Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Системный подход. Интегральное измерение явленийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы ответить на вопрос «что такое система», надо прежде всего знать, чем она отличается от несистемы. Возьмем для примера два объекта: кучу яблок и яблоко. Куча – это простая сумма, суммативное множество, и как таковая системой не является. Яблоко же есть органическое целостное единство, интегральное образование составляющих его элементов или компонентов. Таким образом, как мы видим уже из этого простейшего примера, различие суммативных и целостных множеств состоит в феномене интеграции. Соответственно исходным, базовым признаком системы является интегральная целостность или интегральное единство, а специфическим предметом изучения – интегральные свойства и закономерности объекта или комплекса. В определенном смысле системный подход и есть методологическое средство изучения интеграции, точнее, интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий. Такова действительная тайна системного подхода. И не случайно, конечно, греческое слово «система» (systema), означающее целое, составленное из частей, объединение, латинское слово «интеграция» (integratio), т. е. полный, целый, объединенный в целое, связаны глубоким сущностным единством, ибо каждое из них раскрывается через другое. Конечно, каждое из них имеет свою специфику. Так, понятие «система» в большей мере фиксирует объектную форму целого, а понятие «интеграция» подчеркивает процесс и механизм объединения частей, приобретения целым или комплексом интегральных совокупных качеств и т. п. Но оба они рассматривают интеграцию как общий параметр объективной действительности. Вряд ли надо доказывать, что интеграция – феномен всеобщий и универсальный. В нашем мире просто нет вещей или явлений, которые являлись бы продуктом интеграции и которые тем более не были бы связаны внешними интегративными связями. Но само по себе это еще не дает оснований для того, чтобы считать интеграцию основой основ мироздания. Законы, управляющие миром, конечно, не сводятся только к интеграции и полностью ею не объясняются. Однако знание закономерностей интеграции чрезвычайно существенно для понимания самого механизма действия любых законов – структурообразования, функционирования, развития и взаимодействия. Еще большее практическое значение законы интеграции имеют в сфере искусственно создаваемых человеком систем. Раскрытие феномена интеграции – чрезвычайно существенный момент качественного анализа и методологии вообще. Она, в частности является классическим примером проявления диалектического закон; перехода количества в качество, образования нового качества в результате соединения частей в единое целое. Попробуем же «проинвентаризировать» наиболее типичные феномены интеграции, рассматриваемые в системном подходе. Целое и нецелое. Интеграция здесь выступает как коренной качественный признак целостных систем, отличающий их от суммативных множеств, не являющихся системами. Без феномена интеграции фактически нельзя объяснить целостность, ибо интеграция является системообразующим фактором. Закон соединений частей в целое. Общий закон образования и структуры целого. Наиболее характерными проявлениями этого закона интеграции являются структурные закономерности химии и физики. Фактически любое химическое соединение (например, Н2О, H2SO4 и т. п.) демонстрирует свой «закон сродства», свой закон интеграции элементов в целое. «Целое больше суммы входящего в него частей». Еще древние мыслители, сформулировавшие это положение, отмечали тот кардинальный факт, что всякое целое обнаруживает некий прирост качеств и закономерностей по сравнению с исходными, дает некий интегральный эффект Общеизвестными примерами являются описанные Марксом феномен кооперации, мануфактуры, фабрики и т. д. Совокупные системные качества. Интегральные качества системы, характеризующие ее в целом. Через них раскрываются именно интегральные, общесистемные свойства «элементов» в отличие от их индивидуальных свойств. Таковы в учении Маркса, например, труд абстрактный отличие от труда конкретного, стоимость в отличие от потребительной стоимости, моральный износ техники в отличие от физического и т. п. Общесистемные законы. Интегральные законы системы, раскрывающие ее основания, главные принципы, общесистемную специфику. Таковы, например, в теории Маркса основной закон капитализма, законы капиталистического воспроизводства и накопления, закон капиталистического народонаселения и т. п. Это не частные, а общие, «формационные законы системы. Как видно из этого краткого перечня, анализ интегрального в системном подходе пронизывает все, в том числе весь ход познания, начиная от самого понятия целостности, раскрытия законов образования и структуры целого, до интегрального феномена «кооперации», совокупных системных качеств и общесистемных законов. Именно это и позволяет говорить об интеграции как о существеннейшей черте системного подхода. И дело тут не в «призме видения», а в самой природе целостных (интегрированных в целое) явлений. В системном подходе принято именно целостность явлений считать базисным понятием данного метода. И действительно она есть первый видимый и сознанием фиксируемый признак всякой системы. Но по сути дела, целостность – проявление более глубоких свойств явлений объективной действительности, стоящих за ней, а именно свойств интеграции, объединения частей в целое, в качественное единство, связанное общим законом существования. Таким образом, целостность есть предметно-объектная форма существования всякой материи, а интегральное качество и закон конкретного целого суть их главное содержание. Это положение хочется подчеркнуть еще раз. Анализируя явления с позиции системного подхода, не следует особо останавливаться на регистрации отдельных форм и атрибутов системности, в частности и на свойствах целостности. Надо идти вглубь – к познанию того, почему нечто является целым и единым, к раскрытию его системных оснований, его базового системного качества, наконец, к пониманию единого строя закономерностей данного явления. И это последнее особенно важно. Ибо системные законы – это законы всей системы, т. е. ее главные законы, главные основания и качества. А вместе с тем это также и раскрытие системы законов явления в их взаимодействии и субординации. Всякая наука стремится познать законы изучаемых ею явлений. И это основное назначение науки. Системный подход – не исключение. Главное его назначение – познание законов систем. Его особенность, пожалуй, в том, что он включается в процесс познания законов как методологическое средство. Соответственно, разрабатываемые системным подходом общеметодологические процедуры изучения: законов образования целого; законов строения целого; законов функционирования целого; законов развития целого; отношений явления (системы) с родовой системой; отношений явления (системы) с другими системами; взаимодействия явления (системы) с внешним миром и т. п. – являются существенными звеньями любого процесса научного познания. Так, мы видим, что изучение предмета как системы дает нам важную информацию о качественной природе и закономерностях его существования, способствует созданию систематической и системоцентрической картины о нем как «сгустке материи», как целостной единице этого мира. Итак, хорошо видно, что специализированное изучение предметов как систем с неизбежностью приводит к анализу феноменов интеграции. Ее невозможно избежать, изучая закономерности целостных образований: законы образования систем, их совокупные качества, законы сохранения в устойчивости систем (их структуры), наконец, исследуя общесистемную специфику и общесистемные законы. Так, фокусируя познание на целостности, мы обнаруживаем интеграцию, а изучив ее, приходим к реально действующим закономерностям природы, общества и мышления. Интеграция, иными словами, выступает и как всеобщее интегральное измерение явлений, и как момент и ступень познания, ведущая к раскрытию общих законов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.008 с.) |