Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Системный подход. Качественный анализ совокупностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем рассматривать специфическое использование системного «подхода в процессе качественного анализа, следует определить некоторые его общие исходные позиции. Понятие «система» употребляется ныне очень широко. В науке накоплено множество самых разнообразных представлений о системах. Системы различаются по формам бытия, отношению к движению, уровням,, строению, а также по многим отдельным характеристикам. Среди великого множества типологических и параметрических различий систем важнейшее сущностное значение имеют различия их объективной природы; как материальных и идеальных, естественных и искусственных, неорганических, органических, социальных. И, несомненно, каждый исследователь, приступающий к изучению тех или иных явлений, должен считать первым основанием своего исследования знание закономерностей, присущих соответствующим классам объективной реальности. Без этого основания всякие разговоры о системном анализе приобретают довольно» поверхностный характер. Понимание специфики систем в определенной мере связано и с самим процессом познания, требующим, как правило, раздельного описания бытия и диалектики явлений, их «статики и динамики», «структуры к функции», «строения и развития». Только подлинное единство описания явления в его процессуальной и статической формах дает нам достаточно точное («объемное») представление о реальности, в том числе, конечно,, и о системах. Всякие попытки вольно или невольно игнорировать это коренное требование научной методологии ведут к упрощению реальной картины, к замыканию в рамках того или иного рода «аспектного» видения проблемы. Вернемся теперь к вопросу о служебной роли понятий системного» подхода в современном качественном анализе. Первое, что дает понятие «система» – точное обозначение целостного объекта и фокусировку познания на нем. Уже это создает некую гносеологическую установку («призму видения»), ставит исследователя в позицию необходимости? изучения: а) предмета как целого, б) законов его образования, в) единого строя закономерностей данного явления. Система, по определению, есть «объединение частей в целое», и соответственно должны быть выявлены законы объединения частей в целое (например, законы химического «сродства» и строения, единств» принципов учения, однородность законодательства и т. п.). Вместе с тем система, по определению, есть и само целое, и это значит, что должны быть выявлены ее базисные основания, законы ее структуры, функционирования и развития. Уже само выделение реальной системы, определение ее как конкретного взаимосвязанного целого создает определенную логику и методологию ее качественного исследования, вырабатывает системоцентрический взгляд на явления. Такой взгляд («установка») конкретизирует объект изучения, способствует выявлению его действительных законов, обнаруживает его системную качественную специфику. Рассмотрим эти гносеологические процедуры поэлементно. Два гносеологических аспекта качественного анализа. Человеческое познание всегда строится вокруг изучения некоего качества. Только в одном случае «единицей познания» является отдельно взятое качество – свойство, а в другом – целостный предмет, совокупность, комплекс. Иными словами, в качественном анализе существуют как бы два различных гносеологических приема или принципа. В первом случае происходит вычленение отдельного качества–свойства, изучение его самого по себе или в контексте конкретного явления. Это, так сказать, «элементный аспект качественного анализа». Во втором случае познание фокусируется на целостном объекте, качественной совокупности или комплексе. Именно эти целостные «объектные единицы» и есть системы. В этом случае в поле изучения оказываются состав и структура объекта, взаимосвязи частей, его интегративные, «кооперативные» качества, общие законы. Это, так сказать, «качественный анализ совокупностей». Таким образом, системный подход непосредственно связан не со всем качественным анализом, а лишь с одной его формой. Он фактически и есть своеобразная форма качественного анализа целостных объектов, совокупностей, комплексов. Система – универсальный качественный объект. Конкретное научное знание уже давно оперирует различными качественными реальностями как «условными объектами», и в понятии «система» они получают лишь адекватную этому форму. Рассмотрим примеры этого. Физиология: система кровообращения, система обмена веществ, нервная система и т. п. – функциональные объекты. Физика, химия: атом, молекула, полимер – структурные объекты. Биология: виды и популяции животных, экологические системы надиндивидуаль-ные природные макрообъекты. Политическая. экономия, социология: общественно-экономические формации – социальные макрообъекты. Философия, право: система законодательства, система принципов, система взглядов и т. п. – идеальные качественные объекты. Психология, социология, экология: система «человек–машина», система «коллектив и личность», система «Солнце – Земля», система «природа – общество» – системные комплексы. Понятие «система» как раз и выступает универсализированным