Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мэодинамическая модель сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для исследования проблем сознания на основе рассмотренной концепции семантики мэона удобно воспользоваться функциональным подходом к этим проблемам. Преимущество такого подхода состоит в том, что он позволяет моделировать процессы сознания с помощью естественнонаучных методов, в то же время не отказываясь от учета гуманитарных факторов. Принимая функциональное определение, следует назвать основные отличительные признаки сознания. По мнению современ- цого русского нейрофизиолога II.В. Симонова, первый из этих признаков состоит в том, что к сознательной деятельности относятся операции со знанием, способность к передаче информации от одного лица к другому с помощью выученного обоими кода (слова, символа и т.п.) [121]. Второй признак сознания — это его интроспективность, рефлексия, обращенность к собственному Я как к мыслящему субъекту. Тот факт, что человек обладает представлением о собственном Я, писал И. Кант, бесконечно возвышает его над всеми другими существами. Третий признак, который следует положить в основу функционального определения сознания, — это его динамизм (У. Джемс, И.М. Сеченов). Четвертый признак, тесно связанный с предыдущим, — интенциональность сознания, его направленность на какую-либо цель. И наконец, пятый признак сознания — спонтанность, способность к интуиции, инсайту, мгновенному «схватыванию нового смысла, поступающего как бы "ниоткуда"». В первом приближении функционирование мозга как носителя сознания в качестве оператора информации можно рассматривать методами термодинамики необратимых процессов. Мозг представляет собой информационную систему, находящуюся в состоянии устойчивого неравновесия. Это позволяет ему осуществлять операцию синтеза информации — запоминания случайного выбора. Запоминание оказывается возможным именно потому, что мозг находится в состоянии, далеком от равновесия. При этом термодинамические потоки энтропии, определяющие работу мозга как физико-химической системы, и потоки макроинформации разделены. Предпринимаемые в некоторых работах попытки непосредственно связать макроинформацию с энтропией, основанные на концепции Бриллюэна, ошибочны (см. гл. 4.8). Можно поэтому утверждать, что работа мозга как оператора макроинформации, или смыслов, физическими законами непосредственно не контролируется, но сама жизнедеятельность мозга этим законам подчиняется. Термодинамика живых систем основана на электрохимических термодинамических циклах, которые сопровождаются ростом энтропии. Времена релаксации физико-химических и электрохимических процессов, протекающих в мозге человека, различаются на много порядков, и это различие служит физической основой механизма синтеза информации. Поведение Мозга как оператора смыслов подчиняется принципам самоорганизации диссипативных систем, которые определяют неравновес- ные переходы, ведущие к возникновению семантических аттракторов — банков фиксируемой информации [145, 146]. Сознание новорожденного представляет собой tabula rasa, оно не хранит никаких осмысленных текстов. Начало его функционирования как оператора смыслов приводит к возникновению иерархической цепочки потоков запоминаемой макроинформации. В силу аддитивности накопления информации
J = J1 + J2 +... + Jn +... (4.10)
В общем случае этот ряд может носить иерархический характер по относительной ценности запоминаемой информации. Рассмотрим следствия, которые вытекают из этих представлений. Поскольку функционирование сознания как оператора смыслов не подчиняется непосредственно второму началу термодинамики, психологическая стрела времени носит неопределенный характер, для мысли возможен практически любой ход времени. Начальный «вакуум» сознания служит предпосылкой свободы воли, которой лишены, например, насекомые, поведение которых строго подчиняется инстинктам, т.е. информации, передаваемой изначально генетическим путем. Но вместе с тем это означает, что у человека отсутствуют аксиоматический критерий истинности синтезируемой информации, а также абсолютная языковая система [145]. Аддитивность иерархического информационного ряда (4.10) служит предпосылкой экспоненциального роста индивидуального интеллекта, который наблюдается при создании соответствующих социальных условий. Работа сознания как оператора смыслов осуществляется в два этапа: на первом происходит синтез аксиом, на втором — их логическая обработка. Жесткие семантические средства контроля истинности новых текстов при этом априори отсутствуют. Отсутствие этих критериев — информационная основа мифологического мышления, имеющего очень общий характер (см. ч. 1). Критерием истинности текстов, синтезированных сознанием, служит их объяснительная сила, проверяемая на практике. Определение путем такой проверки границ применимости сформулированных аксиом служит основой абсолютизации либо отбраковки. Следующий шаг в раскрытии потаенных механизмов сознательной деятельности позволяет сделать квантовая психофизика. В последние годы появились серьезные исследования Р. Джана, Р. Пенроуза, Р. Ласло, А.