Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Будущее человека: стагнация, гибельСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?
Тридцать или сорок тысяч лет назад род человека был представлен двумя биологическими видами — Homo neandertalensis и Homo sapiens. Сколько-нибудь существенных различий между ними не было, хотя, по-видимому, их представители не могли иметь общих потомков. Из-за несколько различного строения черепа и соответственно мозга неандертальцы, возможно, были менее приспособлены для жизни вообще. Это, однако, не помешало им овладеть Достаточно сложной трудовой деятельностью и сформировать примитивные социальные институты. Оба вида более или менее Мирно сосуществовали, как полагают, вплоть до исторического времени. А затем неандертальцы исчезли с лица Земли, оставив своих собратьев по разуму в одиночестве. Ясного ответа на вопрос, почему погибли неандертальцы, наука не дает. Высказывают предположение, что они были истреблены более удачливыми соперниками — нашими предками. Древние люди были каннибалами: они употребляли в пищу себе подобных, особенно чужаков. Но было ли по силам одному виду каннибалов истребить другой в глобальном масштабе? Этому препятствовали крайне низкая плотность населения и значительная площадь ареалов, на которой обитали перволюди. Да и физически неандертальцы были, пожалуй, покрепче наших предков. История свидетельствует: никому из самых жестоких и кровожадных завоевателей, которые жили в более поздние времена и обладали значительно более совершенными орудиями истребления себе подобных, не удалось нанести ощутимый урон человечеству, если рассматривать его как целое. Ни одна раса не погибла в результате бесчисленных войн. Межплеменные стычки с нашими предками могли оказать влияние на судьбу неандертальцев, но сыграть роль решающего фактора в истории их гибели они не могли. Тогда в чем же дело? Странно, что эта загадка так мало беспокоит ученых: откройте любую книгу, посвященную происхождению человека, и вы обнаружите, с каким удивительным академическим равнодушием обсуждается там вопрос о гибели самых близких родственников человека разумного, совершившейся на рубеже исторического времени. Иногда подсказку, где надо искать ответ на подобные вопросы, можно найти, если задуматься над причинами других, не менее таинственных феноменов, которые относятся примерно к той же эпохе. Один такой феномен известен: палеоантропы-неандертальцы благополучно жили на Земле около четверти миллиона лет, и лишь в конце этого периода произошло событие по меркам геологического времени взрывообразное — внезапно появился их будущий конкурент, человек разумный. Необходимость объяснять подобные взрывы эволюционного процесса представляет собой одну из принципиальных трудностей дарвиновской теории эволюции. Внести некоторую ясность в эту проблему помогает концепция синергетической эволюционной триады, рассмотренная в предыдущей главе. Нам неизвестно, что погубило неандертальцев. Но понять, почему по историческим масштабам это произошло так быстро, мы можем, обращаясь к методам синергетики и теории катастроф (см. ч. 1). Вспомним, во-первых, теорему хрупкости хорошего: если самоорганизующаяся система находится вблизи границы области устойчивости, то переход к неустойчивому состоянию может быть вызван самыми малыми изменениями параметров регулирования. А во-вторых, вспомним, что за состоянием бифуркации следует целый спектр альтернативных виртуальных сценариев. Среди них могут быть и такие, которые означают гибель, распад системы как следствие ее кризиса, оказавшегося системным. Человеку разумному следует осознать: в этом эпизоде эволюции биосферы содержится предостережение для него самого. Синергетика в состоянии приблизить нас к раскрытию еще одной загадки, связанной с возникновением вида Homo sapiens, — остановке развития его мозга. Академик Владимир Вернадский, которому принадлежат наиболее фундаментальные исследования проблем развития биосферы в XX в., следуя работам американского геолога, зоолога и палеонтолога Д. Дана, сформулировал принцип цефализации: эволюция нервной системы направлена на усовершенствование центральной