Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неоэкономика постиндустриальнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЭРЫ
После работ В.И. Вернадского по ноосфере, выполненных более 60 лет назад, наиболее крупным этапом в развитии футурологической теории явилась, несомненно, книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество», опубликованная в 1973 г. Последующие исследования проблем эволюции человечества в XXI в. показали, что именно эта концепция, предложенная Бел-лом, сыграла роль базовой социально-экономической метатеории, которая в основных чертах получила признание научной общественности практически во всех странах. Согласно этой теории, постиндустриальное общество представляет собой естественный и органичный этап эволюции мировой цивилизации, переход к которому осуществляется на основе преобразования индустриального строя как самоорганизующейся системы. Теория постиндустриального общества сформировалась как обобщение и развитие целого ряда социально-экономических и политологических концепций. В основе этой теории лежит идея о выделении в истории человечества трех больших эпох — доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества. По терминологии Э. Тоффлера, это соответственно первая, вторая и третья волны мировой цивилизации [106]. Отличительный признак доиндустриального, или аграрного, общества состоял в том, что большинство населения существовало за счет непосредственного взаимодействия с природой. Используя главным образом собственную мускульную силу или силу домашних животных, люди были заняты в сельском хозяйстве, в горном деле, в ремеслах. Если на стадии доиндустриального общества основными ресурсами были природное сырье и человеческий труд, то с переходом к индустриальному строю положение меняется — на первое место выходит производство промышленной продукции, а роль основных ресурсов наряду с трудом начинают играть капитал и источники энергии. Решающую роль в организации социальной жизни индустриального общества играют экономические факторы — деятельность субъектов, ведущих хозяйство, подчиняется экономическим механизмам, а политическая и юридическая практика этих субъектов определяется экономической легитимностью. По этим причинам индустриальное общество в некоторых работах называют также экономическим. Если основной функцией индустриального общества было производство материальных продуктов, имевших форму товара, то с переходом к постиндустриальному этапу ведущая роль переходит к получению теоретических знаний. С переходом к этому этапу именно знание берет на себя функцию того стержня, вокруг которого происходит организация новых технологий, экономического роста, социальная стратификация. Другая сторона этого процесса касается основных мотивов человеческой деятельности. На стадии экономического общества наибольший интерес вызывали экономический успех и материальное потребление. С переходом к постиндустриальной стадии не только происходит объективный процесс смещения центра тяжести хозяйственной жизни в сторону кодификации теоретического знания, но и одновременно меняется субъективная мотивация индивидуальной деятельности. Высшими ценностями теперь становятся не потребительство и не стяжательство, а духовные и интеллектуальные интересы. Эта трансформация ценностных и целевых ориентиров и позволяет говорить о постэкономическом обществе. Было бы, однако, ошибкой думать, что эта переориентация мотивов деятельности человека возможна без обеспечения достаточно высокого уровня материального производства. Дело обстоит прямо противоположным образом: человек, — разумеется, если он не подвижник некой навязчивой идеи, — обращается к высшим Духовным ценностям лишь при том условии, что удовлетворены его нормальные жизненные потребности. Акцент на проблемы теоретического знания и новых технологий не исчерпывает особенностей постиндустриального общества.
