Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Что же и как изучает системный подход.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как мы выяснили ранее, общими предпосылками развития системного подхода и возникновения актуальной научной потребности в нем являются качественное углубление научной картины мира и возрастание сложности самого научного знания. Вместе с тем развитие системного знания как методологического средства имеет, конечно, и свои более конкретные гносеологические основания. Благодаря этому понятия и специфические теоретико-познавательные конструкции системного подхода успешно выполняют в науке определенные методологические функции, помогают точнее анализировать процессы и явления объективного мира, лучше синтезировать научное знание. – Что же изучает системный подход и каково его отношение к другим средствам научной методологии? – Каковы те черты объективной действительности, которые он раскрывает? – Каковы те феномены познания, которые с помощью системного подхода удается раскрыть полнее, чем иными средствами? Научная методология имеет некие общие основания (для марксистской методологии это материализм и диалектика) и арсенал отдельных методологических принципов, подходов и приемов, специфичных для изучения процессов развития и функционирования, отношений причинности, взаимосвязи и взаимодействия, противоречий, феноменов строения и структуры и т. п. Каждое из этих методологических средств является отражением одной из всеобщих (или общих) черт объективной действительности и, по сути дела, представляет особый логико-гносеологический аппарат адекватного изучения ее природных и общественных форм. Системный подход, как и все другие средства методологии, базируется на познании некоторых всеобщих черт реальной действительности и представляет собой познавательный инструментарий для их адекватного изучения. Так, познавая объективный мир, человек как с первой внешней реальностью сталкивается с тем, что любые явления природы и общества в действительности существуют не иначе как в форме объектов, предметов, комплексов, единств, иначе говоря, они обладают формой целого или свойством целостности, системности. Современное научное познание показывает, что мир состоит из объектных реальностей трех уровней: микро-«элементы», «частицы» и т. п.; мезо- – предметы, явления, словом, ординарные объекты и индивидуумы природы и общества; макро- –надпредметные и надиндивидуальные макроскопические объединения и комплексы: общественно-экономические формации, виды животных и растений, гео- и экосистемы и т. п. При этом явления любого уровня представляют собой некие «качественные узлы», сгустки материи, блоки взаимодействий, т. е. определенные единицы объективного мира, устойчиво, закономерным образом связанные в целостные единства. Эта, выражаясь гегелевским языком, «качественная узловатость» и есть необходимая форма существования явлений природы и общества, проявление одной из фундаментальных закономерностей объективной реальности. Именно эти целостные, устойчивые единства, эти единицы объективного мира мы и называем обобщенно системами. А само изучение целостных предметов и явлений как закономерно обусловленных «качественных узлов», выявление закономерностей их образования, существования и взаимодействия считаем системным подходом. Это первая черта объективной реальности, отражением и аналогом которой в теории выступает системный подход. Другая черта объективной действительности, которую специфически выражает системный подход, – интеграция. Фактически она является оборотной стороной целостности, так сказать, ее «вторым я». Поскольку сама целостность есть результат интеграции частей целого, главные структурные законы целого суть законы интеграции, а его системные качества – феномен интеграции и т. п. Словом, целостность и интеграция неразрывны и двуедины. Итак, системный подход в характерном для него отражении действительности исходит прежде всего из качественного анализа целостных объектов и раскрытия механизмов их интеграции. В этом и проявляются его конкретные гносеологические основания (подробнее это будет специально рассмотрено ниже). Не менее важно, далее, четко себе представлять, как, какими способами системный подход отражает действительность? Каковы его основные гносеологические фокусировки? В практике научного познания отчетливо обнаруживаются две основные разновидности «системного видения», две его взаимодополняющие специфические формы: изучение предмета как системы и изучение системности самого мира, иными словами, моно- и полисистемная фокусировки научного познания. Выше было употреблено выражение «взаимодополняющие специфические формы». Это следует понимать буквально, ибо применение той или иной «познавательной технологии» (а различаются они именно как гносеологические приемы и «призмы видения») в решающей степени зависит от стадии научного анализа и глубины изучения детерминант явления. В процессе познания объективной реальности эти формы часто переплетаются и взаимодополняют картину изучаемой действительности, являясь фактически двумя сторонами одной медали. Так, моносистемное знание сфокусировано на познании предмета (явления) как системы. Следуя традиционным путем углубления познания от явления к сущности, от формы к содержанию, оно