нервной системы — мозга [26]. Заметим, что этот принцип Вернадского-Дана согласуется с принципами Онсагера и семантического давления мэона, о которых шла речь в гл. 4.11. Исходя из принципа цефализации, Вернадский утверждал, что человек не есть венец творения, а человеческий мозг не может быть конечной, максимальной формой проявления жизни. «В порядке десятитысячелетий, — писал он, — изменение мыслительного аппарата человека может оказаться вероятным и даже неизбежным» [26]. Однако первые 40 тыс. лет существования человека разумного свидетельствуют об обратном: сколько-нибудь ощутимых изменений мозга у него не наблюдается. Причины приостановки развития мозга загадочны. Генетические возможности эволюции оказались исчерпанными уже к тому времени, когда на смену биологической эволюции пришла социальная. Но синхронность этих событий еще не доказательство их причинно-следственной связи: прекращение естественного отбора позволяло сохранять жизнь слабейшим, но не могло губительным образом сказываться на более умных. Живой организм, в течение всей своей жизни непрерывно производя энтропию, освобождается от нее благодаря метаболизму, обеспечивающему поступление из окружающей среды отрицательной энтропии. Как отмечалось в гл. 4.11, процессы увеличения энтропии, сопровождающие синтез генетической информации, Идут по-разному на разных иерархических уровнях живого орга- низма, начиная от клеток и кончая мозгом. Для последовательных иерархических уровней энтропия аддитивна, причем с увеличением номера иерархического уровня величина необходимого прироста энтропии быстро снижается. Дальнейшее усложнение работы мозга означало бы повышение иерархичности еще на одну ступень. Эволюция легко справилась бы с этой задачей, и это кажется привлекательным, так как скорее всего означало бы усиление информационного взаимодействия с семантикой мэона. Но заплатить за это пришлось бы ослаблением информационного обмена с окружающей средой (аутизм). В условиях, когда окружающий мир полон опасностей, грозящих гибелью, этот шаг эволюции привел бы к быстрому исчезновению вида человек разумный. Однако то, что естественный отбор даже в условиях социальной защищенности запрещает для популяции в целом, не запрещено для отдельных индивидов. Возможно, именно благодаря подобным исключительным бифуркациям у ничем не выдающихся родителей появляются потомки, вырастающие гениями. Между прочим, именно аутизм — высокая степень самоизоляции от всего внешнего мира — одна из наиболее характерных черт гениальных личностей. История хранит большое количество преданий об этой удивительной на первый взгляд странности великих людей. Таким образом, синергетика в сочетании с принципами теоретической биологии в состоянии объяснить и высокую скорость эволюционных скачков, и приостановку процесса цефализации у человека разумного. Вопрос о том, в чем состоит причина этих скачков и где находятся источники необходимых для этого импульсов отрицательной энтропии, становится более ясным, если принять точку зрения синергетической мэонологии. Но остается проблема, которая не может не волновать нас сегодня: если с такой легкостью и, похоже, без особого сопротивления исчез с лика Земли один вид человека, то не ждет ли в будущем такой же конец и другой его вид — Homo sapiens? Возникновение этого вида носило взрывной характер. В биологическом плане, как мы выяснили, он достиг высшей точки собственного эволюционного тренда. Из синергетики следует: любая остановка эволюционного процесса самоорганизующейся системы опасна для ее устойчивого существования. А потому встает драматический вопрос: насколько длительным окажется процесс эволюционной стагнации, не таится ли в конце этого тренда скрытая пока от нас, но грозная катастрофа столь же взрывообразного характера, каким было его начало? Сегодня у нас есть, к сожалению, основания дать на эти вопросы положительный ответ. И источником опасности, грозящей человеку, является прежде всего он сам. Во второй части книги подробно рассмотрены многочисленные признаки приближающегося глобального коллапса, вызванного техногенной деятельностью мировой цивилизации. Гибель угрожает не только самой цивилизации и виду Homo sapiens, но и биосфере в целом. Подобные эволюционные сценарии прогнозируются с достаточной степенью определенности. По мнению академика Э.