Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории «взаимодействие» и «отражение»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если категория взаимосвязи подчеркивает момент устойчивости вступающих во взаимодействие объектов или явлений, то категория взаимодействия акцентирует момент изменчивости; можно сказать, что взаимодействие есть всеобщая форма взаимосвязи явлений действительности, выражающаяся в их взаимном изменении или «в обмене изменениями» [Смирнов С. Н., 1974, с. 27]. Необходимой предпосылкой любого взаимодействия является некоторая общность тел; каждая из форм общности обеспечивает некоторый канал взаимодействия или канал связи. Благодаря такому каналу возникает некоторая новая целостность, новая система, которая может быть либо весьма кратковременной (случайное механическое столкновение твердых тел), либо весьма устойчивой (органические системы). При этом «в канале связи взаимодействующие системы неизменно отождествляются, тогда как «на полюсах» вновь образованной единой системы остается та область свойств и параметров исходных взаимодействующих систем, которые сохраняют их качественную специфику. Практически все авторы согласны, что отражение есть особая (внутренняя) сторона, особый результат взаимодействия. Однако в рамках этого общего направления выделяются следующие частные подходы [Смирнов С. Н., 1974]. Первый. Отражение – объективно существующая и необходимо присутствующая сторона любого взаимодействия материальных тел, включая и такое, где не имеет места сохранение и дальнейшее использование следа воздействующего объекта – последний просто вносит в отражающий объект некоторое изменение, воспроизводящее тем или иным образом природу отражаемого объекта. Второй. Отражение как отображение – это тождество двух объектов, возникающее в результате их взаимодействия. Из всего содержания взаимодействия в отражение входит лишь то, что соответствует в отражающем объекте отражаемому. Третий. Отражение – такая сторона взаимодействия, которая связана с выделением из суммарного результата взаимодействия отражающего и отражаемого объектов особенностей оригинала (отражаемого объекта) и с соотнесением этих особенностей с самим оригиналом, так сказать, с проекцией этих особенностей на оригинал. По-видимому, это возможно только для живых организмов. Четвертый. Отражение – такой момент взаимодействия, который играет активную роль в развитии материального мира. «Мера активности прямо пропорциональна отражательной способности вещей» [Давыдова, 1976]. Так понимаемое активное отражение, проявляющееся в различных формах, имеет свою специфику на разных уровнях и составляет основу развития и усложнения материального мира. Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения, если определять его не как атрибут материи, производный от другого атрибута – взаимодействия, а как самостоятельный аспект движения материи, дополняющий взаимодействие, проявляющийся во взаимодействии, в свою очередь, влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению, почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается? «Источником этой внутренней способности отражения является единство внутренней природы данного материального образования и внешних условий его существования... При этом внутреннее... определяет то внешнее, которое способно быть условием его проявления и существования. Во внутренне присущей данному образованию системе движений в свернутом, снятом виде содержится все то внешнее, что адекватно, тождественно внутреннему. Поэтому в природе данного материального образования, в свойственной ему конечной системе движения содержится определенный фрагмент внешней природы... то, что может быть воспроизведено, отражено данным образованием при соответствующих условиях (этими условиями в той или иной форме, непосредственно или опосредовано как раз и выступают взаимодействия данного образования с объектами внешнего мира)» [Смирнов С. Н., 1974, с. 34]. Из сказанного следует, что возможность отражения любого внешнего объекта, способность отразить его «предсуществует» акту непосредственного взаимодействия с отражаемым объектом. Способность к отражению, или «потенциальное отражение», является результатом самоизменения, самодвижения отражающего объекта, а также результатом его прошлого взаимодействия с другими объектами. «При взаимодействии отражающего субъекта с объектами внешнего мира не просто порождаются различные процессы отражения, а внутренне присущая субъекту... способность отражать другие объекты различным образом проявляется в зависимости от характера взаимодействия данного субъекта с внешним миром» [Там же, с. 35]. Но любое взаимодействие, начавшись, модифицирует исходные отражательные возможности субъекта за счет текущего процесса отражения, так что взаимодействие и отражение постоянно переходят друг в друга. Отражение возникает, таким образом, не в результате простого воздействия отражаемого объекта на отражающий, но необходимо предполагает встречный процесс, объективное выражение вовне собственной природы объекта. Внутренняя природа отражающего объекта очерчивает границы того, что вообще может быть отражено им: он способен воспроизвести лишь те черты отражаемого объекта, «которые адекватны, так или иначе соответствуют самой объективной природе субъекта, тем или иным образом объективно связаны с его собственной природой....