характеризует все его системные стати: начиная с изучения целостности и механизмов интеграции частей в целое, до законов структуры и других общесистемных законов. Это знание системоцентрическое, направленное в основном на раскрытие внутренних механизмов и законов явления. В отличие от него полисистемное знание нацелено на раскрытие системности самого мира, т. е. изучение действительности как многосистемной, а отдельного предмета – как «элемента» многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной или общественной среды. Это полисистемное знание – многофокусное, многоуровневое, полидетерминантное, словом, сложное знание о предмете и действительности или о действительности и предмете в нем. Углубляя познание различных детерминант явления, полисистемное знание фактически расширяет представление о самом предмете за счет изучения макро- и микросистемных оснований, а также систем внешних взаимодействий. Следует заметить что наука во все времена стремилась познать свой предмет глубоко (вместе с «первооснованиями») и широко (вместе с «условиями его существования»). Однако уровень научных знаний ограничивал возможности построения адекватных структур сложного знания. На современном уровне развития науки само состояние теории диктует необходимость разработки широкого арсенала научно-познавательных приемов, способных точно отразить сложность явлений и процессов объективного мира, в том числе и приемов специализированно системных. Полисистемность – та сторона учения о системности, которая, пожалуй, наиболее сложна и, вместе с тем, наименее известна. В определенном смысле можно сказать, что пока речь идет об изучении предметов как систем, то это делается конкретными науками даже и без специальных процедур системного подхода. Этого нельзя сказать об изучении проблем полисистемности. Многие науки пока не имеют собственного достаточно развитого арсенала теоретических и методологических приемов исследования полисистемности и качественной многомерности, видимо, потому, что это требует выхода за рамки традиционного отражения мира данной научной дисциплиной. В этих условиях общеметодологическая роль понятийного аппарата системного подхода особенно возрастает. Здесь следует оттенить еще одну сторону вопроса. Системный подход – отнюдь не панацея от всех бед, он совсем не является единственным средством изучения систем. Науки естественные и общественные изучают бесчисленное множество различных объектов–систем, изучают «специфические содержательные (физические, химические, биологические, социально-экономические и т. п.) закономерности генезиса, структуры и функционирования целостных явлений природы и общества, притом изучают свои системные предметы чаще всего не употребляя никакой системной терминологии. Так было и так в целом, видимо, и будет. Системный подход не может подменить конкретные науки в изучении конкретных систем, он призван помочь ученым всех специальностей изучать системы лучше, используя в концентрированно методологическом виде все достижения научного познания этого рода. Итак, системный подход как методологическое учение использует «системный материал», добываемый всеми науками, в виде конкретного материала анализа, а сам он обобщает данные познавательного процесса и разрабатывает свои специфические гносеологические приемы и процедуры. Это прежде всего: а) вычленение общего в частнометодологическом знании о системах, б) описание и классификация типических системных форм и механизмов действия тех или иных системных феноменов, в) выработка наиболее рациональных схем научного анализа системных явлений применительно к сферам неорганической и органической природы, явлениям общественной жизни, различиям материальных и идеальных, естественных и искусственных систем; особенностям системных форм в статике, динамике и развитии; использование -системных приемов в синтезе научных знаний; применения системного -анализа и синтеза в практической деятельности и прежде всего в решении проблем общественного производства, народнохозяйственного планирования и управления, в общей и специальной прогностике. В результате, когда готовое и методологически выверенное системное знание применяется в конкретных научных исследованиях, его приемы вооружают исследователя знанием типов систем и их законов, предлагают ему использовать «лекала» системного знания при анализе определенных черт бытия изучаемых конкретных явлений. Таким образом, задачей системных исследований является прежде всего выработка соответствующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как систем и познания системности самого мира. Применение этой «познавательной технологии» добавляет научному знанию новые грани, делает его более систематичным, углубляет его, позволяет лучше справляться с проблемами сложности, точнее раскрывать многомерную картину действительности. Словом, системная компонента современного научного знания становится все более богатой и действенной, она является ныне важной составляющей прироста методологического знания. Рассмотрев кратко исторические корни и теоретические предпосылки системного подхода, следует вернуться к некоторым уже упомянутым проблемам и вопросам для более детального их гносеологического рассмотрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.89 (0.007 с.) |