Тема 5. Роды и жанры литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Роды и жанры литературы.



Основная

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Наука. Флинта, 1999

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

8. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2000.

 

Дополнительная

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

2. Квятковский А. Поэтический словарь. -М., 1966.

3. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт.. -М., 1962-1970.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Ред. и сост. Николюкин А.Н..-М., 2001.

5. Литературный энциклопедический словарь/Под, ред. Кожевникова В.Н., Николаева П.А.-М.. 1987.

6. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.

7. Словарь литературоведческих терминов/под ред. Тимофеева Л.И. и Тураева СВ. -М., 1974.

8. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов. – М, 1999

9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

10. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

11. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

 

 

XII. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

· Русский филологический портал http://www.philology.ru

· Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. Курс лекций http://www.iek.edu.ru/publish/ltcont.htm

· Словарь литературоведческих терминов П.А.Николаева. http://nature.web.ru/litera/content.html

· Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов в двух томах. http://philolog.ru/filolog/writer/enciklop.htm

· Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. http://feb-web.ru/feb/litenc/default.asp.

· Электронная версия классического учебника Б.В.Томашевского «Теория литературы. Поэтика» http://www.reader.boom.ru/tomash/poetika.htm

· Классические статьи по литературоведению (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды, Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе, Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики, Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику, Потебня А.А. Теоретическая поэтика и др.) http://www.philolog.ru/filolog/teorlit.htm

· Сайт газеты «Литература» (статьи по теории и истории литературы) http://lit.1september.ru/index.php

· Курс лекций "Введение в литературоведение" Заслуженного профессора МГУ им. Ломоносова П.А. Николаева, читаемый им на филологическом факультете Московского Университета. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1193081&s=120000000

· Статьи по теории литературы http://www.durov.com/literature1.htm

· Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л. В. Чернец. http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm

· Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. http://feb-web.ru/feb/slt/default.asp

· Учебные материалы по теории литературы http://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml

Электронные библиотеки

· Научная Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) http://feb-web.ru

· Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

· Электронная библиотека современных литературных журналов России http://magazines.russ.ru

· Библиотека Максима Машкова http://www.lib.ru

· Информационно-образовательный портал "Гуманитарные науки" http://auditorium.ru

· Научная библиотека http://www.zipsites.ru/ (учебники по теории и истории русской и зарубежной литературы)

 

Вопросы к зачету

 

1. Литературоведение как наука.

2. Место литературы среди других видов искусств.

3. Основные функции литературы в мире людей.

4. Художественный образ.

5. Художественное произведение как эстетическое целое. Форма и содержание.

6. Категория пафоса в творчестве.

7. Характер в литературе.

8. Сюжет и фабула.

9. Композиция и типы композиционных связей.

10. Сюжетно-композиционный анализ.

11. Художественное пространство-время в литературе.

12. Проблема автора и формы авторского сознания в тексте.

13. Эпитет. Метафора и метонимия.

14. Аллегория, перифраз, ирония. Гипербола и литота.

15. Основные системы стихосложения система.

16. Закономерности развития историко-литературного процесса.

17. Эпос.

18. Лирика.

19. Драма.

20. Творческие методы и направления в литературе.

21. Принципы реалистического отображения действительности.

22. Принципы романтического отображения действительности.

 

 

Литература:

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курсы лекций. – М.:Едиториал, 2004. – 464 с.

5. Квятковский А. Поэтический словарь. -М., 1966.

6. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт.. -М., 1962-1970.

7. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Ред. и сост. Николюкин А.Н..-М., 2001.

8. Литературный энциклопедический словарь/Под, ред. Кожевникова В.Н., Николаева П.А.-М.. 1987.

9. Словарь литературоведческих терминов/под ред. Тимофеева Л.И. и Тураева СВ. -М., 1974.

10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.:Аспект Пресс, 1999. – 334 с.

11. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

12. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема 2. Литература как вид искусства.

Количество часов: 2

Вопросы, задания:

1. Опираясь на указанную ниже литературу, дайте определения и охарактеризуйте следующие понятия:

а) художественный образ в литературном произведении;

б) границы и объём художественного образа;

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

 

Тема 3. Содержание литературного произведения.

Количество часов: 2

Вопросы, задания:

Охарактеризуйте образ главного героя в рассказе А.Чехова «Ионыч» по предложенной ниже схеме:

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Какая проблема привела автора к созданию данного образа.