М. Галимова, «мы входим в точку бифуркации биосферы как целостной системы... Подобно тому как организм достигает предельного биологического возраста, жизнь на Земле в своем развитии, возможно, достигла предельного возраста» [32]. Но было бы, однако, ошибкой думать, что у биосферы не найдется средства остановить ставшего для нее опасным агрессора и не допустить собственного конца. У нас нет никаких оснований полагать, что биосфера будет безропотно ждать драматической участи, которую уготовил ей один из миллионов порожденных ею видов, возомнивший себя хозяином природы. С точки зрения экологического императива человек — это всего лишь паразит, потребляющий ее энергию и вещество. Представителям вида Homo sapiens не следует принимать оскорбленную позу, услышав такое определение, а постараться осмыслить свойство любого паразита: его максимальная активность не совпадает с его оптимальной адаптацией к условиям окружающей среды. Если в процессе эволюции вид, паразитирующий на среде своего обитания, не сумеет адаптироваться к ней, то его неизбежно ждет гибель, возможно, вместе с этой средой. Для теории катастроф математическое моделирование этого процесса довольно тривиальная задача, так называемый режим с обострением. Можно ожидать, что, подчиняясь принципам минимальной диссипации энергии и семантического давления, биосфера выработает такую стратегию взаимодействия с опасным агрессором — человеком, — которая сведет к минимуму причиняемый им вред. Употребляя целеполагающие термины, я отнюдь не пытаюсь наделить биосферу признаками разумной деятельности, которая у нее отсутствует, просто с помощью такой терминологии можно представить ситуацию наиболее ясно. Рассуждая таким образом, нетрудно прийти к заключению, что оптимальными направлениями главного удара в борьбе с агрессором — человеком разумным — являются воздействия сначала на его фертильный аппарат, а затем на интеллект. Именно эти два фактора делают человека особенно опасным для природы. И потому, похоже, как раз таким оказался стратегический выбор биосферы. Нельзя исключить, что атака на вид Homo sapiens уже началась. На это обратил внимание Станислав Лем — не только известный писатель-фантаст, но и биолог по образованию [63]. Он пишет, что распространение в глобальном масштабе синдрома иммунодефицита человека, СПИДа, который называют болезнью века, может привести к неожиданным последствиям. Возбудитель этой болезни — вирус иммунодефицита человека, ВИЧ, — весьма приспособленный к организму хозяина агрессор: латентный период составляет несколько лет, а способ передачи связан либо с сексом, либо с кровотоком. Достаточно ясно, что без сексуальных отношений человечество существовать не может, а потому СПИД сам собой не исчезнет. Наоборот, его все более широкому распространению способствуют современные условия жизни: нищета во многих регионах, быстро растущая плотность населения, миграция, панмиксия, т.е. свобода в области половых отношений, и т.д. В отличие от других высших животных эволюция предков человека привела к закреплению двух взаимно противоречивых брачных программ — моногамии и группового брака. Функция первой программы состояла в том, чтобы продлить привлекательность самки на весь период выращивания ее детенышей, обеспечив им на это время защиту самца. Функция второй — сохранение потомства в условиях, когда родителям со всех сторон угрожала гибель. С возникновением первобытного общества человек вышел из-под контроля естественного отбора, и эволюционный процесс приостановился, оставив эту работу незавершенной. Лем выдвинул гипотезу: пандемия СПИДа может снова включить отбор по половому признаку и сначала перевести сексуальную программу человека в режим строгой моногамии, а затем резко снизить его сексуальный потенциал. Сексуальная активность человека управляется гормоном андроген, но это тот самый гормон, который активизирует и развитие интеллектуальных способностей его мозга. Поэтому генетические изменения в сексуальной сфере одновременно неизбежно приведут к перестройке психики человека — к снижению его творческого и эмоционального потенциала, способности сопротивляться стрессам и т.