Причем именно через отражение своих возможностей в действительных чертах объектов внешнего мира то или иное материальное образование в ходе своего развития превращает свои возможности в действительность» [Смирнов С. Н., 1974, с. 60]. Если перевести излагаемую здесь точку зрения на язык популярной в психологии дихотомии: внешние причины, преломляясь через внутренние условия, изменяют тем самым внутреннее [Рубинштейн, 1957, с. 10] или внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет [Леонтьев, 1975, с. 181], то она ближе к формуле А. Н. Леонтьева. Это не значит, что причины отражения лежат внутри отражающего субъекта, но они не могут лежать и вне его. Здесь целесообразно воспользоваться различением причины образа и его источника, предложенным А. М. Коршуновым [Коршунов, 1982]. Источником образа выступает объект отражения, именно ему адекватно и его воспроизводит содержание отражения, но причиной формирования образа, способом его формирования является взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого природа того и другого воспроизводится одновременно и в одной и той же мере. Представления о конструктивной роли внутренних процессов в отражающем субъекте в качестве необходимого звена любого акта отражения (даже на уровне неживой материи) противостоит механистическим представлениям об отражении как результате одностороннего воздействия объекта на субъект и закладывает общеметодологическое основание для понимания активной природы высших форм отражения. В полной мере значение этих положений раскроется при рассмотрении понятия активности на разных уровнях развития материи. Из сказанного выше о роли внутренних изменений отражающего объекта в ходе отражения и после его завершения следует, что продукт отражения находится как бы на перекрестке двух типов процессов, двух причинных рядов. Во-первых, это внутренняя самообусловленность объекта, его самодвижение, самоизменение и, во-вторых, обусловленность воздействиями извне. Отражение является формой разрешения противоречия между этими двумя типами обусловленности за счет перевода факторов внешнего воздействия вовнутрь, внедрения их в саму природу объекта. При этом вклад внешних воздействий может быть охарактеризован в качестве пассивной, страдательной составляющей отражения, а вклад внутренних факторов выражает его активное начало. Напомним, что «объективно всякий процесс отражения может быть лишь процессом выражения, объективирования (посредством взаимодействия с объектами внешнего мира) всего спектра собственной природы субъекта» [Смирнов С. Н., 1974, с. 63]. Уже на уровне самого общего и поэтому содержательно бедного понимания отражения раскрываются особенности и противоречия различных подходов, которые становятся более явными при анализе высших форм отражения – психики и сознания. Один подход связан с подчеркиванием пассивного начала в отражении в качестве его определяющей характеристики, поскольку оно всегда вторично по отношению к отражаемому (тому, что действует извне). Безусловно, момент пассивности в отражении имеет место, и без нее отражение было бы невозможно. Но является ли он главным, определяющим тип, уровень и природу отражательного процесса? Противоположный этому подход делает акцент на внутренних процессах, полагая, что некоторое тело сможет запечатлеть тем более разнообразные внешние воздействия, чем более богатой и дифференцированной структурой, базирующейся на внутренней обусловленности, оно будет обладать. Поэтому определяющими возможность и качества процесса отражения являются именно внутренние процессы. Таким образом, рост пластичности системы, ее чувствительности к внешним воздействиям и способности зафиксировать их в изменениях своей внутренней структуры неизбежно предполагает рост активности, т.е. ее самообусловленности, самоопределяемости. При подходе, подчеркивающем только пассивное, страдательное начало, принципиально исключается всякая возможность выявить роль отражения в процессе взаимодействия, ибо, абсолютизируя момент запечатления внешнего в отражающем, этот подход превращает отражение в пассивный отпечаток, чуждый последующему процессу, неспособный включиться в него. Именно с такой проблемой сталкиваются исследователи, которые приписывают активное начало только человеческой деятельности, а отражению отводят функцию копирования действительности. Вопрос о том, как копия сможет включиться в «активную деятельность», остается при этом без ответа. С нашей точки зрения, именно такое уплощенное и обедненное понимание отражения является причиной раздающихся в последние годы призывов отказаться от использования отражения в качестве одной из фундаментальных категорий психологии, поскольку оно не оставляет якобы места для активности человеческой психики. Дело не в ущербности понятия, а в ущербности его