Е. Акимова, Л.В. Лескова, А.В. Московского и других, посвященные этой проблеме. Развивая здесь изложенные выше идеи, рассмотрим квантовую феноменологическую модель сознания, основанную на концепции семантики мэона. Будем называть эту модель мэодинамикой сознания. Покажем, что мозг взаимодействует с ансамблем битионов как целостная система. Формально процесс этого взаимодействия можно уподобить обработке радиосигналов приемником, имеющим антенный вход. Это утверждение следует из того, что битионы представляют собой ансамбль виртуальных частиц. Взаимодействие материальных объектов с таким ансамблем может носить только коллективный характер. Термодинамика необратимых процессов позволяет лучше понять механизмы автокорреляции молекулярных структур мозга. В равновесном состоянии молекулы ведут себя независимо, игнорируя друг друга. Пригожий называет такие состояния молекул гипнонами, или сомнамбулами. Переход в неравновесное состояние пробуждает гипноны, их взаимодействие становится когерентным, самосогласованным. Молекулярный ансамбль, находящийся в неравновесном состоянии, — а мозг находится именно в таком состоянии — приобретает коллективные свойства. Механизмы этого взаимодействия могут быть различными: торсионные и электроторсионные эффекты; реакция атомных и ионных структур нейронной сети головного мозга, обладающих парамагнитными свойствами, с магнитными моментами битионов; адсорбированный нейронной сетью «газ» взаимодействующих между собой бюонов — элементарных вакуумных объектов Еаурова. Заметим, что парамагнитные среды обладают важным свойством — эффектом усиления слабых сигналов при сохранении предельно низкого уровня собственных шумов (шумовая температура порядка нескольких градусов Кельвина). Этот эффект может играть существенную роль при информационном взаимодействии мозга с мэоном [12]. Согласно теории физического вакуума Баурова существует особая фундаментальная константа — межгалактический векторный потенциал, связанный с магнитным полем. Существование векторного потенциала эквивалентно магнитной анизотропии Вселенной, которая к тому же может усиливаться вследствие влияния собственных магнитных моментов Земли, Солнца, а также любых естественных и технических объектов на поверхности нашей планеты. Следствием влияния этих эффектов будет спорадический, нерегулярный и плохо поддающийся контролю характер информационного взаимодействия мозга с мэоном. В предыдущей главе было показано, что для мэона отсутствует стрела времени. Поэтому включенность мэоновых каналов связи в психику открывает принципиальную возможность установления контактов с объектами, находящимися как в прошлом времени, так и в будущем. Универсальный характер мэоновых информационных каналов позволяет предсказать и другие эффекты: выход сознания за пределы собственной соматической капсулы, установление прямых контактов между субъектами, минуя обычные органы чувств, а за счет универсального эффекта консиенции установление связи и с другими существами нечеловеческой природы. Характеризуя субъект-субъектные информационные взаимодействия по мэоновым каналам связи, следует отметить, что они могут происходить с видимым нарушением причинно-следственных связей. В предыдущей главе мы отмечали наличие у мэона «вневременных» и «надпространственных» свойств. Известна теорема Р. Герока, согласно которой изменение в физических процессах топологии пространства-времени будет восприниматься наблюдателем как нарушение причинных связей [161]. Это предсказание носит принципиально важный характер. Рассмотренные мэодинамические эффекты сознания позволяют предложить простую интерпретацию явлений типа реинкарнации [81]. Естественно предположить, что на основе фундаментальных мэоновых структур мозга существует психомэоновая реплика индивидуального личностного начала, Эго. Из-за отсутствия для мэона стрелы времени эта реплика статична, а потому лишена самосознания, а из-за специфических пространственно-временных свойств мэона как среды, передающей пакеты информации, может быть в подходящих условиях спроецирована на чужой мозг. Если это мозг ребенка, собственное самосознание которого находится еще в процессе формирования, то наблюдатели будут иметь дело с эффектом, который известен как реинкарнация. В соответствии с формулами (4.2) и (4.5) мэоновый ансамбль битионов носит антиэнтропийный характер. Рассматривая работу мозга как термодинамической системы, можно записать выражение для суммарных потоков энтропии:
