Авторы постиндустриальных теорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторы постиндустриальных теорий



Артур Джозеф Пенти (Arthur Joseph Penty, 1875-1937) сформулировал идею постиндустриального общества, вынеся в 1914 году термин «пост-индустриализм» в заглавие работы «Essays on post-industrialism»*. Теоретизировал на тему английского либерального социализма, предлагал преодолеть проблемы индустриального общества путём возрождения в новом 20-м веке (New Age) основного производства в виде самообеспечения и самозанятости в кустарно-семейном и индивидуальном производстве, которое будет характерно для идеального постиндустриального общества.

Пенти подчёркивал, что автор термина «пост-индустриализм» - Ананда Кентиш Кумарасвами (Ananda Kentish Coomaraswamy, 1877-1947), творчество которого было очень разносторонним. Он проводил исследования и писал статьи в области традиционного искусства, метафизики, религии и философии, приводя примеры жизни местных и городских сообществ в странах Азии*. Оказал большое влияние на взгляды Пенти, доказывая ряд преимуществ доиндустриального общества относительно индустриального общества.

Далее были войны, экономические и политические кризисы*. Футурологические прогнозы Кумарасвами и Пенти были забыты, и только в 1958 году снова использованы. Дэвид Рисмен (David Riesman, 1909-2002) снова ввёл термин «постиндустриальное общество» в научный дискурс, назвав это новое общество обществом досуга*. Его постулат о том, что в современном обществе люди стали меньше трудиться, критиковался.

Другие авторы также отреагировали на происходящие в обществе значительные структурные изменения и разнообразно использовали префикс «пост» не только в социальных науках, но и в идеологии, философии, искусстве. Постиндустриальные теории это множество однотипных теорий общественного развития. Назовём наиболее популярных авторов, участвовавших в развитии идей постиндустриализма.

Джон Кеннет Гелбрейт (John Kenneth Galbraith, 1908-2006) начинал свою научную деятельность в первой половине 20-го века как институционалист, а в конце 20-го века уже использовал неоинституциональные теории. Развивая теории индустриализма в 1950-х - 1960-х годах в книгах «The affluent society» и «The new industrial state», выделил с помощью анализа характерных институтов стадии индустриализации и разделил страны на развитые (индустриальные), социалистические (переходная экономика) и третьего мира (неиндустриальные)*.

В другой книге «Economics and the public purpose» считал, что все экономические теории порочны уже только потому, что они оторваны от политики, социальных институтов, культуры. Гелбрейт пытался объединить экономическую теорию и социологию, и создать более объёмную социально-философскую теорию, называя её «общей теорией экономической системы»*.

Писал о том, что либеральная экономика создаёт частное великолепие и общественную нищету. Отмечал новые социальные тенденции, в частности усиление эмансипации женщин и появление женского общественного движения. Резко критиковал государственный милитаризм США.

Реймон Клод Фердинанд Арон (Raymond Claude Ferdinand Aron, 1905-1983) также способствовал развитию идеи постиндустриального общества тем, что выступал за формирование мирового научного сообщества, развивал индустриальные теории. Как и многие другие авторы, анализировавшие индустриализм, критиковал идеологизированность науки и недостатки индустриального общества*.

Уолт Уитмен Ростоу (Walt Whitman Rostow, 1916-2003) изучал индустриальную экономику, разработал концепцию стадий индустриального общества*. Вместо различения развития общества по способам производства предлагал учитывать скорость экономического роста, новые технологии и материалы, изменение структуры производства и так далее. Им выделено шесть стадий развития общества:

1) Традиционно-аграрное общество (примитивная техника), преобладание в экономике сельского хозяйства, власть крупных землевладельцев, сословная структура).

2) Переходное общество (предпринимательство, централизованное государство, общенациональная идентичность).

3) Общество реформ (промышленная революция, значительные социально-экономические и политические преобразования).

4) Зрелое общество (научно-техническая революция, урбанизация).

5) Общество потребления (преобладание сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики).

Позже добавил шестую стадию - общество поиска качества жизни (духовное развитие человека)*.

Ростоу утверждал, что эти стадии универсальны, ни одна страна не может реализовать своё развитие в другом порядке или «перескочить» через любую из стадий. Для разных стран присущи разные темпы и нюансы прохождения стадий. Неразвитые страны могут догнать и перегнать развитые страны. Для реализации этого Ростоу занялся политикой, претворяя идею подтягивания неразвитых стран до уровня развитых с помощью повышения уровня грамотности, социальных услуг, урбанизации, занятости в индустриальных технологиях, внедрения и адаптации демократических институтов.

