Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Весовые коэффициенты регулировочных параметров порядкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В табл. 2.13 приведены наборы джокеров для всех семи виртуальных сценариев эволюции западной цивилизации в первые Десятилетия XXI в. и даны результаты расчетов вероятности эволюции по этим сценариям, выполненные по формуле (2.43) и табл. 2.12.
Таблица 2.13 Сценарии эволюции Запада в XXI в.
Результаты расчета малоблагоприятны для западной цивилизации. Суммарная вероятность эволюции по сценариям, которые можно считать для нее благополучными (первый, второй и седьмой), не превышает 20-25%. При этом «благополучие» первого и второго сценариев представляется весьма относительным: за порогом прогнозных 10-20 лет скорее всего произойдет соскальзывание к сценариям, далеким от оптимизма, поскольку первые два эволюционных сценария не включают снятия основных кризисных противоречий. Последняя надежда — сценарий перехода к постиндустриальному обществу. Однако его автор Д. Белл видит в нем признаки утопии: вряд ли этот переход станет возможным, если Запад — и в первую очередь США — будет по-прежнему противопоставлять себя всей остальной части человечества. Какие проблемы необходимо решить, чтобы движение в сторону этого сценария стало реальностью?
Часть 3 _____________________________________________ СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ _____________________________________________________________________________ Глава 3.1 ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ XXI ВЕКА
Рубеж второго и третьего тысячелетий — переходная эпоха в истории человечества. С этим согласны представители всех научных школ и направлений. Но в вопросе о том, что же конкретно является главной, осевой проблемой радикальных перемен, происходящих на наших глазах, их мнения расходятся. С точки зрения одних, главная примета этих перемен — это переход к постиндустриальному обществу (Д. Белл, Э. Тоффлер). Другие видят ее в поиске путей преодоления экологического кризиса и переходе к устойчивому развитию (В.И. Данилов-Данильян). Третьи магистральное направление исторического вектора XXI в. связывают с насильственным утверждением парадигмы «глобального американизма». Но в оценке этого сценария мнения специалистов расходятся радикально: некоторые приветствуют его (3. Бжезинский), иным он представляется чем-то вроде неизбежного зла (В.Л. Иноземцев, У. Бек), а большинство отечественных специалистов рассматривают этот сценарий как социальную утопию и исторический тупик (Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин, Э.А. Азроянц, А.И. Уткин). Четвертая группа исследователей в качестве осевой проблемы, которая выражает главное противоречие эпохи, видит взаимодействие локальных цивилизаций (Ю.В. Яковец, А.И. Неклесса). Эра метатехнологий и феномен технологических цивилизационных каст — вот в чем смысл современной глобализации, полагают пятые (М.Г. Делягин, А.П. Федотов). Установление контроля мировых финансовых центров над хозяйственной жизнью планеты, отрыв финансовой сферы от производства являются тем новым фактором, который играет основную роль в происходящих пере-
менах, — такова шестая точка зрения (В.М. Коллонтай). В соответствии с седьмым в этом концептуальном ряду подходом в мире складывается новый экономический строй — неоэкономика, которая базируется на трансформации знаний в финансовые инвестиции и на феномене глобального монетаризма (Ю.М. Осипов). И наконец, восьмая концепция основана на моделировании современных кризисных явлений в рамках парадигмы Универсальной истории с целью определения последствий и путей преодоления кризиса (А.