Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История как процесс самоорганизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После работ Маркса в общественные науки вошел постулат о первичности экономических отношений в жизни общества, о системе производственных отношений как реальном базисе культурной динамики. Однако этот постулат не был превращен в догму. Альтернативную точку зрения предложил Макс Вебер. Рассматривая проблему происхождения капиталистических форм хозяйства, он писал: «Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма есть в первую очередь... вопрос о развитии капиталистического духа». Базовый постулат теории Маркса диаметрально противоположен: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Критикуя Марксову формационную модель социокультурной эволюции, один из самых тонких знатоков экономической теории, С.Н. Булгаков, отметил, что для Маркса не существует проблемы индивидуальности, человеческая личность для него до конца растворена в социологии. В концепции экономического понимания истории, согласно Марксу, личности и личному творчеству пропета похоронная песнь. Слабости Марксовой теории, превращенной в советской России в идеологическую догму, были многократно усилены на практике социалистического строительства в нашей стране. Эта традиция ритуального подхода к теории управления социально-политическими и экономическими процессами самым пагубным образом отразилась на действиях реформаторов, приступивших после 1985 г. к структурным, а затем и к системным преобразованиям в России. Реформаторы начали с того, что отказались от догмы, провозглашенной Лениным: «Марксизм всесилен, потому что он верен», — но, следуя своему традиционному одномерному мышлению, тут же уверовали в другую догму, провозгласив ее единственной и окончательной истиной. Автором этой новой догмы был Мильтон Фридман: монетаризм — это единственный путь в светлое капиталистическое завтра. В XX в. русский народ заплатил непомерно тяжелую цену за привычку своих лидеров к догматическому мышлению. Возникает вопрос: может ли синергетическая методология внести позитивный вклад в философию истории, в теорию социокультурной динамики, а также в практическую политологию? На него следует дать положительный ответ. Решающий залог успеха синергетических принципов нелинейного мышления состоит в преодолении монокаузальных догматов историцизма и социального прогресса, прочно усвоенных общественными научными дисциплинами от классического миропредставления, а еще раньше унаследованных от теологии. Синергетический подход к анализу социальных процессов требует построения моделей динамических социальных констелляций как открытых систем, встроенных в иерархический ряд подсистем и систем более высокого ранга. Поскольку эволюция самоорганизующихся систем обязательно сопровождается прохождением через зоны бифуркаций, в окрестности которых решающую роль начинают играть факторы, кажущиеся случайными, попытки разорвать этот иерархический ряд могут вести к грубым ошибкам при прогнозировании социокультурной динамики. Концепция регулировочных параметров развития — ключевой элемент синергетики — может служить основой синтеза альтернативных теоретических моделей исторического процесса и социокультурной динамики. Первый шаг, который необходимо сделать, обращаясь к синергетической методологии, состоит в построении теоретических моделей, достаточно адекватно описывающих реальные социальные системы и их эволюцию. Чтобы правильно отразить в теоретической модели реальные свойства исследуемой системы, необходимо подобрать соответствующий комплекс регулировочных параметров. Эти параметры, которым следует придать безразмерную форму, должны отражать экономические, социальные, экологические, политические и другие аспекты, характеризующие жизнь общества, а также его взаимодействие с окружением. На этом пути появляется естественная возможность снять традиционные дихотомии типа экономика — духовная жизнь общества, социум — природа, общество — личность и т.п. Конструируя на этой основе социосинергетические модели в полном соответствии с материалистическим пониманием истории, мы одновременно получаем возможность учесть достаточно полную совокупность факторов, роль каждого из которых на том или ином отрезке исторического бытия может быть различной в зависимости от конкретных условий. Отсюда сразу становится ясным преимущество синергетического моделирования эволюции социальных систем. Синергетический подход означает преодоление как редукционизма, ведущего к необходимости обработки почти неподъемных количеств частной информации, так и монокаузального холизма, основанного на излишнем упрощении реальной ситуации. Концепция регулировочных параметров позволяет сжать объем анализируемой информации до приемлемого уровня без существенных потерь в точности прогноза. Приближаясь к бифуркации, система теряет устойчивость, а затем переходит в новое состояние. Этот переход осуществляется за счет флуктуации, случайных факторов. Когда такой переход совершает социальная самоорганизующаяся система, то построение модели этого перехода облегчается в связи с тем обстоятельством, что для его адекватного описания обычно достаточно использовать лишь очень небольшое количество регулировочных параметров. В состояниях, близких к переходу на новый эволюционный сценарий, система как бы упрощается, становится менее сложной, происходит сжатие, компактификация, свертывание управляющих потоков информации — это следствие синергетического принципа влияния будущего на настоящее. Неустойчивости, развивающиеся в зоне бифуркации, выводят в конце концов, систему в окрестность одного из