Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И древняя история человечества 15

Поиск

Глава 1. Введение в изучение учебной дисциплины «История» 15

Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения 15

Исторические источники 19

Историческое знание и историческое познание 20

Теории исторического развития 24

Историческая периодизация 28

Цивилизации 29

 

Глава 2. Первобытный мир и рождение цивилизаций 35

Источники сведений о первобытных людях 35

Периодизация древнейшей истории 36

Антропогенез 38

Общество первобытности 42

Переход от первобытности к цивилизации 43

Происхождение государства и права 45

Культура первобытности 48

 

Глава 3. Древний Восток 50

Становление цивилизаций Древнего Востока 50

Восточные государства-деспотии 53

 

Глава 4. Античный мир 56

Античная цивилизация 56

Древняя Греция 57

 

Древний Рим 62

Культурное наследие Античности 65

Вопросы и задания к первому модулю 66

 

МОДУЛЬ ВТОРОЙ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 67

Глава 5. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе 67

Средневековье как этап всемирной истории 67

Происхождение и значение понятия «Средние века» 69

Проблемы периодизации средневековой истории 70

 

Глава 6. Христианская Европа и исламский мир 72

Кризис античной цивилизации 72

Становление христианской цивилизации: Западная Европа,

Византия, Русь 73

Социально-политическое развитие Европы 81

Западноевропейское общество 88

Рыцарство 90

Города 92

Картина мира 94

Ислам и халифат 95

Крестовые походы 98

Преодоление политической раздробленности

и формирование национальных государств 100

Культура и искусство в Средние века 111

 

Глава 7. От Древней Руси к Московскому государству 116

Специфика становления цивилизации в Восточной Европе 116

Формирование древнерусской государственности 119

Принятие христианства 126

Культура и быт Древней Руси 130

Политическая раздробленность 133

Держава Чингисхана и монгольские завоевания 137

Нашествие на Русь 139

 

Объединение русских земель вокруг Москвы

и становление Московского государства 143

Иван III 146

Культура в XIII-XV вв 150

 

Глава 8. Индия и Дальний Восток в Средние века 156

Страны Востока в Средние века 156

Индия в эпоху Средневековья 158

Средневековый Китай 160

Япония в Средние века 164

Вопросы и задания второго модуля 167

 

МОДУЛЬ ТРЕТИЙ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 169

Глава 9. Начало эпохи Нового времени 169

Понятие «Новое время» 169

Проблемы периодизации истории Нового времени 171

Великие географические открытия и начало европейской

колониальной экспансии 174

Переход ведущих стран к индустриальному обществу 176

 

Глава 10. Страны Европы в XVI-XVIII вв.

Образование США 179

Реформация и Контрреформация 179

Абсолютизм 182

Открытия в науке и технике 184

Европа на пути модернизации и перехода

к индустриальному обществу 185

Европейские революции 186

Война за независимость североамериканских колоний

и образование США 191

Культура Европы 193

 

Глава 11. Россия в XVI — начале XVII вв 196

Венчание на царство Ивана IV 196

Опричнина и ее последствия 198

Смутное время 201

Земский собор 1613 г. и начало правления династии

Романовых 209

 

Глава 12. Россия в XVII—XVIII вв 210

Экономическое развитие в первой половине XVII в 210

Начало становления абсолютизма 211

Народные движения 215

Реформы Никона и церковный раскол 217

Преобразования Петра I 219

Северная война 1700-1721 гг. и ее итоги 225

Эпоха дворцовых переворотов 227

Правление Екатерины II 230

Павел I 235

Культура России 238

 

Глава 13. Традиционные общества Востока в XVI-XVIII вв 247

Османская империя 247

Индия 251

Китай: империя Цин 253

Япония..... 254

 

Глава 14. Страны Европы и США в XIX веке 257

Становление индустриальной цивилизации 257

Социально-экономическое и политическое развитие

Западной Европы и США 258

Культура XIX в 260

 

Глава 15. Российская империя в XIX веке 264

Начало правления Александра I 264

Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии266

Выступление декабристов. 269

Внутренняя и внешняя политика Николая I 274

Общественно-политическая мысль 280

Александр II и реформы 60-70-х годов 283

Александр III 289

Экономика пореформенной России 290

Общественно-политическое движение 294

Культура России XIX в 299

 

Глава 16. Страны Востока в период колониализма 307

Колониализм и традиционный Восток 307

Британская Индия 308

Китай 312

Япония 315

 

Глава 17. Международные отношения в Новое время 317

Новое время и новые международные отношения 317

Великие державы XVIII в 319

Колониальный раздел мира 322

Дипломатия в конце XIX в 327

Вопросы и задания 328

 

МОДУЛЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ 330

Глава 18. Мир индустриальной цивилизации в 1900-1914 гг... 330

Модернизация, научно-технический прогресс, массовое общество 331

Соединенные Штаты Америки 333

Великобритания. 335

Франция. 337

Германия 338

Международные отношения в начале XX века 340

 

Глава 19. Россия в начале XX века 345

Модернизация, обострение социальных противоречий

и нарастание разрушительного потенциала 345

 

