Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные сценарии эволюцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Советского Союза в 1985-1991 гг.
Проведенный расчет обескураживает: шансы проведения в Советском Союзе успешных демократических преобразований были достаточно велики, именно этот сценарий был наиболее вероятен. Реальные события развивались по сценарию, который в порядке убывания вероятностей занимал второе место — распад государства. И поэтому нет оснований считать, что этот результат явился следствием неизбежной исторической закономерности. С точки зрения синергетики такое развитие событий можно охарактеризовать как глубокий структурный кризис, который вследствие неудачных политических решений быстро перерос в системный. Если все происходило именно так, то это весьма поучительный урок для той части мировой политической элиты, которая пока еще в состоянии контролировать развитие современного глобального кризиса. Возникает вопрос: почему большевики, пришедшие к власти в 1917-1922 гг., смогли вывести Россию из глубочайшего системного кризиса, а их наследникам в значительно менее тяжелых условиях 1985-1991 гг. справиться с аналогичной задачей не удалось.
Глава 2.9 ПРИНЦИП СИСТЕМНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ: КРАТОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ
Почему в 1917 г. большевикам удалось взять власть в России и после разорительной и тяжелой гражданской войны восстановить ее государственность практически в прежних границах? В 1974 г. профессор Стэнфордского университета Э. Саттон опубликовал книгу «Уолл-стрит и большевистская революция» [68]. Проанализировав большой объем архивных материалов Государственного департамента США, он исследовал взаимосвязь международных банков Нью-Йорка и лидеров большевистской революции. По его мнению, монополии Уолл-стрита были заинтересованы в победе большевистской революции в России. Стратегия, которой они при этом придерживались, была выработана еще в 1906 г. Ф. Хоувом в его книге «Признания монополиста». По словам Хоува, правила большого бизнеса состоят в том, чтобы сначала получить монополию, а затем заставить общество работать на себя. Поэтому лучшим видом бизнеса является политика, ибо законодательная дотация, франшиз, субсидия или освобождение от налогов стоят больше, чем месторождение в Кимберли или Комстоке, так как первые не требуют для своего использования ни умственного, ни физического труда. Коммунисты, развивает эту логику Саттон, а также и национал-социалисты одинаково создают тоталитарные режимы, основанные на неограниченном контроле над обществом. А так как экономическое хозяйство в таких государствах эффективным быть не может, они являются прекрасным рынком сбыта для капиталистических монополий. Чтобы реализовать эту программу, пишет Саттон, монополиям был нужен союз с представителями социалистической власти. Давая показания в Овермановском комитете Сената, Альберт Рис Вильяме, хитрый комментатор русской революции, говорил: «Америка в целом не заинтересована, я думаю, в возникновении на рынке еще одного промышленного соперника наподобие Германии, Англии, Франции и Италии. Я думаю, другое правительство в России, несоветское, вероятно, увеличило бы темп и скорость развития России и мы имели бы еще одного соперника. Конечно, это аргументация с капиталистической точки зрения». Обобщая собранный им документальный материал из американских архивов, Саттон делает вывод: Уолл-стрит или, скорее, комплекс Моргана-Рокфеллера руководствовался чем-то очень близким к аргументации Вильямса. Уолл-стрит вступил в Вашингтоне в битву за большевиков — и выиграл. Советский тоталитарный режим выжил благодаря финансовой помощи Америки. То, что уолл-стритскому синдикату казалось дальновидной и, несомненно, прибыльной политикой, стало кошмаром для миллионов за пределами избранного влиятельного круга и правящего класса. Конечно утверждения профессора Саттона являются по меньшей мере очень большим преувеличением. Реальная роль, которую США сыграли в истории русской революции, на деле была совсем иной. США приняли участие в интервенции против Советской России, финансировали белые армии в гражданской войне и оказались последней великой державой, официально признавшей