 

Тема 4. Форма литературного произведения.

Количество часов:3

Вопросы, задания:

Проанализируйте рассказ А.Чехова «Ионыч» по предложенной ниже схеме:

Схема анализа художественного произведения.

1.Тематика.
2.Проблематика.
3.Идейная направленность произведения.
4.Жанровое своеобразие.
5.Основные художественные образы.
6.Сюжет и особенности строения конфликта.
7.Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
8.Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие литературы. Литература как вид искусства.

Количество часов 2

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе; вырабатывать навыки литературоведческого анализа текста художественного произведения.

 

Вопросы и задания:

1. Понятие о теме литературного произведения. Тема рассказа «Старуха Изергиль» в творчестве М. Горького (инд. сообщение «Ранние романтические произведения М. Горького). Причины (объективные и субъективные) обращения писателя к избранной теме.

2. Понятие проблемы литературного произведения. Основная проблема, поставленная писателем в рассказе. Её актуальность для русской действительности конца ХIХ- начала ХХ века.

3. Понятие об идее литературного произведения. Её образная природа. Основная идея (идейный смысл) рассказа «Старуха Изергиль».

4. Пути и формы художественного раскрытия содержания «Старуха Изергиль»:

а) своеобразие композиции рассказа;

б) образы Ларры и Данко: два мировоззрения, две морали, две жизненных философии. «Итог жизни» каждого из героев как выражение авторской оценки их поведения;

в) старуха Изергиль как центральный персонаж рассказа. Воспоминания героини о прошлом и их идейно-композиционная роль в произведении. Приёмы описания внешнего облика старухи Изергиль (портретная характеристика, описание манеры поведения и т. п.) как средство выражения авторского отношения к персонажу;

г) значение «природного обрамления» в раскрытии идейного замысла произведения

д) образ рассказчика, его место и роль в произведении.

 

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Наука. Флинта, 1999

4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

5. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

Количество часов 2

Цель – Закрепить знания, полученные в лекционном курсе. Выработать навыки анализа литературного произведения.

Вопросы и задания

1. Вспомните основные понятия, изученные ранее: художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа; событие в литературном произведении, сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий.

2. Проанализируйте повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

· Попытайтесь обрисовать изначальную ситуацию повести, обращая внимание на формы пространственно-временной локализации героев, систему их ценностей. Как соотносятся мир Москвы и мир деревни, в которой живут Лиза с матерью. Имеют ли эти хронотопы общие точки схождения, или же они абсолютно не совпадают друг с другом и ценностно поляризованы?

· Определите основные события повести и мотивируйте, обозначая какие границы (пространственные, временные, ценностные) пересекаются персонажами. Меняются ли миры после событий, или же изменения касаются только судеб героев, а миры остаются тождественными самим себе?

· Попытайтесь разграничить сюжет и фабулу в этом произведении, используя известные вам критерии разграничения этих понятий.

· Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания в произведении. Подумайте почему для смыслового и сюжетного уровня повести важно, что рассказчик рассказывает историю, переданную ему Эрастом?

Литература:

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.

5. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.

6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

8. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

Количество часов 2

Цель занятия – углубить знания, полученные в лекционном курсе, научить самостоятельно определять традиционные жанры литературы. Выработать основные навыки литературоведческого анализа драматического произведения.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику эпоса как литературного рода. Назовите жанры большого эпоса, жанры малого эпоса.

2. Дайте характеристику лирики как литературного рода. Классификация лирических произведений.

3. Объясните своеобразие драматического рода литературы. Назовите жанры драмы.

4. Проанализируйте комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума".

· Попытайтесь определить, какой тип коллизии является доминирующим в этом произведении: а) коллизия между характером и обстоятельствами; б) между характерами; в) внутри характера. Попытайтесь определить природу этой коллизии.

· Определите элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Какую роль в комедии играет экспозиция? Какое значение имеет фраза: "Вы баловник, к лицу ль вам эти лица..."?

· Определите игровые (театральные) и естественные формы поведения персонажей. Можно ли сказать, что данное противоречие разрешается в мире комедии?

· Обратите внимание на речевые портреты персонажей, их жесты. Можно ли сказать, что интимная и выставленная на показ сферы жизни оформляются с помощью разных "образов языка", или же они существуют по одинаковым языковым законам? Можно ли сказать, что фигура Чацкого в комедии соответствует фигуре резонёра (ср. с образами Стародума и Правдина) в классицистической драматургии?

