Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие культурной психологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С начала XIX в., благодаря Гумбольдту (1767—1835), «вторая» психология обозначается как Volkerpsychologie — «психология народов», предназначенная изучать «дух народа». В середине XIX в. Миль (1806—1873) предложил версию дуальной психологии, которая состояла из двух ветвей: естественнонаучной (психологии) и гуманитарной (этологии). В предмет этологии входило изучение типов характера человека. Миль подчеркивал различия между психологией и этологией не только по предмету, но и по методу: психология опирается на эксперимент и дедукцию, этология — на размытые обобщения, приводящие к образованию целого из элементов. Вундт (1832—1920) развивал далее идеи Миля о дуальной психологии и идеи Гумбольдта о «психологии народов», разделив психологию на «физиологическую» и «психологию народов». Психология народов изучала высшие психические функции, — психический продукт, создаваемый общественным характером человеческой жизни (подробнее см. Коул, 1997). Еще одна знаковая фигура XIX в. — Дильтей (1833—1911). Он провозгласил «субъективность» гуманитарных наук и обозначил их область как «гуманитарно-социально-историческую реальность». Дильтей полагал, что предметом гуманитарных наук являются взаимодействия личного опыта, рефлексирующего понимания и выражения человеческого духа в жестах, словах и искусстве. Причем любые исследования в гуманитарной области должны носить исторический характер (см. Dilthey, Wilhelm // Microsoft Encarta Online Encyclopædia, 2000). В XX в. культурно-историческая традиция получает развитие в Советском Союзе (Выготский, 1982; Леонтьев, 1994; Рубинштейн, 1969), США, Германии, Франции (см. Коул, 1997). Культурно-историческая традиция обнаруживается также в кросс-культурных исследованиях (см. например, Segall, Lonner, Berry, 1998; Hermans, Kempen, 1998). Кроме того, возникло еще одно течение — социальный конструкционизм и социальный конструктивизм (о различиях между конструкционизмом и конструктивизмом см. Greer, 1997). Социальные конструкционисты и конструктивисты утверждают, что люди являются продуктом их культурной и личной историй, ближайшего социального окружения. Утверждая «первичность социального», это течение отвергает изучение индивидуальности и индивидуального поведения, сосредоточившись на исследованиях взаимоотношений между людьми, которые производят «внутренние миры» субъективного опыта. Главное внимание уделяется дискурсивной практике людей (см. Zimbardo, McDermott, Jansz, & Metaal, 1995). Отмечается, что человеческой жизни присуща коллективная активность, а каждый человек характеризуется субъектностью и интенциональностью. Эти позиции радикальным образом отличают дискурсивную, а также культурную психологию от естественнонаучной психологии (Harre, 2000). Следует иметь в виду, что культурная и естественнонаучная психологии в тех или иных аспектах взаимно проникают друг в друга — и по предмету, и по методу. Например, эмпирическая эстетика возникла в оппозиции эстетики «снизу», берущей начало от Фехнера (Fechner, 1897), к эстетике «сверху», восходящей к философской эстетике. По предмету эмпирическую эстетику можно отнести к культурно-исторической психологии, а по методу, наоборот, — к естественнонаучной психологии (см. например, Иванченко, Харуто, 2000; Мартиндейл, 2000 б; Shepeleva, Batov, & Petrov, 1997). В свою очередь, естественнонаучная психология использует в той или иной степени качественные исследования (например, анализ единичных случаев в клинической психологии), и это обстоятельство сближает ее с культурно-исторической психологией по методу. Здесь я останавливаю свой весьма беглый обзор культурно-исторической ветви психологии, поскольку главная задача состоит в анализе не ее предмета, а метода. Далее я ввожу еще два ограничения. Во-первых, будет дано краткое описание преимущественно культурной психологии. Во-вторых, хотя в работах этого направления можно встретить и количественные, и качественные исследования, последние явно преобладают. Будут рассмотрены особенности только качественных исследований. Актуальные проблемы метода качественной культурной психологии четко сформулированы и глубоко раскрываются в монографиях и статьях Ратнера (Ratner, 1993, 1997). Далее будем опираться преимущественно на эти работы.