dS — = f (H.h) (4.11) dt
где Н — потоки энтропии, проходящие через мозг; h — производство энтропии при работе мозга. Запишем это выражение в более полной форме: dS — = div (H + Hn ) + h + hn + div (A1 + A2), (4.11а) dt
где Н — термодинамический поток энтропии; Нn — входящий и выходящий потоки термодинамической и информационной энтропии; h и hn — производство в мозге термодинамической и информационной энтропии; A1 и А2 — потоки антиэнтропии, поступающей в мозг и выходящей из него. Из соотношения (4.11а) вытекает несколько следствий: 1. Мозг устойчив как термодинамическая система, но неустойчив как информационная. Сознание является информационным процессом, далеким от равновесия. 2. Термодинамические и информационные потоки энтропии разделены. 3. Результат сознательной работы мозга — уменьшение информационной компоненты энтропии. 4. Мозг способен к информационному обмену с семантикой мэона. 5. Будучи термодинамически консервативной системой, как система информационная мозг таким свойством не обладает. 6. Обобщая следствия 1 и 5, можно утверждать, что сознание как оператор информации обладает свойствами прямого и обратного хода времени, а также свободой воли. Заметим, что поток антиэнтропии характеризуется отрицательными флуктуациями времени ∆t < 0. Это означает, что при взаимодействии с материальными объектами он противодействует росту энтропии, обусловленному вторым началом термодинамики. Эту особенность психики очень точно угадал Бергсон, хотя соответствующего механизма он, разумеется, раскрыть не мог. Если бы сознание могло быть чистой мыслью, писал Бергсон, «она была бы чистой творческой деятельностью. Фактически она неразрывно связана с организмом, который подчиняет ее общим законам инертной материи. Но все происходит так, как будто она делает все возможное, чтобы освободиться от этих законов» [16]. Сами по себе антиэнтропийные процессы с участием мэона не ведут к изменению энергии материальной системы, это чисто информационные процессы. Этот эффект можно интерпретировать как сверхпроводимость информационных потоков, переносчиком которых служат битионные ансамбли мэона. Но с другой стороны, квантовые флуктуации энергии физического вакуума, определяемые соотношениями неопределенности (4.1), на уровне планковских масштабов характеризуются как отрицательными, так и положительными знаками ∆Е. Эти колебания взаимосвязаны. Можно поэтому ожидать, что взаимодействие физического вакуума с мозгом через посредство мэоновых каналов связи способно инициировать триггерные эффекты, следствием которых окажутся спонтанные выбросы энергии в мир материальных объектов. Нельзя исключить и более общего случая, когда аналогичную роль триггера могут играть эффекты консиенции. Семантический потенциал мэона может включать как макроинформацию, закодированную в ансамблях битионов, так и значительные массивы информации, хранящиеся в системах памяти любых материальных объектов, обладающих способностью информационного обмена через мэоновые каналы связи. Эта возможность намного расширяет теоретически возможную информационную емкость семантического потенциала мэона и позволяет рассматривать его уже не как «вневременную», а как динамическую категорию. К этому следует добавить, что этот мэоновый универсальный банк информации обладает важным фундаментальным свойством — он существует вне времени и над ним. Информация из этого хранилища сведений может поступать не только из прошлого, но из будущего. В то же время не следует переоценивать возможности практического использования этих источников информации. Согласно Байесову формализму, предложенному Налимовым в качестве способа получения нового текста, эта возможность реализуется путем введения фильтра p(y/s), где s — вероятностная ось смыслов, у — толчок спонтанной выборки. Если обозначить поступающую на вход оператора смыслов информацию как p (s), то появление нового текста будет определяться формулой Байеса p(s/y) = k p (s) ∙ p(y/s), (4.12)
где k — константа нормировки. формулу (4.12) следует интерпретировать как силлогизм: из двух посылок — p(s) и p(y/s) — возникает новый семантически насыщенный текст. Если функцию p(s) в нашем случае можно рассматривать как открывающееся перед нами окно в семантический мир мэона, то функцию p(y/s) следует понимать как нашу способность разглядеть, что, собственно, открылось перед нами за этим окном. Поэтому основная трудность построения нового текста состоит именно в умении как можно более точно подобрать код этого фильтра, не владея которым мы никогда не сможем осуществить синтез новой информации. Не решив этой задачи, мы не услышим того, что нашептывает нам тихий голос мэона.
