Происхождение и значение понятия «Средние века» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение и значение понятия «Средние века»



Средние века, Medium aevum — так гуманист Флавио Бьондо окрестил этот безрадостный отрезок европейской истории, не найдя иного, более выразительного названия. Ведь Средние века — это время «глада и мора». Это эпоха, когда на протяжении трех веков свирепствует черная смерть, чума, только за три года XIV в. скосившая чуть ли не половину населения тогдашней Европы. Это мир постоянного голода, от которого вымирают целые области. Современному человеку трудно представить его чудовищную техническую отсталость и страшную бедность беспросветной жизни подавляющего большинства населения. Это города, по узким улочкам которых текут зловонные помои. Это время нескончаемых набегов и междоусобных войн, сделавших мародерство нормой повседневности. Это мир, в котором нет лекарств и медицины, и любая болезнь становится роковой даже для его властителей.

Средние века — это глубокий упадок античной традиции философии и науки, массовая безграмотность населения, отношение к знанию, в том числе и к медицине, как к «богопротивному», греховному делу, с которым надо бороться как с ведовством и ересью. Слабый огонек учености, ревностно оберегаемый от «толпы», теплился лишь в нескольких крупных монастырях.

И все же многие явления в жизни современных народов и

государств уходят своими корнями именно в средневековое

прошлое: складывание социальной структуры общества,

формирование наций и национальных культур и т.д. В эту эпоху

возродились к жизни многие античные города и возникли

новые. Культура стала более доступной широким массам

благодаря изобретению печатного станка, открытию

университетов и множества школ. Со времен Средневековья люди стали

пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками,

мылом, очками, пуговицами, механическими часами и

многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня

немыслима.

Для развития военного дела решающее значение имел

переход к огнестрельному оружию. Значительные изменения

произошли в представлении людей о мироздании. Замечательные

произведения искусства Средних веков до сих пор остаются

непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух

к новым творческим исканиям.

В историографии обычно нижней границей Средних

веков считается V в. н. э. — падение Западной Римской

империи, а верхней — XVII в., когда в Англии произошла

буржуазная революция. Однако в последнее время все больше

историков относят верхнюю границу Средневековья к рубежу XV-

I вв., так как открытие «Нового света» (Америки), падение

Константинополя и начало Реформации означали, что

Европа вступила в иную эпоху, когда начался переход к Новому

времени.

Географические границы Средневекового мира — это

Западная и Центральная Европа. Ведь Средневековье — это,

прежде всего, время зарождения и становления европейской

средневековой христианской цивилизации. Именно в

Средние века возникает Европа как социокультурная общность.

Но история Средневековья неизбежно включает также

историю Византии (Восточно-Римской империи), исламского

мира, Руси-России, восточных государств и цивилизаций.

Проблемы периодизации средневековой истории

Проблемы периодизации Средних веков давно волнуют

историков-медиевистов (специалистов Средневековья). Ж. Ле Гофф,

один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть

до 80-х годов XX века определял понятие «Средние века» как

период с V по XV вв., от рождения варварских королевств в

Европе до кризиса и трансформации средневековой

христианской цивилизации. В 1970-е гг. Ф. Броделем была

выдвинута идея «длительного Средневековья», которую

впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье»

охватывало историю с первых веков христианского

летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала XIX

столетия, разрушение ментальное средневекового общества.

Советские историки датировали «Средние века»

(феодальную формацию) со времен падения Западной Римской

империи (476) до Английской буржуазной революции (1640),

открывшей путь к формированию капитализма.

Современные зарубежные и отечественные специалисты

чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с

Великого переселения народов, давшего жизнь многим

цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических

открытий, способствовавших формированию глобальной

океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и

западных культур.

Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что

понятие «Средних веков» более подходит для Европы. На

Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло

значительные традиционные черты. Только колониальная

политика западных государств привела в движение стабильную

и во многом статичную систему цивилизаций Востока.

Глава 6

Христианская Европа и исламский мир

Кризис античной цивилизации. Становление

христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.

Социально-политическое развитие. Западноевропейское

общество. Рыцарство. Города. Картина мира. Ислам и

халифат. Крестовые походы. Преодоление

политической раздробленности и формирование национальных

государств. Культура и искусство в Средние века.

Кризис античной цивилизации

Переход от Древности к Средневековью занимает немалый

промежуток времени. Период поздней Римской империи стал

во многом предысторией Средних веков, поскольку мир

Средневековья формировался в процессе сложного и

противоречивого взаимодействия двух миров — позднеримского и

варварского.

Войны между Римом и варварами, известными под общим

названием германцев, начались еще во II в. до н. э.