обозначением качественного объекта, пригодным для описания любого «качественного узла», совокупности, целостности, комплекса. Оно дает им единую гносеологическую «рамку» и методологически нацеливает на изучение их по единой схеме целостного (интегрированного) объекта. Итак, удовлетворяя современным потребностям качественного анализа, системный подход уже своим главным понятием обеспечивает универсализированное обозначение всего многообразия качественных объектов (функциональных, структурных, развивающихся; разномасштабных макро-, мезо- и микрообъектов; разноприродных естественных и искусственных, идеальных и материальных качественных реальностей, а также сложных системных комплексов). Система как феномен «выделения предмета из фона». Рассмотрев роль понятия «система» как универсализированного обозначения самых разнопорядковых качественных единиц, мы убедились в том, что оно хорошо обслуживает эту потребность теоретического познания. Вместе с тем обратной стороной этой «объективации качественных узлов» является эффект «выделения предмета из фона». В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «Перед человеком сеть явлений природы» и наши понятия, «категории суть ступеньки выделения, т. е- познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» [2, т. 29, с. 85]. И действительно, все явления обладают системными свойствами. Они сами суть системы и входят в более широкие системы, связаны условиями существования, которые образуют системы и т. п. Предметом изучения могут быть как сами объекты –системы, так и системы отношений, системы оснований, детерминаций, подсистемы и, наоборот, суперсистемы. Познавая действительность «по частям», человек «выделяет из фона» определенный качественный узел – объект и фокусирует на нем свое внимание, он как бы центрирует его, рассматривая целостно, системно избранный для изучения предмет. Итак, определение системы дает четкую привязку к конкретному объекту, устанавливает ее качество, границы, меру, сущность, а вместе с тем выделяет ее из фона, из «сети» других явлений. Системные комплексы. Самый общий взгляд на существующее в природе и обществе разнообразие систем показывает, что кроме их различий как физических, химических, биологических, социальных и т. п., их принадлежности к классам материальных и идеальных реальностей, а также их «масштабно-уровневых» различий (макро, мезо, микро), существуют еще особые объектные различия целостных и сложносоставных явлений, когда сама система состоит из двух или нескольких самостоятельных, но необходимым образом взаимосвязанных систем. Таким особым случаем являются «системные комплексы». Итак, между целостными системами (человек, конь, ель, автомобиль и т. п.) и системными комплексами (система «человек – машина», система «коллектив и личность», система «Солнце – 3емля», система «природа и общество», системы – агломерации и т. п.) существуют сходство и различия. В первом случае предметом изучения оказываются прежде всего структура системы, законы соединения частей в целое, ее внутренние механизмы и интегральные закономерности; во втором – связи, взаимодействия и отношения двух или нескольких объектов – систем, образующих полисистемный комплекс. Проблемы первичного изучения систем («предмет как система») здесь как бы отходят на второй план, они присутствуют в исследовании в снятом виде. В связи с этим происходят и определенные изменения в содержании самих понятий «системный объект», «целостность», «структура» и т. п. Так, целостность комплекса – это уже не органическая целостность целостных объектов, а только единство взаимодействующих систем, например водителя и автомобиля, летчика и самолета и т. д. Понятие структуры в данном случае также теряет внутренне присущую ему строгость, оно фактически становится понятием «вторичной структуры», т. е. структуры взаимодействия спаренных объектов–систем. А это не одно и то же, здесь меняется многое: характер связей, тип закономерностей, количество степеней свободы и т. п. Такова еще одна сложная «качественная единица», которую мы ныне называем системой. Вместе с тем к проблеме системных комплексов надо подойти и с другой стороны. Имеется определенное сходство гносеологических установок системных комплексов (например, «летчик – самолет») и изучения явлений по схеме «предмет – среда». И в том и в другом случае в центре изучения – внешние взаимодействия, их структура, закономерности, динамика. Таким образом, эти, казалось бы, совсем разнокачественные понятия представляют собой однотипные теоретико-познавательные призмы видения. Причем эта «призма» самого широкого диапазона употребления, ибо практически все явления объективной действительности взаимодействуют между собой и с внешним миром вообще. Итак, как мы видим, системные понятия уже работают в научном познании, они обслуживают актуальные потребности современного качественного анализа: обозначая класс совокупных целостных объектов, универсализируя само понятие качественного объекта, «выделяя предмет из фона», представляя сложносоставные явления особыми качественными объектами – системными комплексами. (Окончание следует.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.012 с.) |