Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционное пространство науки XXI в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обращаясь к теории длинных волн технолого-экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева, нетрудно убедиться, что отрасли, которые Белл относит к четвертой и пятой ступеням, образуют ядро пятого, информационного, технологического уклада — 5ТУ. К настоящему времени технологический потенциал большинства этих отраслей в значительной мере уже раскрыт. Переход к 6ТУ, который должен начаться в первые десятилетия XXI в., — разумеется, при отсутствии новых кризисных бифуркаций, — станет возможным лишь на основе принципиально новых достижений фундаментальной науки. Учитывая остроту современного эволюционного кризиса, можно указать основные направления «технологического заказа» к тем отраслям, которые должны составить ядро 6ТУ: 1. Нетрадиционная энергетика. 2. Принципиально новые транспортные системы. 3. Новые энерго- и ресурсосберегающие экологически безопасные технологии. 4. Принципиально новые системы связи, обработки и хранения информации. 5. Принципиально новые типы материалов. 6. Биотехнология, генотехника и генотерапия, квантовая нейрофизиология.
7. Принципиально новые методы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. К началу XXI в. человечество оказалось перед драматической дилеммой: либо наука найдет эффективный инновационно-технологический отклик на современный вызов истории, либо самодвижение мировой цивилизации в эволюционный тупик станет свершившимся фактом. Первой фазе становления постиндустриального общества, в которую в настоящее время вступили развитые страны, в этом случае суждено остаться и последней. Переход к постиндустриальной цивилизации может быть осуществлен в конечном счете только для объединенного человечества как целостной саморазвивающейся системы и только на основе комплекса принципиально новых технологий.
Глава 3.9 ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДВИДЕНИЕ ПИТИРИМА СОРОКИНА
Одному из основоположников современной социологии русско-американскому ученому Питириму Сорокину принадлежит оригинальная теория социокультурной динамики, разработанная на основе синтеза религиозных и научных представлений. Этим его подход отличается от взглядов большинства ученых, которые строят свои культурологические и социологические концепции на секулярной основе. Сорокин рассмотрел социокультурную динамику локальных цивилизаций от периода древней истории до современности, выявив закономерный характер перемещения центров творческого лидерства. Анализируя состояние современного общественного самосознания, Сорокин подчеркивал устойчивую тенденцию осознания человечеством самого себя как целостного цивилизационного универсума [70]. Важное преимущество теории Сорокина состоит в том, что в качестве аксиологического базиса функционирования и чередования социокультурных типов он выбрал комплекс тех фундаментальных ценностей, которые сформулированы в Нагорной проповеди, а также в этических системах других мировых религий. Эти ценности, как показал Сорокин, носят действительно универсальный характер и управляют динамикой цивилизаций прошлого и на-
стоящего. Деградация этих ценностей неизбежно ведет к нравственной анархии и к снижению уровня культуры, что, по его мнению, характерно для современной западной цивилизации как типичного общества с доминирующей чувственной ментальностью. Ожидание глобального коллапса, почти неизбежного апокалипсиса, нашедшее отражение в трудах многих ученых второй половины XX в., не миновало и П. Сорокина. Завершая в 1962 г. автобиографию, он писал: «Сама судьба человечества балансирует на грани жизни и смерти. Вместо создания счастливой среды обитания «вожди слепые» и их недалекие последователи ведут человечество от одной катастрофы к другой, пока не поставят его на край бессмысленной гибели». Однако в целом в его трудах преобладали иные, оптимистические настроения. Вглядываясь в будущее, Сорокин умел разглядеть свет в конце туннеля. Известна историческая закономерность, в соответствии с которой, писая он, «периоды катастроф отмечены дезинтеграцией системы ценностей данного общества и ростом деморализации, преступности, войн и кровавых столкновений, с одной стороны, а с другой — созидательной реинтеграцией новой системы ценностей. Если в этом судьбоносном противостоянии силы позитивной поляризации в конечном счете будут превалировать над силами негативной поляризации, с человечеством будет все в порядке». Развивая эту точку зрения в собственном футурологическом прогнозе, Сорокин ставит перед собой задачу по возможности детализировать основные особенности своего оптимистического сценария. В основе его прогноза лежит теория трех основных социокультурных типов. Чтобы обосновать эту теорию, в работе «Главные тенденции нашего времени» он формулирует концепцию истинной и абсолютной реальности [70]. По его мнению, усилия науки в нашу эпоху во все большей степени концентрируются на проблеме раскрытия сущности этого феномена. В этом, пишет Сорокин, проявляется естественный отклик творческой мысли на современную «гигантскую задачу критического перехода и постпереходного будущего». Как же он определяет это основополагающее для всего последующего анализа понятие абсолютной космической реальности-ценности? Отличительная черта научного стиля Сорокина — любовь к ясным, почти математически точным формулировкам. Но тут происходит нечто удивительное: пытаясь раскрыть смысл нового для него понятия абсолютной космической реальности, он словно теряется, пишет, что для этого не хватает таких привычных терминов, как «материя», «качество», «количество», «время», «пространство»,
