Концепции локальных цивилизаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции локальных цивилизаций



Несмотря на общее сходство психофизических характеристик всех homo sapiens, на уровне "надорганики" мы наблюдаем огромные различия — в языке, обычаях и нравах, уровне интеллектуального развития представителей разных племен и народов. Мы говорим, что это результат различий в культуре и пройденных исторических путей. Цивилизация — это не обязательно конкретный исторический период в жизни одной отдельно взятой страны или народа. Она может охватывать и множество народов, сознание и культура которых пропитаны одинаковым (точнее общим) мировосприятием или, как сейчас принято говорить, менталитетом.

Историки и социологи, исповедовавшие цивилизационный подход, достаточно часто использовали биологические аналогии, сравнивая развитие цивилизации с жизнью живого организма. Одним из первых, кто использовал понятие цивилизации как культурно-исторического типа, был русский историк Н.Я. Данилевский. В своей книге "Россия и Европа", увидевшей свет в 1869г., он предложил рассматривать и анализировать процесс истории человеческого общества по аналогии с "естественной историей". А "естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития (выделено мною. — В.А.) как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться" . Он выдвинул также предположение о появлении, наряду со сложившимися западными и восточными, качественно нового культурно-исторического "славянского" типа. Достаточно важным в концепции Н.Я. Данилевского был тезис об ограниченности времени исторического бытия каждого культурно-исторического типа.

" Народу одряхлевшему, отжившему, свое дело сделавшему и которому пришла пора со сцены долой, ничто не поможет, совершенно независимо от того, где он живет — на Востоке или на Западе. Всему живущему, как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений, дается известная сумма жизни, с истечением которой они должны умереть" .

Идею цивилизации как культурно-исторического типа плодотворно развивал немецкий философ Освальд Шпенглер, предсказавший в своей знаменитой работе "Закат Европы" неминуемую гибель западноевропейской цивилизации. В отличие от Данилевского (который уподобляет ход развития культурно-исторических типов "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу".

Шпенглер сравнивает период существования каждой из рассматриваемых им "локальных культур" с жизнью полевого цветка. Культура, утверждает он, может развиться со всеми ее характерными чертами на почве строго ограниченной местности, к которой она остается привязанной наподобие растения; ее нельзя пересадить в другую почву — в результате такой трансплантации она неминуемо погибнет (или утратит свои характерные особенности). Культура умирает также после того, как ее "душа" осуществит полную сумму своих возможностей в виде языков, вероучений, наук, искусств, народов и государств.

 

Рис.5.2. Этапы развития локальных цивилизаций

по О. Шпенглеру

Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат (см. рис.5.2). Первые две фазы составляют восходящий этап, вторая — вершину, три последних образуют нисходящий этап. Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности — политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова. Что касается нисходящего этапа, то для него характерен механический тип эволюции и окаменелые формы культуры. Именно данный этап Шпенглер называет цивилизацией. Период цивилизации связан с образованием огромных империй. Шпенглер объясняет этот процесс тем, что энергия культурного человека направлена, главным образом, вовнутрь, а цивилизованного — вовне. Надо отметить, что позднее в немецкой социологии противопоставление Kultur и Zivilization стало частью критики современного индустриального общества, которое многими воспринималось как безличная сила, стандартизовавшая человеческую культуру и сознание.

В 20-х годах с книгой "Закат Европы" ознакомился английский историк Арнольд Тойнби и пришел к выводу, что общая концепция Шпенглера верна, однако его не удовлетворял способ, каким она обоснована. Тойнби задался целью подвести под эту теорию основательный эмпирический фундамент. Главным трудом его жизни стало 12-томное "Study of History"("Исследование истории"), на 6 тысячах страниц которой изложен огромный фактический материал из истории всех существовавших в прошлом народов и цивилизаций.

Тойнби также выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. Опираясь, по его собственным словам, на самые последние достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков (точнее, 21) цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории. Причем, сохранилось из них до настоящего времени лишь 8: западная, византийско-ортодоксальная, русско-ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. (Правда в последнем, 12-м, томе "Study of History", вышедшем в 1961 г., он говорит только о 13 развившихся цивилизациях, а все остальные рассматривает как спутники какой-либо из развившихся. Скажем, русская цивилизация оказывается спутником сразу двух цивилизаций: православно-византийской — от принятия христианства до Петра I и западной — от Петра I до настоящего времени.)

