Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура, цивилизация, менталитет и ментальность, культурная картина мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурология, как и любая другая наука, имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностью. Анализ в культурологии этого сложного феномена предполагает выработку и использование своей специфической системы понятий. Так, для осмысления динамики культуры применяются понятия «культурный прогресс», «культурный регресс», «культурный кризис». В морфологическом исследовании культуры употребляются понятия «структурно-функциональные сферы культуры», «культурный институт», «техногенная культура» и «культура гуманитарная», «материальная культура» и «культура духовная», «массовая культура» и «культура элитарная» и т.д. Конечно, понятийный аппарат культурологии значительно шире обозначенного здесь ряда понятий, и он, разумеется, не может стать в предлагаемом учебном пособии предметом детального анализа. Однако в понятийной системе этой науки можно продлить особую группу, которая имеет статус «основных понятии», или «категорий». К подобным категориям следует отнести следующие: «культура», «цивилизация», «менталитет», «ментальность», «культурная картина мира». Что является основанием для включения перечисленных понятий в класс основных, фундаментальных категорий? Для ответа на этот вопрос необходимо хотя бы предельно кратко обозначить то их место, которое они занимают в культурологическом Знании. В этой связи следует заметить, что, например, само определение понятия «культура* является основой, исходным моментом построения культурологической теории. Так, если культура определяется как способ и результат человеческой деятельности, направленной на стабилизацию и развитие общества, то из этой дефиниции логически вытекает ряд направлений в научном исследовании культуры: — человеческая деятельность, формы и способы ее проявления; — социальная роль культуры. Остальные из названных понятий — менталитет, ментальность, культурная картина мира, цивилизация — в этой науке являются главными, определяющими формами мыслительной деятельности, направленными на анализ сущности культурного феномена и постижение специфических особенностей различных типов культур. В системе знаний о культуре они выступают теми мыслительными формами, через которые осуществляется связь культурологии с другими сферами научных знаний о культуре — с историей культуры, историей художественной культуры, историей цивилизаций и т.д. В этой главе будет рассмотрено содержание выделенного ряда основных культурологических понятий. При всей кажущейся определенности содержания понятия «культура» в действительности же в сфере научного знания трудно найти столь широкую гамму интерпретации термина, с какой мы встречаемся в осмыслении данного понятия. В связи с.м обратимся к истории его происхождения и формирования. Термин «культура» возник в период античности. Процесс культурного преобразования связывался не только с природой, но и с внутренним миром человека; средство же «возделывания» последнего античные мыслители видели прежде всего в философии, искусстве и науке.
В этом значении термин «культура», пожалуй, впервые был применен в древнеримской традиции Цицероном, который считал философское просвещение римлян одной из своих главных жизненных целей. Когда римский оратор говорил, что «философия есть культура души», то имел в виду не столько состоянии души, сколько способ ее совершенствования. Однако этот термин еще не получил здесь самостоятельного значения и употреблялся лишь в сочетании с другими словами: культура почвы, культура растений, культура ума, культура речи и т.д.