Другие его характеристики состоят в переходе от товаропроизводящего хозяйства к сервисной экономике, значительном повышении роли образования, изменении структуры занятости и возникновении социальной страты высокопрофессиональных интеллектуалов — когнитариата, развитии системы демократии и политической структуры общества, усилении элементов регулирования и планирования в хозяйственной жизни. С точки зрения синергетики постиндустриальное общество можно рассматривать как динамично развивающуюся самоорганизующуюся систему. Принимая такой подход, следует отметить, что постиндустриальное общество, начальная фаза становления которого происходит в настоящее время в индустриально развитых странах, представляет собой подсистему иерархически более высоких систем — мировой цивилизации как единого целого и биосферы Земли. Однако в большинстве исследований, посвященных развитию концепции постиндустриального общества, начиная с основополагающей работы Д. Белла, этой стороне дела уделяется недостаточно внимания. Забвение этих факторов означает, что анализ процессов становления и развития постиндустриального общества фактически выполняется в предположении, что оно является системой закрытого, а не открытого типа. Между тем большинство аспектов современного глобального эволюционного кризиса, о котором шла речь в предыдущем разделе, относится именно к этим системам иерархически более высокого ранга. Среди них угроза экологического коллапса, демографическая проблема, обострение противоречия между развитыми странами и Третьим миром и др. Снятие противоречий такого масштаба на всех предыдущих исторических этапах человечеству приходилось оплачивать весьма высокой ценой. Период перехода от эпохи первобытных охотников к аграрному, или доиндустриальному, обществу характеризовался жестоким экологическим кризисом, когда были истреблены многие виды животных, а численность представителей вида Homo sapiens сократилась примерно в 10 раз. Приблизительно в то же время исчез с лица Земли конкурирующий вид человека — Homo neandertalensis, который так и не сумел освоить технологии сельского хозяйства. Индустриальное общество, пришедшее на смену доиндустриальному, также рождалось в тяжелых муках. Разорение крестьянства, жестокие войны, продолжавшиеся и по 30, и по 100 лет, сожженные города, уничтоженные памятники культуры, банды
разбойников, свирепствующие на дорогах, костры инквизиции — этот перечень можно продолжать еще долго. На стадии перехода к постиндустриальному обществу положение изменилось кардинальным образом. Теперь речь идет не о гибели государств, народов и этносов, современный глобальный кризис угрожает человечеству в целом. Поэтому, рассматривая проблемы становления постиндустриального общества, особое внимание необходимо уделить способам и конкретным механизмам снятия основных глобальных проблем. Обратимся к анализу предложений, направленных на решение этих проблем, которые содержатся в последних работах по тематике постиндустриального общества. В книге бывшего вице-президента США А. Гора «Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели» [97] анализируются экономические и социальные причины современного экологического кризиса. Большинство развивающихся стран до сих пор не изжили хищнического отношения к окружающей среде. По мнению Гора, для предотвращения экологического кризиса необходима консолидация усилий стран, вступивших на путь становления постиндустриального общества. В качестве наиболее крупной международной программы, направленной на решение этих проблем. Гор предлагает новый вариант плана Маршалла. Согласно этому предложению, развитым странам следует выделять часть своего национального продукта — до 100 млрд. долл. — на реализацию природоохранных программ в странах Третьего мира. Оценивая возможность проведения этих идей в жизнь, заметим, что до сих пор не выполнены даже значительно более скромные рекомендации, принятые в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро. И это при том, что все это время у власти в США находилась администрация президента Б. Клинтона, членом которой был Гор. Э. Вайцзекер, Э. Ловинс и Л. Ловинс в книге «Фактор четыре: в два раза больше богатства из половины ресурсов» [11] в качестве основной меры считают целесообразным введение прогрессивного налога на использование ресурсов. Полученные в результате этого средства обеспечат финансирование программы природоохранных мероприятий. Предлагается также внести изменения в систему индикаторов экономической эффективности, отказавшись от показателя ВВП в пользу индекса устойчивого экономического благосостояния, учитывающего экологические факторы. К сожалению, возможности постиндустриального мира контролировать быстро растущие потоки техногенных загрязнений,