В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. В чем состоит суть такого процесса? "Вызов (со стороны внешних — природных или социальных — сил. — В.А.) побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мышление, согласно которому благоприятные климатические и географические условия способствуют общественному развитию, оказывается неверным. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста". Другими словами, вызов — это насущная задача (точнее, комплекс задач), которую ставит перед данным конкретным обществом историческая ситуация, и каждый его шаг вперед связан с ответом на такой вызов. Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.

По каким критериям можно судить о том, происходит ли рост цивилизации? Во-первых, по возрастанию власти над окружающей природной средой, повышению степени независимости от ее изменчивости и капризов. Этого удается достичь благодаря совершенствованию техники. Правда, здесь тоже кроется определенная опасность: излишний акцент внимания на одностороннем развитии какой-либо одной стороны производственной деятельности может завести цивилизацию в своего рода эволюционный тупик, и она превращается в "задержанную цивилизацию" (так, полинезийцы стали прекрасными мореходами, эскимосы — рыбаками, спартанцы — солдатами): техника продолжает совершенствоваться, а цивилизация остается статичной. Во-вторых, по усилению власти над человеческим окружением: "У цивилизаций, только что зародившихся, существует тенденция не только к росту, но и к давлению на другие общества". Другими словами, у молодых цивилизаций наблюдается постоянная экспансия, направленная как на расширение своих географических границ, так и на усиление своего влияния на соседние страны и народы тем или иным способом. Это главные критерии. Существует и ряд частных критериев, раскрывающих, детализирующих проявление их.

Важное место в концепции А. Тойнби занимает рассмотрение взаимодействия между личностью и обществом (или между "микрокосмом" и "макрокосмом"). Он считает, что микрокосм вносит в макрокосм целенаправленное действие. Правда, здесь необходимо различать степень вклада в этот процесс в разной степени одаренных людей. Ответ на вызов вырабатывает творческая элита, численно составляющая незначительную часть общества. Эта малочисленность не уменьшает степени влияния на инертное большинство, ибо "духовно озаренная личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу". Механизм, с помощью которого творческая элита увлекает за собой основную часть общества, Тойнби называет мимесис (этот термин, буквально переводимый как "подражание", заимствован из древнегреческой философии, где он означал суть творчества).

Однако со временем творческая элита, активно воздействовавшая на пассивное большинство с помощью своего авторитета, утрачивает творческие способности ("терпит неудачу", выражаясь словами Тойнби). Это может случиться по двум причинам. Во-первых, лидеры могут неожиданно для себя подпасть под гипноз своих собственных приемов воздействия на массы и начать некритически относиться к своим действиям. Во-вторых, такое может произойти вследствие самой природы власти, которую бывает трудно удержать в определенных рамках. "И когда эти рамки рухнули, управление перестает быть искусством... Страх толкает командиров на применение грубой силы, поскольку доверия они уже лишены". В результате творческая элита превращается в "господствующее меньшинство", которое, не желая расставаться с властью (хотя уже и не в состоянии использовать ее на общее благо), все чаще опирается не на авторитет, а на силу оружия. Это банкротство господствующего меньшинства, его растущая неспособность справиться с новыми вызовами, новыми проблемами, ведет ко все большему отчуждению его от основной массы общества, превращающейся во "внутренний пролетариат". Так происходит надлом цивилизации.

Таким образом, процесс надлома, а за ним и распада осуществляется на фоне попыток укрепления власти "господствующего меньшинства", которое, хотя и утратило свою творческую энергию и созидательный порыв, но еще надолго сохраняет свои возможности контроля над окружением. В ходе социального раскола образуются три основных типа социальных групп. (1) Правящее меньшинство, которое, попирая все права, пытается силой удержать господствующее положение и наследственные привилегии. (2) Внутренний пролетариат, восстающий против такой несправедливости; при этом движения его, помимо справедливого гнева, вдохновляются также страхом и ненавистью, что разжигает насилие. (3) Внешний пролетариат, состоящий из народов, прежде находившихся под господством и контролем цивилизации. "И каждая из этих социальных групп рождает свой социальный институт: универсальное государство, вселенскую церковь и отряды вооруженных варваров".

Движение цивилизации к распаду проявляется в эскалации внутренних братоубийственных войн. Это порождает в обществе военный психоз. "Прозрение наступает, когда общество, неизлечимо больное, начинает вести войну против самого себя. Эта война поглощает ресурсы, истощает жизненные силы". Цивилизация гибнет. Однако процесс этот, по утверждению Тойнби, неизбежно завершается актом творения — на обломках старой цивилизации вырастает новая.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.183 (0.015 с.)