П. Назаретян). Если формально взглянуть на этот перечень, который к тому же вряд ли можно считать полным, то может сложиться впечатление о значительном разнобое научных позиций по этому вопросу, который, несомненно, является центральным для прогноза эволюции человечества в XXI в. Это, однако, не так. Различие точек зрения специалистов — следствие исключительно высокой сложности процессов, определяющих динамику современного исторического суперцикла, анализ которых требует междисциплинарного и многомерного подхода. Не следует поэтому удивляться, что специалисты, владеющие тем или иным конкретным методологическим инструментарием, выстраивают различные взаимодополняющие теоретические проекции реального многомерного хронотопа современной переломной исторической эпохи. Автор полагает, что все это дает и ему право выделить и по возможности обстоятельно исследовать еще один из аспектов той новой реальности наступающей эпохи, которая столь значительно отличается от первоначальных концепций постиндустриальной трансформации. Исходный постулат, положенный в основу настоящего анализа, состоит в том, что если в доиндустриальную эпоху основное направление человеческой активности состояло во взаимодействии с природой, а в индустриальном обществе — с миром техники, то на стадии постиндустриальной трансформации на первый план выходят взаимодействия с информационным космосом, включая межличностные отношения. Когда говорят об экономике, то имеют в виду совокупность производственных отношений, хозяйственную жизнь, а также изучающую их науку (греч. oikonomike означает искусство управления домашним хозяйством, nomos — закон). Переход от охоты и собирательства к производящему хозяйству означал возникновение «второй природы» — искусственной среды обитания, техносферы. Постиндустриальная трансформация ведет к дальнейшему усложнению этого рукотворного мира, который достраивается еще
одним, третьим по счету этажом — виртуальной средой человеческой жизнедеятельности. Быть может, эта социокультурная трансформация является наиболее глубокой и радикальной за всю историю человечества: возникающие в ее процессе новые социальные противоречия и проблемы сфокусированы в первую очередь не на технологии, а на самом человеке, на его личности, на его идеалах, базовых ценностях и мотивах деятельности. Несомненно, анализ этих фундаментальных и системообразующих процессов — важнейшая задача научных исследований. Ведущая научная дисциплина, изучающая природную среду обитания, — экология. Традиционная сфера научных интересов экономической теории — производящее хозяйство. С возникновением мира виртуалистики возникает, очевидно, задача формирования нового научного направления, предметом исследования которого станут особенности и закономерности этого нового, третьего этажа человеческого дома — виртуального космоса. Чтобы сделать постановку этой задачи более четкой, целесообразно с самого начала ввести соответствующий научный термин. По аналогии с экономикой будем называть это направление исследований виртуаномикой (виртуальный означает возможный). Учитывая начальный этап становления этого научного направления, соответствующий анализ должен по необходимости опираться на философские методы исследования. Чтобы подтвердить целесообразность такого подхода, приведем высказывание Б. Рассела: «Философия представляет собой размышление о предметах, точное знание о которых невозможно. Наука — это то, мы знаем, а философия — то, чего мы не знаем» [67]. Можно думать, что примерно так рассуждал и С.Н. Булгаков, когда следующим образом определял круг интересов философии хозяйства: это проблемы человека в природе и природы в человеке [10]. Основные задачи виртуаномики можно определить по аналогии: это проблемы бытия человека в виртуальной среде обитания и проблемы виртуалистики в человеке, иными словами, проблемы трансформации сущности человека под действием мощных виртуальных полей. В этой связи уместно напомнить, что среди значений, которые имеет латинское слово virtus, есть и такое: власть. Тем самым термин «виртуаномика» приобретает и второй, быть может, более глубокий смысл: речь должна идти об исследовании тех изменений, которые могут ожидать человека в информационных и силовых полях виртуального мира.