Некоторые германские племена перешли Рейн и пытались осесть в

римской провинции Галлии. Гай Юлий Цезарь в середине

I в. до н. э., в ходе длительных и упорных сражений сумел

оттеснить их за Рейн. Во II—III вв. н. э. все больше

усиливается натиск варваров на границы Римской империи. В это

время античная цивилизация переживала кризис. Государство

подчинило и поглотило общество. Свободные люди

превратились в подданных императора и зависимых от государства

налогоплательщиков. Произошло разделение единой

Римской империи на Западную и Восточную.

В эпоху Великого переселения народов множество племен

покинули края, где они жили из поколения в поколение,

и отправилась на завоевание новых земель. Карта Европы

изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее

Западную Римскую империю, на месте которой возникли

варварские королевства. Рухнул великий Рим и под его

обломками — весь античный мир.

В 476 г. варварами-наемниками был низложен последний

римский император юный Ромул Августул и Западная

Римская империя прекратила свое существование. Восточная

Римская империя, которую позже стали называть Византией,

просуществовала еще тысячу лет — до середины XV в.

Становление христианской цивилизации:

Западная Европа, Византия, Русь

С падением Западной Римской империи завершается

история Древнего мира и начинается история Средних веков.

На политическую арену Западной Европы выходят новые

народы. Они уступали римлянам в политико-правовой

культуре, но сумели создать новые формы экономического,

общественного и политического мироустройства.

Главное содержание начального этапа Средневековья —

становление христианской цивилизации. Идеология в ее

религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в

обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было

времени, когда бы роль религии и церкви была столь

значительна. Теологическому мировоззрению были подчинены

мораль, философия, наука, искусство. Средневековье

христианизировало Европу, что во многом определило характер

европейской цивилизации.

Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда

разобщенных и неустойчивых варварских королевств,

образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На

Британских островах — это англо-саксонские королевства, в

континентальной Европе — Вестготское, Бургундское,

Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие королевства.

Становление нового общества осуществлялась через синтез

римского и варварского миров.

Западноевропейское Средневековье — это период

господства натурального хозяйства и слабого развития

товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период

существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха

Средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и

высокой идеологизацией общества. Если в Древнем мире

каждый народ имел свою веру и религию, которая

отражала его национальные особенности, историю, образ мыслей,

то в средневековой Европе существует одна религия для

всех — христианство.

Средневековье — это время образования национальных

государств в виде абсолютных или сословно-представительных

монархий. Особенностями политической власти были ее

раздробленность, а также соединение с условной

собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей

определялось для свободного человека его национальностью и

гражданством, то в средневековой Европе право на землю

зависело от принадлежности человека к определенному

сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство

и народ (под этим понятием объединялись крестьяне,

ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами

и обязанностями, играли разную общественно-политическую

и хозяйственную роль.

Важной чертой средневекового западноевропейского

общества была его иерархическая структура — система

вассалитета. Во главе иерархии стоял король — верховный сюзерен.

На второй ступени феодальной лестницы находились

непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы —

герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По

грамоте, полученной от короля, они обладали различными

видами иммунитета (от лат.: «неприкосновенность»). Феодалы

такого уровня могли сами чеканить собственную монету,

которая нередко имела хождение не только в пределах данного

поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю

часто было просто формальным. На третьей ступени

феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов,

епископов — бароны. Они пользовались фактическим

иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы

баронов — рыцари. У некоторых из них также могли быть свои

вассалы — еще более мелкие рыцари, у других — были в

подчинении только крестьяне.

Еще одной характеристикой европейского средневекового

общества была определенная ментальность людей, характер

общественного мировоззрения и связанный с ним

повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами

средневековой культуры были резкие контрасты между богатством и

бедностью, знатным происхождением и безродностью — все

выставлялось напоказ. Особенностью общества было великое

множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их

«прочитать», знал их код, получал важные дополнительные

сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в

одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет

верности, зеленый — как цвет новой любви, желтый — как

цвет враждебности.

В период раннего Средневековья (V—X вв.) значительно

расширяется территория, на которой идет образование

западноевропейской цивилизации. Наиболее важным процессом

в социально-экономической сфере было становление

феодальных отношений, стержнем которых явилось

формирование феодальной собственности на землю. Формируются

два основных класса феодального общества: феодалы,

духовные и светские, — собственники земли, и крестьяне —

держатели земли.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей

составной частью христианской цивилизации, считается

римский император Константин Великий (306—337). Этот

император сочувствовал христианам и помогал распространению

новой религии в Римской державе. Он и сам принял

христианство, став первым христианским правителем Римской

империи. Позже церковь причислила императора Константина

к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора

Феодосия единая Римская империя разделилась на Восточную и

Западную части, начинается история Византии как

самостоятельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю

только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали

называть Византией. Сами подданные империи продолжали

считать себя римлянами (по-гречески: «ромеи»), а свое

государство — Римской (Ромейской) империей. Первоначально

Византийская империя включала в себя Балканский полуостров,

Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли.

