Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не может ли человек создать себеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КОНКУРЕНТА?
Проблема создания существа, наделенного разумом или его подобием, волновала философов, писателей и ученых с самых давних времен. Эта возможность всегда вызывала чувства, близкие к страху. В Средние века была известна легенда о глиняном великане Големе, который однажды взбунтовался и принялся крушить все вокруг. М. Шелли написала роман о чудовище доктора Франкенштейна, который сотворил его из трупов, а затем с помощью ударов электрического тока вдохнул в него — на свою беду — жизнь. Карелу Чапеку принадлежит социально-фантастическая драма «R.U.R.» («Россумовские универсальные роботы»). Этих роботов — живые механизмы — создал некий талантливый ученый, сумевший искусственным путем получить протоплазму. Промышленники тут же наладили массовое производство этих роботов в погоне за прибылью. Кончилось все это печально: роботы подняли бунт и перебили своих обленившихся создателей. А за последние 50 лет появилось почти бессчетное количество книг и статей, посвященных проблеме искусственного интеллекта (ИИ). В знаменитой лекции, прочитанной в 1998 г. в Белом доме, С. Хокинг предсказывает, что быстрое развитие электронно-вычислительной техники может привести к тому, что уже в первые десятилетия XXI в. по уровню аналитических способностей системы ИИ сравняются с человеком. Что помешает им после этого, спрашивает профессор, приступить к дальнейшему самосовершенствованию, учитывая тот факт, что скорость эволюции интеллектуальных систем, основанных на электронной технике, на много порядков превосходит соответствующие показатели для живых организмов? И если это произойдет, предостерегает Хокинг, то вполне вероятно, что на планете начнется соревнование между двумя противостоящими видами разумной жизни — электромеха- ническим и молекулярно-биологическим. Причем преимущество в этом соревновании, вполне вероятно, будет на стороне первого. Еще более решительно высказывается профессор кибернетики К. Уорвик, посвятивший этой теме книгу «Наступление машин»: «Человеческая раса, похоже, играет свою последнюю партию. Период нашего господства на Земле подходит к концу. Мы можем надеяться лишь на то, что машины будут обращаться с нами так, как мы обращаемся с другими животными, — они сделают нас рабами или поместят в зоопарки... Как только появится первая машина с интеллектом, близким по мощности к человеческому, у нас уже не будет возможности ее выключить. Бомба с часовым механизмом начнет отсчитывать последние минуты господства человечества» [136]. Эту тему развивает географ-палеоклиматолог В.А. Зубаков (Санкт-Петербург). Он анализирует сценарий будущего за порогом современной бифуркации для того случая, если все пойдет самотеком и не будет решена ни одна из глобальных проблем. По этому сценарию природопокорительская цивилизация неизбежно придет к коллапсу в ближайшие 30-40 лет и место человека на Земле займут искусственные существа — киборги, которые смогут действовать в условиях, когда вследствие техногенных воздействий произойдет радикальная перестройка окружающей среды. Возможностям создания системы ИИ, обладающей способностью мыслить, посвятил книгу Р. Пенроуз. В предисловии к этой книге, которое написал классик математических развлечений М. Гарднер, говорится: «Для меня Пенроуз — это тот молчальник, сидящий в третьем ряду позади лидера ИИ, который способен утверждать, что Император страны компьютеров просто голый» [176]. Пенроуз обратил внимание на главное различие между самым совершенным ИИ — Императором страны компьютеров, который когда-либо будет создан, и мозгом человека. Этот Император сумеет превзойти человеческие способности к алгоритмическим суждениям, но он будет совершенно бессилен там, где потребуется работа интуиции. Проблема, по мнению Пенроуза, состоит в том, что у нас нет теоретической модели реального мозга, нет и ответа на вопрос, достаточны ли известные законы физики для того, чтобы понять механизм функционирования сознания и мышления. «В этой книге, — пишет он, — я предложил много аргументов в пользу того, что точка зрения, согласно которой наше мышление в основном аналогично действию сложного компьютера, неверна. Но чтобы прояснить весь запутанный клубок вопросов, нужна I теория сознания». Цель того исследования, результаты