Во избежание семантических недоразумений следует подчеркнуть, что в термин «виртуаномнка» мы вкладываем существенно иной смысл, чем в известное понятие «виртуальная реальность». В узком смысле это понятие связывается с искусственной реальностью, создаваемой с помощью компьютера, в более широком — речь идет об измененных состояниях сознания. Постиндустриальная трансформация приводит, в частности, к возникновению принципиально нового социального феномена — многомерного виртуального хронотопа. Говоря о важности философского подхода при исследовании проблем виртуаномики, следует подчеркнуть, что в нашем распоряжении имеется, кроме того, и удобный методологический инструментарий, позволяющий строить адекватные модели тех или иных конкретных процессов виртуалистики. Этим инструментарием являются методы теории самоорганизующихся систем, или синергетики. Что же такое виртуальная среда обитания? Двойственность природы человека отмечали еще Блаженный Августин и Фома Аквинский. Одна ее сторона связана с материальным миром, другую образуют духовные устремления. Декарт четко сформулировал эту мысль, проведя резкую грань между двумя мирами, в которых обитает человек: res extensa и res cogitans — вещным миром и миром духа, сознания. Проекцией обоих пластов реальности на пространство человеческой активности стала культура. В процессе эволюции человеческий интеллект и культура развивались в направлении все более сложных по организации форм. Переход к постиндустриальному обществу знаменовал качественный скачок в этом процессе. Основная роль в экономической жизни перешла от труда к научным знаниям, главным фактором прогресса стал сам человек, а на успех его творческой активности решающее влияние начало оказывать образование. Отношения между людьми получили приоритет над технической деятельностью. Если коротко оценить существо перемен, происшедших на этом этапе истории, то надо выделить обработку потоков информации как ведущий процесс человеческой активности. Исследование этого процесса во всей его многомерной сложности и составляет главную задачу виртуаномики. В чем же состоят основные черты виртуального мира «третьей природы»? 1. Динамизм. Если первую волну постиндустриальной трансформации связать с выходом человека в космос, а вторую — с
информационной революцией, то нетрудно увидеть, с какой высокой скоростью развиваются процессы наступившего третьего исторического суперцикла. Вспомним эмпирический закон Гордона Мура: увеличение скорости работы компьютера вдвое происходит каждые 18 мес. Можно думать, что эволюционное пространство виртуального мира XXI в. будет представлять собой многомерный бифуркационный топос, в котором наряду со стандартными кондратьевскими волнами появятся и более высокочастотные гармоники. Постиндустриальная трансформация — это не состояние, а процесс, чреватый неожиданными и крутыми поворотами и сменой лидеров. Пока впереди Запад во главе с США. Но гарантий, что они сохранят эту роль на этапе следующей волны постиндустриального перехода, у них нет. 2. Виртуализация мировой финансовой системы (феномен финансизма [58]. Под контролем международных финансовых центров осуществлен переход к тотальной финансовой регуляции мира. К трем классическим источникам ВВП — труду, капиталу и земле — добавлен новый фактор, а именно финансовая рента, которая в условиях виртуализации начинает играть главную роль. Финансовые операции стали преобладать над производством, деньги теперь делают сами деньги. Ежедневный объем глобальных финансовых трансакций достиг триллиона долларов, причем скорость переброски финансовых потоков с континента на континент измеряется секундами. Хотя доллар стал мировой валютой, Федеральная резервная система США не в состоянии контролировать финансовую ситуацию. Возник феномен «фантомных денег», т.е. кредитных ассигнаций, которые выпускаются частными банками, имеющими лицензию на эмиссию. Быстро нарастает вал финансовой криминализации. Экономическая мощь крупных ТНК превысила ВВП средних государств. Возникновение феномена финансизма приводит к нескольким следствиям. Первое из них касается источников финансовой квазиренты. Хотя раскрывать эти источники не в интересах хозяев и менеджеров финансовой системы, но достаточно ясно, что здесь должен действовать скрытый механизм, который условно можно назвать законом сохранения стоимости. И если это так, то финансовой квазиренте («деньги делают деньги») должен соответствовать симметричный феномен финансовой антиквазиренты, который есть не что иное, как совокупность изощренных способов эксплуатации тех, кто производит реальный ВВП.
