Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии устойчивости нооиндустриальной цивилизацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одни из этих критериев почти самоочевидны, другие нуждаются в комментариях. Первый из этих критериев - императив когерентности — связан с теорией экономических и цивилизационных циклов и концепцией эволюционной генетики. Несоблюдение этого критерия стало одной из причин технологического отставания Советского Союза, а затем и его развала. Что касается следующего, экологического императива, то он был достаточно подробно рассмотрен в гл. 2.1. По существу к области тех же проблем относится и третий, интерактивный императив. Однако в данном случае речь идет о более широкой постановке вопроса: имеются в виду не только природные, но и техногенные катастрофы. Чтобы избежать такого развития событий, необходима комплексная научно обоснованная экспертиза любых крупных проектов и программ, включая их вневедомственную независимую оценку. Пределы экстенсивного роста цивилизации, обусловленные располагаемыми энергетическими и минеральными ресурсами и возможностями нагружения природной среды техногенными отходами, могут поставить человечество перед дилеммой: либо остановить неуправляемый рост населения, а затем с помощью принудительных мер снизить его не менее чем в 10 раз, переведя при этом планету в режим «космичес-
кого корабля» с жесткой экономией всех ресурсов, либо перейти к индустриальному освоению космоса. Первый способ означает фактическую остановку развития и, следовательно, ведет в эволюционный тупик. Второй открывает перед человечеством новые резервы для устойчивого развития. Этой перспективной стратегии промышленного освоения внеземного пространства соответствует космический императив. Из постулата компликативности и динамического характера эволюции цивилизации вытекает пятое противоречие — между новым уровнем технологии и старой социально-политической структурой общества. Это противоречие замечено давно. Марксистская теория объявила его ведущим в социогенезе и провозгласила, что основным методом его снятия должно быть революционное преобразование общества в процессе жесткого противоборства классов-антагонистов. Опыт истории показал, к каким трагическим последствиям ведет этот путь. С точки зрения теории социо-синергетики революционные по сути преобразования лучше осуществлять путем реформ, на основе социального компромисса. Этому требованию отвечает императив толерантности. Противоречие между техногенезом и свободным самовыражением личности — шестое в этом ряду. Возникновение этого противоречия — прямое следствие постулатов креативности и гармонизации. Классическая иллюстрация того, как это противоречие может проявляться в жизни, — знаменитая сцена у конвейера в фильме Ч. Чаплина «Новые времена». Нечто подобное несколько лет назад автору довелось наблюдать на Конаковском фаянсовом заводе, когда работница, ставившая заводской штамп на тарелке, делала всего три простых движения — и так в течение всего трудового дня и многих лет до пенсии. Это противоречие порождает феномен отчуждения, который исследовал молодой К. Маркс. Разрешению этого противоречия соответствует антропный императив. Этой проблеме посвящены многие страницы работ Д. Белла и других исследователей постиндустриального общества. Отметим, что есть и другая, быть может, еще более важная сторона этой проблемы — это все более увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами. Следующее, седьмое противоречие — между техносферой и духовным миром человека. Оно вытекает из многомерности понятия свободы, которое может получить различные ложные толкования. Человеку как творцу техносферы, которую он стремится поставить между собой и миром природы, всегда угрожала опасность
превратиться в ее функциональный элемент, в наделенный сознанием придаток бездушной машины, причем счесть это благом. Эта опасность также замечена давно. Ее обстоятельно исследовали М. Хайдеггер, Э. Фромм и другие социологи и философы. Хайдеггер обратил внимание на процессы, сопровождающие переход науки и технологии от раскрытия потаенного бытия к производящему раскрытию: превращение природы в материал, а субъекта — в средство развития техники. Он отмечал опасность функционализма и умаления индивидуальности, сведения труда к изготовлению, замены природных вещей эрзацами, подчинения всего холодному расчету, технизацию науки. Конфликт между техногенным гедонизмом и духовной наполненностью бытия исследовал Фромм. Любовь к технике, писал он, может переродиться в разновидность некрофилии, любви ко всему неживому. Если этот процесс не будет остановлен, он закончится гибелью личности в человеке, его растворением в машине. И тогда место человека на Земле займет совсем другое существо — лишенный живой души Homo mechanicus. Этой перспективой восхищался академик В.М. Фриче, служивший в 1920-х годах в Институте красной профессуры (Москва). «В лице пролетариата, — писал он, — в мир вступила новая раса, созданная железом, отлитая из стали. В ней сила паров и мощь динамита. Она породнилась с металлом, душою с машиной слита. Железной поступью идет она в обетованную страну будущего. Что ей старый мир с его богами и идолами! Перед ней — страна еще неведомых чудес. Вся во власти мятежного страстного хмеля, она не остановится ни перед чем» [80]. Человек будущего представлялся Фриче коллективным гигантом, в котором индивидуальности растворились, слились: «В этой непосильной порою, но все вновь преодолеваемой работе он весь спаялся, нашел в себе новую каменную, металлическую кровь, стал единым чудовищем — с глазами, сердцем, с душою, с помыслами». Это не что иное, как опоэтизированное прославление гибели личности, ее полного растворения в коллективе, который и сам превращается в гигантский механизм чуть ли не всепланетного масштаба. Но возможна и другая крайность. Техногенез способен выхолостить духовное богатство человека, подавить его свободу, однако он может привести и к внешне противоположенному, но не менее опасному результату — породить у человека иллюзию абсолютной свободы, отсутствия каких-либо ограничений творческого
порыва. От этого революционного порыва по временам кружилась голова даже у такого замечательного поэта, каким был Владимир Маяковский:
Футуристы прошлое разгромили, Пустив по ветру культуришки конфетти. Время Пулям По стенке музея тенькать, Стодюймовками глоток старье расстреливать!