Глава 4.10 ВЕРИФИКАЦИЯ МБК-КОНЦЕПЦИИ
В соответствии с тем анализом, который был выполнен в гл. 4.5, для подтверждения новой теории необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, надо определить, не противоречит ли она хорошо известным фактам. Во-вторых, следует выяснить возможность интерпретации на ее основе эффектов, теория которых ранее отсутствовала. И, в-третьих, нужны предсказания новых эффектов и явлений, наличие которых можно было бы подтвердить опытным путем. МБК-концепцию можно использовать для прояснения механизма такого загадочного явления человеческой психики, как интуиция. «Абсолютное знание, — писал Бергсон, — может быть дано только в интуиции, тогда как все остальное открывается в анализе... Анализ является операцией, сводящей предметы к элементам уже известным». Пытаясь разгадать тайну интуиции, Бергсон противопоставлял ее интеллекту. Наше интеллектуальное представление о реальности, писал он, погружено в неясную и ускользающую дымку, исчезающую во мраке. Интуиция, подобно внезапному блеску молнии, позволяет нам прорваться сквозь эту дымку к сути реального, в его глубину, и тогда интеллект получает возможность сформировать в центре этой дымки «обтекаемое ею светящееся ядро» позитивного знания [16]. Принимая учение Бергсона об интуиции, русский философ Н.О. Лосский обращает внимание, что механизм этого явления скорее всего родствен телепатии, ясновидению и другим явлениям СЧВ [77]. Во всех случаях речь идет о внечувственном восприятии, имеющем внешний источник. На внелогический характер интуиции обращал внимание Б. Рассел [114]. Случаи интуитивного постижения истины хорошо известны по биографиям Ньютона, Эйнштейна, Гаусса, Менделеева, Кекуле и других ученых. Но всюду без исключения «моменту истины» предшествовала большая предварительная работа. Именно здесь кроется ключевой элемент разгадки секрета интуиции с точки зрения мэодинамики сознания. Обращаясь к формуле (4.12), легко видеть, что получение нового текста становится возможным только после того, как подготовлен фильтр, или код, позволяющий раскрыть содержание мэонового пакета информации p(s). До тех пор пока работа по подбору подходящего фильтра не завершена, интеллект «не слышит» того, что «нашептывает» ему мэон. Очень интересен вопрос: а какой текст будет получен, если код к импульсу информации, поступающему через мэоновые каналы, окажется неточным или даже неудачным? В пределе, очевидно, будет получен абсурдный текст, сформулирован неверный образ объекта. Это хорошо объясняет способность к абсурду, которая также является неотъемлемым свойством человеческого сознания. Другое загадочное явление человеческой психики — это открытые К. Юнгом архетипы коллективного бессознательного, обладающие свойством интерсубъективности и трансисторичности. Архетипы устойчиво проявляются как в жизни, так и в сновидениях. Обдумывая механизм этого уникального феномена, Юнг предположил, что архетипы «представляют собой отражение постоянно повторяющегося человеческого опыта» [155]. В качестве примера Юнг приводит возникновение мифов о солнечном герое, явно навеянных наблюдением за Солнцем. Но ведь это не что иное, как подмена одного понятия другим — вместо разговора об архетипах бессознательного речь ведется о мифе, который вполне осознан. Естественный ответ на вопрос о вневременных и межличностных свойствах архетипов можно получить, вспомнив, что