Советский Союз, — это произошло только в 1933 г. Осенью 1917 г. большевикам не составило особого труда взять власть в России, по образному выражению того времени, она фактически валялась на дороге. Намного сложнее было удержать ее. Эту задачу им удалось решить, создав мощный репрессивный аппарат тоталитарной государственной власти. Очень интересна оценка, которую дал большевистскому режиму Георгий Плеханов — лучший в России теоретик марксизма. Незадолго до кончины весной 1918 г. он составил политическое завещание, которое было впервые опубликовано в Париже в 1921 г. [26]. «Моя главная, непростительная ошибка, — писал Плеханов в этом документе, — это Ленин». У него были основания утверждать это: он знал Ленина и его сторонников лучше всех в мире. Теоретические основы программы большевиков, писал Плеханов, расходятся с Марксовым научным социализмом. Согласно Марксу, социализм выводится из уровня развития производительных сил. Если в обществе отсутствует соответствующая производственная база, то говорить о «введении» социализма — это авантюризм. Но именно это и попытался сделать Ленин, продолжая клясться в верности марксизму. За этими клятвами, пишет Плеханов, скрывается нечто, в действительности далекое и от марксизма, и от социализма. По мнению Плеханова, идеология ленинизма — это идеология малоразвитого капитализма, безграмотного и нищего пролетариата, который к тому же составляет лишь небольшую часть общества. Ленинские лозунги, понятные для этих маргинальных масс, противоречат марксизму и позаимствованы у анархо-социалистов и утопических социалистов. Какой же окажется общественная система, которую Ленин и его сподвижники возведут под этими лозунгами? — спрашивает Плеханов и отвечает: — На первое место неизбежно выйдут «неограниченный классовый террор», заговоры, обман, принуждение, жестокость. Будет создан, предсказывает Плеханов, тоталитарный строй, похожий на «государство инков». Оно будет более страшным, чем «монарх, потому что последний все-таки человек, тогда как государство — безликая и бездушная машина» с диктатурой партии, точнее, вождей, которые превратят страну в военный лагерь. Как долго сможет просуществовать эта бесчеловечная машина? Плеханов не исключает, что ей удастся противостоять разрушительным процессам в течение достаточно длительного исторического периода. Но провал ее в конечном счете неизбежен — «когда большевистская власть начнет разлагаться изнутри». И все же коммунистическая система, созданная Лениным и Сталиным, выдержала тяжелейшие испытания временем и одер- жала эпохальные исторические победы. Советский Союз превратился во вторую мировую супердержаву. Была одержана победа во Второй мировой войне. Создан мировой лагерь социализма. Провозглашена политика мирного сосуществования. А затем этот мировой гигант без всякого давления извне и в условиях совершенно спокойной внутренней обстановки рухнул, словно колосс на глиняных ногах, развалился всего за несколько лет. Мировая история не знает ни одного подобного примера. Возникает тревожный вопрос: не явились ли эти события прямым следствием первых грозных ударов современного глобального эволюционного кризиса? Основания думать так есть: это совпадение по времени двух одинаково исключительных событий мировой истории — стремительного крушения одной из двух супердержав и обострения многочисленных признаков близящейся глобальной катастрофы. Этот синхронизм не может быть случайным. Колокол прозвенел. Чтобы дать на эти вопросы более обоснованный ответ, следует глубже разобраться в том, чем же в действительности был Советский Союз. Не станем цитировать западные пропагандистские штампы — они не дадут нам ничего. Не будем ссылаться и на советские учебники, в которых излагались официальные социально-политические принципы. Отказываясь от обращения к этим двум группам альтернативных источников, вспомним мудрое замечание Карла Маркса: «Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров тем, что она обманывает не только покупателя, но и продавца». В 1917 г. на авансцене российской истории действовали революционеры-романтики. На штурм старых порядков они шли под боевыми лозунгами мировой социалистической революции: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; «Вставай, проклятьем