы были далеки от настроений народа. Напротив, эта идеология владела умами широких масс. Любимой народной песней было сочинение композитора Дунаевского и поэта Лебедева-Кумача: Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек. В буднях великих строек рождался трудовой энтузиазм. Активно работали СМИ, которые правильнее было бы назвать средствами массовой идеологии. Ученые трудились над диссертациями, над тысячами статей и сотнями книг, в которых развивалась теория «реального социализма». Казалось, сам воздух великой страны был наполнен идеологией. И в то же самое время безостановочно крутились колеса жестокой репрессивной машины кратологических архетипов. Как снять это кажущееся противоречие? Это можно сделать, обращаясь к
специально сконструированной полевой модели социокультурной динамики. Поле — это термин, который используется в физике для обозначения систем, которые обладают бесконечно большим числом степеней свободы. Физические величины, относящиеся к такой системе, не локализованы в пространстве, а непрерывно распределены по некоторой его области. Примерами таких систем являются гравитационные и электромагнитные поля, источниками которых служат материальные тела, обладающие в первом случае массой, а во втором — зарядом. Не составляет труда распространить это понятие на идеологическую и кратологическую системы. В качестве «источников» этих полей можно в таком случае рассматривать пропагандистские и репрессивно-силовые центры, созданные партийно-государственным аппаратом. Все свойства, которыми по определению обладают физические поля, со всей очевидностью имеют место и в случае идеологических и кратологических полей с тем существенным отличием, что объектом их воздействия являются живые люди. Чтобы описание социокультурной динамики с помощью полевой модели стало достаточно полным, необходимо ввести поле третьего типа, источником которого являются сами человеческие массы, живые люди с их традициями, исторической памятью, национальными обычаями, типом ментальное™, надеждами и религиозными верованиями. Назовем этот третий фундаментальный тип поля демологическим (от греч. demos — народ). Это поле точно так же, как и два других, опирается на собственную систему архетипов, образованную комплексом национальных традиций, идеалов и верований, которая в своей основе тоже обладает свойством инвариантности. Эта системная триада кратологического, идеологического и демологического полей и представляет собой теоретическую основу полевой модели социокультурной динамики. По существу речь идет о едином поле, которое имеет три компоненты и природа которого носит психологический характер. Исследованию проблем коллективной психологии посвятили свои труды русский психолог Владимир Бехтерев и французский социолог Серж Московичи. Психология масс, утверждает Московичи, наравне с политической экономией является одной из двух наук о человеке, идеи которых составили историю. Существование этого коллективного психологического поля угадывал X. Ортега-и-Гассет, когда в работе «Положение науки и
исторический разум» писал о коллективном мнении, которое может не совпадать с чьими-то личными представлениями, но от этого не перестает быть реальным. Особенность этого коллективного мнения состоит в том, что оно не зависит от того, разделяет его каждый человек или нет. Это коллективное убеждение тяготеет над личностью, подавляет ее, понуждает соглашаться с ним [64]. В этом отношении оно вполне подобно силовому полю, понятие о котором вводится в физике. Положение человека в обществе зависит от того, как он относится к этому коллективному социокультурному полю, как воспринимает его. Если он согласен с коллективной верой, то ее волны поднимают его вверх. Волны социокультурного поля подхватывают его, и он скользит по их вершинам, словно на акваплане. Но если он попадает в потенциальную яму, образованную волнами социокультурного поля, то ему приходится несладко. Пространство, на котором действует социокультурное поле, — это многомерное пространство всей духовно-материальной культуры. Детерминированность социальной эволюции на этом пространстве формируется историческим субъектом в процессе его деятельности. Роль социокультурного поля проявляется в этих процессах в том, что оно определяет ценностные и целевые ориентиры этой деятельности. Историю творит субъект, обладающий психикой, управляемый и направляемый социокультурным полем как виртуальным пространством его бытия. Распределение и динамика потенциалов социокультурного поля коррелируются реальностью, хотя и с временным лагом. Исторический субъект познает реальность бытия не непосредственно, а через его отражение в социокультурном поле. В итоге возникает ситуация, когда человек только думает, что действует на основании собственной воли и собственных решений, в то время как в действительности он лишь играет роль, которую предписывает ему социокультурное поле. В равновесных условиях взаимодействие всех трех компонент социокультурного поля, обладающих существенно разными ценностной и целевой ориентациями, обеспечивает эволюцию социальной системы по гомеостатической модели. Необходимость снятия противоречий, возникающих внутри триады полей, сообщает социокультурной системе структурно-функциональный динамизм. Устойчивый характер эволюции системы зависит также от граничных условий, т.е. от геополитической обстановки, состояния мирового рынка и окружающей среды.