которого изложены в предыдущих главах, состояла в том, чтобы внести посильный вклад в создание такой теории. И хотя до завершения этой работы еще далеко, на вопрос, поставленный Пенроузом, можно дать однозначный ответ: принципы построения современных систем ИИ не дают им никаких шансов выйти за пределы алгоритмических программ. Жуткие миражи Хокинга, Уорвика и Зубакова не более чем миф, который никогда не станет реальностью. Задачи, требующие для своего решения использования интуиции, навсегда останутся для них закрытой книгой. Но позволяет ли этот вывод полагать, что виртуальный образ сильного и жестокого конкурента, который много столетий будоражит человеческий ум, можно окончательно сдать в архив? К сожалению, такое заключение было бы поспешной попыткой закрыть серьезную проблему. Если способность человеческого сознания к интуиции связана со свойствами мэона, то возникает естественный вопрос: нельзя ли создать искусственные системы, основанные на использовании тех же самых физических эффектов? Априорно дать на этот вопрос отрицательный ответ у нас нет оснований. Чтобы разобраться в нем более основательно, необходим углубленный поиск в области физики квантового вакуума. Следующая, пятая часть нашей книги посвящена анализу именно этого круга проблем.
Часть 5 ___________________________________ РАБОТАЕТ КВАНТОВЫЙ ВАКУУМ ___________________________________
Глава 5.1 ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА
Задача научного и философского анализа, которому была посвящена предыдущая часть книги, состояла в обосновании концепции мэон-биокомпьютерной триады и формулировании основных принципов синергетической мэонологии. Эта теория позволила предложить научную интерпретацию целого ряда эмпирических фактов и предсказать несколько новых эффектов. Исходным пунктом проведенного в ч. 4 анализа послужило учение Платона об идеационной триаде. Но если учение Платона было одной из вершин античной философии, то другим, не менее значительным достижением творческой мысли древней Эллады было учение греческих атомистов, в первую очередь Левкиппа и Демокрита. В определенном смысле все последующее развитие философии и науки можно представить как непрекращавшийся 2 тыс. лет спор этих двух диаметрально противоположных взглядов на обитаемый космос и Вселенную в целом. Основная задача пятой части нашей книги состоит в том, чтобы, следуя главным образом линии Демокрита, показать, какие позитивные научные результаты это извечное идейное противостояние дало к настоящему времени науке. Забегая вперед, отметим главный парадоксальный результат этого исследования: обе, казалось бы, такие разные концепции — линия Платона и линия Демокрита — в конечном счете приводят к очень близким выводам. Объединение этих двух первоначально противоположных взглядов на мир оказывается возможным на основе синергетической мэонологии. Основным итогом этого нового унифицированного миропредстав- ления является формирование новой, синергетической ноокосмической парадигмы (напомним, что греческие слова noos и kosmos означают ум и вселенная, гармония). После этих вступительных замечаний перейдем к краткому разбору творческих идей основоположников греческого атомизма Левкиппа и Демокрита. Поскольку из сочинений Левкиппа сохранилось всего несколько фраз, мы будем в дальнейшем говорить только о Демокрите. Он был современником учителя Платона — Сократа. Платон знал его труды, но относился к ним крайне отрицательно: в его собственных сочинениях нет ни одного упоминания об учении Демокрита, и, как рассказывают, Платон даже порывался сжечь все книги своего антагониста. Зато ученик Платона Аристотель часто цитирует Демокрита, правда, почти всегда с критических позиций. Чему же учили греческие атомисты? Во Вселенной, утверждает Демокрит, нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы — это минимальные неделимые далее частицы вещества (я — отрицание, tome — деление, разрезание). Атомы различаются формой, порядком и поворотом. Подчеркнем последнее их свойство — способность вращаться в пустом пространстве; к этому свойству мы будем возвращаться впоследствии особо. Атомов бесконечно много, и они бесконечно разнообразны. По мнению Демокрита, сообщает Диоген Лаэрций, «может существовать такой атом, размер которого равен всему нашему миру» [38]. Возьмем на заметку и это суждение. Все материальные тела состоят из атомов, атомы