Яркий пример антиквазиренты — непропорционально высокая норма эксплуатации, установившаяся в России вследствие псевдолиберальных реформ 1990-х годов. Согласно расчетам академика Д.С. Львова, на 1 долл. зарплаты в РФ производится 4,6 долл. ВВП, в то время как в США — только 1,7 долл. Этот разрыв — источник квазиренты, иными словами, перераспределения доходов в пользу держателей капитала и высших чиновников и постоянной бедности более половины населения [43]. Второе следствие относится к выбору стратегии догоняющего развития, которой пытаются придерживаться некоторые страны, включая Россию. Господство мировых финансовых центров и ТНК, заинтересованных в собственных прибылях и не заинтересованных в появлении на мировом рынке конкурентов, обрекает эту стратегию на неизбежный провал. Единственный шанс у тех, кто сегодня отстал от мировой империи «золотого миллиарда», состоит в том, что кому-то из них удастся совершить новый, неожиданный для ТНК прорыв на фронте high-hume — принципиально новых инновационных высокоинтеллектуальных технологий. Но и этот шанс невелик, потому что не менее 90% современных технологий high-hume находятся под контролем ТНК. Третье следствие состоит в том, что виртуальный мир финансомики принципиально неустойчив, это со всей определенностью вытекает из базовых принципов синергетики. Поддерживать состояние устойчивого неравновесия эта система может лишь за счет возрастающего энтропийного загрязнения всей периферии. Показательна в этом отношении судьба программ устойчивого развития, принятых в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Видимо, не случайно о глобальных проблемах в последнее время стали говорить меньше: Запад практически провалил выполнение этих программ, и его лидеры не хотят поступиться частью интересов «золотого миллиарда» ради спасения планеты от наступающей экологической катастрофы. Особенно далеко продвинулась в этом направлении администрация Дж. Буша-младшего, который отказался выполнять Договор по ограничению выбросов в атмосферу углекислого газа, подписанный его предшественником в 1997 г. на конференции в Киото. Между тем США, где проживает 5% населения планеты, дают 25% вредных выбросов в атмосферу. Эта политика делает глобальный эволюционный кризис практически неизбежным — такова железная логика развития виртуального мира финансомики. Чтобы это утверждение не выглядело
голословным, приведем некоторые данные по состоянию экономики США, на которую приходится более 30% ВВП мира. К концу 2000 г. суммарная кредитная задолженность всех секторов американской экономики превысила 26 трлн. долл., что втрое превышает ВВП. Государственный долг США достиг 5,7 трлн. долл. Прирост денежной массы значительно превышает рост ВВП. Доллар, который практически является мировой валютой, обеспечен национальным богатством в пределах 5-45%. Акции американских компаний оценены непропорционально высоко, а потому в случае кризиса на рынок хлынут триллионы ничем не обеспеченных долларов. Результатом будет гиперинфляция и крах мирового рынка. 3. Обострение социальной поляризации — следующая характерная черта виртуальной среды обитания. Основоположники теорий постиндустриального общества называли его также посткапиталистическим и постэкономическим, имея в виду, что следствием приоритетной роли творческого интеллектуального труда явится уменьшение значимости фактора собственности, ослабление эксплуатации и снятие проблемы отчуждения. Реальность оказалась иной. Страны Периферии отстали от Центра, причем в случае сохранения современных граничных условий отстали навсегда. Рост внешнего долга, нерешенные глобальные проблемы, перманентное технологическое отставание оставляют группе этих стран лишь одну возможную роль в системе мирового рыночного хозяйства — ресурсно-сырьевого придатка развитых стран. Но еще более тяжелым оказывается положение «глубокого Юга» — части стран Африки, Азии и Центральной Америки: на их долю остаются беспросветная нищета и кровавые этно-конфессиональные войны. Достойный образ жизни в этом новом мире сможет вести только шестая часть человечества. Однако и в самих странах «золотого миллиарда» внутренняя обстановка далека от благополучия, там зреют новые глубокие социальные конфликты [59, 63]. Но быть может, самая острая линия социального размежевания в современном обществе проходит между политической элитой и народом. Позорный пример подала бывшая советская номенклатура, которая в союзе с криминальными структурами и при поддержке Запада сначала расшатала основы российского государства, затем разрушила его и приступила к «реформам», приведшим к обнищанию народа, развалу высокотехнологичного промышленного комплекса и науки и скатыванию России к положению ресурсно-сырьевого придатка раз-
