Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское наследие для психологической науки: эмпиризм, рационализм, прагматизмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя многие думают, что аккумуляция фактов является первичной целью эмпирической психологии, в действительности открытие общих принципов и законов определяет ее сущность. Главная задача эмпирической психологии состоит не в том, чтобы открывать уникальные необъяснимые факты, и не в том, чтобы понять потребности отдельного человека. Ее задача состоит как раз в противоположном — в том, чтобы открывать общность, объединяющую множество феноменов, показывать, как разные феномены и как разные люди служат примерами действия одних и тех же законов. Тем самым эмпирическая психология стремится понять природу человеческого универсума. Решая эти задачи, эмпирическая психология опирается на законы мышления и доверяет опыту. Усилия философов на протяжении столетий в этом направлении не пропали даром. Исследователь различает свое сознание и мир, стремится не переносить на мир особенности собственного сознания — подобно тому, как открытые гештальт-психологией и присущие сознанию иллюзии целостности порой приписываются миру, окружающему сознание. Исследователь критически использует мышление для познания мира, судит о мире по данным чувственного опыта (включая непрямые наблюдения) и применяет контроль над опытом. Эмпирическая психология отвергает некое мистическое, скрытое, единое начало, приводящее к идее единого космического организма. Вместо этого она утверждает многообразие мира. Не все связано со всем, можно иметь одну вещь и не иметь все вещи, мир, доступный для понимания и изучения, является незавершенным, неполным, он свободен от каких-либо абсолютов. Главные постулаты эмпирической психологии — эмпирицизм, рационализм, прагматизм. Основные достижения философов, усвоенные эмпирической психологией, сводятся к следующим фундаментальным положениям.
1. Исследовательское мышление может производить не только истину, но и ошибку. Поэтому любые теории следует подвергать сомнению. Общая предпосылка не есть доказательство для выводимых из нее следствий. Напротив, следствия и эмпирические свидетельства должны быть направлены на тестирование общей предпосылки. Отсюда происходит принцип скептицизма эмпирической психологии. 2. Эмпирическая психология не занимается утверждениями своей собственной истинности, но она претендует на открытие истины мира. Утверждение, суждение, высказывание или мнение считаются истинными, если они соответствуют фактам. Отсюда происходит принцип верификации эмпирической психологии. 3. В любой идее не остается ничего, если она не привносит в наш опыт практических результатов. Истина и ошибка сознания также определяются опытом. Отсюда происходит принцип прагматизма эмпирической психологии. 4. Эмпирическая психология требует не усложненного, а ясного мышления, простого изложения идей. Одни идеи должны отличаться от других; идеи не должны содержать в себе логических противоречий. Отсюда происходит принцип ясности и простоты изложения идей в эмпирической психологии. 5. Предпочтительной является такая ситуация, когда большее количество фактов объясняется меньшим количеством законов и принципов. Отсюда происходит принцип экономности эмпирической психологии. 6. Эмпирическая психология основывается на логике и математике, статистике и вероятностных методах. Отсюда происходит принцип математизма эмпирической психологии. 7. Эмпирическая психология не отдает предпочтений ни теориям, ни фактам. Их взаимоотношения носят характер соперничества, в котором побеждают те из них, которые в большей степени соответствуют истине. Отсюда происходит принцип развития эмпирической психологии. Эмпирическая традиция Построение знания с опорой на опыт и разум. Эмпирической психологии фундаментальные положения (1) Подвергает сомнению любые теории (принцип скептицизма). (2) Претендует на открытие истины реальности, а не утверждает свою собственную истинность (принцип верификации). (3) Поддерживает идеи, приводящие к практическим результатам для опыта (принцип прагматизма). (4) Применяет ясное мышление, простое изложение идей (принцип ясности и простоты изложения идей). (5) Объясняет большее количество фактов меньшим количеством законов и принципов. (6) Основывается на логике и математике, статистике и вероятностных методах (принцип математизма). (7) Устанавливает отношения соперничества между теориями и фактами: побеждают те из них, которые в большей степени соответствуют истине (принцип развития). ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5