образуют их природу (physis). Атомы — это нечто {den), а пустота, существующая наравне с ним — ничто (maden). Это совсем не то ничто, или maeon, отсутствие бытия, о котором учили Платон и Аристотель, пустота у Демокрита — это всего лишь пустое пространство (topos). Пустота, по Демокриту, «по своей природе воистину пустая, бессильная и бездеятельная» (Диоген Лаэрций). Пустота Демокрита абсолютно однородна, бесконечна и может как вмещать тела, так и существовать без них. Она существует вне тел и внутри них, разделяя атомы, из которых состоят все сложные тела. Пустоты нет только внутри атомов, так как по определению они неделимы. Вселенная, состоящая из атомов и пустоты, бесконечна в пространстве и во времени. У нее не было начала и не будет конца. Цитируя Демокрита, Аристотель пишет: «вечное и бесконечное не имеет начала, а причина есть начало, вечное же безгранично, поэтому спрашивать, какова причина какой-либо из таких вещей, то же самое, что искать начало бесконечности». В этой бесконечной Вселенной и различных миров бесконечно много. Вечным в ней является и движение атомов. В бесконечной пустоте нет ни верха, ни низа, говорил Демокрит, и сравнивал движение атомов с движением пылинок в солнечном луче. Этот взгляд напоминает современную кинетическую теорию газов. Понятие пустоты вызывало у философов античности острые споры. Позицию Парменида можно изложить в следующих словах: «если утверждают, что пустота существует, то значит, она не есть ничто и, следовательно, она не пустота». Аристотель полагал, что пустоты не может быть, так как бесконечно разреженное пространство приводило бы к бесконечному движению. В отсутствие сопротивления среды, полагал он, скорость тел была бы бесконечно большой, что невозможно. На этом основании Аристотель сформулировал знаменитый принцип, который на латыни звучит так: «natura abhorret vacuum» (природа боится пустоты). Интересно отметить, что, протестуя против введения в натурфилософию понятия пустоты, Аристотель нашел логический довод, который можно было бы противопоставить критике Парменида. В книге «Физика» он писал: «Утверждающие существование пустоты называют ее местом; в этом смысле пустота была бы местом, лишенным тела». Это был именно тот принцип, который Ньютон 2 тыс. лет спустя положил в основу натуральной философии: пустота не есть ничто, а вместилище, которое в какой-то своей части может содержать материю, но не содержать ее в другой. Однако споры о природе пустоты не прекратились и в Новое время. Декарт утверждал, что главным отличительным свойством материи является протяженность, а потому представить себе протяженность без материи, т. е. пустоту, невозможно. Существование пустоты противоречит природе вещей. Вспоминая Льюиса Кэрролла, можно сказать, что для Декарта пустота — это такой же абсурд, как улыбка чеширского кота. Отрицал существование пустоты и Лейбниц, по мнению которого может существовать только заполненное пространство. Он утверждал, что пространство следует понимать как систему отношений. Свои разногласия по этому вопросу с Ньютоном Лейбниц обсуждал в переписке с Кларком, который был убежденным нью-тонианцем. Демокриту первому из древнегреческих философов принадлежит эксплицитная формулировка понятия причинности. «Ни одна вещь, — учит он, — не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Из принципа детерминизма у Демокрита следовал отказ от признания «разумного начала», движущего миром. Излагая его взгляды на проблему причинности, Аэций писал: «Все прочие считают, что мир одушевлен и управляется провидением, а Левкипп, Демокрит, Эпикур и другие сторонники атомов считают, что неодушевлен и управляется не провидением, а некой неразумной природой». Из античного детерминизма следовало исключение роли случайности и признание закона необходимости. У последующих философов этот вывод вызвал критику. Вот что писал по этому поводу Августин: «Пусть можно уступить Демокриту и Эпикуру в том, что существуют атомы, пусть даже можно уступить им в том, что они вследствие случайного столкновения толкают и приводят в движение друг друга. Но неужели можно уступить им в том, что атомы, случайно собравшись вместе, могут создать какой-либо предмет, видоизменяя его форму, определяя его фигуру, придавая ему гладкость и равномерность, украшая его цветом?» Подобные возражения основаны всего лишь на неправильном истолковании учения Демокрита: атомы у него движутся вовсе не как попало, не по законам случая, а подчиняясь строгой необходимости. Чтобы составить более точное представление о взглядах Демокрита на эти проблемы, следует разобраться, о какой случайности могли вести речь его современники. Если случай — это событие, не имеющее причины, то, с точки зрения Демокрита, такую возможность надо отклонить сразу. Если случай — это событие, которое не имеет разумной, телеологической причины и объясняется лишь толчками при движениях и т.