Языком общения народов, населявших империю, был

греческий.

Восточная империя меньше пострадала от

опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны

древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном,

оливковым маслом, вином; во многих областях было развито

скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города

обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в

древности оживленные города — центры ремесла и торговли.

Византийская империя была христианским государством.

Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые

назывались патриархами. С конца V в. главным из них

становится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие

от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и

другие языки.

Власть императора (василевса) Византии была огромной.

Он являлся одновременно главой правительства, высшим

судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного

наемного войска. В Византии про императора говорили, что

он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».

Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I

(527—565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его

дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания

полководца и, силой овладев престолом, стал императором.

Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее

образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал

престол. Император Юстиниан I обладал немалой

политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь

империи реформами, оживил международную торговлю,

ставшую не только средством пополнения государственной

казны, но и источником благоденствия всего народа. Важным

достижением Юстиниана было создание свода римского

права. Он приказал свести и упорядочить разнообразные учения

и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее.

Римское право до сих пор лежит в основе гражданского права

большинства стран.

Своеобразие византийской цивилизации заключалось в

синтезе античных институтов и идей с

восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все

основные элементы наследства предшествующей римской

цивилизации — крупные города с преобладанием ремесла и

торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием,

развитую культуру, в которой преобладали греческие

элементы, сильное государство с развитым римским правом.

Переход Византии к феодальным отношениям был менее

болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные

культурные ценностей и города — центры цивилизационного

развития. В основном, это был долгий процесс изживания

рабовладения внутри самого византийского общества и столь

же сложный процесс рождения новых

социально-экономических отношений.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии

трех важнейших факторов развития. Первым из них была

постоянная военная опасность. Византии приходилось отражать

натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен;

затем — славян, тюрок-сельджуков; наконец — европейцев-

крестоносцев и турок-османов. Вторым фактором

самобытности византийской цивилизации явился синтез позднеантич-

ных и восточных традиций. Духовным стержнем,

определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации,

явилось православие (восточная ветвь христианства).

Православие провозгласило верность традиции и неизменность

идеалов. В основе православного вероучения положены

Священное писание (Библия) и Священное предание

(постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов

церкви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная

жизнь коротка, а загробная — вечна. Чтобы обрести спасение

в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго

следовать христианским догматам и предписаниям церкви.

Православные традиции отразились в ментальное и

культуре византийской цивилизации, оказали влияние на

формирование и развитие государственности.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются

славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей

Балканского полуострова и приняли христианство. Для

просвещения славян в их земли из Византии прибыли

братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863). Они создали на основе

греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и

поныне.

В VII—IX вв. Византийская империя переживала

глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы.

Более полувека отважные воины ислама не давали покоя

Византии. Весь VIII век проходил в войнах с болгарами.

Восточная Римская империя оставалась империей лишь по

названию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров.

Константинопольские чиновники пытались наладить управление

и разделили страну на области — фемы — с сильной

гражданской и военной властью стратигов. Но это лишь осложнило

ситуацию: полуварварские фемы не желали подчиняться

Константинополю и поднимали мятежи. Кроме того, империя

была взбудоражена иконоборческим движением внутри

христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к

тому, что попирались все законы, в запустении оказались

монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось

христианское движение «павликиан» — последователей старца

Константина, проповедовавшего Новый завет с посланиями

апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в

руках прошли по Малой Азии, истребляя неверных. Импера-

тор Василий I одолел павликиан, но принял многие из их

требований. С этого времени началось возрождение

цивилизации и возрождение греческой учености.

Конец IX в. ознаменовал восстановление империи:

государство снова стало регулировать отношения между

гражданами; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана

сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось

возрождение древних наук и искусств; были восстановлены

города и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде

высоту. Существенными были и изменения в общественном строе

Византии. Огромную роль стало играть жестко

централизованное государство. Особая роль государственных начал

получила теоретическое обоснование, что способствовало

формированию специфической ментальности византийцев.

Считалось, что наряду с единым Богом, единой истинной верой

и единой истинной церковью, должна существовать и единая

христианская империя. Императорская власть приобретала

сакральные (священные) функции, ибо она самим своим

существованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это

был комплекс своего рода мессианских идей, где роль

мессии, спасителя, закреплялась за империей.