Дэниел Белл (Daniel Bell, 1919-2011) одним из первых в начале 1970-х годов начал писать о пришествии постиндустриального общества*. Отметил тенденцию и предсказал усиление экономического сектора, производящего информацию. Объяснял, что постиндустриальное общещество не будет вытеснять полностью индустриальное и до индустриальное, а будет сосуществовать с ними. Утверждал, что индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального отношением человека к окружающей природной и социальной среде, способам производства и потребления.

В доиндустриальном обществе люди занимались производством индивидуально, семейно и малыми группами, взаимодействуя с природной окружающей средой и её ресурсами. В индустриальном обществе люди больше взаимодействуют с машинами, производя товары и с самими товарами, то есть больше живут в искусственной окружающей среде. В постиндустриальном обществе люди больше взаимодействуют с людьми, производя услуги и информацию, то есть больше живут в нематериальной среде, которая пронизывает не только окружающее, но и внутреннее пространство людей.

Некоторые авторы не выделяли исторические стадии социальных изменений, а сосредотачивали внимание на новых процессах, происходящих в обществе и производстве, воздействующих на все их характеристики. Это теории информационного общества, в которых отмечена тенденция нарастания информированности и информатизация. Научно-техническая революция привела к информационному взрыву, и это обстоятельство оказывает влияние, как на отдельных индивидов, так и на системы управления, меняя структурные взаимосвязи между политическим, экономическим и социальным секторами.

Возникновение понятия «информационное общество» тесно связано с развитием информатики и кибернетики. Норберт Винер (Norbert Wiener, 1894-1964) разработал теорию управления информацией и теорию стоимости информации. В информационном обществе стоимость капитала, человеческой деятельности и продуктов определяется не только затратами и прибавочной стоимостью. Информация также становится нематериальным активом, который имеет собственную и прибавочную стоимость, влияет на капитализацию организаций и структур бизнеса. Поэтому в информационном обществе роль информации переосмысливается, информация используется как количественная характеристика для качественного анализа социально-экономического развития*.

Теория стоимости информации утверждает, что стоимость информации характеризуется не только воплощённым в результате производственной деятельности объёмом, но и уровнем технологий производства информации. Наука в информационном обществе становятся производительной силой с помощью своих технологий производства нового знания и мониторинга имеющегося знания. Наука, её технологии производства нового знания и мониторинга имеющегося знания, в информационном обществе становятся производительной силой. Экономический и политический капитал всё больше зависят от информационных технологий. Повышается роль интеллектуального и социально-культурного капитала.

Отсюда возникает власть инфократии - людей, владеющих и распоряжающихся информацией, которая используется как стратегический ресурс, при необходимости вбрасываясь в общество с помощью средств массовой информации. Возникают технологии манипулирования общественным мнением и сознанием с использованием новой аудиовизуальной техники и аккумулирующих информацию глобальных компьютерных сетей. Структура власти в результате становится более сложной, с новыми характеристиками доступа к информации.

Другими характеристиками информационного общества являются авторские права, права на информированность или приватность личной и представляющей государственную / корпоративную тайну информацию, а также обеспечивающие эти права институты, структуры, службы, группы. Постоянно повышается уровень и качество образования, что позволяет сохранять темпы, уровень и качество производства информации.

Фриц Махлуп (Fritz Machlup, 1902-1983) в 1962 году опубликовал работу о производстве и распределении знания в США. В ней он использовал термин «информационное общество», чтобы обозначить увиденную тенденцию. Подкреплял это примерами и старался раскрыть структуру знания, разделяя его на составляющие: 1) Известное кому-то знание (что известно); 2) Производство нового неизвестного знания с помощью известного знания (как кто-то узнаёт что-либо новое неизвестное; 3) Получение нового неизвестного знания от кого-либо другого*.

Ему можно было бы воспользоваться третьим пунктом и обратиться за новым неизвестным ему знанием о структуре, способах получения и передачи знания и незнания в солидную философскую школу и получить исчерпывающий ответ.

Тадао Умесао (Tadao Umesao, 1920-2010) годом раньше с коллегами сформулировал термин «информационное общество» и годом позже опубликовал работу, в которой писал о возрастающем значении информации как социальном феномене. Использовал оригинальное сравнение эмбриогенеза и истории цивилизации. Утверждал, что новое общество будет формироваться вокруг информационной индустрии. С развитием масс-медиа и компьютеров информация становится важным экономическим фактором*.