Ключевые термины и понятия Валидность в культурной психологии (1) Дескриптивная валидность — затрагивает вопросы точности описания фактов. (2) Интерпретативная валидность — контролирует умозаключения о значениях действий. (3) Теоретическая (объяснительная) валидность — направлена на идентификацию мотивов и причин как источников феноменов. Культурно-историческая традиция в психологии Подчеркивает своеобразие человека как социального существа, существующего в человеческом обществе и мире искусственных предметов (человеческой культуры). Это предполагает, в свою очередь, что методы исследования психики и поведения человека должны существенно отличаться от методов естественных наук. Подчеркивается роль социальных, культурных и исторических факторов в создании психики, поведения и деятельности человека. Культурной психологии особенности (1) Сознание является источником объективного знания и придает познанию объективный характер. (2) Наблюдатель должен вступать во взаимодействие с изучаемым феноменом. (3) Возможно понимание качественных особенностей феноменов целостно, без разложения их на отдельные элементы. (4) Изучаются качественные особенности феноменов. (5) Объективность качественных исследований обеспечивается ориентацией на комплексные качества феноменов. (6) Развиваются представления Дильтея о понимании и интерпретации. Понимание состоит в постижении значений человеческой экспрессии. Интерпретация состоит в том, что значения следует выводить изэкспрессии, но не искать их внутринее. (7) Анализ индивидуальных случаев и применение метода индукции. (8) Постижение сущностных особенностей феноменов. Сущность находится в общих паттернах. (9) Психологические феномены определяются концептуально, не операционально. (10) Понимание феноменов включает их объяснение, а социально-культурная активность является главным источником объяснения. Культурной психологии фундаментальные идеи (1) Культурная психология руководствуется идеями социального конструкционизма и конструктивизма, включая социально-историческую теорию Выготского. Психические функции рассматриваются как социально обусловленные. (2) Культурная психология усвоила ряд идей феноменологии Гуссерля, в частности, отношение к человеку как активной, творческой и конкретной индивидуальности. (3) Центральными понятиями культурной психологии являются «понимание» и «интерпретация», идущие от Дильтея.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2
1. Методология и теория
2. Номотетический подход в психологической науке Номотетический подход Эмпирическая психология производит эмпирическое знание в рамках прежде всего номотетического подхода, связанного с позитивистской и постпозитивистской философией. В этой методологии, которую иногда называют «методологическим позитивизмом», объединены элементы логического позитивизма, эмпирицизма и операционализма (Ratner, 1997). Онтологически постпозитивистов относят к критическим реалистам. Они утверждают, что реальность существует сама по себе, независимо от познающих ее людей. Но люди могут познавать и понимать эту реальность, хотя и только приближенно, вероятностно, а не однозначно и определенно. Эпистемологически постпозитивисты стремятся изучать и познавать свой предмет с объективной точки зрения, но осознают, что идеал объективности редко, если вообще когда-либо полностью, может быть достижим. Результаты количественных исследований проверяются на валидность и надежность. Главная цель — объяснение и предсказание явлений при контроле условий, в которых обнаруживаются закономерности или причины (Kidd, 2002). Главными принципами методологического позитивизма (и номотетического подхода) являются атомизм, квантификация, операционализм. Атомизм предполагает, что одни психические свойства обособлены от других; они существуют раздельно, хотя и могут быть взаимосвязаны. Квантификация означает, что психическое свойство можно выразить в виде переменной, состоящей из мелких дискретных элементов. Числовые значения обозначают силу или степень выраженности переменной. Квантификация означает также, что математические операции с количественными данными, выражают и числа, и особенность психического явления, которую они обозначают. Операционализм представляет собой поиск простых поведенческих действий, в которых выражаются психические свойства. Основная задача номотетического исследования заключается в том, чтобы измерить «силу» переменной (степень ее выраженности, частоту проявлений, и т.п.). Изменения «силы» агрессии, конформности, любви, или самооценки рассматриваются в зависимости от других, чем эти переменные, факторов (Ratner, 1997). Номотетический подход предназначен для открытия общих законов, которые лежат в основе психических явлений, поведения, событий. Исследователи обнаруживают действие общих законов применительно к разным людям, в разное время, в разных местах, ситуациях, условиях. Результаты изучения особенностей одних людей позволяют предсказывать такие же особенности у других людей. Номотетический подход предназначен также для эмпирического тестирования теорий и вытекающих из них исследовательских гипотез (Dooley, 2001).
В основе номотетического познания лежит каузальное понимание психики, личности, поведения. Применительно к номотетическому познанию «понимание» есть также «объяснение». Другая особенность понимания в ходе номотетического познания связана с попытками исследователей понять людей каузально, т.е. обьяснять факты в терминах порождающих их причин (Вригт, 1986). Номотетическое познание производится, как правило, путем количественных исследований психических явлений. Объектом количественных исследований становятся психические явления безотносительно к тому, осознают или не осознают их люди и какова их точка зрения на них. Иначе говоря, объект количественных исследований определяется скорее с позиции внешнего наблюдателя, чем с позиции действующего лица. Существование психических явлений так, как они функционируют в действительности (а не так, как их мыслят отдельные люди), есть объективное знание о субъективной реальности. По своей природе количественные исследования носят прежде всего дедуктивный характер. Количественное исследование — это конфирматорное исследование. Оно направлено на тестирование предварительно сформулированных гипотез, которые в свою очередь появились как результат процедуры верификации положений какой-то теории. В отдельных случаях количественное исследование может быть эксплораторным (индуктивным). Эксплораторное исследование эмпирически строит теорию (а не тестирует ее), предшествует ей и потому не всегда опирается на исследовательские гипотезы. Нередко результаты эксплораторного исследования могут приводить к гипотезам, которые затем тестируются конфирматорно (Dooley, 2001). В количественных исследованиях принято выделять свойства и обособлять их от других свойств. Полагается, что психика (личность, поведение) не есть что-то однородное. Напротив, психика (личность, поведение) — это комплексная сложноструктурированная система, складывающаяся из многих разно родных свойств. Для того, чтобы понять «механизм» устройства и функционирования этой системы, во-первых, нужно определить ее состав, т.е. выделить отдельные свойства, из которых она складывается. Во-вторых, следует определить ее структуру, т.е. выяснить, как отдельные свойства взаимосвязаны. В-третьих, необходимо определить соотносительную роль отдельных свойств, т.е. установить степень вкладов разных свойств в систему. В-четвертых, нужно учитывать своеобразие ситуации, в которой разные свойства могут вести себя различным образом, и т.д. Но для решения любой из этих (и других) задач нужно прежде всего выделить отдельные свойства. Путь познания целого через определение состава и структуры его элементов — это путь к синтезу через анализ. Путь познания целого, минуя определение состава его элементов и их структуры, — это синкретизм, нечто чужеродное номотетическому подходу и количественным исследованиям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.01 с.) |