витых стран. В выигрыше от такой политики оказались только сами ее авторы, действовавшие в точном соответствии с кратологическими архетипами (гл. 2.9). Но еще большую выгоду от разрушения Советского Союза получили мировые финансовые центры, ТНК и блок НАТО. Оценивая социальную стратификацию виртуального мира, можно было бы вспомнить классическую бинарную схему социума, предложенную Марксом, согласно которой капиталистическое общество состоит из двух классов-антагонистов — буржуазии и пролетариата. Современное противостояние Центра и Периферии действительно очень напоминает эту схему, но только в первом приближении: исторический урок, который преподала нам отечественная политическая элита, пошедшая на предательство своей страны и своего народа ради собственных корыстных интересов, свидетельствует, что делать из этого нового социального противостояния вслед за Марксом вывод о неизбежности новой революционной бури у нас нет оснований. 4. Манипулирование сознанием. Этой проблеме в последнее время уделяется большое внимание; сошлюсь лишь на две превосходные монографии — С.Г. Кара-Мурзы и Г.Г. Почепцова [26, 66]. У нас нет поэтому необходимости останавливаться на этой проблеме подробно, достаточно лишь подчеркнуть, что использование современных информационных средств и систем переводит соответствующие возможности на качественно новый уровень. У человека, входящего в современную виртуальную среду обитания, не остается почти никаких способов, чтобы противостоять усилиям операторов информационной техники, выполняющих четкий социальный заказ. Возможно, эффективным средством защиты человеческой личности в этих условиях могли бы оказаться нормы традиционной, например религиозной, нравственности. Однако для этого, очевидно, необходима активизация деятельности церкви в вопросах безнравственного манипулирования общественным сознанием. К сожалению, этого не происходит. Выйдя сто тысяч лет назад из животного царства, человек присвоил себе претенциозное самоназвание Homo sapiens. Если он не найдет способов активной защиты от тех мутных потоков информации, которые обрушивает на него постиндустриальный мир, то ему придется принять новое имя — Homo modestus, т.е. человек послушный. Одна из наиболее эффективных разновидностей современных методов манипулирования общественным сознанием — черные пиар-технологии, которые в нашей стране стали широко применяться во время избирательных кампаний. Особенно грязные приемы достижения своих целей освоили некоторые политики, называющие себя правыми. 5. Расцвет потребительства (consumerism). Финансомика и мир виртуалистики создали предпосылки для подъема идеологии потребительства на новую ступень. В США затраты на маркетинг, главным образом, на рекламу, достигли 2% ВВП наравне с инвестициями в НИОКР [63]. Вопреки предсказаниям авторов постиндустриальных теорий знание не только не замещает товар, но и само становится товаром. Купить можно все, причем за секунды и за «фантомные» деньги. Безумие потребительства, гиперпотребительство привело к возникновению феномена, который Тоффлер назвал, throwaway society, т.е. «выбрасывающее общество»: приобретают, чтобы тут же выбросить и погнаться за следующей новинкой. Возникла виртуальная индустрия потребительских грез, основанная на «консьюмерном» престиже и на постоянной смене ценностей. Истинные, непреходящие ценности тонут в этом море виртуалистики. 6. Философия постмодернизма. Кому-то из читателей тезис о соотнесенности этого модного направления философской мысли с проблемами виртуализации современной действительности, возможно, покажется натяжкой. Но я попробую доказать, что это не так и что идеология, основанная на этой философии, как нельзя более точно отвечает имперской стратегии однополюсного мира. На связь глобализма с постмодернистской лексикой обращает внимание Панарин: тотальную дестабилизацию стратеги глобализма самонадеянно рассчитывают использовать как основу управления хаосом и становления нового мирового порядка в собственных интересах [59]. Ж.-Ф. Лиотар определил постмодернизм как скепсис по отношению ко всем метанарративам, т.