Следует заметить, что в других культурах применялись термины, родственные слову «культура». Так, в китайской традиции близким ему по смыслу было слово «жэнь», в индийской - дхарма*. Известно также, что уже в гомеровский период античной истории для обозначения представлений о культурном человеке существовали и такие термины, как пайдейя и калокагатия*. Последний выражал здесь такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической красоты и душевного величия. Позже софисты смысл калокагатии интерпретировали как ученость, образованность. Этот термин также широко применялся Сократом для выражения единства красоты, мудрости и благородства, которое, по мнению философа, воплощено в совершенном человеке. Идеал калокагатии ярко проявился в античной драме. Термином «пайдейе» древние греки обозначали воспитанность и образованность человека. Формирование подобных качеств личности эллины связывали не только с процессом освоении гуманитарных знаний, но и с влиянием на нее городской среды, поскольку город мыслился ими как средоточие образованности. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, то есть с отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата «культура — отсутствие культуры» в древней римской истории была перенесена в иную плоскость — «римлянин — неримлянин». Римлян здесь относили к культурному народу, неримляне могли быть удостоены лишь оценки «варвары». В «культурной координате» последние обозначались величиной со знаком «минус», считаясь антиподом культурных римлян. В европейском средневековье этот термин не нашел широкого применения, и его смысловое значение оставалось не достаточно определенным. Здесь он ассоциировался с совершенством души, критерием которого выступала степень религиозности личности. В эпоху Возрождения под культурой понималось состояние души, ориентированное на гуманистический идеал. В XVIII в. термин «культура» получил широкое распространение и европейской науке и обрел статус самостоятельного понятия, Тенденция к популярности термина и употребления его для Обозначения ценностей, созданных человеком, была обусловлена и значительной степени теми изменениями в представлениях о человеке, которые складывались в это время. Мысль о человеке как свободном и творческом существе, как субъекте культурных преобразований, зародившаяся в эпоху Ренессанса, в русле просветительской традиции обрела свое дальнейшее развитие. Вопросы духовного начала в человеке и проблема его совершенствования вызывали особый интерес у немецких просветителей. Потому культура у них ассоциировалась, с одной стороны, со средством, способным преобразовывать природную среду и мир человека, а с другой стороны — она противопоставлялась «натуре» как невозделанной природе. Именно в таком значении впервые применил это понятие немецкий просветитель С-Пуфендорф. Не делая понятие культуры предметом специального исследования, немецкий ученый вносит, однако, определенный вклад в его разработку. Заложив основы ценностной традиции в интерпретации этого понятия, ставшей затем господствующей в немецком просвещении, в контексте своих исследований Пуфендорф толкует его многопланово. В понятие культуры он включает не только жизненные блага и ценности, созданные человеком в результате преобразования им природы, но и те достижения в совершенствовании человеческого духа, которые являются плодом процесса образования и просвещения. Важным элементом культуры выступает у него язык. Культура, согласно Пуфендорфу, будучи связанной с процессом совершенствования общества, выражает качественное состояние последнего и является критерием его развития. Вслед за Пуфендорфом другой немецкий просветитель — Я. Аделунг — в своей работе «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782 г.) использовал понятие культуры для обозначения тех качественных изменений, которые происходят в процессе перехода от животного, природного состояния предков человека, где отсутствует культура, к общественной жизни. Таким образом, культура здесь понималась как ступень в развитии общества и совокупность благ. Это же смысловое значение культуры утверждается затем в учении И.Г.Гердера и других немецких просветителей. В русской научной традиции понятие «культура» впервые появилось в середине XIX в. Так, в «Карманном словаре иностранных слов», изданном петрашевцами[1], выделяются два аспекта его трактовки: 1. Культура связывается с преобразованием объекта. 2. Культура выступает критерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей. Двумя-тремя десятилетиями позже это понятие было введено в научный оборот. Под ним понимались: образованность, просвещенность. Почти то же значение вкладывал в это понятие и В.ИДаль. В одном случае в его «Толковом словаре» «культура» означает обработку и возделывание, а в другом — образование, умственное и нравственное совершенство. «Культурный» трактуется им как термин, выражающий положительное качество: культурный человек (народ) — человек (народ) образованный, цивилизованный. Каковы же современные представления о культуре? На обыденном уровне ее обычно отождествляют с художественной культурой, с уровнем образованности и воспитанности человека. Этот термин здесь применяется и в таких смысловых выражениях, как «культура общения», «культура поведения», «культура производствава», «культура потребления», «культура быта» и т.