именно такими свойствами обладает семантическое поле мэона. Следующая группа эффектов, интерпретация которых может быть дана в рамках мэодинамики сознания, — это явления СЧВ, которые называют также трансперсональными. В 1980-х годах в Принстонском университете США в лаборатории профессора Р. Джана была поставлена серия опытов по психокинетическому воздействию на электронные и механические системы. В массовых экспериментах были получены статистически достоверные доказательства того, что такой эффект существует: человек в состоянии мысленным усилием управлять случайными физическими процессами [169]. Другие близкие к этому эффекту явления СЧВ — психокинез, полтергейст и т.п., неоднократно описанные в научной литературе. Один из наиболее ярких примеров полтергейста — погром, который был недавно учинен на квартире космонавта В.В. Аксенова [9]. Можно думать, что в случае психокинетических эффектов мэоновые механизмы психических процессов играют роль триггера, запускающего значительные целенаправленные выбросы в материальный мир энергии квантового вакуума. При этом «мэоновый триггер» может функционировать как на сознательном уровне (опыты Джана, психокинез), так и на уровне бессознательного (полтергейст). Еще более сложная серия опытов, поставленных под руководством Джана, относится к исследованию явления прекогнитивной отдаленной перцепции. В этих опытах исследовалась возможность передачи визуальной информации от индуктора к перципиенту, находящемуся от него на большом расстоянии, например в другом городе. Самая поразительная особенность этих опытов состояла в том, что прием этой информации иногда происходил за несколько часов до начала ее передачи. Результаты опытов с высокой степенью надежности подтвердили существование и этого эффекта. С точки зрения концепции мэодинамики сознания, рассмотренной в предыдущей главе, ничего удивительного в этом эффекте нет. Для мэона отсутствует стрела времени, и его топология не соответствует стандартному Евклидову трехмерию. Прошлое, настоящее и будущее для него как бы синхронны, а потому коммуникационный канал «будущее — настоящее» для мэоновых линий связи вполне реален. Кажущееся нарушение причинности, которое происходит в данном случае, объясняется теоремой Герока. В научной литературе описано явление реинкарнации — «переселения душ» умерших людей — и ряд других близких явлений [81]. С точки зрения мэодинамики сознания эти явления можно объяснить спонтанной передачей пакета личностной информации от одного субъекта к другому, причем ни время, ни расстояние не играют в этом процессе сколько-нибудь значительной роли. Заметим, что типичные обстоятельства явления реинкарнации выглядят следующим образом: внезапная гибель здорового человека, как правило мужчины, — спонтанное появление у ребенка, живущего далеко и некоторое время спустя, сведений о личности погибшего. Обычно в таких случаях ребенок, собственная психика которого еще окончательно не сформировалась, начинает на некоторое время отождествлять собственное Я с личностью своего «индуктора». А по мере взросления маленький человек обретает собственную самобытность и забывает своего «переселенца» [81]. Все эти подробности очень хорошо укладываются в мэодинамическую модель «переселения душ». Близок к явлению реинкарнации феномен виртуальной реальности в его различных проявлениях («космическое» сознание, различные формы внетелесного опыта, «воспоминание» своей предыдущей жизни, различные мистические состояния и т.