Один из факторов, который привел к крушению советской системы, состоял именно в нарушении равновесия граничных условий в связи с переходом стран Запада к передовому информационному технологическому укладу. Идеологическая и кратологическая компоненты социоглюонного, или социокультурного, советского поля образовали потенциальный барьер, который воспрепятствовал необходимым структурным преобразованиям Советского Союза, отсутствие которых привело к его распаду. Неумелые действия российского краториата привели к тому, что структурный кризис быстро перерос в системный. В Китае в аналогичных условиях краториат оказался способным своевременно провести необходимые реформы, и перерастание структурного кризиса в системный удалось предотвратить. Можно удивляться, почему столь вялой на эти разрушительные процессы оказалась реакция самого русского народа. Здесь мог сказаться ряд факторов: подавление духа народной инициативы как следствие длительной идеологической обработки и репрессивных воздействий, неверие «вождям», отсутствие пассионарных и харизматических лидеров и др. Весьма негативную роль сыграло отсутствие в России гражданского общества. Полевая модель социокультурной динамики позволяет лучше понять механизм действия объективных социально-экономических законов. Развитие и функционирование народного хозяйства определяются целым рядом известных законов: соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил, цикличностью развития, периодической сменой ведущих центров техноэволюции, законом стоимости и др. Однако механизм действия этих законов отличается от того, как проявляют себя законы физические, которые действуют прямо и непосредственно в той области материальных условий, где они сохраняют свою силу. Законы социально-экономического развития в отличие от этого могут проявлять себя только через действия живых людей, а эти действия непосредственно подчиняются давлению со стороны триады идеологических, кратологических и демологических полей. Коллективная психология человеческого социума, или, как любят говорить социологи, «массы», — это то поле, на котором только и могут проявить свою силу социально-экономические закономерности. При этом взаимодействие всех трех компонент социокультурного поля может носить весьма сложный характер.
Наиболее динамичной компонентой является идеологическая, а наиболее консервативной — демологическая, которая в значительной мере определяет глубинные свойства самого типа цивилизации. Демологическое поле обладает свойством иррадиации в идеологическую сферу, но возможен и обратный процесс сублимации. Кратологическое поле структурно локализовано в сфере действий властной элиты. Двухступенчатый механизм проявления объективных законов социально-экономического развития служит причиной возникновения многих эволюционных сбоев и бифуркаций, поскольку следствием этой двухступенчатое™ обычно является значительный временной лаг необходимых структурных преобразований, а следствие этого лага — перерастание структурного кризиса в системный, снятие которого оказывается невозможным без революционной модернизации. Если бы, например, Столыпин получил возможность довести до конца реформы в царской России, то, возможно, удалось бы избежать революционного коллапса 1917 г. А если бы во времена Брежнева смог реализовать свои планы премьер А.Н. Косыгин, то Советский Союз не исчез бы с географической карты и в XXI в. К сожалению, кратологические потенциальные барьеры оказались слишком высокими в обоих случаях. Разобрав применимость полевой модели социокультурной динамики на примере российской истории XX в., следует ответить на вопрос, в какой степени эту модель можно считать универсальной. Достаточно ясно, что структура кратологических архетипов, идеология, национальные традиции и ментальность носят специфический характер, зависят от места и времени. В то же время нет оснований считать, что сами по себе понятия социокультурной триады являются чем-то совершенно исключительным. А потому вполне реальной оказывается возможность использовать эту модель социокультурной динамики в интересах прогноза эволюции во многих других случаях. Если применить эту модель для анализа эволюции западной цивилизации, то в системе кратологических архетипов потребуется учесть принцип индивидуальной свободы как высшей человеческой ценности, а в демологической системе — фаустовский принцип примата подчинения природы и принцип материального потребительства. Потребуется также учесть наличие гражданского общества, которое способно противодействовать негативным факторам. Что касается США, то хочется привести высказывание известного американского писателя Гора Видала: «Администрация
Буша не способна — и это страшно — ни на что, кроме выполнения своей главной задачи, а именно: оберегать богатых от налогов». Применение полевой модели к цивилизации восточного типа, например к китайской, потребует учета иных поведенческих и ценностных архетипов. В частности, традиции конфуцианской этической системы, прочно усвоенные всеми слоями китайского общества, включая группу лидеров, препятствуют возникновению феномена «двойной морали» в рамках архетипа коллективистской этики и оказывают смягчающее действие на первый кратологический архетип. Кроме того, начальный этап социалистической революции в Китае был значительно более кратковременным, чем в Советском Союзе, а потому проявления архетипа отрицательной селекции не было столь разрушительным. Можно думать, что все эти факторы сыграли немалую роль, когда после драматических событий «культурной революции», организованной Мао Цзэдуном, новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином сумело выработать эффективный сценарий выхода страны из кризиса. Особую ценность для составления прогнозных сценариев представляют наиболее общие теоремы полевой модели: во-первых, инвариантный характер кратологических архетипов, который может явиться тормозом необходимых преобразований; во-вторых, двухступенчатость механизма действия объективных законов социально-экономического развития и, в-третьих, эффекты взаимной иррадиации и сублимации всех трех компонентов социокультурного психологического поля.
Глава 2.11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.008 с.) |