д. Из сказанного очевидно, что уже обыденное сознание усматривает в культуре момент универсальности, всеобщности и замечает, что культура пронизывает весь социальный организм. Современная наука вкладывает в понятие культуры неоднозначный смысл. Даже при беглом знакомстве со специальной литературой можно обнаружить множество определений этого понятия (их насчитывают около 300), и исследователи порой сетуют по поводу отсутствия его единого научного определения. В действительности же большое количество дефиниций обусловлено тем, что объект исследования (культура) представляет собой крайне сложное и многогранное явление. Оно может рассматриваться как средство передачи опыта и как ценность, как способ регуляции отношений между людьми, как таковая система и как уровень развития общества или личности и т.д. Потому феномен культуры изучается рядом наук — семиотикой, информатикой, лингвистикой, эстетикой и этикой, религиоведением и другими сферами знания. Каждая из них выделяет в качестве предмета своего исследования одну из его сторон или одну из его сфер, формулируя соответствующее понимание культуры. Так, если в информационном аспекте культура представляет систему знаний, которой располагает общество, тогда в сферу интересов исследователя должны войти вопросы кодирования, хранения и распространения информации. В этом «срезе» возмо жно определить как социально выработанную систему, обеспечивающую хранение и передачу социального опыта (А.Моль, К.И.Андрос, В.А-Конев). Тесно связанной с информационной трактовкой культурного феномена является интерпретация его как знаковой (или семиотической) системы (Ч.Моррис, Э.Кассирер, Ю.МЛотман). Такой подход в понимании культуры логически оправдан тем, что человек в общении с культурными явлениями имеет дело не с предметами или идеями, а с их знаковыми выражениями. Очевидно, что мысли ученого могут быть восприняты лишь в том случае, если они обретут словесную или письменную знакомую форму. Проявление вежливости в межличностном общении может выражаться непосредственно. Оно должно обрести знаковую форму: приветствия, улыбка, подарки (цветы, ценные вещи). 'сдует заметить, что любое сообщение (от дорожного знака до художественного произведения), являясь культурным феноменом, материализуется в определенной знаковой системе. Очевидно, что знаковая сторона явлений культуры может стать предметом специального исследования. Культура может также рассматриваться и в аксиологической плоскости. В этом случае она предстает перед исследователем как совокупность положительных ценностей, идеалов и смыслов, как опыт, накопленный в отношениях между людьми. Определяющими направлениями в постижении культуры как ценности являются исследования таких ее подсистем, как искусство, мораль, религия, выявление их взаимосвязей. Вопросы культурного взаимодействия индивидов, влияние культуры на развитие общества не входит в круг интересов ценностной интерпретации культуры. Они составят основу социологического исследования культурного феномена. Следовательно, в социологическом аспекте культура будет определяться как способ, средство и условие взаимосвязи людей, как нормативная система, регулирующая отношения индивидов в обществе. Иной взгляд на культуру мы встречаем в исследованиях культур-антропологов. Последних она интересует не как ценность, не как определенные достижения в области науки, искусства, философии, политики, образования, а как среда жизнедеятельности социальной общности. Антропологическая концепция культуры свободна от оценочного отношения к культурному феномену, и задача ученых этого направления состоит не в том, чтобы определить уровень культурного развития той или иной народности, а выявить черты самобытности ее культуры — особенность традиций, обычаев, привычек, менталитета. Есть основания рассматривать культуру и в экологическом аспекте. В этом случае она будет пониматься как средство адаптации человека к окружающей его среде. На основе такого подхода к культуре в США выросла относительно самостоятельная отрасль научно-практического знания — экоантропология. В науке имеет место и тенденция связать культуру с биологическим началом человека и определить ее сущность через реализацию его биологических потребностей. Такую попытку предпринял, например, в своем учении З.Фрейд, где культура трактуется как результат сублимации - полового инстинкта человека. * Зигмунд Фрейд (1856 — 1939 гг.) — австрийский психолог и психиатр, основоположник психоанализа. Сделав предметом изучения область бессознательного в человеческой психике, результатом своих исследований, он изменил облик психологии XX века. **Сублимация — перенесение энергии сексуальных влечений с прямой цели получения удовольствия и продолжения рода на социально приемлемые виды деятельности (искусство, наука, религия и т.д.).