«субъект — объект», «причина — следствие» и т.д. Не будучи в силах подобрать необходимые слова, Сорокин в конце концов пишет об этой реальности: «Она не идентична ни с что, ни с кто, ни с материей, ни с духом, ни с субъектом, ни с объектом, ни с какой-либо иной ее дифференциацией и в то же время она заключает в себе все известные и неизвестные ее качества». Истина, необходимость которой Сорокин ясно ощущает, словно ускользает от него, и он не без некоторого раздражения восклицает, переходя на латынь: «mysterium tremendum et fascionosum» («тайна ужасающая и захватывающая»). Как же постичь эту почти неуловимую, но такую важную тайну? Решая эту задачу, Сорокин обращается к современной интегральной теории познания, согласно которой существуют три различных канала получения информации — чувственный, рациональный и сверхчувственный — сверхрациональный, или интуитивный. Сверхсознательная интуиция — это тот инструмент, с помощью которого человек делает величайшие открытия во всех областях творческой деятельности. А первоисточником этих открытий является сверхсознание, управляющее интуицией. Сверхсознательная интуиция качественно отличается от всех других форм познания реальности — чувственного восприятия, наблюдения, логического мышления и др. Сорокин перечисляет отличительные феноменологические признаки сверхчувственного и сверхрационального восприятия: спонтанность, непредсказуемость, неконтролируемость, независимость от условий. Сверхсознательная интуиция лежит в основе всего логического познания и ценностного опыта. Еще одну особенность интуиции Сорокин выделяет особо: интуиция лишена эгоизма, она полностью и безусловно переступает его границы. «Руководимый сверхсознанием индивид, — пишет Сорокин, — становится его безличным инструментом, поднявшись над ограничениями Эго». Остановимся, чтобы сделать одно существенное замечание. Если «абсолютная космическая реальность» заключает в себе «все известные и неизвестные качества», если она не что иное, как «божественное Ничто», где omnia exeunt in mysterium (все переходит в тайну), и если, с другой стороны, первоисточником всех величайших достижений и открытий является «сверхсознание», то не следует ли между ними поставить знак тождества? Это кажется совершенно естественным, и приходится только удивляться, что сам Сорокин этого шага не делает. И скорее всего не случайно: отождествление обоих терминов открывает путь к теологической или мистической интер-
претации смысла «истинной космической реальности». Но как следует из текста цитируемого труда Сорокина, делать этого он не желает, предпочитая сохранить понятийную неясность. Вместо этого он решает другую задачу: систематизирует многочисленные свидетельства в пользу концепции о фундаментальной роли сверхсознательной интуиции в процессах познания реальности. С присущей ему обстоятельностью Сорокин ссылается на мнения не менее чем 40 ученых, философов, деятелей искусства, приводит многочисленные примеры. Все это позволяет ему сделать однозначный вывод: «Итак, об интегральной концепции абсолютной реальности, познания и творчества сказано достаточно». Для решения основной задачи предпринятого Сорокиным исследования — определения главных тенденций нашего времени — эта концепция играет основополагающую, фундаментальную роль. Остается только удивляться, что этот важный момент почему-то ускользнул от внимания практически всех исследователей творческого наследия ученого. Между тем, обращаясь к тексту работы, нетрудно проследить, что именно на базе этой концепции Сорокин выстраивает все свои последующие идеи — об интегральной теории личности, о творческой неэгоистической любви, о конвергенции капиталистической и социалистической систем, о становлении интегрального социокультурного строя. Правильно предвосхитив фундаментальное значение проблемы сверхрациональной интуиции и ее первоисточника — «истинной космической реальности», — Сорокин по состоянию науки своего времени был лишён возможности сделать следующий шаг и ответить на вопрос, какой физический референт стоит за этим своеобразным docta ignorantia — знающим незнанием (термин Николая Кузанского). Рассмотрению проблем этой истинной космической реальности, которая во времена Сорокина оставалась еще за границей «знающего незнания», но с раскрытием которой он связывал свой оптимистический футурологический прогноз, посвящены следующие, четвертая и пятая, части книги. Будущее мировой цивилизации как целостной самоорганизующейся системы Сорокин связывал с утверждением интегрального типа культуры, который, по его мнению, объединит все лучшее черты предшествующих типов. Признавая, что современное общество как на Западе, так и на Востоке находится в состоянии глубокого кризиса, Питирим Сорокин обосновывал оптимистический прогноз: человечество ждет не гибель, а конец чувственного и начало нового, интегрального эволюционного цикла мировой цивилизации.
