Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периферическая область теорийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Периферическую область психологических теорий можно разделить на два компонента: а) собственно теоретический, б) эмпирический. Теоретическая «периферия» включает вспомогательные утверждения «теории и систему их аргументации, эмпирическая — подкрепляющий теорию эмпирический или обыденный опыт. Вспомогательные утверждения теорий в гуманитарных науках соотносимы с тем, что В. С. Степин, говоря о точных науках, называет «частными теоретическими схемами». Он отмечает, что эти схемы «конкретизируют фундаментальную теоретическую схему применительно к ситуациям различных задач и обеспечивают переход от анализа общих характеристик исследуемой реальности и ее фундаментальных законов к рассмотрению отдельных конкретных типов взаимодействия, в которых в специфической форме проявляются указанные законы» (16, с. 126). Однако специфика гуманитарных дисциплин побуждает к существенной корректировке данного понятия, о необходимости которой пишет тот же автор: «разумеется, применение уже развитых методологических схем в новой области предполагает их корректировку, а часто достаточно радикальное изменение соответственно специфике той или иной научной дисциплины» (там же,с. 305). Вспомогательные утверждения теорий в гуманитарных науках отличаются от частных теоретических схем точных наук прежде всего своей аморфностью и недостаточной упорядоченностью, которые, во-первых, не позволяют говорить об этом малоупорядоченном множестве общих утверждений как о четких схемах (и, стало быть, диктуют необходимость корректировки соответствующего понятия), а во-вторых, делают их вычленение еще более сложным, чем вычленение базовых утверждений. Кроме того, В Гуманитарных дисциплинах вспомогательные утверждения теорий связаны с их базовыми утверждениями отношениями не столько логической, сколько терминологической дедуктивности, объединены в основном терминами, а не содержанием. Обычно они охватывают всю совокупность утверждений общетеоретического характера, которые автор теории – индивидуальный или коллективный – формулирует в процессе ее построения. В то же время некоторые из таких утверждений могут постепенно, путем накопления их повторений, отливаться в достаточно стабильную и монолитную часть теории. Например, одно из излюбленных утверждений советских социальных психологов о том, что все социально-психологические процессы существуют и эволюционируют только в контексте совместной деятельности, можно считать одним из базовых утверждений теории деятельности, выросшим из вспомогательного утверждения (5). Эмпирический компонент периферии гуманитарных теорий в целом сопоставим с тем эмпирическим опытом, на который опираются естественнонаучные теории и который прочно ассоциируется с ними, как, например, эксперимент Майкельсона – Морли с теорией относительности. Однако эмпирическая периферия гуманитарных концепций куда более широка, а отношения с ней их ядерной – центральной – части более сложны и разноплановы. Все разнообразие психологической эмпирии с позиций каждой конкретной теории делится на две части – а) «свою» и б) «чужую» эмпирию. Каждая из этих частей эмпирической периферии, в свою очередь, тоже делится надвое. «Своя» эмпирия – на (а) тот эмпирический опыт, который служит опорой базовым и вспомогательным утверждениям теории, т.е. ее своего рода «опорную» эмпирию, и (б) результаты эмпирических исследований, выполненных на основе данной теории, и выявленные в этих исследованиях феномены – эмпирию «надстроечную». Вторая часть «своей» эмпирии по объему существенно превосходит первую, поскольку практически каждая психологическая теория порождает целое направление эмпирических исследований, которое подчас разрастается настолько, что теория «не поспевает» за ним, т.е. оказывается неспособной обобщить полученные данные. Эта часть «своей» эмпирии, конечно, может использоваться (и используется) для выполнения той функции, которую выполняет первая часть – подтверждения теории. Для этого имеются все предпосылки, поскольку результаты эмпирических исследований, направленных на подтверждение теории, обычно интерпретируются на ее же основе (хорошо известная и в естественных науках ситуация теоретико-эмпирического «круга»). Но все же их основная функция состоит в другом: в экспансии теории, в ее распространении на все более широкую область эмпирических феноменов, что в гуманитарном сообществе эквивалентно укреплению позиций теории и рассматривается как аналог ее развития. Как только экспансия теории заканчивается, начинается ее стагнация, вскоре переходящая в деградацию, выражающуюся в значительном уменьшении количества сторонников, выполненных на ее основе эмпирических исследований и т.