Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторы неоинституциональных теорийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рональд Гарри Коуз (Ronald Harry Coase, 1910-2013) - основоположник экономических неоинституциональных теорий. В своей статье «Природа фирмы» анализировал экономические специфические издержки, назвав их транзакционными*. Дал пример, как можно совместить и использовать институциональные и микроэкономические теории в анализе конкретных рыночных и правовых случаев (примеров), показал разницу в экономических и юридических решениях проблем. Для нас важным является то, что Коуз анализировал роль природных объектов, стихий и феноменов в локальных социальных конфликтах. Показывал примеры, как они решались, когда одни люди производили загрязнение, как побочный продукт их производства, а другие люди были вынуждены его потреблять. В 1930-е годы, с юридической точки зрения, человек, поселившийся в месте, где уже есть побочно производимое другим человеком загрязнение воздуха, и предыдущие жители с этим мирились, не вправе требовать изменения существующего положения, потому что фактически согласился приобрести не только участок, но и имеющийся на этом участке загрязнённый воздух. С экономической точки зрения, если государство законами и нормами принудит производителя грязного воздуха изменить технологию, или компенсировать ущерб пострадавшему от грязного воздуха соседу, то для производителя автоматически возрастут издержки на основное производство и себестоимость продукции*. Если производитель находится в условиях конкуренции, то он под влиянием законов будет вынужден перестроить производство, сделать его, как в наше время говорится, более экологичным, и так выстроить новый технологический процесс, чтобы цена на его продукцию осталась прежней. Если производитель местный монополист, то в условиях либерального рынка цена на продукцию в данных обстоятельствах вырастет, то есть экологизация производства произойдёт за счёт этого самого соседа, которому не нравится загрязнённый воздух, и других местных потребителей, которые будут возмущены действиями соседа, производителя, шерифа, судьи и правительства. Может возникнуть локальный социально-экономический конфликт. А, если такая ситуация затрагивает интересы большого количества людей или большинства населения страны, то возникает национальный конфликт. По мнению Коуза, государство может иметь эффективные институты и механизмы регулирования социальных, экономических и экологических процессов и решения конфликтов, если использует новые, современные наработки экономистов и других учёных. Таким образом, в первой половине 20-го века исследователями и теоретиками из разных областей науки закладывались основы методик оценки и нормирования воздействия производственной деятельности на окружающую среду и людей. Во второй половине 20-го века правовое регулирование воздействия производственной деятельности на здоровье населения и работников властные структуры во всём мире взяли под свой контроль с помощью кодексов и стандартов - СНИПов, ГОСТов, ОВОЗ. Развивая взгляды Коуза на хозяйственную систему, которая представляет собой упорядоченные связи между производителем и потребителем, можно представить в роли производителя природу. Эта связь может быть спонтанной (стихийной, особенно со стороны природы) и иерархической. Человек способен создать устойчивую социально-экологическую систему, используя способность некоторых природных ресурсов самовоспроизводиться. Примером являются устойчивые местные сообщества - сельские потребители, веками занимающиеся традиционным природопользованием без истощения своих природных ресурсов. В этом случае происходит саморегуляция, как в отношениях с природой, так и внутри местного сообщества без вмешательства государственных и части экономических институтов. Для городского потребителя возникает более длинная и сложная производственная цепочка, состоящая из соединённых договорами организаций, которые имели иерархическую структуру. Если внутри сельского сообщества права природы, индивидов, семей, кланов были неформализованы, но все всё обо всём и обо всех знали, то для городского сообщества, бизнеса и власти характерна формализация отношений, важные нюансы которой до конца понимают только специалисты. Поэтому функционирование экономики городов невозможно без трансакционных издержек. Вмешательство государства в рыночные отношения не всегда эффективно. Оно эффективно только тогда, когда стоимость вмешательства в рыночный сегмент