заклейменный...» Победив под этими сакральными призывами, они построили мощное здание государственной Мегамашины, а затем были почти поголовно истреблены их более прагматичными последователями, которые сохранили священное знамя марксизма-ленинизма, но навели под его сенью собственные порядки. Впрочем, в таком ходе событий не было ничего необычного: такова логика практически каждой революции, когда после горячки революционных баталий наступает термидор и романтики уступают место прагматикам, среди которых оказывается немало негодяев. Следуя подходу, принятому в этой книге и опираясь на методологию социосинергетики, попытаемся внести ясность в понимание тех скрытых механизмов, которые приводили в действие эту гигантскую Мегамашину. Воспользуемся с этой целью понятием архетипа. Этот термин происходит от греческих слов arche, что означает начало, и typos — образ. Архетип — это первообраз, изначальная, неявная форма реальности. К. Юнг использовал этот термин для обозначения структурных элементов бессознательного, которые лежат в основе всех психических процессов. Архетипы, или доминанты, писал Юнг — это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой. Л. Мамфорд писал об изобретении архетипической Мегамашины обожествления царской власти. Архетип этой невидимой сакральной Мегамашины власти послужил моделью всех последующих сложных государственных машин. Ее абсолютизм покоится на сверхъестественной санкции [62]. Из этих примеров ясно, что подход, основанный на определении архетипов, опирается на принцип системности. А потому у нас имеется возможность применить его для моделирования еще одной саморазвивающейся системы — Советского Союза. В этом случае под архетипами будем понимать доминирующие, наиболее устойчивые, но, как правило, не выраженные в явной форме поведенческие стереотипы властвующей элиты. Реализуя такой подход, мы последуем совету, который скрытым образом дает Маркс, и попытаемся выяснить, что в действительности скрывается за яркими этикетками официозной идеологии. Попытки определить по частям эту «невидимую» систему архетипов, на протяжении долгих 70 лет поддерживавших коммунистическую Мегамашину власти, предпринимали П. Сорокин, М. Восленский, М. Джилас [5]. Используя результаты их анализа и вводя необходимые дополнения, построим целостную систему кратологических архетипов советской констелляции (cratos по-гречески означает власть). 1. Приоритетная функция номенклатуры — господствующего класса в системе «реального социализма» — состоит в максимальном укреплении и усилении собственной власти. С неприкрытой откровенностью этот архетип, ранее закамуфлированный разговорами о примате интересов простого человека, проявился в годы реформ. С легкостью необыкновенной отказавшись от старой официальной идеологии, политическая элита, «краториат», быстро провела трансформацию той формы, в которой она осуществляла свою власть. Если раньше все определялось местом, которое человек занимал в административно-командной системе, то теперь не меньшее значение имеют деньги и собственность, которыми он владеет. Но это не изменило аппетитов чиновников, которые применили новый эффективный способ собственного обогащения — коррупцию. Если в прежние времена номенклатура обещала народу светлое коммунистическое завтра, то сегодня она отбросила всякий словесный флер и строит капитализм — для собственных нужд. Но это произошло потом. А в 1917 г., захватив власть, коммунисты сразу же приступили к сооружению собственной кратологической Мегамашины. Это была секуляризированная версия спасения избранного народа — пролетариата, который должен был под руководством партии построить на земле обетованное будущее. Возглавлял работу мессианский вождь — генеральный секретарь партии, который был одновременно и первым теоретиком, и хранителем партийных норм, и носителем верховной власти, объединяя в одном лице ветхозаветные функции пророка, первосвященника и царя. Подобная сверхархаическая структура власти могла выжить только в условиях жесточайшего террора. Но ей требовалась и специальная система «невидимых» архетипов, обеспечивающих ее устойчивость в обществе. 