Часть 4 ______________________________________________ НИЧТО РАСКРЫВАЕТ СВОИ ТАЙНЫ _____________________________________________________________________________
Глава 4.1 ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
Парадоксальность взаимоотношений науки с религией состоит в том, что, находясь с ней в вековом конфликте, наука одновременно формулировала многие свои идеи под прямым влиянием вероучения. Именно таким путем основоположники классического естествознания Галилей, Декарт, Ньютон ввели в науку фундаментальные принципы абсолютных истин и абсолютно достоверного знания, концепцию двух взаимно дополняющих аспектов мира — res extensa и res cogitans, материи и духа и др. Работая над теорией относительности, Эйнштейн, в частности, опирался на философию пантеизма Спинозы. Влияние религиозной мысли можно проследить в квантовой теории. Автор теории множеств Георг Кантор признавался, что к ее созданию его подтолкнули размышления над смыслом христианского Символа веры о триединстве Бога. Характеризуя взаимное влияние двух различных систем мышления — научной и религиозной, Вернер Гейзенберг писал, что «если они действительно взаимодействовали, т. е. имеют столько общего, что стало возможным их подлинное взаимодействие, то от этого можно было ожидать новых и интересных событий» [33]. Философ и физик-теоретик Ф. Капра опубликовал книгу «Дао физики», в которой для преодоления трудноразрешимых парадоксов ядерной физики и квантовой механики использовал интуитивно-созерцательные идеи философских и религиозных учений Востока [49]. Современный русский физик-теоретик, профессор Московского университета Ю.С. Владимиров считает, что в фундаментальной теоретической физике присутствует аналог Бога. Развивая это
положение, он предлагает следующее определение религии: это «та часть целостной системы представлений о сущности, о движущих началах и закономерностях всего мироздания, которое дополняет познанное человеком до целого и определяет его ориентацию и действие в непознанной совокупности мировых проблем и обстоятельств» [30]. С этим определением можно, однако, согласиться лишь отчасти: оно не содержит указаний, что знания о целом и его частях, которыми владеют наука и религия, имеют существенно различные основания. В первом случае это строгая научная методология, во втором — истины откровения и мифологическое сознание. Но с другой стороны, проблема целостности научного отображения мира является предметом спора теоретиков. Профессор Кембриджского университета С. Хокинг полагает, что уже лет через 20 физикам удастся завершить работу над созданием полной теории, описывающей основные закономерности эволюции Вселенной. «И тогда, — пишет он в книге «Краткая история времени», — все мы, философы, ученые и просто обычные люди, сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем мы и существует Вселенная. И если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога» [147]. Но возможна и другая точка зрения. Можно предположить, что наш мир неисчерпаем, и уподобить его бесконечному множеству. Базой научного знания является подмножество изученных закономерностей. На долю религии остается область непознанного. И хотя сфера научного знания будет все время расширяться, нет оснований полагать, что область, остающаяся в ведении религии будет соответственно сужаться, так как граница непознанного уходит в бесконечность. Если принять такую точку зрения на эволюцию наук, то можно согласиться с мыслью Ю.С. Владимирова о том, что наука и религия позволяют нам — пусть очень неполно и с большими искажениями — построить целостный образ реальности. В 1914 г. Б. Рассел опубликовал статью «Мистицизм и логика», которую начал со следующих слов: «Метафизика, или стремление постичь мыслью мир в целом, всегда развивалась в единстве и конфликте двух противоположных человеческих импульсов: один из них побуждал к мистицизму, другой — к науке. Некоторые люди достигают величия, следуя первому импульсу, некоторые — следуя только второму» [114]. Философы, продолжает далее Рассел, ощу-