обусловленных ростом промышленного производства в развивающихся странах, очень невелики. Кроме того, резкое повышение цен на энергоресурсы, которое станет неизбежным в случае принятия предложений Вайцзекера, приведет к значительному обострению международной обстановки. Видимо, понимая спорный характер развиваемых ими идей, Вайцзекер и его коллеги обращают внимание на необходимость использовать для исцеления общества наряду с экономическими мерами и такие рычаги, как политика, нравственность и религия. Подобно любому оружию, пишут они, экономика способна лишь помочь продвинуться вперед. Но она не сможет заменить обновленную политическую жизнь, духовность, этические принципы. Основные ресурсы, на которые нам следует рассчитывать, таятся не в материальном мире, а в каждом из нас. С этими прекрасными словами хочется согласиться, однако не заметить утопического характера подобных высказываний невозможно. К оптимистическим выводам приходят Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и И. Рандерс в книге «За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее?». По их мнению, общество должно быть заинтересовано в качественном развитии, а не в физической экспансии. Материальный рост следует использовать как осмысленный механизм, а не как извечную цель. Прежде чем общество примет решение относительно каких-то конкретных предложений, связанных с ростом, оно должно спросить себя: зачем этот рост нужен, кто получит от него выгоду, во что он обойдется и не окажется ли непосильным грузом для планеты? Все было бы здесь хорошо, но возникают большие сомнения в том, способно ли общество — в данном случае, очевидно, мировая цивилизация как исторический субъект — в действительности принимать такие мудрые решения и затем проводить их в жизнь. Несмотря на эти сомнения, следует признать, что в книге Медоузов и Рандерса собран богатый фактический материал по наиболее современным природоохранным технологиям, которые могут способствовать постепенному отказу от хозяйственной экспансии и переходу к качественному росту. Близкий к идеям Медоузов подход развивает П. Пильцер в книге «Безграничное богатство. Теория и практика экономической алхимии» [101]. В основу своего анализа Пильцер кладет оригинальный методологический прием, который он называет экономической алхимией и суть которого состоит в учете роли знаний и
информации как основной предпосылки хозяйственного роста, а также превращении индивидуальных способностей человека в наиболее важный вид капитала. На этом основании он утверждает, что хозяйственный рост постиндустриального мира больше не сдерживается ограниченным характером природных ресурсов и обеспечивается перекачкой финансовых ресурсов в те регионы, где осуществляется специализация не в области природных ресурсов, а в создании новых технологий. Будущее покажет, в какой степени эти прекрасные ожидания отражают ход реальных процессов, а в какой являются всего лишь очередной попыткой выдать желаемое за действительное. Стремлением найти сбалансированный и комплексный подход к решению проблем глобального кризиса отличается книга П. Кеннеди «Вступая в XXI век». Осью мировой истории в XXI в., пишет Кеннеди, является углубляющийся конфликт между потребностями жизни большинства стран и ограниченными возможностями окружающей среды удовлетворять эти потребности. Лейтмотивом его книги является мысль о том, что если человечеству не удастся найти эффективных способов разрешения этого конфликта, то глобальный коллапс будет неотвратимым. В центре внимания Кеннеди оказались современные демографические тенденции и проблемы. Развивая старую концепцию народонаселения Мальтуса, Кеннеди приходит к выводу, что в настоящее время шансы реализации этих мрачных пророчеств возросли. К сожалению, лишь меньшинство государств проводит политику демографического планирования, в большинстве случаев дело пущено на самотек. В таких странах, как Китай и Индия, где основная часть населения, большая часть которого занята в сельском хозяйстве, демографическая проблема может значительно обостриться в связи с успехами биотехнологической революции. В результате можно ожидать появления многомиллионных масс населения, лишившегося работы и средств существования. К возникновению новых проблем могут привести миграционные потоки из регионов экономического бедствия в страны постиндустриального мира. Западная цивилизация, по мнению Кеннеди, пока не выработала рационального подхода к решению глобальных проблем. Деятельность транснациональных корпораций — хозяев экономической жизни Запада — носит откровенно эгоистический характер. Резко критически высказывается Кеннеди и о политической стра-