п., то у философа из Абдер было что возразить на такую точку зрения. Он признавал, что существует два типа явлений — одни обусловлены природными причинами, а другие — свободной деятельностью человека. Сохранились, правда, сообщения, что Демокрит уподоблял человека созданному Дедалом «роботу», которого он наполнил ртутью. Можно поэтому думать, что, с его точки зрения, свободные поступки людей продиктованы разумно понятой необходимостью. Вот какой комментарий к этим рассуждениям Демокрита дает Диоген Лаэрций: Аристотель считает случайным, если человек, вскапывая землю, найдет клад или если на чью-то лысую голову упала черепаха и разбила ее. Не то у Демокрита: «причиной нахождения клада он считает вскапывание земли в саду или посадку оливкового дерева, причиной же того, что у лысого разбит череп, стало то, что орел сбросил на него черепаху, желая разбить ее панцирь» [38]. Следуя взглядам современников, Демокрит признавал существование души. Эта душа состоит из шарообразных подвижных атомов, которые подобны огню. Ее функция состоит в том, что она приводит в движение тело, кроме того, отвечает за ощущения и разумное поведение человека. Очевидно, это была первая модель человека-машины. Со смертью человека прекращает существование и душа, образовавшие и ее, и тело атомы рассеиваются. Однако в определенной степени «все предметы обладают кое-какой душой, даже мертвые тела. Ибо в теле всегда явным образом заключено некоторое количество теплого и чувствующего, даже после того как большая часть испарилась в воздух». Философия Демокрита атеистична. Он отрицал божественное провидение, пророчества, загробную жизнь, воздаяние за неправильные поступки. Атомисты разрабатывали такую модель мироздания, которая не имела телеологической направленности. Этим их взгляды радикально отличались от того, чему учили Платон и Аристотель, которые объясняли мир, используя понятие цели. Демокрит в отличие от них сделал выбор в пользу механистического детерминизма. В значительной мере под влиянием религии вплоть до эпохи Возрождения развитие философии и науки происходило главным образом в рамках телеологической концепции. И только начиная с Нового времени наука перешла на те позиции, которые соответствовали материалистическому учению Левкиппа и Демокрита. Глава 5.2 КЛАССИЧЕСКИЙ ВАКУУМ Вслед за Аристотелем средневековая наука отрицала существование пустоты. Horror vacui — природе свойственна боязнь пустоты. Само это понятие каким-то образом связывалось с нечистой силой. В знаменитой трагедии Гёте есть такое место. Обращаясь к Фаусту, Мефистофель спрашивает: — Достаточно ль знаком ты с пустотой? И слышит в ответ от ученого доктора: — Вот новости! Такой вопрос излишен. В нем отголосок «кухни ведьмы» слышен. Первым в истории Нового времени, кто попытался по-новому подойти к проблеме вакуума, был Галилей. В главном научном труде — «Беседах о двух главных науках» — ученый критикует концепцию Аристотеля и вводит понятие о микроскопических пустотах, которые должны содержаться в веществе. Но он не ограничивается этим и дает поручение своему ученику Торричелли разобраться в проблеме, которая возникла у строителей фонтанов во Флоренции. Им по неизвестной причине не удавалось вытянуть насосом воду из колодца выше, чем на 10 м. «Природа боится пустоты, но до определенной степени», — предположил Галилей. Вряд ли такое объяснение удовлетворило его, но сделать следующий шаг он уже не мог: последние силы покидали старого ученого. В 1642 г. на вилле Арчетри под Флоренцией, где до конца дней продолжала держать его инквизиция, Галилей скончался на руках своих учеников Торричелли и Вивиани. Торричелли с честью справился с поручением своего учителя. Он предположил, что вода в колодце поднимается под давлением воздушного океана, величина которого как раз равна весу десятиметрового столба воды. Если взять запаянную с одного