Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие человека в истории философии.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Студент должен Иметь представление: · о месте человека в истории философии; · о наборе социальных ролей. Знать: · о происхождении человека; · специфику философского понимания человека; · понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Уметь: · Объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Биологическая специфика человека. Биологическая специфика человека. Внешний мир и социальная среда в формировании человека как биологического вида. Понятие человека в истории философии: человек в системе конфуцианства, человек как мера всех вещей в софистике; нравственность как определяющая характеристика человека в учении Сократа; идея сверхчеловека в системе Ницше, Богочеловек в учении Соловьева, представление о человеке в экзистенционализме. Индивид, личность, индивидуальность.
Вопросы для самоконтроля 1.Охарактеризуйте концепции человека в истории философии (Древний мир, Средневековье, Новое время, 20 век). 2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека? 3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу социобиологов или же против нее? 4.Раскройте смысл понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
3.2.Основополагающие категории человеческого бытия. Студент должен Иметь представление: · о взаимосвязи и взаимозависимости категорий человеческого бытия; · о свободе личности, ее ответственности за сохранение жизни. Должен знать: · основополагающие категории человеческого бытия; · философское понимание свободы; · об отношении философии к поискам смысла жизни. Уметь: · объяснять философский смысл основополагающих категории человеческого бытия, приводить примеры их форм проявления в реальной жизни. Свобода. Внешняя и внутренняя свобода. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество. Закон и свобода. Творчество. Многообразие форм творчества. Гениальность как целостное качество человеческой личности. Таланты и гении. Любовь как путь реализации личности. Счастье как состояние внутренней удовлетворенности условиями бытия, полнотой и осмысленностью жизни.
Вопросы для самоконтроля 1.Перечислите основополагающие категории человеческого бытия. 2.Каковы главные ценности в практической, чувственно-эстетической и научной сферах жизнедеятельности человека? 3. Назовите свой вариант из пяти добродетелей. 4.Как понимал свободу Н.А. Бердяев? Как понимаете ее вы? 5.Как менялись представления об идеалах добра в различные исторические эпохи? 6.Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди? 7. Чем отличается гений от таланта, а талант от рядового человека? Приведите конкретные примеры на этот счет.
3.3. Человек и история. Философия истории. Студент должен Иметь представление: · изменении взглядов на проблему человека на протяжении истории. · Знать: · современные концепции исторического развития; · понятие цивилизации; · понятие формации.
Уметь: · объяснять сущность цивилизационного и формационного подходов к изучению общества, выделять их отличительные черты; · высказывать и аргументировать свою точку зрения на проблему общественного прогресса и место человека в нем. Историко-философские теории человечества. Исторический процесс. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Концепции исторического развития. Концепция однолинейного развития (К. Маркс, У. Ростоу), многолинейного развития (М. Вебер, К. Ясперс), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби). Законы истории и сознательно свободная деятельность людей.
Вопросы для самоконтроля 1.Что такое общественно-исторический процесс? 2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное сознательное в истории? 3. Что такое фатализм и волюнтаризм? 4. Что такое прогресс в истории? 5.Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития на истории человечества, цивилизаций, этносов. 6.Что такое цивилизация? Перечислите известные вам цивилизации. 7.Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов к изучению истории. 8.Как была выработана линейная концепция развития общества? 9. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития общества? 10. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей, истории и не обращают внимание на роль в ней каждой личности из ста?
Человек и общество. Студент должен Иметь представление: · о развитии философских взглядов на общество. Знать: · Понятие общества его признаки и особенности; · Сферы общества. Уметь: · давать характеристику каждой из сфер жизни общества.
Общество как совокупность общественных отношений. Учение об обществе в работах О. Конта, М. Вебера, Н. Данилевского, П. Сорокина. Общество как система. Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Основные формы общности человека (семья род, племя, этнонациональные общности, сословия, касты, классы, государство) и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человеческого бытия.
Вопросы для самоконтроля 1.Как изменялись представления об обществе на различных этапах развития философской мысли? 2.Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе. 3. Выделите основные сферы общества? Какими науками они изучаются? 4.Как соотносятся друг с другом человек и общество? 5.Каковы критерии прогресса в различных сферах жизни общества? Существует ли единственный критерий прогресса?
Человек и культура. Студент должен Иметь представление: · о проблемах развития духовной культуры в современной России; · об истории возникновения вопроса о нравственности, патриотизме. Знать: · понятие культуры, социальных функций культуры; · о роли науки и образования в жизни общества; · нравственные нормы человеческого бытия. Уметь: Характеризовать многообразие форм культурной жизни, высказывать и обосновывать собственную позицию на развитие молодежной культуры в России и за рубежом. Понятие культуры. Роль и смысл культуры в истории философии. Культура и цивилизация. Восток и Запад как цивилизационные типы. Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура. Материальная и духовная культура. Функции культуры. Основные виды духовной культуры. Искусство, его основные виды и функции. Наука как особая сфера культуры.
Вопросы для самоконтроля 1 Что такое культура? 2.Дайте характеристику основным типам и видам культуры. 3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации. 4 Чем отличается биологическое наследование от социального? 5 Чем отличается свобода от произвола? 6. Какова структура творческой деятельности? 7 Чем отличается практика от опыта? 8 Что такое духовность? 9 Может ли быть творчество в условиях несвободы? 10.Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы. 11.В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?
Человек и религия. Студент должен Иметь представление: · о формировании основ религиозного мировоззрения, трех мировых религий. Знать: · основные черты буддизма, христианства, ислама. Уметь: · понимать взаимосвязь религии и нравственности, высказывать собственную позицию по вопросу о свободе совести в современном мире. Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм. Роль религии и церкви в истории. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Религия и церковь. Философия и религия: смирение и бунт. Религия как форма духовного единства.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие функции выполняет религия в обществе? 2. Какие этапы прошла в своем развитии религия? 3.Перечислите современные мировые религии. 4.Выделите общие черты мировых религий. 5.Как вы понимаете свободу совести?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.006 с.) |