Концепция информационного общества породила большое количество авторских теорий, в которых история человечества делилась также на три этапа - доинформационное общество, научно-техническая революция и информационный взрыв, информационное общество. Возлагались большие надежды на автоматизацию и роботизацию, появление и совершенствование искусственного интеллекта, которые высвободили бы полностью человечество из занятости в первичном и вторичном секторе производства.

Предлагались различные футурологические прогнозы и государственные программы, многие из которых по прошествии полувека оказались несостоятельными, поэтому появился термин «техноутопия». Однако в 2006 году генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о том, что 17 мая ежегодно празднуется как Всемирный день электросвязи и информационного общества (World Telecommunication and Information Society Day), а праздника по поводу постиндустриального общества нет.

Элвин Тоффлер (Alvin Toffler) внёс значительный вклад в развитие теорий информационного и постиндустриального общества. Так же, как и постиндустриалисты, выделял три этапа развития общества в виде волн. Писал о том, что новое общество третьей волны не только реально, но и будет более упорядоченным, демократичным, безопасным. Его устойчивость будет базироваться на принципах диверсификации, демассификации, деконцентрации, децентрализации, сегментации, разнообразия. Разнообразие множеств всегда устойчивее единичности, однообразия. Цивилизация общества третьей волны должна дать простор громадному разнообразию источников энергии. Его техническая база будет более диверсифицированной, включающей в себя достижения биологии, генетики, электроники*.

Главным ресурсом и основным видом сырья нового общества будут знания. Они-то и обеспечат разнообразие во всём. Вместо общества, синхронизированного в режиме конвейера, общество третьей волны придет к гибким ритмам и графикам. Вместо присущей обществу массового потребления крайней стандартизации поведения, идей, языка и жизненных стилей общество третьей волны будет построено на основе сегментации и разнообразия, оно будет ценить оптимальные размеры и масштабы. Новое общество будет жить по принципу «производство для использования, а не для рынка» или «сделай для себя, а не для рынка». Для него будет характерно явление просьюмеризма - совмещение производства и потребления.

Удивительно, как Тоффлер не заметил, что именно такой образ жизни характерен для большинства всё ещё не урбанизированных его современников - сельских жителей, проживающих в традиционных сообществах стран социализма и третьих стран. Среди социологов из развитых стран считалось и считается, что исследования традиционных сельских сообществ это занятие для антропологов и культурологов. К тому же сельские жители вели и ведут образ жизни, не разрушающий окружающую природную среду, не создающий социальных и экономических проблем. Там, где не было индустрии ни в каком виде, не было и повода теоретизировать по поводу постиндустриализма. Поэтому феномен устойчивости традиционных сельских сообществ был принижен мнением об их нецивилизованности и отсталости. Теоретики индустриализма и постиндустриализма относили их в прошлое, не замечая в настоящем.

Уиллис У. Харман (Willis W. Harman, 1918-1997) и его исследовательская группа важны как теоретический источник экосоциологии. Они в исследованиях делали акцент на экологической проблематике и развитии человеческого потенциала, указав на появление разнообразных экосистемных макропроблем - перенаселение, истощение ресурсов, загрязнение. В число социальных макропроблем вошли безработица, борьба внутри стран и между странами за обладание ресурсами и возникновение опасной для человека техники массового уничтожения, возможность злоупотребления генной инженерией.

Харман делает вывод, что ожидается переход от индустриального к постиндустриальному обществу, при этом мнение, что технологическое или правительственное вмешательство будет способно смягчить мировые макропроблемы, более не заслуживают доверия. Переход этот, если ему суждено состояться, будет зависеть от базисных изменений существующей промышленной системы.

Вся социально-экономическая система должна кардинально измениться. В теории трансиндустриального общества он рисует яркий образ нового общества с трансцендентальной этикой, отличительными признаками которого являются умение человека взаимодействовать с физическим окружением, акцент на развитие человека, согласование действий человека с возможностями его мышления и духа, ориентация на обучение в течение всей жизни, использование природосберегающей техники, согласованной с новой скудостью ресурсов планеты Земля.

Действия людей начинают определяться «планетарным экологическим принуждением». Трансиндустриальное общество - это бережливое общество, оно отрицает старую этику потребления и расточительства, предлагая взамен новую экологическую этику и новый образ человека*.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.017 с.)