Снятию этой группы сложных противоречий между техносферой и духовным миром человека соответствует императив духовности. Восьмое противоречие — между общечеловеческими, глобальными и всеми прочими интересами. Примат общепланетных интересов как условие выживания человечества перед лицом современного эволюционного кризиса отражен в императиве глобального мышления. Выжить люди могут только вместе, а погибнуть — и порознь. В то же время приоритет глобальных интересов не следует понимать как отказ, подавление или умаление всех прочих потребностей — речь идет всего лишь о правильной расстановке акцентов. Близкую функцию выполняет девятый критерий — императив соборности. Речь идет о необходимости самосогласованного снятия внутренних противоречий национального масштаба. Этот процесс должен осуществляться на основе разумного компромисса, без ущемления групповых интересов и прав личности. Для такой полиэтнической и поликонцессиональной страны, как Россия, это особенно важно. Опыт послевоенного реформирования Чеченской республики показывает, как можно решать подобные проблемы. И наконец, последний, десятый критерий — антиутопический императив. История свидетельствует, с какой легкостью массовое сознание может оказаться в плену очередного мифа, с какой готовностью люди порой соглашаются с проведением в жизнь проекта, утопический характер которого нетрудно было бы выявить заранее при условии взвешенного научного анализа. В гл. 2.6 проблема утопического мышления рассмотрена достаточно подробно. Ноэтические критерии следует рассматривать как инструмент снятия тупиковых сценариев. При обращении к этим критериям традиционная постановка вопроса «что делать!» утрачивает смысл. Теперь вопрос ставится иначе: «чего не делать?». Поэтому
ноэтические критерии имеют смысл правил запрета тупиковых эволюционных паттернов и соответственно определения разрешенного коридора действий, обеспечивающих минимальный риск выхода на эволюционные сценарии, далекие от оптимума. Система этих критериев обладает тем важным свойством, что они образуют целостный комплекс: достаточно допустить нарушение хотя бы одного из них, оставив остальные в неприкосновенности, как вероятность потери устойчивости и схода с оптимального эволюционного паттерна резко возрастает. Это свойство — следствие теоремы хрупкости хорошего, которая доказывается в теории катастроф. Смысл этой теоремы состоит в том, что любая система может называться хорошей, если она удовлетворяет некоторому набору требований, но должна быть признана плохой, если не соблюдается хотя бы одно из них. В силу этой теоремы все хорошее, например устойчивость нооиндустриальной цивилизации, более хрупко. Утратить ее легко, а восстановить потом очень трудно, если вообще возможно. Постулаты самодвижения рассматриваемой модели нооиндустриальной цивилизации (табл. 3.1) и система ноэтических критериев (табл. 3.2) позволяют сделать следующий шаг и более полно определить наиболее общие свойства эволюции человеческого социума по этой модели, взятые в их предельном выражении. Сводка этих общих характеристик нооиндустриальной цивилизации дана в табл. 3.3. Поясним проблему определения основного системообразующего противоречия нооиндустриальной цивилизации. Ведущей функцией этой цивилизации является креативная, научно-технологическая деятельность. Рациональное управление самодвижением этой цивилизации как самоорганизующейся социоэко-логической системы возможно лишь на основе научных рекомендаций. Однако в реально существующей динамичной обстановке исходная информация, необходимая для принятия оптимальных решений, не может быть полной. Напротив, практически всегда возникает информационный шум, ведущий к ошибкам. Кроме того, как правило, отсутствуют вполне адекватные данному моменту методы научной обработки этой информации. Из-за потенциально высокой неустойчивости нооиндустриального аттрактора можно в силу этих причин считать, что его системообразующим противоречием станет противоречие между Коллективным Интеллектом социума и информационным шумом, или обилием недостоверного знания. В качестве другого источника такого шума можно рассматривать также недостаточную компе-
тентность лиц, принимающих решения, и — нельзя исключить — их недостаточно высокую нравственность.
Таблица 3.3
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.201 (0.011 с.) |