шали всегда нужду одновременно в науке и в мистицизме, а потому преодоление этой изнуряющей альтернативы превращало философию в более высокое занятие, чем наука и религия. В основе мистицизма как специфической методики познания реальности лежат три фундаментальных принципа. Во-первых, это убежденность в том, что основной способ познания есть интуиция, озарение, а не дискурсивный анализ. Во-вторых, это вера в существование слоя реальности, который скрыт «по ту сторону» материального мира и явлений, но содержит в себе все действительные механизмы, управляющие видимой Вселенной. В-третьих, утверждение, что мир этой истинной, высшей реальности не подчиняется закону времени, это сама вечность. На существование этого мистического мира имеются разные точки зрения. Сторонники материалистической философии категорически отрицают эту возможность. Рассел занимает позицию скорее агностическую: «Мне ничего неизвестно о том, реален или нереален мир мистика. У меня нет желания ни отрицать его реальность, ни доказывать, что его откровение не является подлинным откровением» [114]. Справедливо, по мнению Рассела, другое утверждение: верно, что многие истины даются человеку путем инсайта, интуиции, но объективную научную ценность они могут приобрести только при том условии, что будут подкреплены фактами. Современный физик-теоретик Д. Бом делает следующий шаг и утверждает, что мир «высшей» реальности, скрытый пока от глаз наблюдателя и его приборов, вполне вероятно, существует на самом деле [24]. Еще дальше идет профессор Московского технического университета В.Н. Волченко, который убежден в реальном существовании этого «тонкого» мира [31]. Как видим, диапазон мнений по вопросу о скрытых слоях реальности, существование которых постулируются мистицизмом, весьма широк. Известно определение, которое Кант дает трансцендентному (на латыни transcender — переступать): это «то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо». Это определение восходит к средневековому философскому принципу ignoramus et ignorabimus — не знаем и никогда не узнаем. Но если главное свойство трансцендентных феноменов состоит в том, что они лежат за границами нашего опыта, то к этому определению логично добавить: опыта, данными которого мы располагаем сегодня. Вспомним приведенную выше аналогию между научным знанием и бесконечным множеством. У нас нет никаких научных доказательств, что в мире существуют такие феномены, которые были бы недо-
ступны нашему опыту и нашему разуму. А потому можно утверждать, что в мире нет непознаваемого, хотя имеется очень много непознанного. И следовательно, логично поставить вопрос: не хранит ли этот трансцендентный опыт, выводящий нас за пределы существующей научной парадигмы, новой, скрытой пока от нас информации, владея которой мы могли бы намного более успешно решить весь комплекс проблем современной глобальной Мегабифуркации? Приступая к исследованию этого вопроса, мы должны понимать, что при этом предстоит подвергнуть проверке мысли, которые большинство ученых сочтет еретическими и запретными. В книге «Творец и робот» Норберт Винер пишет, что если браться за это дело, то приступать к нему надо со всей серьезностью, невзирая на риск впасть в ересь и получить за это духовное проклятие. «На этот риск, — пишет Винер, — нужно идти честно и смело! Говоря словами кальвиниста: готов ли ты быть проклятым ради вящей славы Господа?» [29]. Приступая к исследованию проблемы трансцендентного знания, имеющего научную ценность, мы можем использовать три взаимно дополняющих источника информации: религию, мистические учения и объективные сведения о феноменах, которые не находят интерпретации в рамках существующей научной парадигмы.
Глава 4.2 В ПОИСКАХ АБСОЛЮТА Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на бытие Бога. Одна из них с предельной четкостью выражена в апостольском Символе: «верую в Бога-Отца, и Сына, и Святаго Духа». Иной взгляд на этот вопрос у атеистов, или, как теперь часто их называют, секулярных гуманистов. Вот что думает по этому поводу президент Международной академии гуманизма профессор Университета штата Нью-Йорк П. Куртц: «Бога не существует, нет никакой личности или субъекта, всемогущего, всезнающего, всеблагого создателя Вселенной. Все это антропоморфные атрибуты. Ошибочно поклоняться такому квазисуществу... Богу нет места в драме истории» [52].