На свой подход в понимании культуры претендует и философия. Она стремится дать предельно обобщенное ее определение, kоторое охватывало бы самую существенную сторону культуры. Но взгдяды философов на этом пути не достигают единства. Причиной тому является сложность выявления искомого сущностного ядра культурного феномена, или, иными словами, проблема состоит н трудности выделения главного, определяющего его сущность, 11;1чала. В результате оказалось, что в сфере современного философского знания существует ряд принципиально различных определений культуры, претендующих на статус философской дефиниции. Так, культура, по мнению Е.В.Боголюбовой, есть воплощение творческого потенциала общества и человека в определенных культурных ценностях, А.Г.Спиркин кроме совокупности материальных и духовных ценностей включает в сферу культуры и способ создания, А.Г.Мысливченко и А-П.Шептулин акцентируют внимание на развивающем начале, заложенном в культуре. Следует заметить, что при исследовании культуры могут быть выделены и другие ее аспекты или сферы и предложены в связи с этим иные дефиниции, обладающие научным статусом. Из сказанного очевидно, что существование в науке множества определений культуры должно восприниматься как нормальное явление, поскольку каждое из них схватывает одну из сторон этого сложного феномена. Поэтому все подобные представления о культуре являются частнонаучными ее определениями. Общетеоретическое смысление культуры предпринимается лишь в русле филофского и культурологического знания. Поскольку культурологический подход к культурному феномену состоит не в исследовании его отдельных аспектов или сфер, как это имеет место в частнонаучном анализе, а в целостном и всестороннем охвате изучаемого явления, то культурологическое его определение будет отличаться от частнонаучных дефиниций обобщающим характером. Попытки дать такого рода определение культуры предпринимались уже в середине прошлого века. И в этой связи представляет интерес та ее дефиниция, которую пред-л;1гал Э.Тайлор. Культура, по мнению этнографа, «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества»''. Очевидно, что это определение, во-первых, не охватывает все многообразие проявлений культуры. В него не вошли орудия труда и предметы быта, в которых материализовалась культура, отношение людей к окружающему миру и себе, способ преобразования природы и т.д. Во-вторых, подобное определение носит описательный характер и не отвечает требованиям научной дефиниции, ведь методом перечисления невозможно охватить все многообразие проявлений культуры. На пути преодоления описательного подхода к культуре имели место крайности противоположного порядка — дать предельно обобщенное ее определение, типа: культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Существенным недостатком подобной абстрактной дефиниции является то, что от нее невозможно перейти к теоретическому исследованию определяемого феномена. Создание условий для такого перехода является методологическим требованием всякой дефиниции. В современной науке предпринимается попытка выявить методологические основания определения понятия культуры. Так, по мнению В.С. Барулина, в этих целях следует выделить такие аспекты исследуемого феномена, как гуманистический (культура как атрибут жизнедеятельности человека), созидательный (культура — фактор созидания человека как общественного существа) и ценностно-регулятивный (культура как ценностно-нормативный регулятор жизнедеятельности человека). Исходя из этих методологических принципов, автор формулирует понятие культуры, которое, как он утверждает, аккумулирует в себе самые разнообразные его определения. В его концепции культура выступает как общественный процесс самосозидания человека. Попытка исследователя связать понятие культуры с процессом развития человека как социального существа не лишена логического основания, поскольку субъектом культуры является человек. Уникальность же человеческой природы, как справедливо полагал С. Л. Франк, заключена в стремлении человека преобразовать себя, поскольку ему всегда хочется быть большим, чем он есть. Действительно, культуру в этой связи справедливо рассматривать как социальный феномен, созданный человеком, который способен обеспечить его совершенствование. Хотя определение культуры Барулина и заслуживает особого внимания, так как схватывает одно из его основополагающих начал, тем не менее оно оставляет в стороне такое важное свойство культурного феномена, как способность познания и преобразования действительности. Указанные выше недостатки пытается преодолеть предпринимаемый в науке «деятельностный» подход в осмыслении культуры. Он имеет место в творчестве Ю.В.Бромлея, В.ЕДавидовича, Ю.А.Жданова, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева и других ученых. Безусловно, желание связать культуру с деятельностью методологически обосновано тем, что, во-первых, возникновение и существование культуры обусловлено деятельностью человека; во-вторых, через культурную деятельность проявляет себя сущностная природа человека. Культура в этих концепциях рассматривается как способ и результат человеческой деятельности. Здесь следует иметь в виду, что культура есть результат не только творческой, но и репродуктивной деятельности человека, а поэтому несправедливо ограничивать ее рамками творчества, как порой предлагается в науке. Такое понимание культуры, верное в своей основе, нуждается и пояснении и уточнении. Следует заметить, что в этом определении выражена преимущественно технологическая сторона куль-1уры и недостаточно обращается внимание на ее гуманитарное начало. В действительности же культура проявляется не только в способе человеческой деятельности, но и в способе существования самого человека. Ведь в сфере культуры человек выступает как преобразователь и окружающего его мира (создатель «второй природы»), и самого себя. В отличие от животного, которое на инстинктивном уровне пытается обеспечить свое биологическое существование, человек в своей деятельности стремится не только сохранить себя как биологическое существо, но и развивать в себе человеческие (социальные) качества. В таком аспекте культура выступает как средство и способ внебиологического существования человека
В итоге можно сформулировать следующее определение культуры: КУЛЬТУРА — это способ и результат человеческой деятельности, ориентированный на обеспечение существования и развития общества и человека.