тегии США, которая не только не способствует разрешению глобальных конфликтов, но и не в состоянии справиться и с большим количеством внутренних проблем — ростом преступности, функциональной неграмотностью, распространением антигуманных масс-медиа и др. И все же Кеннеди видит свет в конце туннеля. Он призывает отказаться от навязывания всем членам мирового сообщества западных либеральных рецептов в качестве универсального стандарта. Устойчив только плюралистический мир. Развивающиеся страны, принявшие идеи модернизации и гражданского общества, должны искать собственные варианты устойчивого развития, соответствующие их национальным традициям и историческому опыту. Развивая идеи постиндустриального общества, авторы многих работ выдвигают в разных вариантах идею отхода от модели национального государства. М. Кастельс в книге «Становление сетевого общества» [92] считает, что главной особенностью возникающего постиндустриального общества является не столько доминирование знания, сколько новая ориентация его практического использования. В результате быстро развивающихся процессов информатизации главную роль в жизни людей начинают играть структуры глобальной коммуникационной сети, которые вытесняют традиционные формы материальной зависимости и человеческого общения. Эти изменения ведут к новой социальной трансформации — становлению глобального сетевого общества. Этому переходу, по мнению Кастельса, суждено сыграть в истории человечества более важную роль, чем трансформация аграрного хозяйства в индустриальное, а индустриального — в сервисное. И снова хочется заметить: при всей масштабности этот социальный прогноз совершенно недостаточно учитывает всю сложность и внутреннюю противоречивость процессов, развивающихся сегодня на мировом эволюционном пространстве. За отказ от идеи национального государства в пользу глобальной экономики и общечеловеческого социума выступает также П. Дракер, посвятивший этой концепции книгу «Посткапиталистическое общество» [93]. Обосновывая свой прогноз, Дракер анализирует процессы трансформации традиционного капитализма, происходящие на стадии перехода к постиндустриальному обществу: примат в хозяйственной жизни знания и информации, преодоление частной собственности и феномена отчуждения, как его понимал Маркс, формирование новой системы ценностей и
личностной мотивации. Книга Дракера очень интересна, так как содержит большой объем материалов, относящихся к историческим, социально-экономическим, этическим и психологическим аспектам современных эволюционных процессов. Автор обосновывает гуманистический тезис о том, что в настоящее время основной импульс исторического прогресса исходит не столько от социальных структур, сколько от отдельных творчески активных субъектов. При всей привлекательности этого тезиса он составляет одну из слабостей избранного Дракером методологического подхода. Творческая активность индивидуума носит спонтанный характер, а его повседневная деятельность проходит под влиянием мощного социокультурного поля (гл. 2.10). Что касается отказа от идеи национального суверенитета, то нет никаких оснований считать ее приемлемой для большинства современных государств. Почти очевидная нереалистичность этой идеи не останавливает ученых, стремящихся находить все новые аргументы в ее обоснование. Т. Сакайя пытается решить эту задачу в рамках концепции общества, основанного на ценности знания. Изложению этой концепции посвящена его книга «Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего» [104]. Особенность этой концепции состоит в том, что переход к постиндустриальному обществу характеризуется не столько приоритетом знаний, сколько тем фактом, что они воплощаются в общественно полезные блага. И следовательно, главным в экономической жизни становятся обмен знаниями и их общественно согласованная оценка. Рассматриваемая сама по себе, концепция Сакайи, несомненно, является серьезным вкладом в теорию становления постиндустриального общества. К полному отказу от концепции национального хозяйства призывает также и Р. Райх [102]. Формирование информационной экономики и активизация деятельности транснациональных компаний, пишет он, не позволяют обеспечить баланс торговых и платежных операций в рамках национальных рынков. На конкретных примерах хозяйственной жизни США и Японии Райх показывает, как происходит развитие этих процессов на практике. Явления диссимиляции частной собственности, инспирируемые этими процессами, порождают новые социальные, правовые и психологические проблемы. Чтобы реализовать идею отказа от национального суверенитета, Дж. Сорос предлагает наделить Генеральную Ассамблею ООН законодательными полномочиями. Члены открытого общества,