содержательного наполнения. Чтобы избежать этого, необходимо уже при задании понятия «отражения» как всеобщего свойства материи найти в нем «зародышевые» формы активного начала, из которых вырастают в дальнейшем высшие формы отражения – психика и сознание. В противном случае не решенные на низших уровнях проблемы «перекочуют» на более высокие уровни анализа. Зависимость процесс а отражения как от активности объекта отражения, так и отражающего объекта (субъекта) определяет его системный характер. «Отражающий объект воспроизводит своими особенностями не непосредственно особенности отражаемого объекта, а модифицирует, воссоздает то «всеобщее», которое присуще системе как целому» [Шингаров, 1974]. Положение о системном характере отражения относится не только к процессу отражения, но и к его продукту. Ведь накопленные на полюсах взаимодействующей системы изменения, новые свойства, с которыми объекты выходят из процесс а взаимодействия, не являются принадлежностью каждого из этих объектов по отдельности. Они могут быть обнаружены, вызваны к существованию лишь при новом взаимодействии с тем же или с другим объектом, имеющим нечто общее с ним, т.е. способным обеспечить необходимый «канал связи». Представление об отражении как о системном свойстве, выражающем связь между отражающим и отражаемым объектами, и дифференциация различных значений понятия «отражение» позволяют провести более последовательное разведение понятий «отражение» и «взаимодействие» даже на уровне неживых естественных объектов. Основное различие между этими понятиями, из которого следуют все другие, заключается в том, что если взаимодействие предполагает взаимное изменение объектов (обмен изменениями), то отражение, наоборот, предполагает проявление и фиксацию в ходе взаимодействия тех внутренних присущих каждому из взаимодействующих объектов свойств, которые являются условиями объединения этих объектов в некоторую систему, и именно такую систему, в которой взаимодействие объектов реализует момент их общности, обеспечивает относительную стабильность системы, служит скрепляющим ее началом. Отсюда однозначно вытекает неправомерность понимания отражения как самого факта сходства, подобия или даже воспроизведения внутренними структурами, состояниями объекта некоторых явлений или аспектов действительности. Это нечто иное, как предпосылка отражения или «потенциальное отражение», как мы назвали его выше. Оно может изменяться и развиваться не только за счет взаимодействия объекта с внешним миром, но и через саморазвитие, спонтанное изменение объекта, источники которого будут рассмотрены в п. 7.2.2. Подлинное отражение в живой и неживой природе есть отражение необходимых условий существования данного объекта в качестве некоторой целостности, т.е. той части внешнего мира, в которой продолжает существование данный объект за пределами своего тела и которая, в свою очередь, существует в данном объекте как ином. Это положение четко сформулировано С. Л. Рубинштейном: «Отражение надо толковать не как дублирование, копирование, а как рефлектирование в другое, т.е. как явление другому. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого» [Рубинштейн, 1973, с. 311]. И здесь, и на всех других уровнях объект отражает не какой-то неопределенный внешний мир вообще, а лишь тот фрагмент внешнего мира, который представляет собой иную форму его собственной природы. Однако отражение в неживой природе существует прежде всего не в форме отображения, а именно отражения (от глагола «разить»), компенсации тех внешних влияний, которые могут нарушить существенные характеристики системы объекта. Процесс отражения в форме противодействия и его результат как бы снимают негативную копию внешнего фактора, изменяющего существенные характеристики объекта. Но если фактор случаен, то со временем за счет внутренних флуктуаций и новых внешних воздействий его негативная копия разрушается. И только становясь устойчивым и постоянным фактором среды существования данного объекта, он модифицирует внутреннюю природу объекта, и между ними возникает системная связь. Именно сам факт устойчивого существования или сосуществования некоторого объекта с другим объектом, когда они взаимно компенсируют влияния друг на друга, и есть отражение одного объекта другим, и наоборот. Правда, процесс взаимоотражения чаще всего не является симметричным, так как один объект может в гораздо большей степени зависеть от другого, но та или иная степень взаимовлияния всегда имеет место, если есть хоть какие-нибудь основания говорить об отражении. И так, попытаемся суммировать все сказанное с точки зрения последовательного разведения понятий «взаимодействие» и «отражение» в неживой природе (для более высоких уровней организации материи, где функция отражения и его активная роль в сохранении целостности субъекта выступает со всей очевидностью, дифференциация этих понятий осуществляется достаточно легко). • Отражение как всеобщее свойство, атрибут материи заключается в способности развивать определенные внутренние состояния в ответ на внешние воздействия, природа которых имеет некоторую