· Слово героя и сюжет в пьесе "Горе от ума". Насколько адекватны оценки, данные Чацким, "глупому миру", Молчалину, Фамусову, Скалозубу и оценки, которые "глупый мир" даёт Чацкому? "Говорящие" и "молчащие" персонажи в пьесе. Есть ли в пьесе персонажи, у кого не возникает ценностного разрыва между словом и действием, поступком? Или же у всех персонажей слово существует в отрыве от его конкретных действий и поведения в той или иной ситуации?

· Почему автор определил жанр своего произведения как комедию? Выделите жанровые признаки комедии. В чем жанровое своеобразие произведения?

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998.

Количество часов 2

Цель занятия – выработка навыков комплексного литературоведческого анализа лирического произведения.

Вопросы и задания:

1. В чём заключается специфика субъектной организации лирического произведения в сравнении с эпическим произведением;

2. Какие разновидности субъектов сознания существуют в отдельном лирическом стихотворении; лирический герой и лирический субъект в лирическом произведении;

3. Что такое композиция лирического произведения, что лежит в основе понимания этого термина; продуктивно ли для лирического произведения понимание композиции как смены ракурсов литературного изображения?

4. Тематический, синтаксический и фонетический уровни композиции лирического произведения.

5. Комплексный анализ лирического произведения (М. Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу...").

1. Обратите внимание на способ бытия лирического героя в 1 строфе стихотворения? Какие пространственно-временные характеристики его сопровождают? Как соотносятся в начальных строфах стихотворения образы "верха" и "низа", замкнутого и разомкнутого, горизонтально и вертикально организованного пространства?

2. Сюжет и субъектно-объектная организация лирического произведения. Охарактеризуйте формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию стихотворения. Кто является носителем события переживания? Есть ли в этом стихотворении фабульный ряд событий? Как представлено в стихотворении событие переживания? Обратите внимание на форму его желательного размещения в пространстве. Чем это желаемое пространство отличается от пространства в первой строфе стихотворения?

3. Особенности поэтического слова в стихотворении. Как вы объясните наличие в стихотворении грамматически и фонетически неправильных форм (как например, скопление согласных звуков: "и звезда с звездою говорит")?

4. Докажите по известным Вам критериям, почему данное произведения относится к лирике как роду литературы?

Литература:

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

 

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе, вырабатывать, внимание к художественному слову, научить определять стихотворный размер.

Вопросы и задания:

1. Бытовой язык, литературный язык и язык художественной литературы. Язык как «первоэлемент» литературы (М. Горький).

2. Общеупотребительные слова как основа поэтической лексики. Синонимы и их использование в художественной речи.

3. «Особые лексические ресурсы языка» (архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.п.), их функция в художественных текстах.

4. Изобразительно-выразительные средства языка, их идейно-эстетическая роль в произведениях: а) эпитет, сравнение и перифраз, (их виды, использование в поэтической речи); б) переносное употребление слов и выражений (тропы). Виды тропов (метафора, метонимия, гипербола и т.п.), их роль в художественных текстах.

Задание: выделить и проанализировать художественные средства в стихотворении А. Пушкина «Анчар».

Литература:

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

Основная

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Наука. Флинта, 1999

5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

8. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2000.

 

Дополнительная

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

2. Квятковский А. Поэтический словарь. -М., 1966.

3. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт.. -М., 1962-1970.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Ред. и сост. Николюкин А.Н..-М., 2001.

5. Литературный энциклопедический словарь/Под, ред. Кожевникова В.Н., Николаева П.А.-М.. 1987.

6. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1999.

7. Словарь литературоведческих терминов/под ред. Тимофеева Л.И. и Тураева СВ. -М., 1974.

8. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов университетов и пединститутов. – М, 1999

9. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

10. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

11. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

 

 

XII. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

· Русский филологический портал http://www.philology.ru

· Зенкин С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы. Курс лекций http://www.iek.edu.ru/publish/ltcont.htm

· Словарь литературоведческих терминов П.А.Николаева. http://nature.web.ru/litera/content.html

· Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов в двух томах. http://philolog.ru/filolog/writer/enciklop.htm

· Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. http://feb-web.ru/feb/litenc/default.asp.