будет меньше, чем совокупность получаемых с этого сегмента налогов. Поэтому получается нехорошая ситуация. Например, государство под воздействием внешних эффектов на внутренние рынки усилит законы по охране окружающей среды и здоровья населения. В результате это вызовет: дополнительные затраты в соответственных государственных бюджетных организациях; государство будет вынуждено выделить градообразующим предприятиям средства на экологическую модернизацию, чтобы они не повышали цену на продукцию, не обанкротились и не сокращали кардинально персонал для изыскания средств; возрастёт здоровье людей и снизится совокупная сумма налогов с платной медицины; возрастёт рождаемость и продолжительность жизни (доля детей, матерей-кормилиц и пенсионеров), что вызовет дополнительные бюджетные затраты. А вот ослабление законов по охране окружающей среды и здоровья населения может привести к ухудшению здоровья людей и возрастёт совокупная сумма налогов с платной медицины; уменьшению рождаемости и продолжительности жизни, что вызовет экономию бюджетных средств. Однако все понимают, что делать так нехорошо, это нехорошая и даже опасная ситуация*. Поэтому национальной задачей государства является не становиться экономическим институтов, не искать для себя прибыли, а в случае необходимости, как можно быстрее с помощью специалистов сбалансировать сегменты внутреннего рынка, разбалансированные в результате внешних эффектов (теорема Коуза об экстерналиях)*. Оливер Итон Уильямсон (Oliver Eaton Williamson) предложил в 1985 году термин «новая институциональная экономика»*, изучил работы авторов, использующих неоинституциональный подход, составил их классификацию, согласно которой исследуются: 1) Институциональная среда, то есть фундаментальные социальные, политические, юридические нормы и правила производства и обмена. Институты публичной сферы изучает теория общественного выбора, институты частной сферы - теория прав собственности. Задача - составление списка институтов, их характеристик и взаимовлияния, анализ поведения индивида, группы, трудового коллектива в различных институциональных средах. 2) Организационные формы, создаваемые индивидами на основе контрактов. Взаимодействие «принципал-агент» изучает теория агентских отношений. Задача - создать ситуацию, в которой поведение наёмных менеджеров (агентов) наименее отклоняется от интересов собственников (принципалов). 3) Экономики, рынки, организации с помощью транзакционного метода. Задача - как на стадии исполнения контракта минимизировать издержки, связанные с незапланированным изменением количества и качества товаров и услуг, а также как с помощью специальных приёмов и методов регулировать и направлять поведение участников контрактных отношений. Работы Уильямсона можно применить к аналогичной постановке задач и использовать методы авторов новых институциональных теорий к изучению взаимоотношения «человек - природа» и «общество - окружающая среда». Дуглас Сесил Норт (Douglass Cecil North; 1920-2015) внёс значительный вклад в развитие неоинституциональных теорий, продолжил увеличение их списка и исследование характеристик*. Он выделил три группы институтов: 1) «Старые» институты, основанные на неформальных отношениях, например, правилах традиционного природопользования, обрядах инициации для получения очередного статуса в местном сообществе, традициях создания семьи или принятия общих решений и т.п.; 2) Государственные институты, которые создают конституции, уголовные и административные законы, нормы и правила для различной деятельности, в том числе в сфере природопользования и экологии; 3) Институты принуждения, например, полиция и армия, которые регулируют конфликты и обеспечивают воспроизводство первых двух групп институтов. Норт, исследуя современные эпохальные события, отмечал всеобщее ускорение социальных перемен, называл два основных источника институциональных изменений: 1) Изменение структуры относительных цен, обусловленное имениями технологий, производственных и других отношений, видов и способов коммуникации и так далее. Например, развитие мобильной связи и Интернета позволило эффективно изменить структуру производственного процесса - ослабить вертикальные иерархические связи, которые воспринимались подчинёнными как насилие над ними руководителей и позволяли руководителям использовать служебное положение в личных целях, и усилить горизонтальные связи в трудовом творческом коллективе. 