1. Тенденции развития методологии
2. Основные признаки априорной психологии Априорная традиция Метафизика как априорность Априорная психология уходит своими корнями в метафизику. Метафизика — философское учение, направленное на изучение реальной природы вещей, определение значения, структуры и принципов чего-либо таким, каково оно есть. Метафизики представляют свое учение как наиболее фундаментальное и всеобъемлющее, поскольку оно рассматривает мир как целое. Я попытаюсь кратко показать некоторые особенности метафизической науки с позиций эмпирической науки, т.е. представить взгляд на метафизику «извне», а не «изнутри» ее. Возможно, мои молодые коллеги, воспитанные на традициях философского марксизма, встретятся при этом с определенными трудностями, причем не важно, принимают ли они марксистские идеи полностью, частично, или принципиально находятся в оппозиции к ним. Дело в том, во-первых, что по определенным признакам, о которых речь будет идти ниже, материалистическая философия марксизма относится к метафизике так же, как скажем, идеализм, феноменология или экзистенциализм. Вряд ли такая группировка философских направлений является привычной для российских психологов. Во-вторых, материализм породил странную смесь наивного реализма с идеализмом. Парадокс состоит здесь в том, что если исходить из ленинского постулата о том, что материя дана сознанию такой, какова она есть на самом деле, то это есть, по сути дела, наивный реализм. Он легко опровергается не только непредвзятой философией, но и многочисленными фактами, открытыми психологами. О некоторых из них я писал выше. К ним можно было бы добавить иллюзии целостности, открытые гештальт-психологами: о них я тоже писал выше, но в другом контексте. Вспомните также такие феномены, как избирательность, локус контроля, социальные установки, стереотипы, убеждения и предубеждения, смыслы, ценности, идеалы, и т.д. Каждый из этих феноменов явно противоречит позиции наивного реализма. Но это только одна сторона медали. Ее другая сторона состоит в том, что после веры в «отражение» материи наступает вера в собственное сознание, которое «адекватно отражает» мир. Так наивный реализм смыкается с идеализмом. Особенности метафизики проистекают прежде всего из того, что ее приверженцы не проводят принципиальных различий между сознанием и миром. Мир мыслится таким, каким его мыслит мышление, и метафизик не озабочен вопросом, соответствуют ли (и если да, то в какой степени) его знания миру как таковому. «Вредный» для метафизики вопрос состоит в том, что собственно характеризуют метафизические картины мира: мышление (сознание), или мир, или смесь того и другого, задуманного Творцом? Впрочем, для многих метафизиков этот вопрос может показаться просто странным. Ведь они не отделяют содержание своего мышления от внешнего мира и для них не является принципиальным вопрос отделения объективных знаний от необъективных независимыми от мышления средствами. Кант писал, что разум, который не контролируется опытом, впадает в противоречия, или «антиномии». Каждому тезису может быть противопоставлен антитезис. Тезис и антитезиз могут быть получены из одной и той же предпосылки и могут быть доказаны с равной степенью «очевидности». Кант использовал положение об антиномиях против метафизических спекуляций разума в областях, где они не могут быть проверены опытом. Гегель, в отличие от Канта, заявлял, что необходимость противоречить самому себе заложена в самой природе разума. Суть известной триады Гегеля (тезис — антитезис — синтез) заключается в том, что синтез поглощает две первоначально противоположные позиции на более высоком уровне развития, превращая их, так сказать, в свои составляющие. Наука, однако, строится по другим нормам. Если каждый аргумент имеет равно обоснованный контраргумент, и тот и другой не могут считаться научными. Наука противоречие обнаруживает, но не «ассимилирует» его, а устраняет (подробнее см. Поппер, 1992 а). Далее анализу будут подвергнуты три вопроса: (1) Метафизика как учение о предельной реальности, (2) метафизика как учение о первых принципах, (3) метафизика как наука.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.223 (0.026 с.) |