· Электронная версия классического учебника Б.В.Томашевского «Теория литературы. Поэтика» http://www.reader.boom.ru/tomash/poetika.htm

· Классические статьи по литературоведению (Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды, Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе, Фаликова Н.Э. Хронотоп как категория исторической поэтики, Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику, Потебня А.А. Теоретическая поэтика и др.) http://www.philolog.ru/filolog/teorlit.htm

· Сайт газеты «Литература» (статьи по теории и истории литературы) http://lit.1september.ru/index.php

· Курс лекций "Введение в литературоведение" Заслуженного профессора МГУ им. Ломоносова П.А. Николаева, читаемый им на филологическом факультете Московского Университета. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1193081&s=120000000

· Статьи по теории литературы http://www.durov.com/literature1.htm

· Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л. В. Чернец. http://stavatv.narod.ru/dopolnit/book0080.htm

· Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. http://feb-web.ru/feb/slt/default.asp

· Учебные материалы по теории литературы http://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml

Электронные библиотеки

· Научная Фундаментальная электронная библиотека (ФЭБ) http://feb-web.ru

· Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

· Электронная библиотека современных литературных журналов России http://magazines.russ.ru

· Библиотека Максима Машкова http://www.lib.ru

· Информационно-образовательный портал "Гуманитарные науки" http://auditorium.ru

· Научная библиотека http://www.zipsites.ru/ (учебники по теории и истории русской и зарубежной литературы)

 

Вопросы к зачету

 

1. Литературоведение как наука.

2. Место литературы среди других видов искусств.

3. Основные функции литературы в мире людей.

4. Художественный образ.

5. Художественное произведение как эстетическое целое. Форма и содержание.

6. Категория пафоса в творчестве.

7. Характер в литературе.

8. Сюжет и фабула.

9. Композиция и типы композиционных связей.

10. Сюжетно-композиционный анализ.

11. Художественное пространство-время в литературе.

12. Проблема автора и формы авторского сознания в тексте.

13. Эпитет. Метафора и метонимия.

14. Аллегория, перифраз, ирония. Гипербола и литота.

15. Основные системы стихосложения система.

16. Закономерности развития историко-литературного процесса.

17. Эпос.

18. Лирика.

19. Драма.

20. Творческие методы и направления в литературе.

21. Принципы реалистического отображения действительности.

22. Принципы романтического отображения действительности.

 

 

Литература:

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

4. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курсы лекций. – М.:Едиториал, 2004. – 464 с.

5. Квятковский А. Поэтический словарь. -М., 1966.

6. Краткая литературная энциклопедия в 9 тт.. -М., 1962-1970.

7. Литературная энциклопедия терминов и понятий /Ред. и сост. Николюкин А.Н..-М., 2001.

8. Литературный энциклопедический словарь/Под, ред. Кожевникова В.Н., Николаева П.А.-М.. 1987.

9. Словарь литературоведческих терминов/под ред. Тимофеева Л.И. и Тураева СВ. -М., 1974.

10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.:Аспект Пресс, 1999. – 334 с.

11. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

12. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Тема 2. Литература как вид искусства.

Количество часов: 2

Вопросы, задания:

1. Опираясь на указанную ниже литературу, дайте определения и охарактеризуйте следующие понятия:

а) художественный образ в литературном произведении;

б) границы и объём художественного образа;

Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

 

Тема 3. Содержание литературного произведения.

Количество часов: 2

Вопросы, задания:

Охарактеризуйте образ главного героя в рассказе А.Чехова «Ионыч» по предложенной ниже схеме:

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Какая проблема привела автора к созданию данного образа.

 

Тема 4. Форма литературного произведения.

Количество часов:3

Вопросы, задания:

Проанализируйте рассказ А.Чехова «Ионыч» по предложенной ниже схеме:

Схема анализа художественного произведения.

1.Тематика.
2.Проблематика.
3.Идейная направленность произведения.
4.Жанровое своеобразие.
5.Основные художественные образы.
6.Сюжет и особенности строения конфликта.
7.Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
8.Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

 

Тема 5. Роды и жанры литературы.

Количество часов: 3

Вопросы, задания:

1. Изучите предлагаемую литературу, охарактеризуйте родовые признаки эпоса.

2. Охарактеризуйте родовые признаки лирики.

3. Охарактеризуйте родовые признаки драмы.

Литература

1. Белинский В.Г. Разделение литературы на роды и виды (любое издание).

2. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1999.

3. Статьи «Эпос», «Лирика», «Драма», «Род литературный», «Жанр литературный» // ЛЭС, СЛТ, ЭСЮЛ.

