Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. С чего начинается системный подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего вычленить вопрос о том, что первично – изучение предметных систем или изучение системности мира? Фактически человек всегда изучал целостные явления и при этом всегда обнаруживались системные моменты, связанные с пониманием части и целого, единства и структуры явлений, внутренних связей и взаимодействия элементов целого, свойств интеграции и т. п. [42]. Однако многие столетия это были разрозненные знания об отдельных системных формах, представляющие собой частные моменты в познании мира. Чтобы превратиться в общезначимые формы, им не хватало широты, всеобщности представлений о системах действительности. И эта всеобщность системных знаний должна была вырасти естественным образом из прогресса науки, из изменившихся параметров миропонимания человека, из новых представлений и новых потребностей гносеологии. Люди разных исторических эпох изучали явления объективного мира, не рассматривая их как системы: для них это просто предметы и явления. Между тем, с методологической точки зрения, есть разница в том, познается ли предмет обыденно, так сказать, ординарно или он познается согласно гносеологической установке «предмет как система». В первом случае знание носит, как правило, описательный, феноменологический характер. Во втором случае изучению «предмета как системы» изначально задаются как бы методологические направляющие, особая призма видения, которая требует выявления: 1) феномена целостности и определения состава целого, 2) закономерностей соединения частей в целое, 3) законов его структуры и т. п. Вместе с тем изучение «предмета как системы» – только одна из форм системности, не охватывающая ее полностью. И фактически понимание системности как принципа мировоззрения к методологии приходит в науку позже, прежде всего через раскрытие макросистемных отношений, через понимание системного устройства мира. Конечно, это различные формы познания бытия. Так, если предмет берется только сам по себе и все его качества – свойства объясняются непосредственно, исходя из него самого, – это одна призма видения. А если тот же предмет рассматривается как часть видо-родовой системы, где все его качества – свойства объясняются опосредованно, как типичные проявления свойств макросистемы, то это уже иное знание о том же предмете (!), имеющее отличные от первого содержание и критерии. Одним словом, пока человечество не познало законов макро- и микромира, его «знание о вещах» остается элементарным знанием о них и, естественно, в нем нет никаких специальных установок для особого рассмотрения системности, системных параметров. Такие установки закономерно проявляются только на новом уровне развития научного знания, когда представления о системности становятся органической составной частью фундаментальных научных теорий и всего современного миропонимания. В целом до начала, а точнее даже до середины XIX в., во взглядах на реальный мир господствовали досистемные, если можно так выразиться, предметоцентрические представления. И хотя в то время уже существовали такие яркие примеры системного мышления, как гелиоцентрическое учение Коперника, космогоническая теория Канта – Лапласа, философская система Гегеля, и научная мысль во всех отраслях знания настойчиво билась в поисках ответов на фундаментальные вопросы «о природе вещей» и «об устройстве мироздания», но, с точки зрения формирования системных теорий, системных взглядов на действительность, это были только идеи-предшественники, идеи-догадки, которые еще не меняли основ господствующего тогда миропонимания.
Рождение подлинно научных макросистемных представлений относится к середине XIX в. Теории исторического развития в природе и обществе, а именно теория общественно-исторического развития К. Маркса и Ф. Энгельса и эволюционное учение Ч. Дарвина, фактически с этого начинают коренные преобразования прежней картины мира. Они несут в себе принципиально новые параметры знания — материалистическую диалектику и макромасштабные представления о процессах и явлениях объективного мира, включающие в себя, в частности, и представления о больших системах: об общественно-экономических формациях, о «видах» животных и растений. Параллельно с этим в XIX – начале XX вв. создаются другие фундаментальные научные теории, несущие с собой представления о важных системных принципах объективного мира. В это историческое время были изданы неевклидовы геометрии Лобачевского и Римана, неклассическая (не ньютоновская) физика Эйнштейна, раскрывшие как бы «второе» измерение физической реальности. Появились системно-структурные теории а химии: Периодическая система элементов Менделеева, теория химического строения Бутлерова, вскрывшие фундаментальные системные законы строения вещества. Стали интенсивно разрабатываться организмические теории в биологии и функциональные концепции в медицине. Вместе со всеми этими теориями в науке фактически утверждались системные представления об окружающей действительности, чем, конечно, и закладывались содержательные предпосылки последующего формирования системного подхода. С этого исторически и начинается развитие системного подхода – независимо от сроков реального осознания его принципов в методологическом плане и использования его с целью практических приложений, Системное знание в XIX в. уже есть. Но оно существует пока не в виде особого методологического знания, а как часть конкретных обществоведческих и естественно-научных теорий, как одна из черт диалектико-материалистического мышления. Обратимся теперь к другой стороне вопроса – собственно гносеологической. В это время в научном познании происходят события поистине чрезвычайного значения. Наряду со знанием о предмете как таковом появляются новые слои знания о закономерностях макро- и микромира, что соответственно дает новые модусы, новые разновидности знаний о предмете как элементе своей макросистемы и как проявлении соответствующих структурных законов материи. Итак, появляются три существенно разных знания об одном и том же предмете. Это качественно новая гносеологическая ситуация. Рассмотрим ее более детально. Многокачественность и многомерность явлений