2. Разительное расхождение официально провозглашенных лозунгов социалистического строительства и фактического положения дел назовем вслед за Питиримом Сорокиным архетипом социального иллюзионизма. Октябрьская революция, пишет он, поставила перед собой задачу разрушить социальную пирамиду неравенства и эксплуатации, — вместо этого произошла перегруппировка социальных слоев. Внизу снова оказался простой народ, наверху — новые властители. Эксплуатация только усилилась. Вместо обещанной свободы возникла власть более деспотичная, чем прежде. Вместо частного капитала сформировалась государственная власть, управляемая номенклатурой. Вместо провозглашенных на словах федеративных принципов и автономии возникла жесткая централизация [30]. 3. Следующий архетип связан с коллективистской кратологической этикой, формирование которой характерно для любых тоталитарных систем вообще и для «реального социализма» в частности. Об этом феномене писали П. Сорокин и Ф. Хайек [30, 53]. В наиболее ясной форме этот принцип был сформулирован Гитлером: «Du bist Nichts, deine Folks ist Alles» («ты — ничто, твой народ — все»). Все начинается с тезиса, который признается бесспорным: государственная необходимость важнее всего, для блага народа дозволено все. Светская религия, которая возникает на базе коллективистской этики, на деле означает отрицание индивидуальной нравственности, моральную вседозволенность. Этот примат массовой психологии, отмечал 3. Фрейд в работе «Психология масс и анализ человеческого Я», ведет к тяжелым последствиям — снижению интеллектуальной деятельности, развязыванию стадных инстинктов, душевной регрессии [49]. Но это лишь одна, негативная сторона коллективистской этики. В этом феномене есть и другой слой — характерные для русского народа традиции взаимоподдержки и взаимовыручки, общинности, соборного мышления. Они органично включали и уважение к человеческой личности. Эти высоконравственные принципы неоднократно выручали русский народ в годину испытаний. В советскую эпоху возник парадоксальный симбиоз этих принципов и большевистского коллективизма. Но если от населения номенклатура требовала неукоснительного соблюдения коллективистских принципов, то по отношению к себе самой ее представители допускали многочисленные послабления. Эта привычка к двойным этическим стандартам пригодилась советской номенклатуре, когда в период демократических преобразований она с необыкновенной легкостью приняла новую идеологию и тем самым сохранила за собой право остаться на командных высотах. 4. Чтобы утвердить в массах принципы коллективистской морали, была создана мощная пропагандистская машина. А чтобы подавить спонтанные импульсы опасного для системы инакомыслия, которое свойственно некоторым интеллектуалам, был принят на вооружение еще один, четвертый по счету архетип целенаправленной маргинализации интеллигенции. Сто пятьдесят лет назад в «Манифесте коммунистической партии» Маркс провозгласил принцип диктатуры пролетариата в социалистической революции. Он выводил этот принцип из того, что, будучи ведущим классом общества, пролетариат должен выполнить свою историческую миссию и, устранив отжившую капиталистическую систему, создать новое общество, которое будет соответствовать уровню развития производительных сил. Семьде- сят лет спустя, руководствуясь теорией Маркса, Плеханов пересмотрел отношение к этому принципу. «Я думаю, — писал он в своем политическом завещании, — что диктатура пролетариата в понимании Маркса не осуществится никогда — ни сейчас, ни в будущем». Эти слова были сказаны в 1918 г. При этом Плеханов рассуждал в точном соответствии с теорией научного социализма. В XX в., подчеркивал он, развитие производительных сил связано не с пролетариатом, а с интеллигенцией. И следовательно, именно она, а не пролетариат становится ведущим классом общества. В конце XX в. этот образованный класс получил специальное название — когнитариат. Однако классу интеллигенции, отмечал Плеханов, присущи не столько узкоклассовые интересы, сколько общечеловеческие ценности в области культуры, морали, политики и т.