д. Иначе говоря, когда теория не растет, подпитываясь все новым эмпирическим опытом, она постепенно если и не умирает, то превращается в «живой труп». Если же она, напротив, «съедает» слишком много, утрачивая свои первоначальные объяснительный потенциал и предметную отнесенность, ее ожидает та же участь. К «чужой» для теории эмпирии относятся феномены и результаты эмпирических исследований, выявленные и полученные на основе других концепций. Она может быть разделена на релевантную и и-релевантную эмпирию. Релевантная эмпирия – это результаты эмпирических исследований, полученные в рамках других концепций, но «задевающие» данную теорию, находящиеся в области ее «жизненных интересов». Наиболее радикальный, хотя и редкий в реальности, случай ее формирования – это получение в русле других концепций данных, которые могут поколебать позиции данной теории, противореча ее базовым утверждениям. Ни активно развивающаяся теория, находящаяся в стадии своего рода теоретической «пассионарности», ни стагнирующая и поэтому вынужденная постоянно защищаться от «пассионирующих», не может этот опыт проигнорировать, особенно если ее соперница заостряет на нем внимание. Его надо либо «отбить», либо ассимилировать, переинтерпретировав выгодным для себя образом. Типичные приемы здесь – в целом те же, что и в естественных науках, хотя и с большим удельным весом чисто социальных и идеологических инструментов. Однако чаще эмпирически установленные факты попадают в сферу релевантной для теории эмпирии не потому, что являются опасными, а потому, что оказываются интересными для нее, представляя собой эмпирический материал, который потенциально может быть использован для ее экспансии и укрепления ее позиций. «Чужая» эмпирия активно ассимилируется теорией и в тех случаях, когда ей не хватает «своей», собственной эмпирии, например, в условиях, когда национальная наука по тем ли иным причинам развивается преимущественно в теоретическом, а не в эмпирическом русле. Скажем, советские психологические теории на первом этапе своего развития, когда собственной эмпирии им явно не хватало, активно использовали факты и феномены, выявленные зарубежными психологами – в рамках концепций бихевиоризма, когнитивизма и психоанализа. Другими словами, теория, как правило, переинтерпретирует и ассимилирует «чужую» эмпирию не в защитных целях, а ради удовлетворения постоянной потребности в эмпирической подпитке, аналогичной потребности живых организмов в питании. Возможны ситуации, когда теория не просто подпитывается «чужой» эмпирией, но и имеет ее первоначальным источником своего питания, вырастая из ее переинтерпретации. Так, например, концепция Д. Бема, согласно которой установки «выводятся» нами из наблюдения за своим поведением, а также дополняющая ее очень популярная парадигма «ложной обратной связи» возникли вследствие переинтерпретации бихевиористом Д. Бемом результатов эмпирических исследований, выполненных в русле одной из когнитивистскиx теорий – теории когнитивного диссонанса (26). Далее эта теория породила «свою», и очень обильную, эмпирию, но ассимиляция «чужой» эмпирии прочно запечатлелась в ее родословной. Иррелевантная «чужая» эмпирия – это эмпирические данные и феномены, выявленные в русле других концепций и не входящие в зону «жизненных интересов» определенной теории. Иррелевантность основной части «чужой» эмпирии служит оборотной стороной наличия у каждой теории «своей» эмпирии. Последняя порождена данной теорией, получена в результате исследования важных именно для нее проблем, описана в ее категориях, проинтерпретирована на ее основе и часто не имеет смысла вне ее рамок. Соответственно, для других теорий она иррелевантна, т.е. не вписывается в их смысловое поле, неинтересна, незначима и вообще как бы не существует. Подобная ситуация может иметь место и в естественных науках при сосуществовании несоизмеримых парадигм, но все же она характерна прежде всего для наук гуманитарных, являясь результатом их разобщенности на «государства в государстве», каждое из которых живет по собственным законам, включая правила получения, интерпретации и верификации эмпирических данных. Иногда, правда, игнорирование «чужой» феноменологии проистекает не из иррелевантности, а, напротив, из ее высокой релевантности и нежелательности (т.е. из отрицательной релевантности). Так было в случае с Галилеем, противники которого попросту отказывались смотреть в изобретенный им телескоп, и с Б.Ф.