Разумеется, возможны и другие подходы в осмыслении сущности культуры, способные выразить обобщенные представления об этом явлении. Однако сегодня в культурологической науке исследуется содержание культуры в системе способов человеческой деятельности получает все большее признание.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине XVIII в. И связано оно с именем шотландского историка и экономиста Адама Фергюсона Образован термин от латинского «civilis», что означает «гражданский», «государственный». Как «культура», так и «цивилизация» были введены в научный обиход в просветительской традиции, что само по себе неслучайно, так как духовная жизнь общества и личности, политическое устройство, совершенствование человеческого рода и его достижения стали основным объектом осмысления просветителей. В связи с этим необходимы были понятия, обозначающие сферу их научных интересов. Английские и французские просветители применяют в своей теории термин «цивилизация», а немецкие просветители обращаются к понятию «культура». Чем же обусловлено введение в научный обиход близких по смыслу терминов? Следует заметить, что в просветительской традиции значение слов «культура» и «цивилизация» не совпадало по смыслу. Поскольку французских и английских просветителей интересовала не проблема воспитания и духовное совершенствование отдельного человека, как это имело место в учении немецких просветителей, а коллективная жизнь нации, ее история и политические преобразования, то более уместным здесь оказался термин «цивилизация», который изначально обозначал социально-политическую, научную и техническую сферы общества. Термин «культура» утвердился в это время в немецком Просвещении и выражал духовное богатство человека и степень его господства над природой. В современной англо-французской же традиции термин «цивилизация» применяется нередко для обозначения тех социальных явлений, смысл которых в немецкой науке выражает понятие «культура». В целом интерпретация смыслового значения понятия «цивилизация» в европейской науке XIX — XX вв. оказалась более сложной. Не только научные направления, но и отдельные ученые предлагают свое толкование этого понятия. Как правило, «цивилизация» определяется через сопоставление с понятием «культура», и если даже последнее в тексте не упоминается, тем не менее оно нередко присутствует в нем имплицитно (предполагается). В этом случае мы встречаемся с пестрой палитрой научных мнений — от отождествления этих понятий до их противопоставления. В гамме представлений о цивилизации можно выделить ряд основных позиций. Рассмотрим каждую из них в отдельности, при этом сущность цивилизации мы попытаемся понять в ее соотношении с культурой, так как в науке эти понятия постоянно сопоставляются. 1. Цивилизация родственна культуре. Такое понимание цивилизации характерно, например, для культурологической концепции Н.Я.Данилевского. Нередко не дифференцирует эти понятия и английский историк А.Тойнби, и применение их в тексте порой не отличается научной строгостью. Однако при структурном анализе цивилизации культура у него выступает одним из элементов цивилизационной системы, 2. Цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Культура при этом связывается с гуманитарными ценностями (искусство, религии, мораль, наука о человеке и т.д.) и не противопоставляется цивилизации. Культурное и цивилизационное начало представлены как отдельные стороны единого социального организма, и цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего cyществования культуры. И если цивилизация связана с преобразованием человеком окружающей его природы, то культура — с процессом совершенствования самого человека. Следовательно, они дополняют друг друга, являя собой синтез. Этот подход в понима-пии и изучении цивилизации сложился в европейской науке во второй половине XIX в., и связан он с учением английского философа и социолога Г.Спенсера Такая же позиция была характерна для немецкого социолога, философа и историка М.Вебера. В 11.1 шей отечественной науке близкой, хотя и нетождественной точки зрения придерживаются, например, В.С.Библер и Л.И.Рейсиер. Подчеркивая в цивилизации технологическое начало, культуру они полагают ее ядром. В концепции американского социолога А.Тоффлера понимание цивилизации как технико-технологического феномена играет крайне важную роль и является методологической основой дифференциации исторического процесса на три сменяющих друг друга типа цивилизаций: аграрно-традиционную, индустриальную и постиндустриальную. 3 Цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении, например, использует это понятие один из основоположников марксизма Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Вслед за американским историком первобытного общества Л-Морганом он при меняет его для обозначения той фазы и истории общества, которая следует за варварством. Выделив в качестве основополагающего начала цивилизации товарное про-и шодство, Ф.