д. Обязательным условием творческой деятельности интеллигента является личная свобода, его труд в принципе ориентирован на неравенство. Будучи интеллектуальной элитой общества, этот класс не может принимать участия в традиционных формах классовой борьбы, а также партийной деятельности. Массовые политические партии интеллигенции — вещь совершенно невозможная. Понимая это, Плеханов исключает из своего труда даже саму постановку вопроса о диктатуре интеллигенции. Разумеется, эти мысли Плеханова представляли собой фундаментальное изменение марксистской теории. Однако они в точности соответствовали методологии научного социализма. Необходимость внесения этих корректировок в теорию диктовалась теми переменами, которые к первым десятилетиям XX в. произошли в социально-экономической и политической жизни общества. «В такой ситуации, — писал Плеханов, — диктатура пролетариата станет абсурдной. Что это? Отход от марксизма? Нет и нет! Уверен: при таком повороте событий сам Маркс, случись это при его жизни, незамедлительно отказался бы от лозунга диктатуры пролетариата». Но Ленин остался верен старым догмам марксизма и таких выводов не сделал. Коммунистическая партия, считавшая себя партией рабочего класса, который перестал быть ведущим и прогрессивным в новых исторических условиях, не могла не выступить против действительно передового класса — интеллигенции. Она была объявлена «прослойкой» между двумя основными классами системы «реального социализма». Именно на нее обруши- лись наиболее сокрушительные удары сталинских репрессий. В высших учебных заведениях готовили главным образом «образованцев» (удачное выражение А.И. Солженицына), которым потом за высокоинтеллектуальный труд платили меньше, чем простым рабочим. Нынешняя пореформенная власть России охотно поставила себе на службу и этот архетип. Результатом стал духовный кризис, который подпитывался двумя потоками психологической обработки — традицией выращивания культурно беспамятного человека и наплывом самой низкопробной масс-медиа, вытесняющей все национальное. 5. С интеллектуальным и духовным регрессом был связан архетип отрицательной селекции или, по словам П. Сорокина, отбора «шиворот-навыворот». Действие этого архетипа проявлялось в том, что целенаправленно всячески ущемлялись — вплоть до физического уничтожения — лучшие, наиболее талантливые люди и выдвигались наверх, в сферы «краториата», «худшие» — люди второго и третьего сорта, приспособленцы и карьеристы. Сорокин утверждает, что в результате осуществлялось искусственное подавление генофонда нации, а к власти приходили далеко не лучшие и не наиболее подготовленные ее представители. Работу этого архетипа в действии легко проследить, если сопоставить уровень интеллекта высших руководителей России, занимавших этот пост после Сталина. В этом ряду были малокультурный Хрущев и тяжелобольные Андропов, Черненко и Ельцин, действия которых часто просто не могли быть адекватными. Этот фактор послужил одной из главных причин необычно высокого процента ошибочных политических решений, за которые страна вынуждена была заплатить непомерно тяжелую цену. Тем не менее абсолютизировать действие этого архетипа было бы большой ошибкой, так как его универсализм оказался бы самоубийственным для системы. В истории Советской России известно немало имен высокоталантливых руководителей производства, инженеров, строителей, полководцев, благодаря умению и энтузиазму которых были одержаны многие замечательные победы, составившие славу страны. 6. Необходимость удерживать власть в состоянии постоянных экстремальных условий диктовала формирование следующего в этом ряду архетипа -- почти поголовной пауперизации населения, культа потребительской аскезы в целях мобилизации ресурсов для построения светлого будущего. При Хрущеве боролись с коровами в частных хозяйствах, при Брежневе строго следили за размерами дачных домиков на жалких шести сотках, а при Горбачеве проводили кампанию по разрушению частных теплиц. История дала драматический ответ на эту идеологию «отложенного счастья»: многочисленные жертвы, которые понес народ ради светлого будущего, в конечном счете оказались бесполезными. П. Сорокин тонко подметил одно психологическое следствие, вытекающее из этого архетипа: интерес широких масс к коммунистически-социалистической идеологии находится в прямо пропорциональной зависимости от пищетаксиса. Так было во все времена и во всех странах. Вероятно, именно в силу этого принципа дефицит, постоянно сохранявшийся во все годы советской власти, стал одной из движущих сил социалистического народного хозяйства. Можно думать, что в наши дни, после «реформ» Гайдара, Чубайса, Черномырдина и Кириенко, когда обнищание населения достигло небывалых для мирного времени масштабов, именно этот принцип в значительной мере объясняет ту широкую поддержку, которую находят у электората партии, остающиеся верными коммунистической идеологии. 