общность с природой отражающего объекта, а также воспроизводить этими состояниями характеристики внешнего воздействия и таким образом компенсировать его возмущающие влияния на целостность отражающего объекта, содействовать сохранению его основных, существенных особенностей. • В отличие от отражения как всеобщего свойства материи каждый материальный объект обладает способностью отражать определенные объекты, явления, стороны реальности, совокупность которых можно назвать «потенциальным отражением». Это часть, фрагмент внешнего мира, представляющая собой иную форму собственной природы отражающего объекта, которые могут быть отражены им при определенных условиях: Специального внимания заслуживает тот факт, что «потенциальное отражение» изменяется не только за счет внешних воздействий, но и путем изменения внутренних характеристик объекта благодаря его самодвижению, саморазвитию, самоизменению. • Процесс отражения есть прежде всего перестройка, преобразование внутренних характеристик объекта в направлении противодействия, компенсации внешних воздействий за счет воспроизведения их негативной копии. • Продукт отражения (именно в таком смысле чаще всего употребляется термин «отражение», когда не указывается его спецификация) есть форма системной связи данного объект с его окружением, обеспечивающая ему относительно устойчивое существование в новых, отраженных условиях. Те изменения, которые произошли в объекте, сохранившем свою относительную целостность в новых условиях (взятые в отношении к этим условиям), суть их образ в отражающем объекте. Отражение не может быть сведено к взаимодействию или его продукту в силу следующих обстоятельств. • Потенциальное отражение, т.е. способность конкретного объекта отразить ту или иную область внешней действительности, может изменяться не только за счет внешних взаимодействий, но и за счет внутренних процессов (самодвижения, самоизменения, саморазвития). • Любое взаимодействие объекта c внешней средой ведет к изменению потенциального отражения, но последнее может изменяться как в сторону повышения отражательной способности объекта (усложнение внутренней структуры), так и в сторону уменьшения (нарушение исходной целостности объекта (деструкция его)). • Процесс отражения не совпадает с процессом взаимодействия в целом и не сводится к одной из двух его составляющих – воздействию на объект извне или его ответному действию. Если процесс взаимодействия есть обмен изменениями, то в отражение входят не просто изменения, вызываемые в отражающем объекте внешней причиной, но лишь те изменения в состоянии этого объекта, которые развиты им самим в направлении противодействия и компенсации внешних воздействий. • Успешное завершение процесса отражения приводит к образованию более или менее устойчивой системы «отражающий объект – отражаемый объект» за счет уравновешенного взаимного отражения их друг в друге. • Отражение как системное качество, играющее роль цементирующего начала, которое связывает ранее разрозненные объекты в некоторую новую целостность за счет их взаимоотражения друг другом, служит важным фактором в прогрессивной эволюции материи в направлении формирования все более сложных материальных систем. Категория «активность» Выделяя наиболее перспективные линии развития общепсихологической теории деятельности, А. Н. Леонтьев указывает на явления активности, составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Н., 1983, с. 245]. В качестве философской категории активность обычно рассматривается как всеобщее свойство, атрибут материи, выражающееся: 1) в ее способности к самодвижению; 2) в способности изменять другие объекты и 3) в способности развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (ответная активность или реактивность). Явление самодвижения, самоизменения, которое наблюдается даже на самых низких уровнях организации материи, заключается в тенденции к выходу из состояния полной уравновешенности со средой за счет внутренних отклонений, причиной которых является в конечном счете некоторая неоднородность материи, отсутствие полной качественной тождественности даже самых элементарных ее частей. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности, спонтанности, самопроизвольности, инициативности и т. п., т.е. с подчеркиванием некоторой самости объекта. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. В связи с этим сложились две традиции использования термина «активность» и соответственно два значения этого термина: 1) сторона, составляющая любого процесса взаимодействия или действия, детерминируемая внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого в целом определяется прежде всего внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью; в этом случае говорят, что внутренняя детерминация доминирует над внешней. Активность во втором смысле приписывается обычно лишь живым системам. Таким образом, нет ни абсолютно активных, ни абсолютно пассивных процессов, любой из них является результатом как внешних, так и внутренних причин. Способом разрешения противоречия между ними выступает отражение. Прогрессивное