конца трубку и наполнить ее ртутью, которая в 13,5 раза тяжелее воды, а затем свободный конец трубки опустить в сосуд, содержащий ртуть, то высота столба ртути над уровнем жидкости в сосуде будет 760 мм, а над этим столбом образуется «торричеллиева пустота» — вакуум, так как давление паров ртути очень мало. В 1643 г., спустя всего год после кончины Галилея, другой его ученик, Винченцо Вивиани, простыми опытами подтвердил справедливость рассуждений своего старшего товарища. А затем события стали развиваться с поразительной, небывалой быстротой. Всего через 4 года, в 1647 г., был сделан следующий шаг: Блез Паскаль доказал, что атмосферное давление падает с высотой. По его просьбе несколько его друзей взяли трубку Торричелли и поднялись с ней на гору Пюи де Дом высотой 1,5 км. При восхождении высота подъема ртути в трубке и, следовательно, атмосферное давление постепенно падали. После этих опытов нетрудно было подсчитать, каким должно быть атмосферное давление на больших высотах. На высоте 200 км оно должно составлять всего 10~б мм рт. ст. Так был открыт космический вакуум. Сразу после опытов Вивиани и Торричелли в Германии, Англии, Франции появляются усовершенствованные конструкции барометров. Роберт Бойль в Англии и Отто Герике в Германии изобретают первые воздушные насосы. В 1665 г. Эдуард Сомерсет пишет работу «Век изобретений», в которой описывает паровой насос для приведения в действие фонтанов. Возникает идея паровой машины, которая была не чем иным, как пароатмосферным насосом. Продвижение открытия Торричелли в практику проходило быстрыми темпами. Инженеры XVII столетия не хуже наших современников умели оценить практическую силу новых физических идей. Открытие вакуума (или «Пустого Пространства», как с уважением писал Герике) потрясло умы современников. Вот что, к примеру, писал один из очевидцев знаменитых опытов Герике: «Я ничего более чудесного никогда не видел, не слышал, не читал и даже не предполагал, а также не думаю, что после создания мира когда-нибудь что-либо подобное, не говоря уже о более удивительном, видело свет солнца. Таково же мнение великих князей и ученейших мужей, которым я сообщил об этих опытах». В наше время вакуум давно уже никого не удивляет и прочно взят на вооружение металлургией, электронной промышленностью, радиотехникой, другими отраслями промышленности. Но означает ли это, что вакуум раскрыл все свои тайны? Сорок лет спустя после опытов Торричелли Исаак Ньютон опубликовал свой главный труд — «Математические начала нату- ральной философии», который явился важнейшей вехой на пути к созданию классический механики. Какой же была Вселенная, открывшаяся современникам со страниц «Начал»? Мир, сконструированный Ньютоном, был странен и полон парадоксов. Абсолютно пустое пространство, не имеющее границ и подчиняющееся геометрии Евклида. Здесь вечно кружатся светила и планеты, послушные закону всемирного тяготения, который действует на расстоянии, без помощи какой-либо промежуточной среды. Пространство Ньютоновой Вселенной — это что-то вроде пустого ящика без стенок или вроде казармы, как выразился немецкий математик Г. Вейль [39]. Свойства этого абсолютного пространства парадоксальны: между заполняющими его телами действуют Ньютоновы силы тяготения, которые распространяются прямолинейно, мгновенно и на любые расстояния. Что такое протяженное пространство, если взаимодействия между телами не зависят ни от протяжения, ни от времени? Признание таких свойств этих тел вело по существу к отрицанию непрерывности пространства и времени. Время у Ньютона было столь же абсолютным, как и пространство. Ход времени равномерен и синхронен во всех точках пространства и ни от чего не зависит. Часы идут абсолютно одинаково во всех уголках бесконечной Вселенной. С бесконечностью тоже было не все в порядке. Ньютон полагал, что звезды равномерно распределены во Вселенной. Но может ли такая Вселенная, в которой действует универсальный закон всемирного тяготения, быть устойчивой? Нетрудно показать, что в случае равномерного распределения масса со временем должна вся целиком стянуться либо в одну точку, либо в бесчисленные сферы. Видимо, существует какой-то «агент», который препятствует такому развитию явлений и возвращает Вселенной устойчивость. Сложнее снять другой парадокс бесконечной Вселенной. Если звезды распределены в ней равномерно, то яркость неба не должна