альтернативных эволюционных сценариев. И тогда срабатывает синергетический принцип «подчинения» (или «порабощения»): начинают работать главным образом те немногие регулировочные параметры, которые и обеспечивают «притягивание» эволюционирующей системы именно к этому сценарию как к новому аттрактору. При моделировании социокультурных процессов методами синергетики следует учитывать еще один эффект самоорганизации: вследствие иерархической взаимосвязи систем, участвующих в этих процессах, их эволюция носит согласованный характер. История дает много примеров проявления этого эффекта в ходе структурных и системных социокультурных кризисов. Иерархический принцип моделирования развития самоорганизующихся систем позволяет реализовать и другое важное преимущество социосинергетики — стирание граней между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами. Этот водораздел, явно обозначившийся еще во времена Декарта, обусловил методологическое отставание обществоведения, явившееся одной из причин тех социально-политических и экономических кризисов и катастроф, которыми был так богат XX век. Синергетика позволяет органичным образом навести мосты между обеими ветвями позитивного знания. Один из способов практического решения этой задачи состоит в построении социосинергетических моделей с использованием такого набора регулировочных параметров, которые, будучи взяты по отдельности, относятся либо только к гуманитарным, либо к естественнонаучным дисциплинам. Свойственная синергетической методологии гибкость позволяет осуществить в рамках единых моделей социокультурной динамики и другой синтез парадигмального звучания — причинной и целевой детерминации, объектного и субъектного подходов, унитарного социального и объединенного социоэкологического принципов и т.д. Осуществить такой синтез позволяет на практике замысел русского экономиста и философа С.Н.Булгакова, сформулированный в его теории хозяйства, — сделать подлинным цент- ром эволюционных моделей непосредственно самого человека с его творческой, самобытной индивидуальностью. Синтез гуманитарных и естественнонаучных аспектов позитивного знания в социосинергетических эволюционных моделях позволяет по-новому осмыслить сами процессы социокультурной динамики. Интерпретация феномена культуры как фундаментального антиэнтропного эволюционного процесса, развивающегося в координатах многомерного пространства и нелинейного времени, делает естественным понимание неизбежности катастроф и бифуркаций, сопровождающих этот процесс. И следовательно, первоочередной задачей синергетического моделирования этих процессов является поиск ограничений и средств сдерживания, способствующих смягчению разрушительных ударов энтропии на соответствующих фазах эволюции. Антиэнтропийная направленность социокультурной эволюции позволяет заметить еще одну важную, фундаментальную закономерность этого процесса. Из второго начала термодинамики следует, что платой за каждое очередное повышение уровня структурной организованности открытой саморазвивающейся системы являются всевозрастающие выбросы энтропии в окружающую среду. А это означает автоматическое и неизбежное возрастание уровня требований к системе управления и регулирования, необходимость постоянного поиска и введения в действие все более эффективных средств сдерживания обратных энтропийных разрушительных воздействий. Этот принципиальной важности вывод показывает, насколько иллюзорными были благостные надежды русских младореформаторов, полагавших, что после демонтажа системы централизованной, планово-директивной экономики рынок быстро переведет хозяйственную жизнь страны в благоустроенный и благополучный режим. В реальности работают совсем другие механизмы, в основе которых лежит синергетический закон эволюционных корреляций. Согласно этому закону каждый исторический «вызов» требует не просто адекватного «отклика» на очередной эволюционный надлом, но, в конечном счете, опережающей технической, организационной, интеллектуальной реакции на новый натиск энтропии. Промедление с таким «откликом» неоднократно приводило в истории к гибели государств, этносов и цивилизаций. Масштаб современной технической мощи мировой цивилизации привел к тому, что теперь плата за возможные упущения в выработке соответствующей антиэнтропийной стратегии достигла предельно воз- можной величины — сегодня речь идет о выживании человечества в целом. Из этого максимально жесткого синергетического предостережения следует фундаментальный вывод: все более важную роль в судьбах людей начинает играть нравственный императив. Традиционные системы морали постулировали дихотомию типа «наши — не наши» и тем самым служили нравственным оправданием различных форм насилия. На рубеже XX и XXI в. признаков ослабления этой тенденции не заметно. Между тем становление планетарной цивилизации как целостной саморазвивающейся системы, которая только и может сдержать разрушительный техногенный напор на среду обитания вида Homo sapiens, диктует необходимость устранения насилия, по крайней мере, на макроуровне. А это требует большой и нелегкой нравственной работы. Было бы, однако, ошибкой думать, что отход от модели «мы — они» означает культурную нивелировку человечества. С точки зрения социосинергетики позитивную роль может играть совсем другой процесс: снятие противостояния «мы — они» на глобальном макроуровне при одновременном росте человеческого разнообразия на всех иерархически более низких уровнях, но без взаимного неприятия. К сожалению, в реальности ход мировых исторических процессов пока далек от этого благополучного сценария.
Глава 1.7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.012 с.) |