п.). Выход в эти состояния сознания достигается с помощью соответствующей техники кодирования, например путем медитации. Обстоятельные исследования этих измененных состояний сознания выполнил С. Гроф, а обзор соответствующих эффектов можно найти в книге Дж. Мишлава [37, 172]. Еще один близкий к этому кругу явлений феномен — внушение на расстоянии. Во всех этих случаях мэоновые каналы передачи информации могут играть основную роль. Первый принцип квантовой психофизики в формулировке Р. Уилсона «заключается в признании того факта, что изучение и материи, и сознания заставляет нас подвергнуть сомнению привычные представления о реальности». Этот совершенно справедливый тезис по существу есть не что иное, как требование, вытекающее из принципа дополнительности, или комплементарности, Нильса Бора. Именно необходимость выполнить это требование и тем самым выйти за пределы существующей научной парадигмы представляет собой основную психологическую трудность проведения исследований в области квантовой психофизики. Об этих трудностях очень точно пишет крупный русский нейрофизиолог Н.П. Бехтерева: «Я знаю, как опасно двинуться в это Зазеркалье. Я знаю, как спокойно оставаться на широкой дороге науки... Но кажется мне, что на земле каждый, в меру своих сил, должен выполнить свой долг» [19]. Двигаясь по этому пути, в области квантовой психофизики еще многое предстоит сделать и в части теории, и в части экспериментов. Необходимо более обстоятельно развить теоретическую модель мэона. Нельзя, в частности, исключить, что соответствующий семантическому потенциалу банк информации связан не с самим квантовым вакуумом, а с материальными объектами; мэоновые структуры в этом случае осуществляют функцию интервременных и транспространственных каналов связи. Если окажется верным именно это предположение, то надо будет говорить о семантическом принципе, причем в двух возможных формах. Слабый семантический принцип эквивалентен постулату о существовании интерсубъектного планетарного информационного поля. Сильный семантический принцип предполагает распространение действий этого поля на космические масштабы. Рассмотрим некоторые эффекты, которые следуют из концепции мэодинамики сознания и могут быть обнаружены в специально поставленных экспериментах. Возможен эффект, обращенный по времени к реинкарнации, — инверсная реинкарнация, иными словами, «воспоминание» импульсов информации, поступающих не из прошлого, а из будущего. В литературе имеется немало подобных примеров (рассказ Дж. Свифта о спутниках Марса, история гибели «Титаника», опубликованная за несколько лет до катастрофы, и т.п.). Нельзя исключить, что появление гениев, подобных Леонардо да Винчи, в какой-то степени связано с подобными эффектами. Методы квантовой психофизики могут найти применение при создании новых методов диагностики и лечения заболеваний. В работах А.Е. Акимова, В.М. Бронникова и других уже накоплен первоначальный опыт. В более отдаленной перспективе можно говорить о возникновении нового научного направления — квантовой дианологии, или науки о мобилизации интеллектуальных ресурсов мозга методами квантовой психофизики (от греч. dianoia — сила мысли). В еще более отдаленной перспективе на практические рельсы может быть поставлена проблема автоэволюции вида Homo sapiens.