7. Принцип «безвалютного» рынка. Советский Союз постепенно вошел в мировое рыночное хозяйство в качестве его органической части и тем самым стал подсистемой мировой капиталистической системы. «Рыночные» отношения начали постепенно играть главенствующую роль и в собственной хозяйственной системе с тем, однако, отличием, что роль «внутренней валюты» выполняли другие, менее удобные факторы — взаимные услуги, бартерный обмен, привилегии, выдвижение на выгодные посты, в состав Академии наук, правительственные награды и т.п. 8. Антиэкологическая направленность «реального социализма». В распоряжении номенклатуры оказалась изобильная природа богатейшей страны мира. Интенсивными темпами шли процессы отчуждения территорий под нужды строительства, транспорта, лесного хозяйства, ликвидировалась основа стабилизации окружающей среды — естественные экосистемы. В борьбе вокруг проектов планетарного замысла типа поворота северных рек нетрудно проследить роль второго и седьмого архетипов. А трагедия Чернобыля во многом была обусловлена практикой обучения «дешевых людей», плохо подготовленных профессионалов. 9. Бесчеловечность режима. Корни Марксовой коммунистической идеологии лежат в европейской гуманистической культуре, выросшей на идеях античности и христианства. Ленинизм, по мнению Плеханова, радикально противостоит классическому марксизму. Сталин трактовал эти различия как развитие марксизма. Но гораздо ближе к истине был Плеханов, который писал о таком искажении учения Маркса Лениным, что от него остались только словесные формулировки и клятвы в верности. Следствием этих искажений, предсказывал Плеханов, неизбежно будет бесчеловечный террор. Вот только один пример — выдержка из строго секретного письма Ленина о политике партии в отношении церкви от 19 марта 1922 г.: «Изъятие ценностей, в особенности, самых богатых лавр, монастырей и церквей должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Такова была суть отношения большевиков к проблеме прав человека. А потому лозунги о высокой гуманности советского общественного строя не помешали принести в жертву жизнь, здоровье и счастье десятков миллионов человек во многих случаях лишь для того, чтобы такой ценой компенсировать ошибки, допущенные руководством. Пренебрежительное отношение к живым людям как к «винтикам» огромной государственной машины — последний, девятый архетип. Органическая связь его с другими архетипами, образующими целостную и самодостаточную систему, прослеживается без труда. С первого взгляда может показаться, что эта кратологическая Мегамашина, как будто лишенная внутренних сдержек и противовесов, не должна быть устойчивой и первая же серьезная бифуркация не оставит от нее и следа. Но это не так: восьмой и девятый архетипы — значительные человеческие и природные ресурсы, которыми можно было распоряжаться совершенно бесконтрольно, — обеспечивали этой системе достаточно высокую степень устойчивости. Она выдержала даже самое тяжелое испытание — столкновение с другой тоталитарной машиной, по- строенной не на коммунистических, а на национал-социалистических принципах. И лишь когда на рубеже 80-х годов XX в. возникла острая политическая и экономическая необходимость глубоких структурных преобразований социалистической Мегамашины, без которых сохранить Советский Союз было уже невозможно, номенклатура решилась пойти на жертвы. Сначала она отказалась от коммунистической идеологии, затем с той же легкостью пошла на раздел государства и, наконец, возложила тяготы, неизбежные при крупных реформах, на плечи обнищавшего народа. Этой ценой она не только сохранила, но даже укрепила собственную власть, хотя и в новых формах. Что касается системы кратологических архетипов, то ее перестраивать сколько-нибудь существенно не потребовалось.
Глава 2.10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.012 с.) |