Скиннером, который с гордостью признавался в том, что не читает журналы, публикующие неудобные длябихевиористов данные. Однако в гуманитарных науках иррелевантность «чужой» эмпирии значительно чаще не имеет под собой скрытой отрицательной релевантности, а означает существование этой эмпирии в совершенно ином смысловом поле – как разговор на незнакомом нам языке, который обычно воспринимается нами как простой шум. Скрытая область При описании структуры психологических теорий можно было бы ограничиться констатацией наличия в их составе центра и периферии, которые включают описанные компоненты и ими исчерпываются, если бы в методологической рефлексии науки не существовало традиции, заложенной работами М. Полани и др. (12). Подобно тому, как в структуре любого формализованного знания имплицитно присутствует некое неформализуемое, неявное знание (соотношение между ними обычно оценивается как 1:10 (29)), любая научная теория, и в особенности гуманитарная, тоже всегда включает в себя некий неявный компонент. Этот компонент можно условно назвать скрытой областью теории, имея в виду, что она эксплицируется лишь путем специально организованной рефлексии, а в официальной жизни теории практически всегда остается за кадром. Описанное М. Полани личностное знание нередко трактуется так, словно оно играет важную роль в процессе построения научных теорий, но утрачивает ее, когда данный процесс заканчивается, оставаясь вне готовых форм научного знания – таких, как теории. Если бы это было верно, то научные концепции во всех случаях представляли бы собой четко очерченные, полностью формализованные и абсолютно однозначно воспринимаемые когнитивные конструкции. Однако в действительности едва ли найдутся хотя бы два человека, которые абсолютно одинаково понимали бы, скажем, теорию деятельности; именно в расхождении способов ее понимания (и развития) коренится основная причина противостояния двух школ – последователей А. Н. Леонтьева и последователей С. Л. Рубинштейна – в отечественной психологии. Любая теория, в особенности гуманитарная, включает в себя множество неявных смыслов и имплицитных утверждений, понимание которых всегда является индивидуальным и осуществляется на уровне личностного знания, что ипорождает главную причину расхождения смысловых полей при восприятии теории. Таким образом, личностное знание не только играет важнейшую роль в процессе построения научных теорий, но и составляет существенную часть самих теорий, а также образует неизбежный фон их восприятия. Вместе с тем «темная» область научных теорий заполнена не только этим знанием. Р. Герох, внесший весомый вклад в развитие теории относительности, характеризует научные теории следующим образом: «с моей точки зрения, теории состоят из неисчислимого количества идей, аргументов, предчувствий, неопределенных ощущений, ценностных суждений, и так далее, объединенных в своеобразный лабиринт. Именно это скопление называется "теорией"» (32, р.183). В данной характеристике не только оттенена роль неформализуемых элементов теории, но и указано, что они не сводятся только к знанию, включая и компоненты, которые собственно знаниевыми (да ивообще когнитивными) назвать нельзя. Здесь уместно вспомнить о том, что все ключевые методологические установки, заложившие основания науки Нового Времени, – рационализм, прагматизм и др., как и любые социальные установки, и мели не только когнитивный, но также эмоциональный и поведенческий компоненты (об этом см.: 20). Например, рационализм проистекал из стремления подчинить стихию чувств господству разума 4; 6), т.е. не только был системой идей, но и выражал определенные желания, представлял собой сгусток коллективных эмоций. Длительное господство рационализма и эмпиризма в западной культуре было бы невозможным без соответствующей эмоциональной основы и закрепления ее в поведенческих образцах. То же самое можно сказать и о любой методологии, которая как система исследовательских установок тоже имеет не только когнитивную, но также эмоциональную и поведенческую составляющие, что делает отнюдь не абстрактными метафорами такие понятия, как, например, «методологические эмоции» (21). А поскольку в любой теории запечатлена соответствующая методология, то ее некогнитивные компоненты становятся составными частями соответствующих концепций, в результате чего неформальная часть последних определяется не только личностным знанием, но и эмоциями и образцами поведения, всегда имеющими личностную окраску. В принципе это утверждение хотя и звучит несколько необычно, но выражает неэксплицированную очевидность и даже тривиальность для философской методологии науки, вытекающую из логики ее ключевых понятий. Так, любая психологическая теория задает определенную исследовательскую традицию, исследовательская же традиция, в трактовке этого понятия Л. Лауданом и его последователями, явно не сводится к ее когнитивному содержанию (36). То же самое можно сказать о парадигмах и других «единицах» развития науки, теснейшим образом сопряженных с научными теориями. Все они являются органическим единством (а) знания – явного и неявного, (б) эмоционально закрепленных мотивов и намерений, (в) поведенческих образцов, т.