2) Изменение в обществе идеологий, статусов и так далее. Например, экологическое общественное движение продвинуло в среду конечного потребителя экологические ценности, что привело к появлению зелёных рынков, которые также стали стимулировать распространение экологических ценностей среди власти, что стало усиливать позиции на рынке производителей экологичной продукции. Поэтому неоинституционалисты видят решение экологических проблем в изменении идеологий и создании новых институтов. Антонина Алексеевна Кулясова, проводившая исследование адаптации концепции устойчивого развития в России и по миру, уверена, что «данный подход является одним из наиболее продуктивных в плане решения экологически проблем в настоящее время», «на современном этапе развития человечества экологическая проблематика стала настолько важной, что рассматривается уже гораздо шире, чем составляющая экономических теорий», «в настоящее время создается система базисных эколого-экономических принципов, которая становится основой экологизации экономики, политики, права, управления»*. Элинор Клэр Остром (Elinor Claire Ostrom, 1933-2012) основала вместе с мужем в 1970-е годы Блумингтонскую школу, которая представляла собой исследовательскую группу. Её представители исследуют институциональную реальность. За годы своей деятельности эта научная школа стала одной из лидирующих по исследованию институтов и институциональных процессов. Представители Блумингтонской школы отличаются от других исследователей современным набором оборудования и методов изучения социально-экологических аспектов и ресурсов: IAD (DataMining) анализ (интеллектуальный анализ сверхбольших объёмов информации, накапливаемой в современных хранилищах данных для поддержки принятия решений), институциональное интегральное моделирование, институциональное картографирование, метод институциональной диагностики, рамочный анализ (Framing analysis), мультишкалирование, полицентричный подход, составление базовых моделей на основе анализа социально-экологических систем (SES framework) и другие. Семинары Блумингтонской школы являются междисциплинарными. Их посещают не только экономисты, но и социологи, юристы, географы, антропологи, медики, психологи, генетики, программисты, математики и другие представители гуманитарных, естественных и точных наук. Нам интересны современные исследования Остром общего, глобального взаимодействия «общество-природа» и частного, локального взаимодействия в социально-экологических системах для поддержания долгосрочного природопользования и устойчивой продуктивности урожаев. Природные ресурсы включают разнообразные природогенные (лес, рыба и так далее) и антропогенные (пастбища, оросительные системы и так далее) ресурсы. Они являются возобновимыми, в отличие от используемой нефти. Остром изучала различные частные случаи управления природопользованием по миру, анализировала возникновение и изменение институциональных механизмов управления природными ресурсами местными сообществами. Отмечала, что они стараются сохранять экосистемы, однако некоторые механизмы способствовали исчерпанию ресурса. Делала выводы о многофакторности взаимодействия «местное сообщество - местная экосистема», которое можно просчитать современными методами и смоделировать футурологический прогноз. Специалист может помочь местному сообществу, принимающим решения власти и бизнесу спроектировать эффективное устойчивое управление, если будет придерживаться принципов проектирования управления возобновимыми ресурсами местных сообществ. Для проектирования необходимы: - Точный перечень, подсчёт количества и качества общих ресурсов, эффективное юридическое закрепление всех прав на эти ресурсы; - Юридическое оформление правил частного, группового, семейного и коллективного присвоения, потребления и пользования общими ресурсами, адаптированное к местному специфическому контексту; - Общепризнанные и юридические механизмы общественного участия в процессе принятия решений, которые позволяют решать возникающие вопросы и вызовы; - Эффективный мониторинг социально-экологической системы и использования ресурсов наблюдателями-специалистами, которые подотчетны местному сообществу. являются его частью или сторонние; - Различные санкции для различных нарушителей и случаев нарушения использования ресурсов; - Дешёвые и легкодоступные механизмы разрешения конфликтов при использовании ресурсов; - Признание права местного сообщества на самоопределение видов и способов использовании ресурсов вышестоящими органами власти. Принципы управления возобновимыми ресурсами местных сообществ в разных