 

Тема 6. Поэзия и проза.

Количество часов: 3

Вопросы, задания:

Определите размеры приведенных ниже стихотворений и способы их рифмовки.

Отрывки стихотворений для выполнения задания

1. Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

2. Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнет благодать. (С.Есенин)

Тема 7. Язык художественного произведения.

Количество часов:4

Вопросы, задания:

Выделить речевые пласты в новелле А. Чехова «Ионыч», дать характеристику персонажей, исходя из их речи.

 

Тема 8. Понятие о литературном процессе.

Количество часов:4

Вопросы, задания:

Проанализируйте несколько произведений массовой литературы (любовные романы, детективы – по выбору студента) и определите общую сюжетную схему для подобного вида произведений.

Тема 10. Лит. направления 18-19 вв.

Количество часов:4

Вопросы, задания:

Используя справочную литературу, охарактеризуйте романтизм как литературное направление по предложенной ниже схеме:

1. Временные рамки

2. Идейная основа

3. Основа эстетики

4. Характерные черты

5. Идеальный герой

6. Основной конфликт

7. Основные жанры

Тема 11. Лит. направления 19-20 вв.

Количество часов: 4

Вопросы, задания:

Используя справочную литературу, охарактеризуйте классический реализм как литературное направление по предложенной ниже схеме:

1. Временные рамки

2. Идейная основа

3. Основа эстетики

4. Характерные черты

5. Идеальный герой

6. Основной конфликт

7. Основные жанры.

 

Литература для выполнения заданий к темам 10, 11

1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

2. Литературный энциклопедический словарь/Под. ред. Кожевникова В.Н., Николаева П.А.-М.. 1987.

3. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.:Дрофа, 2003. – 416 с.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., Дрофа, 2003. – 256 с. (главалитературные общности (художественные системы) xix – xx вв., с. 236).

 

Содержательный модуль I. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ

Тема 1. Предпосылки литературоведения как науки. Литературоведение и критика. Литературоведение и риторика. Литературоведение и смежные научные дисциплины: лингвистика, история, психоанализ, эстетика, семиотика, типология культуры. Поэтика и история литературы. Происхождение литературы; литература и фольклор.

Тема 2. Литература и литературность. Литературный факт; соотношение литературы с "бытом". Понятие текста. Понятие художественного образа. Типы образов художественной литературы (образы-характеры, образы обстоятельства). Средства создания образа. Образ автора в эпическом и лирическом произведении.

Содержательный модуль II. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ

 

Тема 3. Содержание и форма литературного произведения. Литературное произведение как единое целое - единство формы и содержания. Случаи приоритета формы над содержанием. Тема, идея, проблема, пафос как элементы содержания. Типы проблематики.

Тема 4. Форма художественного произведения. Различные определения сюжета в литературном произведении. Сюжет и фабула. Сюжет как форма взаимосвязи и развития конфликтов. Типы конфликтов. Композиция сюжета, композиционные приемы. Элементы композиции сюжета. Хронотоп. Виды хронотопа.

Тема 5. Роды и жанры литературы. Типология и история жанров. "Формальные" и "содержательные" признаки жанров. Роман как господствующий жанр современной литературы. Жанровое мышление и массовая литература (4 часа).

Тема 6. Поэзия и проза. Основные системы стихосложения. Поэтический метр. Строфика. Семантика метра.

Тема 7. Проблема поэтического языка. Фигуры речи. Метафора и метонимия. Понятие стиля.

Содержательный модуль III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

Тема 8. Понятие о литературном процессе. Мировой литературный процесс. Литературный процесс в определенный исторический отрезок времени в национальной литературе. Литературные иерархии.

Тема 9. Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Различная трактовка этих категорий в науке. Древние литературы, особое место в их ряду европейской античной литературы. Средневековые литературы.

Тема 10. Классицизм, сентиментализм, романтизм – ведущие направления в европейских литературах XVII–ХVIII – начала ХIХв. (общая характеристика).

Тема 11. Основные направления литературы XIX-XX вв. Сущность реализма. Его особенности. Реализм как новая литературно-художественная общность ХIХ–ХХвв. Модернизм в литературе и искусстве ХХ века. Сфера модернистской литературы. Постмодернизм в литературе и искусстве второй половины 20 века.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие литературы. Литература как вид искусства.

Количество часов 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.236 с.)