е. к любым концепциям в духе рационалистических традиций Просвещения [40]. Нельзя не заметить парадокса: выбирая постмодерн в качестве идеологической основы своей деятельности, стратеги постиндустриализма тем самым входят в противоречие с базовым принципом этого процесса, который состоит в провозглашении примата фундаментальной теории, берущей начало именно в Просвещении. Почему же, несмотря на исходную противоречивость, философия постмодерна в функциональном смысле оказалась столь удобной для глобальной виртуалистики? Возможно, дело прежде всего в том, что скептический пафос по отношению к рационалистической парадигме сам по себе не является чем-то новым для западной философии, высказывания в этом духе можно найти у Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Г. Зиммеля, Л. Шестова. Однако к настоящему времени первоначальные идеи получили весьма обстоятельное развитие. Во-первых, это агностика или, если использовать термин, который предложил Ж. Деррида, деконструкция. Ни одно значение, утверждает он, не существует вне языка, то, что принято называть истиной, но не более чем лингвистический феномен. Вот типичные рассуждения Дерриды: «Чем деконструкция не является? Да всем! Что такое деконструкция? Да ничто!» [21]. Вторая тема философского постмодерна — гносеологический плюрализм, отказ от поиска истины, которая объявляется избыточной категорией. Ее место, утверждает американский философ Р. Рорти, должно занять прагматическое упорядочение наших ощущений в интересах успеха, для достижения какой-либо цели. Характерно название одной из его работ — «После философии — демократия» [25]. По поводу философской агностики и гносеологического плюрализма хочется процитировать очень точное высказывание Ф.И. Гиренка: симуляция — это ответ на вызов другого. Выигрывает тот, кто сумеет скрыть реальное положение дел. Реальность теряется в рефлексивных играх с другим [16. С. 216]. «Симулякры — чужаки. В них изображение лишено сходства с первообразом. Они претендуют на сходство с оригиналом без всяких прав» [там же. С. 224]. Текст, в представлении постмодернистов, не отображает реальность, он творит ее. А еще точнее — набор альтернативных виртуальных реальностей. Интернет, видеосистемы и тому подобная техника легко справляются с этой задачей. Такой категории, как реальность, вообще больше нет, существуют только симулякры, отображаемые в тексте. И тогда возникает следующая тема постмодерна — эклектика как метод. Поскольку мы стремимся теперь не к раскрытию истины, а к успеху, к решению конкретной задачи, то допустимы любые комбинации пригодных для этого средств. Целостность, поиск внутренних взаимосвязей более не нужны, достаточен коллаж текстов. Все, что нужно было сказать, уже сказано, новых слов больше нет, остается только искусство нового монтажа. Логическое развитие этой темы — кратологический аспект постмодернизма. Если знание плюралистично, если человек всего лишь оператор информации в дискурсивных сетях, то во имя чего ведутся эти языковые игры? Большой любитель парадоксов в философии М. Фуко дает неожиданный ответ: для организации власти [78]. Постмодернизм приветствует плюрализм и анархию на социокультурном пространстве, приветствует горизонтальные связи и тем самым снижает потенциал сопротивления стратегии глобализма. Вероятно, именно в этом сервильном ее качестве заключается секрет торжества идеологии постмодернизма, которая получила столь активную поддержку у стратегов однополюсного глобального космоса. На поверку это философское оправдание манипулирования массовым сознанием. Все это характеристики глубокого антропного кризиса. Сам по себе этот кризис — не новое явление в истории цивилизации, его связывают с завершающими стадиями становления индустриальной цивилизации. Молодой К. Маркс исследовал феномен отчуждения — превращения труда человека и его продуктов в самостоятельную, враждебную человеку силу. Э. Фромм анализировал конфликт между потребительством, техногенным гедонизмом и духовной наполненностью бытия [79]. Любовь к технике, отмечал он, может переродиться в разновидность некрофилии, любовь ко всему неживому. Если этот процесс не будет остановлен, он закончится гибелью личности в человеке, его растворением в техносфере. И тогда место человека на Земле займет другое существо — лишенный живой души Homo mechanicus. Как отмечалось в гл. 2.10, исторический субъект — будь то отдельный человек или элемент социума — познает реальность не непосредственно, а через ее отражение в социокультурном поле. Воспитанный в традициях рационализма Просвещения человек, как правило, не воспринимает этой двойственности собственного