В наши задачи не входят попытки разобраться, кто прав в этом вековечном споре, тем более что, как показывает опыт, это совершенно бесполезно. Верить или не верить в Бога — дело совести каждого человека, и никто не должен лишать его права свободного выбора в этом вопросе. И все же с одним из утверждений тех, кто отвергает религию, согласиться нельзя. Существует ли ясное понимание того, что такое Бог, или это всего лишь, как выражается Куртц, «только умозрительный конструкт, которому могут быть приданы любые значения»? Говоря о Боге, мы, по мнению Куртца, ведем речь о том, чего не понимаем и что выше имеющегося у нас знания и опыта, а потому наши суждения о Боге могут базироваться лишь на глубинных чаяниях и эмоциях человека. Вопреки подобным рассуждениям существует строго научное определение, по крайней мере соответствующее монотеистическим религиям, т. е. христианству, иудаизму и исламу. В 1948 г. состоялся диспут между Б. Расселом и авторитетным теологом отцом-иезуитом Ф. Коплстоном. Темой диспута был вопрос о существовании Бога. Диспут начался с того, что оба его участника договорились положить в его основу следующее определение термина «Бог». Они определили Бога как «верховное личное существо, отличное от мира и являющееся его творцом» [113]. Нетрудно заметить, что это определение содержит пять совершенно четких признаков, позволяющих в целом достаточно однозначно судить, о чем идет речь. Если исходить из этого определения, из апостольского Символа и из вероучения в его законченной форме, то для нашей цели — поиска перспективных идей, которые послужили бы подсказкой в наших попытках заглянуть за горизонт современного научного знания, — мы вряд ли найдем что-либо конструктивное. Иное дело тот нелегкий, а порой и мучительный путь, который пришлось пройти богословской и философской мысли, пока в конце концов были выработаны эти четкие и неизменные формулировки. Попытаемся же хотя бы частично проследить за этой интеллектуальной работой, чтобы обнаружить оставшиеся почти незамеченными или в конечном счете неиспользованными творческие находки, которые можно будет включить в фундамент нашей поисковой парадигмы. А. Уайтхед однажды заметил, что вся западная философия представляет собой, в сущности, комментарий к Платону. Начнем поэтому и мы наш анализ с творческого наследия этого самого
знаменитого греческого философа. При этом, обращаясь к работам Платона, выделим лишь одну логическую линию, которая соответствует цели нашего исследования [22, 38, 85]. Основа всякого бытия и всей реальности, согласно учению Платона, — это Единое, которое не имеет никаких отличительных признаков, а потому есть Ничто (диалог «Парменид»). Поскольку у Единого нет никаких частей, оно не имеет ни начала, ни конца, не занимает никакого пространства и не может двигаться, иными словами, не подчиняется стреле времени. Единое, будучи основой бытия, в силу этих негативных свойств само не есть бытие, оно — таеоп, что по-гречески означает отсутствие бытия, ничто. Этот мэон, по Платону, и является первой исходной ипостасью всякой действительности. В диалоге «Государство» содержится несколько иная трактовка понятия «Единое». Теперь оно рассматривается как беспредпосылочный источник всего сущего. В этом источнике скрываются идеи вещей, но не только идеи, но и сами вещи в своем становлении. Вторая ипостась реальности, которую вводит Платон, — Ум, порождаемый Единым как солнцем, но в отличие от него имеющий структуру. Анализируя тексты Платона, где речь идет об этой ипостаси, тонкий знаток античной культуры А.Ф. Лосев отмечает, что «Ум интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление» [76]. В диалоге «Тимей» об Уме говорится как о мысленном родовом обобщении всех живых существ, обладающем предельно упорядоченной и совершенной структурой. Функция Ума состоит в том, что он устрояет и поддерживает все существующее. Структуру Ума образуют идеи. Концепция идей у Платона одна из центральных и вместе с тем одна из самых сложных. Идея, согласно учению Платона, есть функция вещи, или, как уточняет А.Ф. Лосев, вещь есть функция идеи. В том слое реальности, который образует мир идей, мыслится своя собственная идеальная, или умственная, материя. Насыщенный этими идеями Ум (по-гречески — noos), космический разум представляется Платону бесконечно предельным состоянием самой жизни. Функция третьей ипостаси, которую вводит Платон, — Мировой Души, — состоит в том, что она «наводит мосты» между двумя автономными слоями реальности — Умом с его идеями и телесным миром. В отличие от Ума Мировая Душа наделена вечной подвижностью, хотя получает законы своего движения именно от Ума.