д. Скорее всего, столь значительные изменения генотипа человека будут равнозначны возникновению на его основе нового биологического вида — Homo innoxis, человека безопасного. С точки зрения современных общечеловеческих ценностей такой результат, безусловно, будет означать деградацию. Зато с точки зрения экологического императива он окажется весьма эффективным. По мнению Лема, нечто подобное могло произойти в процессе эволюции таких коллективных насекомых, как муравьи, пчелы и термиты. В своей массе они вообще утратили половые признаки, которые остались только у немногочисленных маток и трутней. Не сыграл ли в этом процессе роль фактора отбора вирус, подобный ВИЧ? Биологи считают, что возбудитель СПИДа скорее всего очень молод; нельзя исключить, что он сформировался всего несколько десятилетий назад. И это неудивительно: скорость мутаций и естественного отбора в царстве виры в миллион раз выше, чем для фауны. А в условиях быстро нарастающего техногенного загрязнения окружающей среды радиоактивными и химически активными отходами она может возрасти еще больше. В результате вероятность возникновения новых, все более опасных для человека агрессоров возрастает многократно. И похоже, это уже произошло: на пороге еще один вирусный кошмар — это Т-клеточный лейкоз. Как и СПИД, эта страшная болезнь передается двумя путями — через кровоток и через сперму. Вирусы Т-лейкоза также внедряются в клетки иммунной системы, но в отличие от ВИЧ превращают их в злокачественные. Спасения от этой болезни нет. А конечный ее результат может оказаться тот же самый — сначала сокращение численности народонаселения Земли, а затем формирование нового вида — Homo innoxis. Из теории синергетической мэонологии следует, что могут существовать и другие формы «атаки» биосферы на фертильность и интеллект человека. Поскольку информационный обмен между биосферой и семантическим банком мэона симметричен, принципиально возможно энтропийное «загрязнение» этого потенциала. Источником этого «загрязнения» может послужить разрушительное антропогенное воздействие на биосферу. А это, в свою очередь, может привести в действие новые, еще более эффективные механизмы управления генетическим аппаратом человека. Срабатывание этого механизма также может носить скачкообразный характер. В гл. 4.11 отмечалось, что для перехода на иерархически высшую ступень эволюции человека — формирование сознания — потребовалось минимальное увеличение энтропии. И следовательно, для обратного процесса — разрушения интеллекта — достаточно столь же незначительного внешнего энтропийного воздействия на геном. Как показал И. Пригожин, признаком однонаправленности и необратимости эволюционного процесса является наличие в качестве исходного состояния консервативной системы. Человеческий мозг является именно такой системой [107]. Поэтому из теоремы хрупкости хорошего следует: вероятность процесса, ведущего к разрушению генетических основ человеческого интеллекта, достаточно велика. К сожалению, включение этих разрушительных для интеллекта механизмов не противоречит и другому фундаментальному биологическому закону — принципу Вейсмана: наследуются мутации, а не модификации. Процесс трансляции признаков закрепляется на генетическом уровне, которому согласно МБК-концепции может соответствовать мэоновая семантическая реплика [67]. Если мы понимаем, что мэон-биоинформационные процессы, будучи выведенными из-под контроля, способны сыграть губительную роль в судьбе человечества, то естественно задать вопрос, нет ли у нас возможности переломить ход этого процесса и развернуть его в противоположную сторону. Нельзя ли целенаправленно использовать комплекс тех же самых эффектов не во вред, а на пользу человека? Теоретически на этот вопрос можно дать положительный ответ. Если биомэоновые протоструктуры живого действительно играют фундаментальную роль в процессах жизнедеятельности, то должны существовать способы взять эти процессы под контроль. Нельзя, например, исключить, что на этих путях удастся