положения в мире и отождествляет самого себя с фиктивным образом индивидуального актора. В результате возникает удивительный феномен, который К. Юнг назвал персоной или маской коллективной психики, «которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, что он индивидуален, в то время как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика» [84]. Среди предпосылок эры индустриализма центральное место занимала утопия атомарного индивидуализма, ставшая одним из постулатов протестантской этики. Основоположники теории по- стиндустриальной трансформации полагали, что этот процесс будет и дальше развиваться на основе гуманистических принципов, обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к созданию «нового человека». Действительность значительно разошлась с этими благостными ожиданиями. Как и положено миру виртуальной реальности, очертания вожделенного будущего размываются и сквозь них проступает другой замысел, тщательно скрываемый от глаз непосвященных. Подлинная стратегия глобализма нацелена на отстаивание в первую очередь интересов мировой финансовой элиты и хозяев ТНК, а потому в ее рамки плохо укладываются демократические завоевания предшествующей эпохи, защита либеральных ценностей [59, 75, 88]. Финансомика мира «третьей природы» отказывается от этих основ и строится на неолиберальных спекулятивных и перераспределительных принципах. Владельцы капиталов индустриальной эпохи опирались на производственные комплексы. Финансовые олигархи более походят на феодальных баронов, а отчасти на средневековых ростовщиков, богатевших на хищнических заемных процентах. Постмодерн эпохи глобализма стремится избавить человека от ощущения вызова истории. Время остановилось, внушают ему, завтрашний день будет всего лишь копией вчерашнего. Иного не дано и не надо, так как оба они хороши. И все же главную опасность для глобализма представляет сам человек, так как в его сознании генетически заложена программа самостоятельных размышлений и действий. В пространстве собственной самоидентификации человек остается личностью, обладающий свободой воли. Но, находясь одновременно в виртуальном топосе «третьей природы», он постоянно остается под воздействием модных информационных полей. В итоге человек, сам того не замечая, превращается в зомби, в послушную куклу в руках умелых манипуляторов общественным сознанием. Происходит нивелировка человеческих индивидуальностей, которые заменяются симулякрами — лишь внешне разнообразными масками, ведущими карнавал в кратологическом поле. Выступая как новое язычество, культурный постмодернизм разрушает традиционные христианские ценности. Его апостолы проповедуют наступление постгуманистической эры, в которой не осталось больше ни ценностей, ни целей, ни смысла. Культура постмодерна настояна на пропаганде экзотики, насилия, секса, мозаичном мелькании всего необычного и одновременно на отказе от добрых традиций и поиска глубинных смыслов бытия. Чтобы отбить охоту к опасным порывам смелой новаторской мысли, СМИ усиленно пропагандируют самую низкопробную продукцию масскульта. Модные писатели и художники, развивая идеи культурного постмодернизма, осваивают стиль невротического и психотического дискурса. В первом случаев воображаемое подавляет реальное, но происходит это на основе нормативной семантики, а во втором та же самая задача решается на специально сконструированном семантическом поле. В этом пространстве этического вакуума созданы получившие широкую известность книги М. Павича, У. Берроуза, В. Пелевина, С. Соколова, В. Сорокина, здесь же трудятся «галеристы» от Марата Гельмана. Отличительная особенность нашего времени, пишет один из наиболее значительных последователей К. Юнга, Э. Нойманн, состоит в том, что оно «является той эпохой, когда с ужасающей ясностью проявилась неспособность человека решать проблемы психической природы, проблемы человеческой души» [55]. Старая иудео-христианская этика оказалась неспособной преодолеть деструктивные силы, которые ведут к торжеству коллективного зла. Предмет онтологии — философские размышления над предельными основаниями бытия. Современный этап этих исследований характеризуется стремлением осмыслить бытие во всей его многомерной сложности [31]. Очевидно, антропный кризис не может не являться одним из предметов этих исследований. И следовательно, в зеркале онтологии должны получить адекватное отражение проблемы виртуального космоса «третьей природы» как органической части человеческого космоса, включая проекцию