е. основных компонентов социальной установки. И все же, при достаточной универсальности подобной структуры научных теорий, их эмоциональная составляющая наиболее явно выражена в гуманитарных науках. И дело здесь даже не в тесной связи последних с идеологией, в результате которой в положениях теории подчас бывают запечатлены определенные идеологические устремления (пример марксизма слишком тривиален), а в том, что в состав любой гуманитарной теории имплицитно входит некоторый эмоционально-личностный опыт ее автора. Как подчеркивает Дж. Ричардс, все психологические теории в значительной мере выражают личностно-психологические особенности их авторов (39). Это продемонстрировано психобиографами на примере У. Джемса (27), Дж. Салливена (38), многих других авторов психологических теорий и, естественно, самого основателя психобиографического жанра – З. Фрейда (см.: 8). Психологические теории предстают как генерализованные на других людей экспликации внутреннего мира и собственных психологических проблем их авторов. В частности, многочисленные психобиографии З. Фрейда и его личные признания демонстрируют, как остро он переживал, скажем, страх перед кастрацией или Эдипов комплекс, и не оставляют сомнений в том, что введение соответствующих понятий было проекцией его личных психологических трудностей, а соответствующие метафоры были почерпнуты им из той специфической культуры, в которой он сформировался. Вывод о том, что в состав психологических теорий входит не только личностное знание, но и личностные переживания автора, и именно из рефлексии над переживаниями эти теории зарождаются, должен звучать как довольно банальное обобщение опыта психологической науки. Понятие о неявной области научных теорий нуждается в расширении и в другую сторону: помимо личностного знания, эта область не только включает личностные переживания и образцы поведения, но охватывает также знание, переживания и образцы поведения надличностные. Отметим в этой связи, что если в философской методологии науки неявное знание в основном ассоциируется с личностным, то в социологии науки – в работах Д. Блура, Б. Барнса, Д. Маккензи и др. – акцент делается на том, что научное знание, в том числе и естественнонаучное, «конструируется в стенах лабораторий», являясь выражением исследовательских традиций, идей и смыслов, специфических для каждой научной группы (14). Это позволяет говорить о специфическом групповом знании (1), принципиально неформализуемом, как и личностное знание, но к последнему не сводимом. Групповое знание тоже входит в состав неформализуемой составляющей научной теории; его удельный вес особенно велик в тех случаях, когда теория коллективно разрабатывается (что случается очень редко) или коллективно развивается (что бывает почти всегда). В результате формируются некие коллективные тезаурусы понимания теорий. Существование этих тезаурусов имеет своим следствием, в частности, то, что сторонники концепций всегда понимают их не так, как противники, а также то, что одна и та же теория понимается и развивается по-разному различными школами. При этом также возникают соответствующие эмоции и формируются образцы поведения, которые, как исследовательские традиции, чаще носят не столько индивидуальный, сколько коллективный характер. Это справедливо для таких эмоций, как, скажем, эмоциональная привязанность к «своей» теории (похожая, как в описанном выше примере, на чувства к любимой девушке), героическая решимость защищать ее при любых обстоятельствах, своеобразная идентификация с нею (30), не слишком добрые чувства к ее противникам, – чувства, в общем-то внешние по отношению к самой теории, но во многом входящие и в ее внутреннюю ткань. Так, один из аргументов когнитивистов в упомянутом выше споре с бихевиористами состоял в том, что можно «физически ощущать» первичность установок по отношению к поведению. При этом из логики данного спора было неясно, что именно первично – само это «ощущение», даже если оно действительно возникает, или желание подтвердить свою теорию путем вызывания у себя соответствующего ощущения (кстати, вторая возможность органичнее