Энгельс отмечает и другие ее черты: разделение труда и отделение труда умственного от физического, возникновение городов и появление классов и государства. «Цивилизация, — писал Ф.Энгельс, — является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»7. Таким образом, цивилизация здесь понимается как определенный уровень и форма устройства общества, отличная от способа организации общественной жизни, основанного на родовых связях и отношениях. В таком смысловом контексте понятие «цивилизация» близко к понятию «гражданское общество». Поскольку интерес Ф.Энгельса был сосредоточен на осмыслении проблемы возникновения классового общества, то вопрос о культурном, феномене и его соотношении с цивилизацией им здесь не рассматривался. Понимание цивилизации как ступени в развитии общества характерно не только для марксизма. В таком же смысловом значении применяют это понятие и историки культуры. Выделяя в культурной истории человечества период древних цивилизаций (Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Греция и т.д.), они тем самым подчеркивают качественное различие между первобытным состоянием общества и цивилизацией. В научной традиции при рассмотрении цивилизации как ступени социального общественного развития предлагаются различные критерии оценки цивилизационного состояния общества. рели Ф.Энгельс зарождение цивилизации усматривал в дифференциации трудовой деятельности, товарном производстве и связанных с ними других социальных явлений, то современный американский ученый В.Мак-Нил переход общества отдоцивилизаци-онного к цивилизационному уровню развития связывает с изобретением письменности и признанием авторитетности текстов, содержащих нравственные нормы отношений между людьми. Таковыми он считает иудаизм, конфуцианство, Библию и Коран. Эти культурные основы общества, по мнению исследователя, определяют и качественное своеобразие цивилизации. Нельзя не заметить, что при отсутствии в рассматриваемых концепциях единого критерия цивилизационного состояния общества время зарождения одной и той же цивилизации в них не совпадает. 4. Особой разновидностью учений, трактующих цивилизацию как определенную фазу в истории, являются теории, где цивилизация рассматривается как социальный феномен, противостоящий культуре. Традиция противопоставлять цивилизацию культуре восходит к учению И.Канта, в котором он пытался обосновать различие между культурным и цивилизованным человеком. В своей концепции философ исходил из того, что конечной целью культурного развития человечества является его моральное совершенство. * Иммануил Кант (1724 — 1804 гг.) —немецкий ученый, родоначальник немецкой классической философии. В учении же о морали он предлагал свой критерий нравственности: поступок оценивается как нравственный только в том случае, когда человек, совершивший его, руководствовался лишь чувством долга и в мотивах его действий отсутствовала корыстная цель, например, надежда на вознаграждение или словесное поощрение. Культура проявляется в умении человека преодолевать свои эгоистические потребности, обусловленные биологической природой, в стремлении подчиниться нравственному долгу Истинная культура нравственности, согласно учению И.Канта, состоит в том, чтобы «исполнять свой долг, и притом из чувства долга»8. Таким образом, культуру И. Кант связывает с «чистой» моралью, которая свободна от корыстной утилитарной цели. Культура всегда нравственна в своей основе. Цивилизация же, согласно его теории, требует от человека проявлять лишь внешнюю воспитанность, соблюдать благопристойную форму поведения. Следовательно, поступки цивилизованного человека основываются не на чувстве долга, а на формальной дисциплине и могут преследовать эгоистические цели. У другого немецкого философа, Ф.Ницше», мысль о противоположности ости цивилизации культуре обретает более широкий подтекст и вырастает она из его теории «массового обществам «Высшие точки подъема культуры и цивилизации, — как утверждал ученый, — не совпадают: не следует обманываться в вопросе и глубочайшем антагонизме между культурой и цивилизацией... Цивилизация желает чего-то другого, чем культура: быть может даже чего-то прямо противоположного»9. Более основательную разработку идея Ф.Ницше получила в культурологической концепции О.Шпенглера». Задача последнего, конечно, не сводилась к тому, чтобы развести понятия «культура» и «цивилизация» и определить их значение. В этих категориях он пытался осмыслить динамику историко-культурного процесса и выявить его законы. Исходя из принципа циклического развития общества, положенного в основу его труда «Закат Европы», О.Шпенглер настаивал на идее неизбежности гибели культуры. Ученый полагал, что культура, достигнув вершины своего развития в средней стадии цикла, в заключительной фазе приходит к упадку. Этот декаданс культуры и есть, по его мнению, цивилизация, которая по своему содержанию противостоит культуре.