этого мира на внутренний мир самого человека. Одна из таких проблем касается феномена компьютерного отчуждения. Этот феномен имеет несколько аспектов. Во-первых, это новый критерий истины. Компьютерный мир виртуальной реальности конструируется в несколько этапов: сначала один специалист подготавливает исходную базу данных, затем специалист по программированию, который вовсе не обязательно в тонкостях разбирается в этой базовой информации, переводит ее на машинный язык, и, наконец, компьютер, получив эти данные, выдает виртуальный образ реальности. Между человеком и реальностью оказывается, таким образом, компьютер, и вопрос о степени адекватности созданного им текста и моделируемой реальности не всегда имеет однозначное решение. Но есть и другой аспект этого виртуального отчуждения от реальности. Человек может полностью погрузиться в виртуальную среду обитания, почти разорвав связи с реальным миром. Это явление очень красочно уписал А.А. Зиновьев в своем романе «Глобальный человейник» [24]. В связи с проблемой виртуального отчуждения возникает еще одна философская тема — тема человеческой свободы или в более общем виде — экзистенциальности познающего и творящего субъекта. Центральный постулат экзистенциальной философии гласит, что основным свойством личности является свобода, более того, по Н.А. Бердяеву, личность и есть свобода. «Весь мир, — писал он, — ничто по сравнению с человеческой личностью... Личность не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому, всему миру» [6]. С этой точки зрения эмпирический человек с его соматической конституцией еще не есть личность. Классическое определение человека как существа, наделенного разумом, недостаточно. Личность начинается там, где совершается творческий акт, где есть «победа над тяжестью мира, торжество свободы над рабством» [там же]. Погружение в мир виртуальной реальности способно дать ощущение абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Это дорога к свободному творчеству, которое не детерминировано чем-то внешним, включая само пространство и время или причинно-следственные связи, его источником буквально служит ничто. Развивая идеи экзистенпиальной философии, Н.А. Бердяев и Ж. Сартр больше всего опасались утраты личностью свободы, ее растворения в стихии во всех ее формах — природно-космической, социальной, интеллектуальной, моральной. И если наступление эры виртуалистики означает победу над всеми потенциальными угрозами рабства, то возникает вопрос: что представляет собой эта виртуальная свобода, какую цену придется личности заплатить за ее обретение? Это свобода по ту сторону добра и зла, на нее не распространяется кантовский категорический императив. Здесь дозволено все. Отсутствует и главный постулат религиозного сознания — чувство зависимости человека от высшего начала. А потому освобождение личности от всех и всяческих мыслимых барьеров есть не что иное, как люциферическая свобода. Феномен свободы, полученной таким путем, издавна привлекал внимание художников. Известна средневековая легенда о докторе Фаусте, которую использовали в своих произведениях И. Гёте и Т. Манн. Ему посвящены повесть «Шагреневая кожа» О. Бальзака и роман «Портрет Дориана Грея» О, Уайльда. В истории братьев Карамазовых эту тему исследовал Ф.М. Достоевский. Наделяя человека свободой, дьявол каждый раз назначает одну и ту же цену, которой оказывается человеческая душа. Виртуаномика придает этой теме новый поворот. Абсолютизация свободы равнозначна бесовскому хаосу, в котором растворяются, исчезают все ценностные ориентиры. Среди постулатов экзистенциальной философии есть и такой — онтологический нигилизм, неприятие бытия. Эта идея имеет старую историю. «Для мысли, — писал еще Гегель, — не может быть ничего более малозначащего по своему содержанию, чем бытие» [15]. Постмодернистское стирание барьеров и ориентиров в мире виртуаномики ведет к парадоксальному результату: личность действительно получает здесь абсолютную свободу, но платой за это обретение становится растворение этой самой личности в безбрежном хаосе виртуальных возможностей. Само понятие «Я» как самодостаточной категории утрачивает в этом мире всякий смысл. Между Эго, получившим свободу, и виртуальным топосом бытия больше не существует никаких границ. Одна из центральных тем современной философии — проблема деонтологизированного субъективизма как той ментальной среды, которая порождает социальный и технол
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.36 (0.014 с.) |