Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научное познание: циклы, кризисы,Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРОГНОЗ
Теория постиндустриальной трансформации имеет отношение прежде всего к технико-экономической сфере. При становлении постиндустриального общества центральную роль играют теоретические знания и новые интеллектуалоемкие технологии.
Но вот что странно: исследователи проблем постиндустриального перехода осознают угрозы, обусловленные нарастающим глобальным кризисом, носящим многоплановый и многомерный характер, но в поисках путей и средств снятия этого кризиса менее всего обращаются к потенциалу теоретического знания. Хотя, казалось бы, в первую очередь следовало проанализировать именно эти возможности. Учитывая результаты анализа, выполненного выше, можно утверждать: либо наука XXI в. сумеет предложить действенные способы и средства решения глобальных проблем, либо на Земле не будет никакого постиндустриального общества, так как наступит эволюционный коллапс. Хорошо известно, что составить прогноз развития науки — дело малонадежное, поскольку новые открытия предсказать почти невозможно. Тем не менее, учитывая важность этой задачи, попытаемся хотя бы отчасти приблизиться к ее решению, используя методы теории самоорганизующихся систем, или синергетики. Основой современной научной картины мира является универсальный эволюционизм. Недавно академик B.C. Степин проанализировал проблемы эволюции научного познания в социокультурном измерении. Чтобы сделать следующий шаг и попытаться составить прогноз развития науки, целесообразно обратиться к систематическому исследованию последовательных этапов научного знания в их совокупности вплоть до настоящего времени. Применение для этой цели синергетической методологии представляется естественным, так как, анализируя развитие научного познания, нетрудно обнаружить фундаментальные признаки динамики самоорганизующихся систем: открытый характер, нелинейность и когерентность. Принимая такой подход, следует сразу же признать в качестве неустранимых особенностей развития научного знания появление бифуркаций, или кризисных ситуаций, чередующихся с аттракторами — периодами относительно длительного эволюционного самодвижения в рамках почти неизменной общенаучной парадигмы. В течение этих периодов центр тяжести научных исследований переносится на решение частных задач и технические приложения. И напротив, вступление в зону бифуркаций означает научную революцию. Выход из научного кризиса и переход к очередному циклическому аттрактору сопровождаются радикальной модернизацией системы научного знания. При этом, во-первых, происходит смена
научной парадигмы и значительная коррекция базисной картины мировоззрения; во-вторых, существенно обновляются основные методологические принципы науки и, в-третьих, заметным образом изменяются место и роль, которую наука играет в жизни общества. Анализ циклического развития науки позволяет сделать важное наблюдение: наступление очередного кризиса научного познания сопровождается, как правило, возникновением нескольких «предвестников». Во-первых, это появление достоверно установленных на опыте фактов или теоретических проблем, предложить интерпретацию которых, оставаясь в рамках существующих фундаментальных научных представлений, не удается. Например, встречая наступающий XX в., лорд Кельвин (Уильям Томсон) поднял тост за ясный небосвод теоретической физики, на котором осталось всего два последних небольших облачка — результаты опыта Майкельсона-Морли, в котором не было подтверждено существование эфира, и отсутствие теоретической модели излучения абсолютно черного тела. Чуть позже из первого «облачка» родилась теория относительности, а из второго — квантовая механика — научные дисциплины, которые в значительной мере определили весь облик науки и технологии XX в. Но вместе с тем то ощущение «завершенности» научного знания, которое продемонстрировал лорд Кельвин, само по себе является вторым признаком наступающего кризиса науки. Третий признак — возникновение разрыва между вызовом, который на данном этапе история предъявляет человечеству, и научным обеспечением того отклика, который предстоит дать человечеству. Такое отставание в истории человечества неоднократно демонстрировали социально-экономические и политические дисциплины, ретроспективные эксплицитные возможности которых отставали наравне с прогнозными. И это приводило к принятию стратегических решений, уводивших с оптимальных эволюционных паттернов. Есть и четвертый, быть может, менее заметный признак наступления очередного кризиса науки: аномальный «взлет» всевозможных околонаучных и псевдонаучных идей, появление множества теоретических моделей, большинство которых скоро будут отклонены как ошибочные. С точки зрения синергетики этот феномен совершенно понятен: за порогом бифуркации возникает широкий спектр альтернативных виртуальных сценариев, многие из которых ведут в тупик.