останавливать на самых ранних стадиях развитие эмбрионов, не прибегая к традиционным биомедицинским операциям. Можно надеяться, что соответствующие способы контроля над рождаемостью из-за своей необычности не войдут в противоречие ни с религиозными запретами, ни с национальными обычаями. И тогда, быть может, появится наконец возможность снять опаснейшую для существования человечества проблему неконтролируемого роста населения. Если будет установлено, что био-мэонные эффекты действительно позволяют осуществить программируемый контроль над генетическим кодом, то на этой основе появится возможность решить и другую, не менее практически важную для человечества проблему — переход к социальной автотрофности. Если растительный мир использует для производства органики неорганические вещества, то не существует никаких запретов научиться делать то же самое искусственно. В случае успеха это сулит избавление от одного из страшных современных бедствий — голода. Предсказывая неизбежность и необходимость решения проблемы автотрофности, Вернадский писал, что в качестве источника энергии в соответствующем технологическом процессе целесообразно использовать экологически наиболее чистый его вид — энергию излучения Солнца. Именно на этом принципе основаны процессы жизнедеятельности в мире фауны и океанского планктона. Принципиально новые технологии в состоянии помочь решению важнейшей задачи, стоящей сегодня перед человечеством, — не допустить необратимого скатывания к экологической катастрофе. Но будет ли этого достаточно? Анализируя быстрое нарастание современного экологического и антропологического кризиса, современный русский философ А. Назаретян, приходит к выводу, что «эмпирический человек», каким его создала слепая биологическая эволюция, не имеет будущего [92].Нарастающее техногенное давление на естественные эволюционные процессы может поставить его перед необходимостью не только изменить свою стратегию взаимоотношений с биосферой, но и приступить к модернизации собственного генома. Можно ли согласовать подобные рассуждения с гуманистическим идеалом современного менталитета о самоценности человеческой личности? Палеонтология и археология свидетельствуют: из-за несовершенства собственного генома человек был бы обречен на вымирание, если бы не сумел выйти за пределы своей видовой программы. Своеобразие и сила человека оказались в его открытости, в способности преодолевать собственную видовую ограниченность. Быть может, это именно та жизненная стратегия, неумение использовать которую погубило когда-то наших ближайших родственников — неандертальцев. Поэтому если современный человек легко и быстро расшатывает свою экологическую нишу, собственный генофонд, иммунную систему, то естественно в порядке компенсации скорректировать и собственный менталитет, включив в него такие ценностные ориентиры, как автоэволюционные методы выживания и адаптации. Управляемая автоэволюция человека — тема не новая. Русские ученые Константин Циолковский и Владимир Вернадский считали, что это произойдет обязательно, и рассматривали вид «человек разумный» лишь как промежуточное звено в длинной череде разумных существ, умеющих оптимальным способом научно организовать собственное самосовершенствование. Биологическая эволюция, работа которой по формированию вида Homo sapiens прервалась с возникновением человеческого общества, оставила ему в наследство немало органических пороков. Поэтому первое, для чего можно было бы использовать уже начальные успехи будущих био-мэоновых технологий, — это лечение генетических заболеваний и исправление дефектов фенотипа. На следующем этапе речь пойдет о модификации и совершенствовании генотипа. Жан-Жак Руссо в книге «Эмиль» писал: «Природа дурно создала человека, только своими руками может он усовершенствовать себя». Биомэоновые технологии, быть может, позволят воплотить эту мечту в жизнь. Эта работа начнется с исправления органических дефектов центральной нервной системы — эмоциональной неустойчивости, интеллектуальной инертности и слабости, многочисленных патологических отклонений от оптимума и т.