существовала всегда и фиксировалась познанием более или менее полно также во все эпохи. Дело не в этом. Принципиально новое явление состоит в другом. Все «существовавшее ранее знание о предмете было, так сказать, однопорядковым и привязывалось по преимуществу к одной системе координат. Теперь же, с созданием фундаментальных теорий о макро- и микромире, в гносеологии возникает потребность отразить не просто возросшую многокачественность и многомерность изучаемых явлений, но и найти средства отображения многоуровневого, в значительной мере параллельного знания, требующего для своего адекватного раскрытия разных систем координат. Так, знание о предмете самом по себе, раскрывающее все его свойства и характеристики как проявление его индивидуальности, существенно отличается от знания о предмете, описывающего его свойства как проявление «видовых» или «формационных» качеств макросистемы, и тем более отличаются от знаний о нем же, базирующихся на изучении глубинного строения материи, на познании законов микромира. В каждом из этих случаев речь идет о законах разных порядков, не сводимых друг к другую Отныне научное знание о предмете и явлении уже не может состоять из одного представления о нем самом, оно должно состоять из многих разнопорядковых знаний, берущих его в микро-, мезо- и макромасштабах реальной действительности. И для того чтобы в познании «схватить» эти разнокачественные, разносущностные и разномасштабные реальности, нужны новые методологические средства. На первый взгляд может показаться, что этим нарушается монистическая картина мира, ибо на месте «единого знания» появляются этажи разнопорядкового «многомерного знания». Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что речь идет лишь о новом рубеже в познании мира, о новом рубеже его сложности, когда монистическая картина мира становится более глубокой и объемной, когда единство мира понимается более комплексно и многомерно. Новое знание богаче прежнего, оно имеет большее количество определений, состоит из большего количества разрезов, аспектов, уровней. Оно фактически представляет собой многомерный синтез знаний о действительности и о предмете вместе взятых, синтез постоянно расширяющегося знания о мире. Так зарождается потребность в отображении сложного знаниями соответственно в какой-то мере должна постепенно перестроиться сама структура научного познания и его методология. Конкретные науки и философия в этих условиях должны «научиться» более четко расчленять познаваемую действительность на некие качественные узлы, осознанно подходить к дроблению знания по отраслям, аспектам, уровням, специализациям, методологически правильно изучать связи и взаимодействия явлений, хорошо отработать процедуры синтеза разноаспектного и разнопорядкового знания. Каждый человек, желающий понять потребности развития современного научного знания, должен в этом факте истории познания ретроспективно увидеть одну из существенных причин возникновения и последующего развития системного подхода. Задача задач современной методологии – отразить сложность реальных структур мироздания, притом отразить точно и всесторонне. И вместе с тем дать в руки исследователей орудия познания, адекватные решению этих задач. Все это и обусловливает широкое развитие методологического знания, специализацию его приемов, ориентированных на изучение различных сторон бытия, будь то развитие, функционирование, системность, структура явлений и т.п. Современная наука проделала большой путь в решении проблем адекватного отражения сложности мироздания, но начиналось все это с доказательства правомерности, так сказать, «второго измерения». И первым образцом последовательной теоретической разработки этих методологических проблем стала теория К. Маркса. Принцип двойственности качественной определённости, разработкой и применением которого Маркс гордился как своим научным открытием первостепенной важности, является широко применяемым принципом его методологии [17]. Возьмем ли мы учение Маркса о труде (конкретном и абстрактном), товаре (его потребительной стоимости и стоимости), природных и социальных качествах вещей, товаров, моральном и физическом износе техники, об общих и формационных законах народонаселения и т. п. – все это просто невозможно понять, не руководствуясь методологическими представлениями о двух рядах качественной определенности явлений. Этим и был заложен методологический образец диалектико-материалистического решения проблем многомерности. Позже появились многочисленные подтверждения этого методологического принципа в других науках, а также были открыты иные измерения действительности. Однако теоретический пример, с которого начинается пересмотр старых it утверждение новых логико-гносеологических и методологических оснований современной научной картины мира, был заложен прежде всего теорией К. Маркса и Ф. Энгельса. Утверждение принципов многомерного понимания действительности невольно порождало проблемы, требовавшие системных представлений и системных решений, т. е. расширяло саму потребность в системном подходе. Ибо нельзя последовательно объяснить наличие двух или многих сущностей в одном предмете, не прибегнув к приему рассмотрения их в разных системах координат, не исходя из понимания полисистемности объективной действительности, не выработав адекватных методологических средств комплексирования параллельных знаний. Понятие системы весьма удачно обслуживает эти потребности развития научного знания. В различных модификациях оно выполняет роль «отдельной системы координат», «сложной системы координат», «системы координат с переменными структурами», «иерархии систем» и т. п. Итак, главной исторической и вместе с тем главной теоретической предпосылкой развития системного знания было появление фундаментальных теорий макро- и микромира, сложившихся во второй половине XIX – начале XX вв. Из них вырастало сложное многоуровневое знание, требовавшее для своего точного отображения новых методологических средств. Возникшая таким образом потребность в отображении объектов действительности в разных системах координат – одна из важнейших гносеологических предпосылок последующего развития системного подхода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.009 с.) |