 

Русско-японская война 349

Первая российская революция 350

Формирование многопартийности и начало парламентаризма... 358

Аграрная реформа Столыпина 360

 

Глава 20. Первая мировая война 362

Причины войны 362

Ход военных действий в 1914-1916 гг. и роль Восточного фронта 363

Военные действия в 1917-1918 гг. и окончание войны 365

 

Глава 21. Россия в 1917 г 367

Февральская революция 367

Кризисы власти 368

Октябрь 1917 г 369

Феномен большевизма 370

 

Глава 22. Западная Европа и США в 1918-1939 гг. 373

Формирование Версальско-Вашингтонской системы 373

Послевоенное развитие стран Западной Европы и США 375

Мировой экономический кризис и «Великая депрессия» 376

Различные пути преодоления кризиса 378

 

Глава 23. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.... 384

Гражданская война: суть, причины, основные события,

политические программы сторон 384

Политика «военного коммунизма» 390

Образование СССР 391

Новая экономическая политика 393

«Социалистическая модернизация» 395

Утверждение тоталитарного политического режима 398

СССР в системе международных отношений 401

Достижения и противоречия советской культуры 405

 

Глава 24. Восток в 1918-1939 гг 410

Революция и реформы в Турции 410

Британская Индия 411

Китай 413

Япония 414

 

Глава 25. Вторая мировая война. Великая Отечественная

Война 1941-1945 гг 415

Причины и начало Второй мировой войны 415

Великая Отечественная война: ход военных действий 418

Разгром Японии 430

Итоги Второй мировой войны 431

 

Глава 26. Мир во второй половине XX — первом десятилетии XXI вв. 436

Особенности послевоенного восстановления 436

Раскол мира на блоки и «холодная война» 438

Мировая система социализма и ее распад 439

Формирование постиндустриальной цивилизации 441

Мир развитых стран в условиях глобализации 444

 

Глава 27. Страны Азии и Африки в современном мире 449

Крушение колониальной системы 449

Освободившиеся страны 450

Япония 453

Китай 455

Исламская революция в Иране 456

Опыт модернизации в развивающемся мире 459

 

Глава 28. Советский Союз в 50-80-е гг. XX в.:

попытки реформ и нарастание кризиса 462

Послевоенный Советский Союз 462

Смерть И.В. Сталина и формирование нового руководства 465

XX съезд КПСС и попытка освободиться от наследия прошлого... 467

Эпоха «застоя» и нарастание кризисных явлений 475

 

Глава 29. Перестройка и распад СССР 488

Кризис советской системы 488

М.С. Горбачев и начало перестройки 489

Политическая реформа 493

Распад СССР и его последствия 496

 

Глава 30. Постсоветская Россия 500

Трудности становления новой российской государственности... 500

Переход к рыночным отношениям 502

Внутриполитическое развитие в 1990-е гг 504

Спады и подъемы российской экономики 506

Обострение обстановки на Северном Кавказе 508

Внешняя политика России в 1990-е гг 510

 

Глава 31. Россия в первом десятилетии XXI века 513

Внутриполитическое развитие 513

Экономическая и социальная политика 517

Модернизация как ведущий вектор российских

преобразований 519

Культура современной России 525

 

Глава 32. Россия в современном мире 529

Глобализация и мировая политика 529

«Исламский вызов» 531

Международный терроризм 534

Внешнеполитическая деятельность России

и ее роль в системе международных отношений 535

Вопросы и задания к четвертому модулю 541

 

Глоссарий 543

Краткая хронология 568

Учебная литература 575

 

 

 

 

Введение

 

Особенность изучения истории как одного из профильных учебных предметов заключается в более глубоком рассмотрении тем, входящих в базовое содержание, и в увеличении доли самостоятельной работы студентов.

Содержание учебного материала в настоящем пособии структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных знаний и умений в общеобразовательной школе. Учебный материал по отечественной истории подается в широком контексте всемирной истории, что позволяет формировать целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и другие. Сравнительный анализ позволяет сопоставить социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX — начала XXI вв.

С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний необходимо научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом:

1. Хронология, время исторических событий и процессов.

2. Историография.

3. Теория вопроса. Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях и процессах, студент должен дать

 

определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события, процессы.

4. Причины исторических событий и процессов. Раскрывая причины, студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне.

5. Ход исторических событий и процессов.

6. Значение.

 

Высшее образование сегодня ориентируется на овладение студентами определенной совокупностью компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Термины «компетенции», «компетентности», «ключевые компетентности» употребляются в настоящее время в самых разных областях и выступают как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом. Примером может служить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России.

1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием.

2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта.

3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окруже-

 

ния, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.

5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

В связи с этим, целью образовательной деятельности является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития.

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен:

- Знать и понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки основных тенденций развития и важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные понятия и даты.

- Уметь: анализировать историческую информацию; различать в информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

 

сопоставлять и анализировать деятельность персонажей, повлиявших на процессы исторического развития; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в целях: определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации; соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, как гражданина России.

 

Модуль первый

 

Введение в историю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.008 с.)