разрешение противоречия, вернее перевод его на более высокий уровень, приводящий к росту «удельного веса» внутренней обусловленности объекта, состоит не в спонтанном, по собственным законам происходящем росте «самости» объекта, его дозревании внутри себя как замкнутого целого, а в переносе, переводе факторов внешней обусловленности вовнутрь путем их отражения и фиксации во все более сложных формах внутренней организации. «Отражение есть тот механизм, посредством которого организм превращает внешние детерминирующие факторы в моменты своего самоопределения» [Ляхова, 1979, с. 141]. Невозможность роста активности без отражения, а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными. Одной из главных отличительных черт живого, отражающих его качественно новый уровень активности, является способность к осуществлению негэнтропических процессов, которые наблюдаются на клеточном и даже молекулярном уровнях [Смирнов С. Н., 1974, с. 34]. Как отмечает Н. А. Бернштейн, «в этом смысле активность организма биофизически есть борьба за негэнтропию» [Бернштейн, 1966, с. 328]. Эта борьба связана не только с приобретением энергии, но и с расходом ее, однако баланс этих процессов на сколько-нибудь длительном отрезке времени должен быть положительным, иначе система погибнет и потеряет свою качественную специфику. Второй скачок в развитии активности связан с переходом от растительной формы жизни, основным способом существования которой является ответная активность, вызываемая прямым воздействием биологически важных факторов, к животным, способным осуществлять поисковую активность. Принципиально новое качество, которое здесь приобретает активность, заключается в том, что она может инициативно исходить от самих живых организмов и в этом смысле быть спонтанной, обусловленной на своих начальных стадиях чисто внутренними процессами. Важно отметить, что этой стадии активности присуще значительное увеличение временных и пространственных промежутков между актом расхода энергии и актом компенсирующего этот расход получения энергии. Именно в ответ на необходимость представления живому организму будущего результата, ради которого осуществляется трата энергии, и возникло психическое отражение, развитие и усложнение которого позволило беспредельно раздвинуть временные и пространственные промежутки между действием и его позитивным эффектом и сделало субъекта относительно независимым от изначальных «здесь» и «теперь». Третья важнейшая ступень в развитии активности связана с появлением человеческой деятельности, основное отличие которой от поведения животных по параметру активности состоит в переходе от приспособления к природе к ее преобразованию и творческому изменению в соответствии с собственными целями человека, имеющими социальное, общественно-историческое происхождение. Таким образом, можно выделить три основных направления в развитии активности как функции всевозрастающей сложности ее материальных носителей. 1. Продвижение вверх по оси, которую можно было бы назвать мерой инициативности. Нижняя граница ее может быть обозначена как полная пассивность, определяемость существования объекта только внешними воздействиями, а верхняя граница – как абсолютно спонтанная активность, определяемость поведения объекта только внутренними состояниями. Среднюю позицию на этой оси занимает реактивность, т.е. ответная активность, которая по своим энергетическим характеристикам и тем результатам, к которым она приводит, выходит за пределы прямых энергетических и структурных изменений, вызываемых в объекте воздействующим стимулом. Во избежание недоразумений следует отметить, что к нижней границе указанная ось стремится только асимптотически, ибо абсолютная пассивность невозможна, так как объект всегда изменяется соответственно своей собственной природе и тем самым привносит нечто от себя в результат любого внешнего воздействия, хотя вклад внутренней самоопределяемости объекта может быть минимальным и в пределе стремиться к нулю. То же можно сказать о верхней границе. Абсолютно спонтанной активности не существует, во-первых, потому, что субъект активности всегда должен учитывать характер объекта, на который она направлена, и присутствие такого объекта хотя бы на больших пространственно-временных расстояниях необходимо для инициации акта. Во-вторых, любое внутренне обусловленное состояние субъекта, порождающее тот или иной вид активности, само является одним из следствий, пусть и далеко отставленных во времени и пространстве прошлых взаимодействий субъекта со своим окружением. 2. Вторым относительно независимым параметром, по которому идет усложнение форм активности, является рост пространственно-временных промежутков между началом акта (спонтанного или ответного), связанного с тратой энергии, и его позитивным результатом, приводящим к накоплению энергии (или избеганию более крупных потерь). Уже у животных эти промежутки могут достигать больших величин, а в некоторых случаях может быть, условно говоря, бесконечным. У человека эта отставленность акта от его конечного результата усиливается не только за счет роста пространственно-временных интервалов, но и за счет резкого увеличения числа звеньев-посредников между ними благодаря социальному разделению труда и использованию сложных орудий. 