п. Появится возможность управляемой мобилизации интеллектуальных ресурсов головного мозга, подключения индивидуальной памяти непосредственно к ресурсам компьютерных банков информации, включая алгоритмы решения задач творческого характера. Если решение этих задач будет проходить успешно, то можно будет вести речь о переходе к следующему, более сложному и более результативному этапу — периодическому переходу к желательному набору качеств собственной личности и ее программированному перекодированию. По желанию можно будет получить, например, дар художника или певца. Практически более интересно решение проблемы телетаксии — подключения к мозгу индивида соматического дублера, например киборга, находящегося на дне океана или на поверхности другой планеты. Вершина автоэволюции вида Homo sapiens — это решение проблемы бессмертия человека, точнее, продление его жизни на неопределенно долгий срок. Лет тридцать назад английский ученый и писатель Артур Кларк опубликовал книгу «Черты будущего», ставшую известной во всем мире. Среди содержащихся на ее страницах многочисленных предсказаний есть и такое: 2090 г. — бес- смертие человека [157]. Помогут ли биомэоновые технологии справиться с решением этой задачи? Начать обсуждение этой темы лучше всего с вопроса о том, что собственно нам хотелось бы сохранить в течение срока, превышающего видовую продолжительность жизни. Человеческое Я, субъективное начало — категория динамическая. Сегодня мое Я совсем не то, что было 20 и тем более 40 лет назад. Вот рассуждение на эту тему известного физика и выдающегося мыслителя Эрвина Шредингера:«Вам было 16 лет, и вас раздирали страсти. А что осталось от того Я, которое было носителем этих страстей? Очень мало. Но вы есть. И значит, теперь вы — другое Я! В каждый данный момент ваши прошлые Я казались самыми важными. Но они сменились, они умерли, а термин «смерть» даже не возник. Так что же остается на все времена, пока мы живы?» Остается одно — ощущение непрерывности собственного Я, субъективного начала. И это все. Это единственный инвариант в этом никогда не прекращающемся самодвижении человеческой личности. Сформулируем поэтому нашу задачу следующим образом: речь должна идти о сохранении именно этого инварианта. Биомэоновый дуалистический интеракционизм позволяет разделить эту задачу на две части. В основе такого разделения — гипотеза о существовании психомэоновой реплики сознания, независимой или слабо зависящей от сомы, от атомно-молекулярных структур мозга. МБК-концепции эта гипотеза не противоречит. Подчеркнем: речь идет об относительной автономии субъективного начала на наиболее фундаментальном уровне его семантико-мэоновых протоструктур. И следовательно, принципу запрета декомпозиции мозга, который относится к процессам на иерархически более низком атомно-молекулярном уровне, эта гипотеза не противоречит. Известны эмпирические данные, свидетельствующие в ее пользу. Американский нейрофизиолог Ш. Карагулла утверждает: автономность сознания по отношению к соме — экспериментальный факт [54]. Такого же мнения придерживаются русские исследователи трансперсональных эффектов А. Дубров, В. Пушкин, В. Казначеев. Обстоятельные исследования в области трансперсональной психологии выполнил в США С. Гроф [37]. Лауреат Нобелевской премии американский нейрофизиолог Р. Сперри пишет: сознательные явления возникают «только на высших уровнях Мозговой иерархии при определенных типах мозговых процессов в некотором роде уникальных, которые еще предстоит открыть и которые вряд ли могут быть идентифицированы с тем, что доныне именовалось нейронными событиями» [124]. Академик Н.