Используя принципы синергетического моделирования, можно ввести понятие пространства эволюции научного знания. Определим сетку координат этого пространства в виде следующих факторов: 1. Телеологическая ориентация науки. 2. Роль и место науки в культуре. 3. Научная парадигма. 4. Осознание нерешенных проблем и проблем, не решаемых в рамках существующей парадигмы. 5. Соотношение фундаментальной и прикладной науки. 6. Степень дифференциации научного знания. 7. Соотношение теории и эксперимента. 8. Критерии верификации научных результатов. 9. Соответствие историческому вызову. 10.Соотношение позитивных и негативных аспектов научной деятельности. Используя сформулированные принципы моделирования циклического развития научного знания, построим схему основных этапов эволюции науки начиная с 4000 г. до н.э. и до первых десятилетий XXI в. Для заключительного периода речь пойдет о прогнозе, но о таком прогнозе, который будет опираться на системное обобщение всего предшествующего развития науки на протяжении 6 тыс. лет. Такой подход должен повысить достоверность предвидения. Результаты этой работы приведены в табл. 3.4 и 3.5. В первой из них указаны продолжительность каждого эволюционного цикла, его соотнесенность с соответствующей исторической эпохой, базовая система ключевых научных принципов. Во второй таблице приводятся перечень научных направлений, которые играли ведущую роль для данного цикла, а также имена ученых, внесших наиболее весомый вклад в формирование этих направлений. Периодизация цикличности научного знания может иметь троякое значение: во-первых, облегчается эксплицитная функция науки, во-вторых, появляется возможность повысить достоверность прогноза ее развития на очередном, девятом цикле ее самодвижения и, наконец, в-третьих, используя этот прогноз, можно с более обоснованных позиций подойти к определению научно-технологических приоритетов на период до 2030 г.
Таблица 3.4 Циклы развития научного знания
Таблица 3.5 Ведущие научные направления
Анализируя данные табл. 3.4 и 3.5, можно заметить две общие закономерности развития науки. Первая из них состоит в высокой степени корреляции научных циклов с историческими эпохами. Причина этой корреляции очевидна: это однозначная востребованность научного отклика на очередной вызов истории. Вторая закономерность проявляется в постоянном ускорении темпа развития науки: каждый следующий цикл, если не считать длительного периода преднауки, составляет по продолжительности 50-70% предшествующего. Рассматривая состояние научного знания на рубеже XX и XXI вв., нетрудно заметить все те признаки очередного кризиса, о которых шла речь выше. О появлении проблем, которые не укладываются в современную научную парадигму, говорится в ч. 4 и 5. О близости времени, когда фундаментальная физическая теория будет завершена, говорил, например Стивен Хокинг, выступая в 1998 г. с лекцией в Белом доме по приглашению президента Клинтона. Что касается отставания науки от тех требований, которые к ней предъявляет сегодня история, то достаточно напомнить отсутствие ясности в решении глобальных проблем и, наконец, о псевдонаучных идеях — ими заполнены публикации в СМИ, претендующих на освещение научной тематики. Наступающий девятый цикл развития научного знания приобретает совершенно исключительное значение в истории человечества, так как именно ему предстоит сыграть ключевую, системообразующую роль в становлении постиндустриального общества. Учитывая эти задачи, составим общую характеристику эволюционного пространства научного знания эпохи постиндустриальной трансформации (табл. 3.6). Характеризуя процесс постиндустриальной трансформации цивилизации, Белл вводит понятие технологической лестницы восхождения к постиндустриальному обществу: 1. Ресурсная база: сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность. 2. Легкая промышленность: текстильная, обувная и т.д. 3. Тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение и т.д. 4. Высокие технологии: компьютеры, микроэлектроника, телекоммуникации, оптика и т.д. 5. Отрасли, базирующиеся на научных достижениях будущего: биотехнология, космические исследования, материаловедение и т.д.
Таблица 3.6
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.157.203 (0.011 с.) |