* Фридрих Ницше (1844 — 1900 гг.) — немецкий философ и поэт. Оказал значительное влияние на философию и художественное творчество конца XIX — начала XX в., а также на символизм. ** Освальд Шпенглер (1880 — 1936 гг.) — немецкий философ, получивший особую известность после сенсационного успеха своего главного труда «Закат Европы», в котором ярко отразил кризис современной ему европейской культуры.
Если в основе культуры, по утверждению исследователя, лежит гуманистическое начало, то сущностью цивилизации является практицизм и прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманитарные знания, складывается уважительное отношение к моральным нормам, то в цивилизации происходит переоценка ценностей, составляющих основу культуры, и доминирующую роль в ней начинают играть не гуманитарные, а естественные науки. В цивилизации искусство вытесняется техникой; в отличие от культуры она лишена творчества: «она ничего не создает, она только «перетолковывает»10. Переход от культуры к цивилизации выражается не только в угасании искусства, но и в исчезновении «великих систем мышления». С началом цивилизации нравственность из «сердечного образа» превращается в объект для размышлений. В целом же культуру О.Шпенглер оценивал, прибегая к метафоре, как «живое тело души», цивилизацию — как «ее мумию». По его мнению, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры. Так завершает свою историю цивилизацией античность (Римская империя); не смог избежать своей судьбы, по мнению исследователя, и современный ему Запад. Как взаимоисключающие начала, хотя и в другом, отличном от О.Шпенглера, контексте рассматривал цивилизацию и культуру Н-А-Бердяев'. В своей статье «О культуре» он утверждал, что культура родилась из культа и имеет религиозные основы, так как культ есть «прообраз осуществления божественных тайн». По природе своей, как полагал философ, культура символична, и духовная жизнь общества находит в ней не реалистическое, а символическое выражение. Генезис же цивилизации связывался им с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с природой, и эта борьба за выживание проходила вне храма и культа, а поэтому социальный феномен, сложившийся в результате такой жизнедеятельности, оказался не столь благородного характера, как культура. Не лишены поэтического вымысла автора объяснения проблемы возникновения и природы цивилизации и культуры, что вполне очевидно. Тем не менее мысль русского философа здесь понятна: цивилизация и культура — явления несовместимые. * Н.А. Бердяев (1874 •—1948 гг.)— русский философ. В 1922 г. был выслан на так называемом «философском пароходе» за рубеж. Жил и работал в Берлине, а затем в Париже, редактировал журнал «Путь», вокруг которого объединялись русские философы-эмигранты. К тому же у него они предстают как разные стадии исторического процесса. Высший подъем культуры, как полагал Н.А-Бердяев, остался в прошлом; для буржуазно-демократического же периода европейской истории характерно господство цивилизации. Следует заметить, что философ в своей статье ставит задачу не выражать точные определения исследуемых явлений, а дать обосно» u;i I те собственной мысли о том, что буржуазная демократия «неизбежно ведет к цивилизации», вытесняя гуманитарные ценности1'. Свой вывод о том, что буржуазная демократия является одной из основных причин трансформации культуры в цивилизацию, НАБердяев здесь не аргументирует. Он его просто провоз-глцщает. Объяснение и развитие высказанной идеи ученый предпринимает в работе «Новое средневековье». Свобода как завоевание буржуазной демократии, отмечается в ней, была воспринята и реализована как индивидуализм. Последнее, по мнению фило-(:i >фа, отрицает личность, так как вытесняет из ее души Бога. Человек, на чем настаивает Н.А.Бердяев, остается личностью лишь к том случае, когда в его душе есть Бог и божественное. В капитализме, основанном на буржуазной демократии, эгоистические интересы отдельного
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.221.126 (0.013 с.) |