согласно его предложению, должны принять на себя обязательства автоматически ратифицировать законы, принятые Ассамблеей. Голосование на Генеральной Ассамблее можно проводить на основе принципа квалифицированного большинства — две трети государств, две трети населения, две трети бюджета ООН. Если его предложение не будет принято, предупреждает Сорос, то цепная реакция мирового финансового кризиса станет неизбежной. Кому-то предложения Сороса могут показаться привлекательными, но вряд ли кто-то, включая самого Сороса, сможет назвать аргументы, которые убедили бы лидеров большинства современных государств добровольно согласиться на их проведение в жизнь. А вот идеи, как принудить их действовать приблизительно в этом направлении, высказаны. Одним из наиболее ярких проповедников подобных идей является 3. Бжезинский. Книгу «Великая шахматная доска» он посвятил своим студентам, чтобы помочь им сформировать очертания мира завтрашнего дня. Молодые конструкторы должны, по замыслу Бжезинского, разработать такую геополитическую стратегию, которая надолго обеспечит США роль ведущего глобального центра, первой, единственной и последней истинно мировой сверхдержавы [8]. К счастью для человечества, есть политологи, которым ясна вся опасность подобной геостратегии не только для самих США, но и для мировой цивилизации в целом. Стремление провести эту стратегию в жизнь, признаки которого нетрудно заметить на поле современных политических решений, может привести к резкому обострению целого ряда проблем, представляющих собой различные аспекты многофакторного глобального кризиса нашего времени. Сошлемся в качестве примера на анализ этих проблем, выполненный Л. Туроу в его книге «Будущее капитализма» [105]. В указанном отношении интерес представляет анализ проблем религиозного и этнического фундаментализма, противоречий и опасностей, которые возникают при формировании системы ценностей массового общества, и др. Возникновение еще более острых опасностей для формирующегося постиндустриального мира предсказывает С. Хантингтон. По его мнению, неизбежен рост влияния на мировую политическую обстановку этнических, религиозных, языковых и других различий, основанных на исторических традициях. На «демаркационных линиях», разделяющих регионы, которые относятся к различным цивилизационным типам, неизбежно возникновение кон-
фликтов. Драматические события последней четверти XX в. и начала XXI в. подтверждают небезосновательность прогноза Хантингтона. Что можно противопоставить разрастанию межцивилизационных, фундаменталистских и прочих конфликтов, грозящих устойчивому развитию как в региональных масштабах, так и в масштабе всей мировой цивилизации? Взаимное доверие, отвечает Ф. Фукуяма [94]. Ссылаясь на исторические примеры Японии, США и Германии как обществ с высоким уровнем доверия, Фукуяма считает, что их экономические успехи были достигнуты во многом благодаря тому, что действия государства дополняли и координировали развитие общества. Экономический прогресс, по его мнению, возможен лишь в условиях внутренней гармонии в обществе. Уровень доверия служит фундаментальной предпосылкой стабильности социальных структур и устойчивого развития. К сожалению, реальность разошлась с этими пожеланиями: имперская политика, проводимая ныне США, мало у кого может вызвать доверие. Подводя итоги, следует признать, что концепция постиндустриального общества, сформулированная 30 лет назад, в целом не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. В работах современных западных исследователей уточнены многие существенные детали становления постиндустриального общества, получен ряд ценных практических рекомендаций. Есть поэтому основания рассматривать эту концепцию в качестве основной модели развития мирового сообщества в XXI в. В то же время необходимо отметить, что так и не удалось найти радикальных действенных способов снятия предвестников наступающего глобального эволюционного коллапса. До тех пор пока не будет найдено решение этих проблем, модель постиндустриального общества будет по-прежнему сохранять черты виртуальной утопии. Кого-то из читателей это утверждение может удивить. В самом деле, как можно называть утопией процесс, который развертывается на наших глазах? Один из главных уроков, которые оставил нам XX в., состоит в том, что утопия может стать реальностью, но только на некоторое время. Семь десятилетий в России возводили стройное здание коммунистического общества по проекту Маркса, сильно скорректированному Лениным и Сталиным. Но финал этого грандиозного эксперимента был драматическим. Не ждет ли подобная судьба и постиндустриальное общество?
Глава 3.3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.012 с.) |