отличаться от яркости самой близкой звезды — Солнца. Однако этого не происходит — в этом состоит так называемый фотометрический парадокс. Снять его можно, отказавшись от предположения Ньютона о равномерном распределении звезд в пустом пространстве. Если предположить, что с увеличением расстояния (от чего — от центра Вселенной?) плотность звездного населения падает, то фотометрического парадокса не возникает. Но тогда появ- яяется другой парадокс: существование действительно абсолютно пустого бесконечного пространства, в котором имеется некая выделенная сфера, содержащая звезды. Созданная Ньютоном математическая теория позволила решить ряд важнейших задач небесной механики (теория движения Луны, планет и комет, объяснение приливов и отливов и др.). Развивая теорию Ньютона, его последователи в XVIII и XIX вв. обеспечили буквально триумфальное шествие астрономии и механики. Эти новые успехи были связаны с именами таких блестящих ученых, как Л. Эйлер, А. Клеро, Ж. Даламбер, Ж. Лагранж, П. Лаплас. Но снять те парадоксы и эпистемологические проблемы, которые возникают в связи с постулатом Ньютона об абсолютно пустом пространстве, не удалось ни одному из них. Интересно поэтому проследить, каким путем к этой концепции пришел сам Ньютон и какие отставленные им, но сохраняющие научную ценность и сегодня идеи возникали у него на этом нелегком пути. Чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к исследованиям творчества Ньютона, выполненным Б. Доббс и И.С. Дмитриевым [39]. Ньютон начинал анализ с критического разбора картезианской теории тяжести, согласно которой сила тяготения обусловлена давлением мирового эфира. Он делает выписки из сочинений Декарта и Гассенди о падающем дожде тонкой материи, уносящем с собой вниз все тела. И тут ему приходит в голову идея использовать падение этой тонкой материи для того, чтобы создать вечный двигатель, perpetuum mobile. Одна из схем такого двигателя могла бы выглядеть следующим образом: верхние лопасти колеса, вращающегося вокруг горизонтальной оси, экранируют от падающего на них эфирного ветра нижние лопасти. Если заслонить плотным экраном лопасти, поднимающиеся с другой стороны колеса вверх, то колесо будет вращаться вечно. «Проверить, — записывает Ньютон, — не изменится ли вес тела, если над ним или под ним поместить другое, более тяжелое тело» [39]. Эти идеи Ньютон продолжает обсуждать в рукописи, известной под названием «Hypothesis». Он придумывает различные виды эфира — «эфирный спиритус» (aethereall spirit) и «жизненно-воздушный спиритус» (vitall-aereallspirit), который способен поддерживать огонь и жизнь. В том же ключе этот анализ продолжен в следующей рукописи — «Vegetation». Ньютон приходит к выводу, что Земля — это «великое животное или, скорее, одухотворенное растение». Идеи эфира по-прежнему владеют его воображением. Чтобы понять явления природы, утверждает он, одних механических объяснений недостаточно. Необходимо допустить существование чувствительного спиритуса, тонкого, тайного и благородного агента, который и определяет все жизненные процессы в произрастающих телах. Нельзя исключить, что этот тонкий активный спиритус содержится {entangle) в мировом эфире как в носителе {vehicle). Эти рассуждения привели Ньютона к тому, что для него, как ему казалось, наступил момент истины: связав воедино эфир, «vegetable spirit» и свет, т.е. явления гравитации, жизни, света и тепла, он подошел к пониманию главного в природе — источника всех протекающих в ней процессов, которые определяют все многообразие мира. Это было ошибкой: момент истины наступил для Ньютона чуть позже, примерно в 1684 г., когда он понял, что выведенные им математические законы движения планет можно согласовать с эмпирическими законами Кеплера только в том случае, если предположить, что мировой эфир если и существует, то не способен оказывать никакого влияния на движение тел. Подчиняясь инерции мысли, Ньютон поначалу хотел рассмотреть свойства этого «нетелесного эфира» — «more Geometrarum, stricte». Но вскоре понял, что решить эту задачу невозможно, поскольку уравнения движения не содержат параметров, зависящих от такой среды. Это означало полный отказ от первоначальных идей о механическом телесном гравитационном эфире в пользу концепции абсолютно пустого Пространства, которая и легла в основу классической механики. Но проблема так и осталась нерешенной: если силовое взаимодействие тел всегда предполагает их контакт (удар, давление и т.