Глава 4.11 ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТРИАДА
Оценивая современное состояние научных проблем, относящихся к области биологии, один из крупнейших биологов XX столетия, Николай Тимофеев-Ресовский, писал: «В мире пока нету теоретической биологии, сравнимой, эквивалентной в каком бы то ни было смысле тому, что называют теоретической физикой. И нету потому, что нету или не было до последнего времени биологических более-менее общих естественно-исторических принципов» [132]. Классическая естественно-научная картина мира, в основу которой положены физические принципы, сформулированные Галилеем и Ньютоном, была построена в XVIII в. Построить аналогичную картину для биологического мира, как утверждает Тимофеев-Ресовский, будет невозможно до тех пор, пока не удастся обосновать достаточное количество общих биологических принципов. Таких принципов, по его мнению, известно только два — это принцип естественного отбора Дарвина и принцип ковариантной редупликации. Смысл второго биологического принципа, сформулированного самим Тимофеевым-Ресовским при участии М. Дельбрюка и К. Дарлингтона, состоит в том, что наследственная информация, дискретно кодируемая в генах, передается от поколения к поколению. По мнению Тимофеева-Ресовского, теоретическая биология станет возможной, если удастся обосновать третий общий биологический естественно-исторический принцип, решающий проблему прогрессивной эволюции. Эта проблема состоит в том, чтобы найти однозначные доказательства того, что длительно действующий естественный отбор ведет именно к прогрессивной, а не к регрессивной эволюции. По этому поводу Тимофеев-Ресовский замечает, что до сих пор не ясно, кто более прогрессивен — человек или чумная бактерия. И только опираясь на эти три основополагающих принципа будущей теоретической биологии — естественного отбора, ковариантной редупликации кодов наследственной информации и прогрессивной эволюции, — можно будет перейти к решению первой задачи теории: критической оценке эволюционного учения, включая проблему возникновения и развития жизни. Из МБК-концепции следует, что в универсальном банке информации мэона могут содержаться и коды программ эволюции самоорганизующихся систем, включая такие их свойства, как нелинейность, стохастичность, неравновесность, неопределенность, бифуркации. Принципиальная особенность динамики нелинейных систем — многовариантность эволюционных трендов. Выход на тот или иной из них зависит от случайных факторов. Однако в силу синергетических принципов подчинения и влияния будущего на настоящее после случайного выбора в зоне бифуркации даль- нейший ход процесса эволюции канализируется в направлении одного из виртуальных альтернативных сценариев. В зоне бифуркации решающее воздействие на выбор направления эволюционного вектора могут оказать семантические импульсы, поступающие в перестраиваемый геном из мэона с помощью, например, торсионных или электроторсионных воздействий. Это явление можно назвать эффектом семантического давления. Возможность поступления импульсов антиэнтропии в генетический информационный банк живых самоорганизующихся систем — следствие принципа консиенции, или способности всех материальных объектов участвовать в информационном обмене с мэоном [68]. Существование семантического давления угадывал А. Бергсон в своем учении о жизненном порыве. «Это дление, — писал он о невидимом потоке сознания, — принадлежит не самой материи, это дление самой жизни, elan vital» [16]. Близкие идеи высказывал американский палеонтолог Г. Осборн, попытавшийся синтезировать виталистические и энергистские концепции с неодарвинизмом. Другому палеонтологу и одновременно крупному философу, П. Тейяр де Шардену принадлежит концепция радиальной космической энергии, определяющей прогрессивный характер эволюции [129]. Принцип семантического давления находится в соответствии с другим общефизическим законом — принципом минимума диссипации энергии, установленным Л. Онсагером. Из этого принципа следует, что эволюция всегда осуществляется в том направлении, при котором обеспечивается снижение рассеивания энергии, иными словами, минимальный рост энтропии. Этому требованию отвечают более сложно организованные живые существа, обладающие более совершенной нервной системой. Доказательство принципа Онсагера для условий, не очень далеких от термодинамического равновесия, дано И. Пригожиным в книге «Порядок из хаоса» [108]. Перестройка генома популяции под действием семантического давления мэона, которая становится возможной в условиях бифуркации, — причем исключительно в этих условиях — это возможный механизм, определяющий подчинение эволюции живых самоорганизующихся систем принципу Онсагера. Следствием принципов Онсагера и семантического давления мэона является принцип прогрессивной эволюции от простого к сложному. Дадим термодинамическую интерпретацию принципа семантического давления. Ансамблю виртуальных частиц, образующих квантовый вакуум, можно приписать энтропию, которая, очевидно, в среднем должна быть равна нулю:
S = 0. (4.13) Поскольку квантовый вакуум не содержит реальных частиц, для которых справедливо второе начало термодинамики, в нем не происходит роста энтропии. Однако это не исключает квантовых флуктуации энтропии и, следовательно, отрицательной энтропии. Из формулы (4.4) следует, что из мэона в мир материальных объектов может поступать поток антиэнтропии, сопровождающийся отрицательными флук-туациями времени ∆t < 0. Из-за отсутствия для мэона стрелы времени импульсы антиэнтропии, поступающие в материальный мир из семантического потенциала мэона, могут выполнять функцию постоянно действующего источника семантического давления. Условием, когда эти импульсы могут быть восприняты объектами материального мира, является возникновение бифуркации, при котором минимальные воздействия начинают играть фундаментальную роль (см. ч. 1). Информационную насыщенность квантовых флуктуации антиэнтропии можно оценить по формулам (4.1) и (4.4). Нет оснований полагать, что «температура» физического вакуума существенно отличается от абсолютного нуля. Принимая Т ~ 10-10 °К, получаем оценку количества информации:
∆I~∆S~5∙1042 бит. (4.14)
Для сравнения: запас генетической информации человека равен 6·109 бит, а запас культурной информации человечества в целом — 1019 бит. Эти оценки носят, разумеется, условный характер. В гл. 4.8 было показано, каким образом может осуществляться детектирование негэнтропийных импульсов, поступающих из мэона, атомно-молекулярными структурами живых существ. Следуя A.M. Хазену, рассмотрим, как это способно влиять на наследственность [146]. Если в окружающей среде создаются необходимые условия, то в организме начинается воспроизведение молекул ДНК — носите- лей наследственной информации, или генов. Иными словами, осуществляется синтез генетической информации. Этот процесс, как и все, что происходит с материальными объектами, подчиняется второму началу термодинамики:
dS — = f (Sn, Si), (4.15) dt
где Sn — поток энтропии через систему; Si — ее производство в этой системе. Для живых систем производство энтропии определяется вероятностями различных физических и физико-химических процессов. Энтропия обладает свойством аддитивности и ее полное приращение:
∆S = S1+ S2 +... + Si +... (4.16)
Случайные изменения параметров окружающей среды вследствие синтеза информации могут получить отражение в геноме — проявится эффект, известный как мутация. Импульсы антиэнтропии, поступающие на вход атомно-молекулярных структур генома, можно рассматривать наравне с другими факторами окружающей среды. Здесь, однако, существует одно принципиальное отличие: воздействие окружающей среды может приводить как к позитивным, так и к негативным мутациям, в то время как импульсы семантического давления в силу их антиэнтропийной направленности должны чаще приводить к мутациям благоприятного характера. Остальное сделает естественный отбор: полезные приобретения закрепляются в последующих поколениях, а вредные и неудачные отбраковываются. В силу аддитивности энтропии синтез генетической информации осуществляется ступенчатым образом и носит иерархический характер. Условие аддитивности (4.15) означает, что с ростом номера иерархической генетической ступени соответствующая величина прироста энтропии Si уменьшается. Отсюда следует, что количество генетической информации, необходимой для перехода к все более сложным формам живого, пропорционально уменьшается. По этой причине геном человека, например, отличается от генома шимпанзе всего на несколько процентов. Другим следствием этого фундаментального свойства син- теза генетической информации является то, что по мере перехода ко все более сложным формам живого естественному отбору требуется все меньше времени для того, чтобы закрепить в популяции полезный признак. Так, самым быстрым из всех известных эволюционных переходов оказалось формирование мозга человека, — несомненно, наиболее сложного и наиболее совершенного биологического приобретения. Локальное уменьшение энтропии в результате синтеза генетический информации становится возможным потому, что живые существа представляют собой открытые системы, способные обмениваться с окружающей средой энергией, веществом и информацией, т.е. энтропией. Можно думать, что всякий раз, когда на какой-нибудь планете создаются условия, соответствующие возникновению жизни, это с необходимостью происходит. Роль триг-герного механизма, запускающего этот процесс, способны выполнить импульсы семантического давления мэона, обеспечивающие на всех последующих этапах прогрессивный характер эволюции. Рассматриваемая концепция семантического давления и его роли в возникновении и развитии жизни позволяет дать новую интерпретацию старой гипотезе Сванте Аррениуса о космической панспермии. В нашем варианте в роли поступающих из космоса «зародышей» жизни выступают импульсы семантического давления мэона. Следствием этой гипотезы должен быть тот факт, что жизнь, скорее |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.018 с.)