Это свойство Мировой Души и позволяет ей выполнять свою объединяющую функцию. Мировая Душа — это наивысший принцип самоподвижности. Учение Платона о трех ипостасях бытия основано на разграничении и противопоставлении двух миров — мира сверхреального, содержащего идеи, и мира видимого, или телесного. Запредельный мир идей, «подлинно сущее», постигается разумом; на долю чувств остается видимый мир телесных вещей. Исследование понятий, т. е. идей, приводит Платона к разработке принципов рационального мышления, логики. Постигая с помощью этих принципов причины и сущность идей и их отражение в видимом мире вещей, Платон выстраивает телеологическую концепцию процессов, происходящих в мире. По отношению к телесному миру эта телеология имеет, очевидно, трансцендентный характер. В основе модели мира, выстроенной Платоном, лежит, таким образом, концепция идеационной триады Единое — Ум — Мировая Душа. От учения Платона прослеживаются две ветви, одна из которых через труды Платона, Филона Александрийского, Оригена, Августина и других ведет к застывшей в своей кристальной ясности христианской догматике, а другая — к тысячелетним борениям философской мысли. Нас, однако, интересует третья логическая линия, которая также присутствует в платонизме, хотя и в значительно менее ясной форме. Чтобы придать этой линии более четкие очертания, определим, используя терминологию, близкую к современной, сущностные особенности и функциональную роль каждого из трех элементов идеационной триады Платона. Вот как эта триада выглядит в таких терминах: • «Единое»: 1. Наличие абсолютного, но неквантифицированного семантического потенциала. 2. Нахождение вне стандартной пространственно-временной структуры. 3. Наличие информационного канала связи со вторым элементом триады — «Умом». • «Ум»: 1. Наличие бесконечного семантического множества, расположенного вдоль канторовской оси смыслов. 2. Нахождение вне стандартной пространственно-временной структуры. 3. Наличие информационного канала связи с первым элементом триады и информационно-текстового — со вторым.
• «Мировая Душа»: 1. Наличие информационно-текстового канала связи со вторым элементом триады, 2. Динамизм. 3. Наличие информационно-текстового интуитивного канала связи с объектами материального мира и телеологическое управление процессами в этом мире. Идеационная триада Платона самодостаточна и существует сама по себе, но в то же время имеет опору в реальном предметном мире материи. Увлекшись красотой открытого им мира идей, Платон в некоторых своих диалогах представляет этот мир как абсолютно изолированный. За эти ошибки Платона критиковал уже его ученик Аристотель, который спрашивал, может ли быть идея вещи, ее сущность отделена от самой вещи и не будет ли больше соответствовать действительности, если мы поместим эти сущности в сами вещи. Попытка Платона сконструировать параллельный миру вещей независимый от него мир идей этих же вещей явно мифологична. Но в других частях дошедших до нас текстов его диалогов оба мира — мир материи и идеационный мир — связаны между собой, а если говорить точнее, то идеационная подсистема реальности выполняет телеологические функции по отношению к предметному, чувственному миру материального космоса. Концепция идеационной триады Платона обладает и другими недостатками. Те свойства, которыми он наделяет первый элемент триады — «Единое», внутренне противоречивы. Платон, с одной стороны, провозглашает, что этот элемент, будучи взят сам по себе, лишен всяких признаков, а потому есть отсутствие бытия, maeon, но с другой — утверждает, что этот элемент не подчиняется пространственно-временным связям, является источником не только идей вещей, но и самих вещей, обладает каналами передачи информации об этих идеях во второй элемент триады, а через него — в третий и затем непосредственно в материальный мир. Весь этот перечень представляет собой не что иное, как описание функциональных признаков «Единого» как главного центра управления всеми реальными процессами в мире. Эти свои функции «Единое» способно осуществлять, будучи включенным в идеационную триаду в качестве центрального звена. Можно думать, что эта путаница с признаками «Единого» проистекает у Платона из другого недостатка его теории — неопределенности понятия бытия, которое играет фундаментальную роль в