вписалась бы в логику когнитивизма, ибо означала бы первичность установки). Таким образом, в неявной области психологических теорий можно различить (а) личностный и (б) групповой компоненты, в свою очередь разделив каждый из них на когнитивную, эмоциональную и поведенческую части. Разумеется, наличие этой области и ее ключевых компонентов не является привилегией гуманитарных наук. Многочисленные упоминания об этом можно найти и в работах методологов науки, относящихся к естествознанию. Однако, во-первых, сама область неявного знания в гуманитарных теориях существенно шире, а во-вторых, удельный вес ее эмоционального компонента заметно больше, чем в естественнонаучных теориях. Именно данные обстоятельства делают теории в гуманитарных науках куда более аморфными, неопределенными и допускающими различные толкования. Дабы сама структура психологических теорий, описанная в настоящей статье, не предстала в аморфном и недостаточно определенном виде, характерном для самих этих теорий, целесообразно отобразить ее в виде схемы (см. с. 34), которая, хочется надеется, если и не устранит, то, по крайней мере, сведет к минимуму индивидуальные и групповые вариации ее понимания.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14
1. Структурно-функциональный анализ Структурно-функциональный анализ, принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. В марксистской социологии структурными образованиями общества выступают общественно-экономическая формация: материальное я духовное производство; базис и надстройка; экономические, социальные, политические отношения; социально-экономические, политические и культурные институты и т.д. Понятие функции имеет при этом два значения: служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом (например, функции государства, права, искусства, образования и т.д.); зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в одной части оказываются производными (функцией) от изменений в другой её части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения как функция индустриализации; повышение удовлетворённости работой как функция содержательности труда и т.д.). В этом смысле функциональная зависимость может рассматриваться как вид детерминизма. Исследование функциональных связей и зависимостей как первого, так и второго типа является одной из задач специальных социологических теорий, основывающихся на синтезе теоретического анализа и эмпирических исследований.
С.-ф. а. в марксистской социологии органически связан с принципом историзма, социально-экономического детерминизма, рассмотрения явлений в их внутренней противоречивости и др. принципами, в своей совокупности образующими диалектико-материалистическую методологию изучения социальных явлений.
Структурно-функциональное направление в современной буржуазной социологии основывается на противопоставлении функционализма и историзма. В рамках этого направления (Т. Парсонс) развивается абстрактная теория социальных систем, обладающих четырьмя основными функциями: адаптивной, целедостигающей, интегративной и функцией регулирования скрытых напряжений системы. При этом в качестве основных структурных образований социальной системы рассматриваются не социально-экономические структуры, а ценности и нормы. Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального контроля. Такой подход игнорирует противоречивость общества, процессы классовой дифференциации и классовой борьбы. С.-ф. а. в современной буржуазной социологии абсолютизирует процессы стабильности, равновесия и устойчивости в обществе, преувеличивает роль ценностных и нормативных механизмов регуляции человеческой деятельности и направлен главным образом на исследование механизмов, обеспечивающих согласие в обществе. В идеологическом плане подобные концепции выступают как прямая или косвенная апология буржуазных общественных отношений. 2. Научное и ненаучное психологическое знание научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана На вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку (3, 4). До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. научное знание направлено на постижение истины и дает «лучшее из всех возможных на сегодня объяснений» (Е.А. Сергиенко) потому, что оно лучше соответствует реальности. (Боюсь говорить об «относительной истинности» из-за неудачного диалектического прошлого этого термина.) Большинство участников дискуссии близки к этой позиции. Однако достаточно выражен и эпистемологический пессимизм, т. е. принципиальный отказ от утверждения об истинности научных теорий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.213.204 (0.017 с.) |