3. Третьим важнейшим направлением прогрессивного изменения активности является переход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутреннюю определенность. Есть еще один, скорее количественный, чем качественный параметр активности, характерный для всех описанных выше уровней. Он является, пожалуй, главной переменной активности в неживой природе и широко используется в химии, геологии и других науках, а также в обыденной жизни. Речь идет об энергетической стороне тех или иных взаимодействий, их интенсивности. Здесь активность выступает мерой движения, непокоя или скорости изменения какого-то процесса. В этом смысле говорят об активизации вулканической деятельности, активных атмосферных процессах, о циклах солнечной активности и т.п. При этом часто под активностью понимается мера не только реального, но и потенциального движения, изменения, развития. Говорят о химически активных веществах, активности шахматных фигур в той или иной позиции, и т.п. Такое понимание активности нашло свое выражение и в психологии, прежде всего в энергетических теориях психического. Деятельность человека характеризуется наивысшими показателями по всем трем перечисленным выше качественным параметрам по сравнению с активностью животных или, тем более, неживых систем. Поэтому активность часто трактуют как более широкое понятие по отношению к деятельности. Однако во всякой деятельности есть и активные, и пассивные составляющие, и различное их соотношение позволяет некоторым авторам говорить об активной деятельности. Вслед за В. А. Петровским активность в целом можно определить как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности [Петровский, 1977, с. 6]. При этом нельзя забывать, что сам субъект в качестве источника активного начала деятельности формируется как результат предшествующих его действий и взаимодействий с внешним миром, другими людьми и самим собой (самовоспитание, например). Но опять-таки внешние факторы не прямо и однозначно воздействуют на субъекта, который не является простой жертвой сложившихся обстоятельств. И природа, и культура, и отношение к человеку других людей оказывают определяющее влияние на формирование «внутренней» организации субъекта лишь при условии активного (инициативного) включения его в определенные связи и отношения с элементами окружения. Без такой, образно говоря, «затравки», «фермента» (по выражению Н. А. Бернштейна) процесс становления субъекта не может начаться. Стремление к этому движению «навстречу» миру является, по-видимому, продуктом более низких (глубинных) уровней активности. И дальнейший рост активности деятельности связан не со все большей ее независимостью от внешней действительности. Развитие активного начала деятельности идет по пути все более широкого перевода внешней детерминации во внутреннюю, более полного и глубокого отражения действительности во внутренней организации субъекта. «Душа подвержена тем большему числу пассивных состояний, – писал Б. Спиноза, – чем более она имеет идей неадекватных» [Спиноза, 1957, с. 457]. В то же время чем более широкой сфере природного целого индивид активно предоставляет определять свой интеллект, тем более адекватны его идеи и тем более активна его душа. Активность человека, направленная на развитие собственной личности через выбор той части реальности, которой человек предоставляет «делать» себя, является, может быть, самой высокой формой активности, ее самым концентрированным выражением. На основе сказанного можно следующим образом сформулировать принцип активности, регулирующий человеческую деятельность и психику. Активность выступает одной из конституирующих характеристик человеческой деятельности, выражающих ее способность к саморазвитию, самодвижению через инициирование субъектом целенаправленных творческих (т.е. преобразующих действительность) предметных действий. При этом цели и средства деятельности черпаются не из непосредственно данной ситуации и не являются абсолютно спонтанными, но, как правило, имеют источником события, далеко отстоящие во времени и пространстве от начала действия (акта), т.е. вырастают из широкого жизненного контекста, основное содержание которого образуют отношения с другими людьми, а также социально и культурно опосредствованное отношение к природе. В этой формулировке находят выражение все три отмеченные выше параметра активности: 1) инициирование действия субъектом; 2) направленность на изменение внешней действительности; 3) отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата, с одной стороны, и от инициировавших его событий – с другой, а также наличие между ними многих опосредствующих действий (если можно так выразиться, их удаленность друг от друга в пространстве структурных элементов деятельности, которая может прямо не коррелировать с их пространственной и временной отставленностью).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.017 с.) |