разъяснении смысла этого элемента триады: именно отсутствие бытия по одной из версий, является единственной отличительной чертой «Единого». Между тем проблема бытия относится к числу наиболее обстоятельно исследованных философской мыслью на всех последующих исторических этапах. Современная философия рассматривает бытие как такую категорию, которая означает данность, существование в реальном мире. Проводится, однако, различие между бытием реальным и идеальным. Первое называют существованием, второе — сущностью. Реальное бытие индивидуально, предметно и относится к пространственно-временной структуре мира. Идеальное бытие, бытие идеи, лишено пространственно-временного содержания, оно не является реальным фактом. Примеры идеального бытия — категории ценностей, логические и математические понятия и т.д. Различая два варианта бытия — реальность и идеальность, — говорят также о трех его модусах: возможности, необходимости и действительности. «Бытие, — пишет немецкий философ Н. Гартман, — это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним ничего не стоит» [168]. Согласно тонкому замечанию М. Хайдеггера дать определение бытию можно, противопоставив ему ничто, т.е. его отрицание. Бытие открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, смысл понятия бытия. Проявиться этот смысл может только благодаря «наличности» человеческого существования. А смысл существования, по Хайдеггеру, в свою очередь заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие [144]. Видимо, Платон был первым философом, который ощутил исключительную сложность и имманентную противоречивость понятия бытия. Пытаясь упростить эту проблему, некоторые философы впоследствии сформулировали два предельных варианта ее интерпретации — идеализм и материализм. Идеализм является учением о примате идеи над материей, о том, что без идеальных начал невозможно ни существование материального мира, ни его познание. Точка зрения материализма прямо противоположна: реальный мир — продукт деятельности материи на высших этапах ее автоэволюции.
Платона по традиции принято считать основоположником объективного идеализма. Однако внимательный анализ его творческого наследия во всей его внутренней противоречивости позволяет утверждать, что такой вывод основан на скороспелом прочтении трудов великого философа, значительно примитивизирующем их идейное богатство. Оценивая ту часть его учения, которая касается идеационной триады, более правильным было бы другое заключение: Платон формулирует гипотезу о том, что за реальными процессами, которые мы наблюдаем в мире материи, скрыт другой, иерархически более высокий слой реальности — реальности идеационной. Этот высший слой реальности является первоисточником материального мира и осуществляет функции управления протекающими в нем процессами. Важная особенность идеационной гипотезы Платона состоит в том, что оба слоя реальности — идеационный и материальный — рассматриваются им в неразрывном органическом единстве, образуя единую ткань Универсума. Мышление человека, работа его сознания с этой точки зрения не есть некая эманация высших форм организации материи, но функционирует в тесном информационном взаимодействии с третьим элементом идеационной триады — Мировой Душой. Существенно при этом подчеркнуть, что это взаимодействие носит интуитивный характер, в то время как дискурс, логические рассуждения остаются чисто человеческой функцией. Еще одна существенная особенность триадической идеационной гипотезы Платона состоит в том, что она представляет собой прообраз синергетического видения мира. Этот образ был впоследствии утрачен, когда в процессе становления механистического миропредставления Декарт провозгласил принцип разделения всего сущего на res extensa и res cogitans — мир материи и мир сознания.
Глава 4.3 ДО И ПОСЛЕ ПЛАТОНА Триадическая идеационная концепция была сформулирована Платоном не на пустом месте, у него были предшественники. Среди них следует назвать в первую очередь Парменида и других представителей элеатской школы. У Парменида можно встретить,
в частности, идею Единого, которое он определяет как вечность и неподвижность, однородность и неделимость, противопоставляя его становлению и текучести видимого мира. Следует также назвать Пифагора и его школу: принятое им учение исходило из представления о числе как об основном принципе всего существующего. Один из последователей Пифагора, Гиппас, учил, что число — это первый образ творения мира. Но только у Платона эти идеи, часть которых была высказана его предшественниками, были обобщены в виде триадической идеационной гипотезы, которой он придал законченную и совершенную форму. Значительно более интересно проследить за тем развитием, которое идеационная гипотеза получила после Платона. Проводя исследование этих вопросов, нам придется анализировать, в частности, сочинения авторитетных отцов церкви. Обращаясь к этим источникам, мы будем выделять из них лишь ту компоненту, которая позволит проследить работу теоретической мысли над раскрытием тайн трансцендентных слоев реальности. Первым в этом ряду следует назвать Плотина (III в. н.э.). Рассматривая идеационную триаду Единое — Ум — Мировая Душа, Плотин делает по сравнению с Платоном следующий шаг: в его толковании эта триада предстает уже не как раздельная, а как целостное диалектическое триединство. Другая заслуга Плотина состоит в том, что он дал значительно более углубленную и детализиро
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.016 с.) |