Понятие человека в истории философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие человека в истории философии.



Студент должен

Иметь представление:

· о месте человека в истории философии;

· о наборе социальных ролей.

Знать:

· о происхождении человека;

· специфику философского понимания человека;

· понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Уметь:

· Объяснять взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Биологическая специфика человека. Биологическая специфика человека. Внешний мир и социальная среда в формировании человека как биологического вида. Понятие человека в истории философии: человек в системе конфуцианства, человек как мера всех вещей в софистике; нравственность как определяющая характеристика человека в учении Сократа; идея сверхчеловека в системе Ницше, Богочеловек в учении Соловьева, представление о человеке в экзистенционализме. Индивид, личность, индивидуальность.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Охарактеризуйте концепции человека в истории философии (Древний мир, Средневековье, Новое время, 20 век).

2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу социобиологов или же против нее?

4.Раскройте смысл понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

 

3.2.Основополагающие категории человеческого бытия.

Студент должен

Иметь представление:

· о взаимосвязи и взаимозависимости категорий человеческого бытия;

· о свободе личности, ее ответственности за сохранение жизни.

Должен знать:

· основополагающие категории человеческого бытия;

· философское понимание свободы;

· об отношении философии к поискам смысла жизни.

Уметь:

· объяснять философский смысл основополагающих категории человеческого бытия, приводить примеры их форм проявления в реальной жизни.

Свобода. Внешняя и внутренняя свобода. Свобода и ответственность. Свобода воли и проблема зла. Свобода и творчество. Закон и свобода. Творчество. Многообразие форм творчества. Гениальность как целостное качество человеческой личности. Таланты и гении. Любовь как путь реализации личности. Счастье как состояние внутренней удовлетворенности условиями бытия, полнотой и осмысленностью жизни.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите основополагающие категории человеческого бытия.

2.Каковы главные ценности в практической, чувственно-эстетической и научной сферах жизнедеятельности человека?

3. Назовите свой вариант из пяти добродетелей.

4.Как понимал свободу Н.А. Бердяев? Как понимаете ее вы?

5.Как менялись представления об идеалах добра в различные исторические эпохи?

6.Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

7. Чем отличается гений от таланта, а талант от рядового человека? Приведите конкретные примеры на этот счет.

 

 

3.3. Человек и история. Философия истории.

Студент должен

Иметь представление:

· изменении взглядов на проблему человека на протяжении истории.

· Знать:

· современные концепции исторического развития;

· понятие цивилизации;

· понятие формации.

 

Уметь:

· объяснять сущность цивилизационного и формационного подходов к изучению общества, выделять их отличительные черты;

· высказывать и аргументировать свою точку зрения на проблему общественного прогресса и место человека в нем.

Историко-философские теории человечества. Исторический процесс. Закономерность, случайность, судьба в историческом процессе. Проблема социального эксперимента. Эволюция и революция в истории. Концепции исторического развития. Концепция однолинейного развития (К. Маркс, У. Ростоу), многолинейного развития (М. Вебер, К. Ясперс), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби). Законы истории и сознательно свободная деятельность людей.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое общественно-исторический процесс?

2. Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное сознательное в истории?

3. Что такое фатализм и волюнтаризм?

4. Что такое прогресс в истории?

5.Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития на истории человечества, цивилизаций, этносов.

6.Что такое цивилизация? Перечислите известные вам цивилизации.

7.Дайте сравнительную характеристику формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

8.Как была выработана линейная концепция развития общества?

9. Каковы характерные особенности нелинейной концепции развития общества?

10. Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей, истории и не обращают внимание на роль в ней каждой личности из ста?

 

 

Человек и общество.

Студент должен

Иметь представление:

· о развитии философских взглядов на общество.

Знать:

· Понятие общества его признаки и особенности;

· Сферы общества.

Уметь:

· давать характеристику каждой из сфер жизни общества.

 

Общество как совокупность общественных отношений. Учение об обществе в работах О. Конта, М. Вебера, Н. Данилевского, П. Сорокина. Общество как система. Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Основные формы общности человека (семья род, племя, этнонациональные общности, сословия, касты, классы, государство) и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человеческого бытия.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Как изменялись представления об обществе на различных этапах развития философской мысли?

2.Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.

3. Выделите основные сферы общества? Какими науками они изучаются?

4.Как соотносятся друг с другом человек и общество?

5.Каковы критерии прогресса в различных сферах жизни общества? Существует ли единственный критерий прогресса?

 

Человек и культура.

Студент должен

Иметь представление:

· о проблемах развития духовной культуры в современной России;

· об истории возникновения вопроса о нравственности, патриотизме.

Знать:

· понятие культуры, социальных функций культуры;

· о роли науки и образования в жизни общества;

· нравственные нормы человеческого бытия.

Уметь:

Характеризовать многообразие форм культурной жизни, высказывать и обосновывать собственную позицию на развитие молодежной культуры в России и за рубежом.

Понятие культуры. Роль и смысл культуры в истории философии. Культура и цивилизация. Восток и Запад как цивилизационные типы.

Внутренняя и внешняя культура. Массовая и элитарная культура.

Материальная и духовная культура. Функции культуры. Основные виды духовной культуры. Искусство, его основные виды и функции. Наука как особая сфера культуры.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое культура?

2.Дайте характеристику основным типам и видам культуры.

3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации.

4 Чем отличается биологическое наследование от социального?

5 Чем отличается свобода от произвола?

6. Какова структура творческой деятельности?

7 Чем отличается практика от опыта?

8 Что такое духовность?

9 Может ли быть творчество в условиях несвободы?

10.Чем различаются Восток и Запад как цивилизационные типы.

11.В чем видят исследователи особенность российской культуры и цивилизации?

 

Человек и религия.

Студент должен

Иметь представление:

· о формировании основ религиозного мировоззрения, трех мировых религий.

Знать:

· основные черты буддизма, христианства, ислама.

Уметь:

· понимать взаимосвязь религии и нравственности, высказывать собственную позицию по вопросу о свободе совести в современном мире.

Религия как феномен человеческой культуры. Культ, церковь, вера. Эволюция религии: фетишизм, анимизм, политеизм, монотеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм. Роль религии и церкви в истории. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Религия и церковь. Философия и религия: смирение и бунт. Религия как форма духовного единства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие функции выполняет религия в обществе?

2. Какие этапы прошла в своем развитии религия?

3.Перечислите современные мировые религии.

4.Выделите общие черты мировых религий.

5.Как вы понимаете свободу совести?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.018 с.)