Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Системный подход. Синтез научного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивное развитие науки, быстрый прогресс научного знания, его углубление, специализация и дифференциация привели к тому, что потребности объединения, синтеза обособившихся аспектов и дробных разделов знания стали ныне важнейшими условиями его дальнейшего развития и эффективного использования. Вместе с тем синтез знаний становится также необходимой предпосылкой их истинности, по крайней мере в смысле полноты, глубины и всесторонности познания. Как отмечалось выше, всякое явление многокачественно и многомерно, оно может изучаться с разных сторон и в разных отношениях, притом его многогранность увеличивается, если оно рассматривается вместе с условиями, его порождающими и обусловливающими. Так реально образуется многоаспектное видение предмета. Возьмем ли мы анатомию (морфологию), физиологию и эволюционное учение в биологии с их приматами структурного, функционального и генетического подходов, будем ли мы анализировать явления живой природы в микробиологическом, организмическом, эволюционном или экологическом планах, станем ли мы изучать «стыки» и «пограничные зоны» науки, такие как [биофизика, биохимия, биогеография и т. п., – повсюду с неизбежностью возникают проблемы синтеза разноаспектного знания, проблемы его комплексирования, сведения различных знаний о явлениях в системы знаний о них. Такое комплексирование дифференцированного знания и собирание его в «системы знаний» сегодня является одним из наиболее необходимых и плодотворных направлений дальнейшего развития науки. Весьма адекватным этому процессу оказывается системный подход, он в этом своем применении выступает как синтезирующий метод, точнее как одно из эффективных методологических средств синтеза научных знаний. Существует много различных типов и способов синтезирования знания, которые в гносеологическом плане образуют, на наш взгляд, следующие основные направления: во-первых, синтез собирательный, преодолевающий узкое аспектовидение, вызываемое предметной, уровневой или методологической специализацией знания; во-вторых, синтез, расширяющий предмет познания за счет исследования все более глубоких оснований бытия и более системного изучения внешних взаимодействий, ответственно различному содержанию этих задач различными оказываются и средства системного подхода, которые им адекватны. Системный синтез «аспектного знания». Этого рода «системный синтез» является настоятельной необходимостью современного научного познания и практической деятельности. Так, например, выдвинутое XV съездом КПСС требование комплексного подхода к проблемам воспитания не только позволяет соединить в необходимых пропорциях виды идейно-воспитательного воздействия, но и способствует реализации усваиваемых личностью форм общественного сознания в ее практическом поведении и общественной деятельности, увязывает их в единую идейно-поведенческую систему. Такого же рода задачи весьма типичны ныне для развития общественных наук. Как только они обращаются к анализу реальных процессов социально-экономического развития в практическом плане, возникает требование преодоления узкоаспектной специализации и соответственно комплексирования экономического, политического, социологического, исторического, психологического, правового и других видов знания, а также взаимокорректирующей проработки выдвигаемых различными науками критериев, рекомендаций, оценок. Вместе с тем следует обратить особое внимание на то, что во всех случаях речь идет не просто о суммировании различных дифференцировавшихся видов знания, но прежде всего о значительно более глубоких объективных процессах соединения в целостность действительно разноприродных или по крайней мере разнодетерминированных процессов. Так, например, основные составляющие современного развития производительных сил – рост общественного производства, научно-технический прогресс и социальный прогресс имеют как общие, так и специфические основания и закономерности. И эти последние (специфические) не выводятся друг из друга, они имеют собственную внутреннюю логику развития и к тому же по-особому детерминируются макросистемой. Таким образом, из-за этой как бы внешней операции «преодоления узкого аспектовидения» высвечивается необходимость специального исследования комплексных (сложных) закономерностей, например социально-экономических, природно-антропогенных, биосоциальных, социально-психологических и т. п., которые не просто фиксируют вечную взаимосвязь и взаимозависимость этих факторов «согласно природе вещей», но устанавливают их конкретно-исторические соотношения, доминантность, динамическую структуру взаимодействий. В современной науке и технике хорошо осознаны как неизбежность дальнейшей дифференциации научного познания, так и издержки узко-аспектного видения. В медицине, например, это обнаруживается как «тоска по земскому врачу», в технике – как «болезни узкопрофильной специализации» и т. п. Принципиальное значение данная проблема имеет и для сферы методологии, ибо чем шире номенклатура применяемых методологических средств и чем уже изучаемые объекты, тем больше методологических «блужданий»: расширительного толкования возможностей тех или иных специальных методов, противопоставления одних методов другим, непонимания сложности и многомерности, упрощений и т. п. Все это в итоге снижает эффективность научных исследований, приводит к схоластическим дискуссиям, излишне узким исследованиям, неоправданному дублированию. Наука начинает сознательно бороться с подобными явлениями, строить новый этаж знания – синтетического, комплексного, системного, усиливает разработки междисциплинарных направлений. Задачи синтеза, преодолевающего узкое аспектовидение, очень многообразны. Выше уже говорилось о том, что синтез «аспектного знания» способствует и решению проблем системной организации, и выявлению комплексных (сложных) закономерностей, и преодолению