местах и сообществах могут быть разные, список может быть расширен с целью включения всех важных характеристик, влияющих на ресурсы, самоорганизацию, взаимодействие с властью и бизнесом. Остром отрицала эффективность глобального управления социально-экологическими системами с целью поддержания их устойчивости. Предлагала полицентрический подход - все экологически и социально важные решения должны приниматься самими участниками коллективного действия*. Джеймс Макгилл Бьюкенен-младший (James McGill Buchanan Jr., 1919-2013), относимый к неоинституционалистам*, основной создатель теории общественного выбора, созданной в междисциплинарной области политических и экономических наук. Также предлагал ограничивать государственное регулирование экономических отношений. Если рынок неэффективен и создаёт проблемы и риски, то и государство может делать то же самое. Нам интересна идея Бьюкенена, что принцип рационального поведения может применяться в исследованиях различных сфер человеческий деятельности - экономике и политике, продолжая эту мысль - экологии. Человек экологический выбирает между экологичным поступком и менее экологичным, критикует и дистанцируется от неэкологичного поведения других людей. Эта его позиция распространяется на экономику и политику. Бьюкенен предлагает видение политики как обмен. Однако она не аналогична экономике. В экономике добровольный товарный обмен, а в политике - вынуждаемый властными элитами. Поэтому последователями идеи свободного общественного выбора предлагаются политические реформы. Политика должна строиться на контрактной основе, как экономика. Граждане обменивают свою власть (голоса) на контракт с политиками (предвыборные обещания). Эффективность власти определяется точным выполнением этого контракта. Человек экологический отдаёт свой голос (власть) экополитикам в надежде, что они будут способствовать экологически устойчивому развитию, разумному использованию природных ресурсов, охране здоровья работников и населения, окружающей среды. Далее в книге тема экополитики и экочеловека будет рассмотрена подробнее, а здесь ещё раз подчеркнём схожесть междисциплинарности экосоциологии и неоинституциональных теорий, возможность интерпретировать исследованные экосоциологами примеры в рамках трёх основных положений теории общественного выбора*: 1) Индивидуализм: люди действуют в каждой из сфер (политике, экономике, обществе, экологии), преследуя личные интересы. Между сферами нет границ, поэтому способы и методы достижения интересов, используемые индивидами в одной из сфер, могут переноситься ими в другие сферы. 2) Концепция «экономического человека», а для нас - «экологического человека»: его поведение во всех сферах рационально. Все индивиды вне зависимости от статуса, идеологии, культуры имеют одинаковые экологические ценности, стремятся жить в благоприятной окружающей среде. 3) Политика, а для нас все сферы, том числе экология, как процесс обмена: в каждой сфере обмен специфичен. Если обмен взаимовыгодный, то он рационален, потому что тогда акторы будут стремиться повторить акт обмена. Если обмен невыгодный или вынужденный (властный), то он не рационален. Применительно к взаимодействию «человек - природа» такое положение в настоящее время всё более актуально. Всё это время в научных кругах между «старыми» институционалистами, их критиками, последователями и новыми институционалистами, многими другими авторами продолжалась плодотворная дискуссия и происходило развитие. Например, Гелбрейт вначале писал о «старых» и новых институционалистах и причислялся к ним, затем создал свои постиндустриальные теории и стал постиндустриалистом, далее участвовал в работе Римского клуба и с помощью теорий устойчивого развития составлял долгосрочные программы развития цивилизации. Поэтому на его творчестве будет целесообразно остановиться подробно не в предыдущей главе, и не в этой, а в следующей - «Постиндустриальные теории». Чтобы точно определить, кто есть кто, в 1997 году Коуз, Норт, Уильямсон и другие авторы создали Международное общество новой институциональной экономики (International Society for New Institutional Economics), которое ставит задачи стимулировать и распространять междисциплинарные исследования институтов экономики, политики и социума, поддерживать молодых учёных, проводить конференции на темы: теория фирм, трансакционные издержки, права собственности, экономика и право, политические и социальные науки и так далее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.011 с.) |