П. Бехтерева, много лет возглавлявшая Институт мозга человека в Санкт-Петербурге, исследовала проблему «выхода души» человека из тела во время клинической смерти и при родах. После встречи с известной болгарской ясновидящей Вангой Бехтерева обдумывала другую проблему — возможности контакта с умершими. Она не согласна с крайним ригоризмом некоторых ученых, которые по поводу подобных феноменов заявляют: того, что я не могу зарегистрировать и измерить, не существует. «Поистине, — пишет по этому поводу Бехтерева, — мир людей меняется меньше, чем мир окружающей природы. Икар хотя бы мечтал, а остальные... И много веков прошло, прежде чем расстояния стали во времени более короткими благодаря тому, что не только человек, а массы людей летают». Парапсихологические феномены реальны, утверждает Бехтерева, и их надо изучать научными методами [19]. Ссылки на авторитетные высказывания в пользу гипотезы об относительной автономии субъективного начала от сомы можно продолжить. Но если мы допустим, что эта гипотеза имеет право на признание, то возникает другой вопрос: можно ли говорить о «пересадке» этого субъективного начала, личностного Я от одной сомы на другую, от одного телесного его носителя другому? На этот вопрос можно со всей определенностью дать утвердительный ответ: свидетельством тому служит явление «реинкарнации», неоднократно подтвержденное прямыми наблюдениями ученых. Мы поставили термин «реинкарнация» в кавычки, так как этот эффект не имеет отношения к традиционному мистическому объяснению. Как отмечалось в гл. 4.10, его интерпретация возможна именно на основе МБК-концепции [69]. Принимая эту гипотезу в качестве рабочей, мы должны ответить на следующий вопрос — о судьбе сомы. Вероятно, нет необходимости ставить задачу поддержания нормального состояния собственного тела за пределами естественного срока его существования. Можно вырастить ему эквивалентную замену, используя метод клонирования, с помощью которого следует получить генетически идентичный, но лишенный собственного Я, организм на основе ядер, взятых из клеток «хозяина». Первые успешные шаги в этом направлении уже сделаны в лаборатории профессора Дж. Стиллмана в университете Джорджа Вашингтона в США [67]. К этому остается добавить, что если возможна «межсоматическая» пересадка Я, а если точнее, личностного ядра его памяти, то нельзя в принципе исключить и временного хранения этого ядра, или психо-мэоновой реплики Эго, в специально сконструированном электронном или биоэлектронном банке информационной памяти. Такой банк может выполнять функции временного фиксатора субъективного начала до того момента, когда будет подобрана или выращена подходящая сома. Остановимся на этом — обсуждаемая проблема исключительно сложна, и любые попытки упрощать ее были бы ошибкой. В основе излагаемой концепции лежит гипотеза об аддитивности сомы и психо-мэоновой реплики личностного начала, Эго, которая не может не вызывать сомнения. Остается, в частности, неясным, не станет ли суррогатная личность, возникшая в итоге такой операции, своего рода ментальным кентавром, который будет иметь весьма мало общего с исходным индуктором. Нельзя исключить, что все еще недостаточно изученные пласты подсознательной деятельности, нейрохимические, церебральные, гормональные и прочие процессы в действительности образуют неразрывное единство, не допускающее существования каких-либо устойчивых автономных «реплик» сознания вне мозга. Все эти вопросы подлежат дальнейшему углубленному исследованию. А МБК-концепция открывает для этого принципиально новые и важные возможности. Если человеку в стремлении предотвратить необратимое движение вдоль тупикового тренда эволюции действительно предстоит пойти по пути управляемого изменения собственной биологической природы, то одновременно с этим изменится и весь человеческий космос. А. Кларк, предсказывая решение проблемы бессмертия в конце XXI в., высказывал опасение, что поколение бессмертных может ожидать интеллектуальное вырождение. Основной кибернетический закон Винера-Шеннона-Эшби гласит: условием устойчивости управляемой системы является достаточно высокое внутреннее разнообразие. Проведенный в нашей работе анализ позволяет сделать однозначное заключение: МБК-технологии — это путь к резкой дифференциации, усложнению того интеллектуального космоса, которым является мир человека. Это путь не к растворению человеческой личности в социуме либо к различным современным формам ее подавления вроде входящего ныне в моду «компьютерного кретинизма», а, напротив, к максимально полной самореализации творческого потенциала, кото- рым обладает каждый индивид. И тем самым это способ разрешения антропологического кризиса.
Глава 4.13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.016 с.) |