издержек дифференциации конкретно-научного и методологического знания. При этом само целостное, системное видение проблемы фактически оказывается важнее всех специальных приемов и средств системного подхода. Таким образом, эвристическая ценность системного подхода и применение его как синтезирующего (по своей сути) метода есть одно из важнейших его предназначений. В этом в немалой степени и заключается секрет успеха данного метода, широкого применения его в современной науке. Системный синтез «расширяющегося знания». Синтез знания, расширяющий предмет познания, или синтез многомерного понимания действительности, – ныне одно из основных направлений развития теории истины. Истина изучаемого предмета предстает перед нами теперь заведомо многомерной, совокупной и рассматриваемой в разных системах координат. Она, говоря словами Ленина, «бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» [2, т. 29, с. 227]. На протяжении многих веков представление об истине, как правило, отождествлялось с непосредственным знанием о предмете как таковом. При этом «предметоцентрическом» в своей основе взгляде все в предмете познания рассматривается как индивидуальное проявление присущего ему качества, как выражение его «самости». Открытие в XIX–XX вв. основных закономерностей развития в природе и обществе и законов функционирования таких надындивидуальных макросистем, как биологические виды и экологические системы в живой природе, общественно-экономические формации в обществе, а также аналогичные макросистемные представления в других науках, показало, что помимо «индивидуального измерения», лежащего в основе непосредственного знания, всякий предмет или явление имеет еще и свое «видо-родовое измерение». Так произошло действительное расширение границ человеческого познания. Отныне «видо-родовое» или макросистемное измерение действительности становится обязательным компонентом истины о явлении, и сам предмет познания неизбежно при этом усложняется и расширяется. Еще Ф. Энгельс предвидел, что с каждым составляющим эпоху открытием материализм неизбежно должен изменять свою форму. И это реально происходит на наших глазах. Зона опосредованного знания о действительности постоянно расширяется, а представления о сущности, детерминантах существования явлений и соответственно об их истине обогащаются все новыми и новыми «измерениями». Много нового ныне дает изучение явлений и законов микромира, и это, возможно, для некоторых разделов научного знания станет «сущностью третьего порядка». В связи с общим прогрессом научного знания и развитием системных представлений о мире все более актуальными становятся такие измерения действительности, как полисистемное (рассматривающее предмет как компонент многих систем действительности), интегральное (вскрывающее системные закономерности интеграции целостных явлений), внешних взаимодействий (рассматривающее предмет в комплексе с условиями его существования и сами эти взаимодействия системно) и т. д. Каждое из этих измерений имеет свой масштаб и структуру изучения явлений, свою «систему координат». Синтез этих разнопорядковых знаний и аспектов изучения действительности – насущная задача современного научного познания. Было бы неправильным утверждать, что все эти измерения «действительности», особые «разрезы» и «фокусировки» познания суть порождения системного подхода. В каких-то формах они существовали издревле, в иных действительно являются продуктом развития современного научного знания. Но в данном случае речь идет о другом: эти принципы и знания, достигнув зрелых форм в последнее столетие, становятся общеупотребительными методологическими формами, помогающими человеческому познанию «схватить» действительность в наиболее существенных ее чертах. На этой основе теперь развиваются также многочисленные их модификации и, приложения, дающие возможность практически решать технические и социальные задачи, еще вчера неразрешимые. Сегодня никого не удивляют такие понятия и понятийные конструкции, как система «человек и общество», система «организм и внешняя среда», «предмет как целое», «системное качество», системотехника, полисистемность и т. д. Эти понятия уже стали обыденными, и мы не замечаем порой, что они несут с собой определенные и очень важные методологические идеи, которые ложатся в фундамент организации добываемого знания. Возьмем, к примеру, принципы полисистемности и внешних взаимодействий. Человек, познавая мир, конечно, обращал внимание на некоторые факты, обнаруживающие эти зависимости. Но на протяжении многих веков он был занят прежде всего познанием высшего качества специфической формы существования явлений, а «неспецифические» аспекты их бытия он обычно относил к несущественным. Достигнув определенного уровня познания явлений и закономерностей объективного мира, человек стал глубже понимать зависимости, существующие «специфическими» и «неспецифическими» основаниями бытия (например, между природой и обществом, между явлениями, происходящими на Солнце и на Земле, и т. д.). На современном уровне развития научного познания уже невозможно поверхностно относиться к изучению «неспецифических» оснований и внешних взаимодействий, ибо накопленные знания свидетельствуют об их часто важнейшей или порою решающей роли. Словом, наука уже достигла того исторического уровня своего развития и той зрелости, когда познание системы оснований и системы внешних взаимодействий становится «активной зоной прироста нового научного знания» и соответственно од ним из основных параметров («аспектов», «измерений») совокупной истины о вещах окружающего нас объективного мира. Системный подход к изучению этих сторон действительности, несомненно, помогает изучить их целостно, «в системе» и вместе с тем вскрыть закономерности фундаментальных связей и взаимодействий. Так реально происходит расширение самих предметов познания, ибо совокупная истина о них раскрывается во все возрастающем количестве «срезов», характеризующих главные детерминанты глобального устройства объективной действительности. Системный синтез этих знаний одна из важнейших задач современной теории истины, она требует работки соответствующих методологических средств, реально обеспечивающих единство существующего разнофокусного, разномасштабного разноприродного знания. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возрастание роли системного знания определяется как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана – превращением науки в непосредственную производительную силу, в наиболее революционный элемент технико-экономического и социально-культурного прогресса, в важнейшее средство общественного управления. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция с неизбежностью ведут к более глубокому пониманию действительности. Вместе с тем картина эта становится все более сложной, расчлененной и динамичной. Естественно, научная методология должна найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений, и в этом деле системные представления оказываются весьма адекватными, а порою просто незаменимыми. Системный подход сегодня является одним из действующих компонентов процесса научного познания. Системные представления и методологические средства отвечают потребностям современного качественного анализа, раскрывают закономерности интеграции, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности; они играют существенную роль в синтезе и комплексировании научных знаний. Трудно однозначно определить сущность и содержание системного подхода – все перечисленное выше составляет его различные черты. Но если все же попытаться выделить ядро системного подхода, его важнейшие грани, то таковыми, на наш взгляд, следует считать интегральное и многомерное измерения действительности. Ибо изучение предмета как целого, как системы всегда имеет в качестве центральной задачи раскрытие того, что делает его системой и составляет его интегральные свойства и закономерности. Это законы системообразования (интеграции частей в целое), системные законы самого целого (интегральные базисные законы его структуры, функционирования и развития). С другой стороны, все изучение проблем сложности опирается на системное многоуровневое и многомерное понимание действительности, дающее реальную совокупную картину детерминант явления, его взаимодействия с условиями существования, «включенности» и «вписанности» в них.
2. Проблема объективности в психологической науке Объективность Идеи (теории, концепции), факты, методы могут быть как объективными, так и необъективными. Задача науки состоит в том, чтобы отделять одни от других. Главным критерием объективности эмпирической психологии является опора на чувственный опыт и, следовательно, на эмпирические данные. Развитие эмпирической психологии — вопреки заблуждениям многих — это движение идей (теорий, концепций), но только тех из них, которые получают эмпирическую поддержку, то есть приобретают статус объективных. Какими бы безупречными ни были исходные основания для выдвижения идеи, сами по себе они не могут быть достаточными для утверждения объективности следующей из них идеи, ее соответствия реальности. Ученые могут выдвигать новые идеи, которые первоначально не обоснованы эмпирически, то есть гипотезы. Гипотеза — это предположение, а всякое предположение нуждается в эмпирической проверке. Одни гипотезы получают эмпирическую поддержку, другие — не получают ее. Гипотеза не обладает статусом объективной идеи. Никакая идея не может быть эмпирически обоснована полностью. Но чем в большей степени (и с разных сторон) идея получает эмпирическую поддержку, тем в большей степени она считается обоснованной и объективной. Допустим, вы хотите сравнить две альтернативные концепции, каждая из которых включает шесть утверждений. В одной концепции четыре утверждения имеют эмпирическую поддержку, в другой эмпирическую поддержку имеют два утверждения. Следовательно, первая концепция является объективной в большей степени, чем вторая (но это не значит, что первая концепция «лучше» второй). Для достижения объективности принято выполнять определенные требования при получении фактов. Например, (1) наблюдение явления должно быть надежным; (2) следует изучать явление в условиях контроля; (3) изучаемое явление должно быть доступным для наблюдения многим людям, а не одному человеку. Хотя в научных исследованиях принимают участие, как правило, отдельные люди, результаты количественных исследований описывают скорее популяцию (генеральную совокупность), чем ее отдельных членов. Иначе говоря, результаты, справедливые (объективные) для популяции в целом, нельзя считать справедливыми (объективными) для каждого члена данной популяции в отдельности. Объективность в науке — понятие, имеющее вероятностную природу. Эмпирическая наука применяет статистические методы для того, чтобы определить степень вероятности какого-либо явления или события и отделить неслучайные (высоковероятные) результаты от случайных. Когда психолог обнаруживает статистически значимую связь между креативностью и рефлективностью как параметром когнитивного стиля {Дорфман, Ковалева, 2000а), это не значит, что чем выше креативность, тем выше рефлективность у каждого человека в отдельности. Но это значит, во-первых, что на уровне популяции в целом вероятность такой связи достаточно высока и превышает критические пороги значимости. Во-вторых, этот результат следует понимать так, что на уровне популяции в целом вероятность такой связи неслучайна и значимо превышает порог случайности. В-третьих, статистика позволяет ученому формулировать выводы для популяции (генеральной совокупности) в целом, но не для ее отдельных членов. Таким образом, критерий объективности в эмпирической науке следует относить скорее к популяции (генеральной совокупности) в целом, чем к ее отдельным членам. Объективные явления или сообытия характеризуются высокой вероятностностью их наступления (неслучайностью).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.165 (0.014 с.) |