п.), то там, где нет контакта, не должно быть и силы. Но у Ньютона она есть — это сила тяготения, действующая через пустое пространство. Невозможность разобраться в этих парадоксах, оставаясь в рамках классической механики, вероятно, попортила немало крови великому физику. Вряд ли случайны слова, сказанные им незадолго до кончины: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу и развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным». Можем ли мы считать, что абсолютно пустое пространство действительно ничего не содержит? Попробуем поставить мысленный эксперимент. Представим себе цилиндр с поршнем, из-под которого откачали практически весь воздух. Теперь поднимем поршень вверх и на некоторое время оставим сосуд в покое при комнатной температуре. Со стенок сосуда в полость под поршнем поступит тепловое излучение, температура которого, очевидно, тоже будет комнатной. А теперь позволим поршню быстро упасть вниз. Падая, он сожмет излучение, и температура его повысится. В результате поршень, который в начале опыта касался дна сосуда, теперь не сможет до него опуститься. Это произойдет только после того, когда излучение отдаст избыточную энергию стенкам сосуда. Значит, вакуум не пуст! А вот другой эксперимент, который в 1948 г. предложил голландский физик X. Казимир. Поместим в вакуум параллельно друг другу, но не вплотную две металлические пластины. На них нет электрического заряда, однако в окружающем пространстве неизбежно присутствует электрическое поле. Пластины будут отражать его. Но поскольку на их поверхности электрическое поле обращается в нуль — металл служит отличным проводником, — то между пластинами должна возникнуть сила притяжения. Ее величина зависит от расстояния между пластинами и спектра электромагнитного излучения. Спустя 10 лет опыты, основанные на предложении Казимира, удалось осуществить другому голландскому физику — М. Спар-наю. Оказалось, пластины действительно притягивались друг к другу. Эффект не исчезал и когда температура приближалась к абсолютному нулю. Даже и в этих условиях вакуум не пуст — его заполняет беспорядочное флуктуирующее нулевое излучение. Величина силы, действующей в вакууме между двумя параллельными пластинами, оказалась весьма значительной. Если расстояние между отполированными по высокому классу пластинами уменьшали до 107 см, то давление, испытываемое ими, достигало 104 кг/см2. Глава 5.3 ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО
От гипотезы мирового эфира пришлось окончательно отказаться после того, как в тщательно поставленном эксперименте А. Майкельсон и Э. Морли так и не смогли обнаружить признаков его присутствия в космическом пространстве. Этот знаменитый опыт был впервые поставлен в 1887 г. и затем неоднократно повторен с более совершенной аппаратурой — и каждый раз с одинаковыми отрицательными результатами. В 1905 г. никому не известный молодой физик Альберт Эйнштейн опубликовал статью «К электродинамике движущихся сред». В ней он сформулировал два фундаментальных постулата, составивших основу специальной теории относительности. Из первого постулата следовало, что не существует ни абсолютного движения, так как нет никакой выделенной, привилегированной среды, ни абсолютного пространства. Второй постулат состоял в том, что в пустоте свет распространяется во всех направлениях и относительно любого выделенного тела с одной и той же постоянной скоростью [99]. Постулаты Ньютона об абсолютном пространстве и времени критиковали уже его современники, например Г. Лейбниц [61]. Ньютон, видимо, и сам понимал, что эти предположения трудно обосновать логически. Однако ни одному опытному результату, известному в его время, они не противоречили. Положение кардинально изменилось только после фундаментального опыта Майкельсона-Морли. Сформулировав специальную теорию относительности, Эйнштейн сделал первый шаг к разгадке тайны пустого космического пространства. Следующий шаг спустя три года после публикации работы Эйнштейна сделал Герман Минковский. Большинство современных им ученых встретило работу Эйнштейна без интереса и даже неприязненно, им казалось, что вместо того, чтобы разрешить действительно актуальную проблему, он спрятал ее в гущу математических формул. Минковскому удалось предложить простую физическую интерпретацию теории