В VIII—IX вв. в Византии развернулось иконоборческое

движение. Иконоборцы утверждали, что почитание креста и

икон (т.е. изображений Иисуса, Девы Марии, святых) есть

поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели

считали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила.

Иконоборцев долгое время поддерживали императоры, по их

приказу иконопочитателей казнили и ссылали, иконы унич-

тожали, церковные земли забирали в казну. Причиной

конфликта были огромные ценности, скопившиеся в руках

церкви, что превращало ее в независимую от императора силу.

В конце концов спор завершился тем, что почитание

священных предметов (в том числе икон) было восстановлено,

но при этом большую часть отобранных у церкви земель ей не

вернули.

Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли (так,

вскоре после смерти Юстиниана германское племя

лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы

завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой).

Периодически византийцам удавалось совершать удачные

военные походы, отвоевывая часть земель (в VIII в. у арабов —

часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, в 1018 г.—

завоевание Болгарии). Итогом всех этих войн было ослабление

империи и сокращение территории сравнительно со временем

Юстиниана в несколько раз.

В середине XI в. Великая Степь выплеснула новую волну

воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась

по равнинам Персии и хлынула через византийские границы.

В первом же решающем столкновении римская армия была

разломлена. После этого тюрки-сельджуки заняли почти всю

Малую Азию, а также Сирию и Палестину — Святую землю.

Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на

престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать

напора победоносных тюрок, император обратился за

помощью к христианам Запада.

В конце XII в. Византия слабеет и теряет Болгарию,

Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г.

начались крестовые походы, причем к началу XIII века

внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая

Византия всегда привлекала западноевропейских рыцарей,

смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различных

стран Европы штурмом овладело Константинополем

(Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую

Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали

новое государство — Латинскую империю. Власть

византийского императора сохранилась в Малой Азии. Византийцам

постепенно удавалось отвоевывать у Латинской империи

некоторые области. В 1261 г. они освободили

Константинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда

могущественной империи и уже не играла значительной роли в

мировой политике.

В XV в. Византия была завоевана турками. Осажденный

двухсоттысячным войском султана Мехмета II, в мае 1453 г.

пал Константинополь. Последний византийский император

Константин XI Палеолог погиб в бою.

Русь. Исторически феномен Руси-России в основных

своих чертах сложился в эпоху Московского государства.

Однако корни его носят более глубокий характер и являются

общими для трех славянских народов — русских,

украинцев, белорусов.

Важным рубежом в истории Руси стало появление

государственности. На складывание государства и его населения

оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких,

как географическое положение, климатические и природные

условия. Восточная половина Европы представляет собой

равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым,

Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами —

Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются

многочисленные реки с их притоками, которые в древние

времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины

отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта

дремучими хвойными и лиственными лесами,

многочисленными озерами и болотами. Климат в средней полосе Восточно-

Европейский равнины континентальный: на смену жаркому,

сравнительно короткому лету с непродолжительной

активностью растительного покрова приходит долгая холодная и

снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее

влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской

равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в

основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность

людей была связана с лесом. Его использовали как

строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари

и т.д. С лесом были связаны основные промыслы: охота и

бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных,

добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одеж-

ду, а мед использовали для изготовления сладостей и

напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия

врагов. Не менее благотворное влияние на жизнь людей

оказывали и реки. Они служили средством сообщения между

племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена.

По берегам рек шло расселение славянских племен,

строились поселения — вначале небольшие деревушки, а затем

относительно крупные села и города. Речные пути со

временем приобрели международное значение, они соединяли

не только отдельные племена, но и различные народы и

страны.

Наиболее важным был водный торговый путь из

Скандинавии в Византию — путь «из варяг в греки». Он шел с севера

на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в

Ладожское озеро, далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него

по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к

верховьям Днепра и далее по Днепру вниз к Черному морю. Таким

образом, у восточных славян осуществлялась связь с

причерноморскими греческими колониями, а через них с

Византией. Другой международный речной путь «из варяг в персы»

шел на юго-восток по притокам Верхней Волги и дальше в

земли волжских булгар, затем через Хазарский каганат —

в Каспийское море.

Социально-политическое развитие Европы

Политическая история Европы началась с Франкского

королевства. Первым известным нам правителем франков был

Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени

которого эту династию называли Меровингами. Им было

создано в конце V в. крупнейшим в Европе государство

франков. Потомков Хлодвига, правивших Франкским

государством до середины VIII в., называют Меровингами.

Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил

войско римлян в битве при Суассоне (486) и подчинил себе

Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение двух народов — франков

и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все

население Франкского государства стало говорить на одном

наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это

наречие позже легло в основу французского языка. Однако в

письме применялся только латинский язык, на нем при Хлод-

виге была произведена первая запись судебных обычаев

франков {Салический закон). Появление писаных законов,

обязательных к исполнению на всей территории Франкского

государства, способствовало его укреплению. Однако внутренние

раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига

вели длительную борьбу за власть, в результате которой власть

королей из рода Меровингов стала ничтожной.

Большое влияние надела государства стал оказывать май-

ордом — высшее должностное лицо в государстве, власть

которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл

правил страной, не считаясь с королем. В это время войско

арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было

разгромлено франками в битве при Пуатье (732). Угроза

арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию

сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем

франки получали от майордома земли с живущими на них

крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал

дорогостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не

в полную собственность, но лишь пожизненно и на том

условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем

он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на

том же условии стали передаваться по наследству от отца к

сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап

отстранили от власти Меровингов и положили начало новой

династии Каролингов.

Своего расцвета это государство достигло при Карле Вели-

ком (768-814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и

провозгласил его римским императором. Но его империя была

крайне непрочной и в 843 г. ее поделили между собой

потомки Карла Великого на три большие части, положив начало

истории трех государств — Франции, Германии и Италии.

Император становился символом единства германских

традиций, римского императорского прошлого и

христианских начал. Идея объединения христианского мира стала

определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл

Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме

Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Цент-

ральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Панно-

ния (Венгрия).

Период существования Каролингской державы (середина

VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда

общественных институтов и основных черт

культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской

цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками

Карла Великого на три королевства, которые стали основой

будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея

оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I

захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя

императором. На политической карте Европы появляется Священная

Римская Империя, центром которой стала Германия,

воплощавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи

Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало

складыванию в Европе нового общественного строя —

феодализма.

Феодализмом именуют общественный строй, название

которого происходит от слова «феод». Феод— это населенное

крестьянами земельное владение, пожалованное

господином — сеньором (по-латински — «старшим»), своему

вассалу— подчиненному человеку, обязующемуся за владение

феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву

верности. В некоторых странах отношения между

владельцами феодов — феодалами — можно представить себе в виде

лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом

верху ее стоял король — верховный собственник всей земли в

государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога,

который и был его сеньором. Ступенью ниже находились

непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им

владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще

одной ступенью ниже. А те, в свою очередь, выделяли из

полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что

почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней

ступени лестницы) был и вассалом и сеньором

одновременно. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более

высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в

его отношения с вассалами. Такг во Франции действовало

правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало,

что даже король был лишен возможности через головы своих

вассалов — графов и герцогов — отдавать приказания их

вассалам.

Во времена установления феодализма в Западной Европе

владение крупного феодала напоминало самостоятельное

государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел

право судить, мог объявлять войну другим феодалам и

заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы

заключался договор. Вассал обязывался верно служить господину,

а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство.

Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на

друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные

междоусобные войны. Их целью был захват земель, населенных

крестьянами, или же знатного соседа, с которого требовали

выкуп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крестьян,

церквей и т.д.). От междоусобных войн больше всего

страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где можно

было бы укрыться от нападения.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна

нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX—

XI вв.

Норманны — так в Западной Европе называли участников

грабительских походов, выходцев из Северной Европы

(норвежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам

Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь

этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных

в рабство, иногда захватывали целые области.

Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадья-

ры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до

Парижа и Атлантического океана. Население Европы

чувствовало себя беззащитным перед нападениями норманнов и

венгров. Жители Европы стали строить каменные замки,

бывшие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения

врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах

Европы повсеместно сложилось конное войско — рыцарство,

пришедшее на смену ополчениям германцев.

В цивилизационном развитии Европы в Х-ХI вв.

произошел важный качественный скачок. По всей Европе

появляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем

Средневековье города выполняли политические и админист-

ративные функции, являясь резиденциями государей и

крупных феодалов. Но впоследствии они стали средоточием прежде

всего ремесла и торговли.

Политическая консолидация феодалов (дворянства и

духовенства) и горожан (бюргерства) привела к

образованию сословно-представительных учреждений. Возникает

сословная монархия. Впервые орган сословного

представительства — парламент — возник в Англии. В 1265 г. было

созвано собрание крупнейших баронов и

священнослужителей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два

горожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло

разделение парламента на палату лордов, где заседали

представители светской и духовной аристократии, и палату общин,

где заседали представители рыцарства и горожан. Главной

функцией парламента стало утверждение налогов и

предоставление субсидий королю. Таким образом, в Англии уже в

XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым

были впервые созваны Генеральные штаты —

представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее

влиятельных и богатых представителей городов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.359 с.)