Эйнштейна. От абсолютного пространства и абсолютного времени следует отказаться и вместо них рассматривать единый четырехмерный пространственно-времен- ной мир. Чтобы совершить переход к такому пространству от привычного Евклидова трехмерия, требовалось выполнить простую операцию — умножить время на скорость света и рассматривать полученную величину в качестве четвертой координаты реального мира. Обычное пространство обладает тремя измерениями — длиной, высотой и шириной. Пространство Эйнштейна-Минковского отличается от него тем, что имеет четвертое измерение, которое зависит от времени. Таким образом, смысл теории Эйнштейна состоит в том, что время, которое наши органы чувств воспринимают как нечто не сопоставимое с пространством, тем не менее играет в физическом мире роль четвертого, независимого измерения. 1905 г. был исключительно плодотворным в творческой биографии Эйнштейна. Кроме «Электродинамики движущихся сред», он опубликовал в этом году еще две работы. Первая из них была посвящена теории броуновского движения. В этой работе было показано, что гениальная догадка Демокрита о существовании атомов была совершенно правильной. После этой работы Эйнштейна постулат об атомно-молекулярной структуре материи был наконец безоговорочно принят всеми учеными, даже такими противниками атомной теории, как В. Оствальд. В другой работе Эйнштейн развил гипотезу Макса Планка о квантовой природе излучения и показал, что в некоторых опытах свет должен вести себя как поток частиц, имеющих энергию hv — (здесь v — частота электромагнитных колебаний, h — постоянная, названная планковской). Это было открытие удивительного парадокса: кванты света обладают свойствами как волны, так и частицы. Этот парадокс получил название «дуализм волна-частица». В 1915 г. Эйнштейн сделал следующее открытие: он показал, что перехода от геометрии Евклида к четырехмерной модели Вселенной недостаточно, чтобы отразить реальные свойства мира. Из созданной им общей теории относительности следовало, что не только времени, но и веществу, наполняющему Вселенную, следует дать геометрическую интерпретацию. Картину мира, которая скрывалась за уравнениями общей теории относительности (ОТО), можно уподобить холмистой стране, на ровной четырехмерной поверхности которой кое-где появляются выпуклости, бугорки. Эти бугорки и есть звезды, планеты и прочие материальные обитатели Вселенной. Мир ОТО оказался еще более необычным чем Вселенная Эйнштейна-Минковского, он не содержал вообще ничего, кроме геометрии. Разумеется, для того чтобы согласиться со столь радикальной сменой взглядов на реальную структуру космического пространства, требовались прямые экспериментальные подтверждения. И они были получены очень быстро. Уже в 1919 г. во время солнечного затмения астрономы наблюдали звезды, находившиеся позади диска Солнца, скрытого Луной. Это означало, что траектория света, идущего от далекой звезды, искривляется в поле тяготения Солнца и огибает его. Это был именно тот эффект, который предсказывала ОТО. Позже были получены и другие экспериментальные доказательства справедливости теории. Какой же оказалась реальная геометрия Вселенной? Модель Евклида осталась приемлемой лишь в качестве первого приближения, модель четырехмерного мира Эйнштейна-Минковского лучше, но тоже недостаточно точна. На помощь пришли великие математики — Николай Лобачевский, Карл Гаусс и в особенности его ученик Бернхард Риман. Все они жили задолго до Эйнштейна, но именно их математические теории позволили ему завершить работу над ОТО. Пространство в геометрии Римана искривлено. В реальной Вселенной пространство искривлено точно так же, а причиной этого искривления служат гравитационные поля, создаваемые массивными объектами. Из уравнений ОТО следовал еще один фундаментальный вывод: если какая-либо система движется с равномерным ускорением, то возникающее в ней поле сил инерции полностью имитирует однородное поле тяготения. Этот вывод, получивший название принципа эквивалентности, совпадал с результатами экспериментов, которые еще в 1890 г. провел венгерский физик Роланд Этвеш[160]. От простых и наглядных понятий абсолютного пространства и абсолютного времени нам пришлось отказаться в пользу значительно более сложного мира ОТО (хотя почему более сложного? Ведь теперь не осталось вообще ничего, кроме пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.015 с.) |