Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии и уровни профессионализма

Поиск

В развитии профессионализма выделяют три уровня: начальный, средний, высший.

Начальный - это такой уровень, при котором процесс деятельности сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности. Навыки - это практические способы деятельности.

 

Ø Основной инструментарий журналиста - записные книжки, дневники, ежедневники, диктофон, телефонные книжки, компьютер.

 

Записные книжки желательно иметь двух видов: одну - маленькую, которую вы используете при непосредственном общении с людьми; другую – большую - для записи телефонных разговоров. Большой формат позволяет легче делать записи. Лучше всего, если вы заведете книжку, скрепленную спиралью. Перевернутая страница ложится без сгиба, ее можно вырвать, не опасаясь, что вся книжка рассыплется на части. На обложке необходимо ставить дату первой записи.

Диктофон необходим при непосредственном контакте с собеседником. Цифровой диктофон может быть рассчитан на несколько часов непрерывной записи (максимально -16 часов). Он позволяет переносить и сохранять информацию на компьютере, сортировать ее тематически по папкам, что значительно убыстряет процесс поиска и обработки записанного на диктофон текста. Но у диктофона есть два недостатка. Во-первых, на нем можно записать только речь, поэтому записная книжка нужна, чтобы набрасывать свои мысли и впечатления. Во-вторых, прослушивание записи отнимает куда больше времени, чем просматривание заметок. Поэтому отмечайте в книжке все основное, чтобы обращаться к записи только за подтверждением конкретных фактов, цитат.

Телефонная книжка нужна для повседневной записи ваших контактов, адресов, номеров телефонов, должностей людей - источников информации. Читая газеты и журналы, выписывайте имена специалистов и старайтесь узнать их телефоны. Электронная записная книжка наиболее удобна в работе: она сохраняет колоссальные объемы информации, делает поиск нужных реквизитов почти мгновенным.

Компьютер предоставляет практически неограниченные возможности в получении и хранении нужной информации. Необходимо освоить как можно больше программ: это расширит ваши творческие возможности и позволит легко обрабатывать собранный материал.

Итак, инструментарий и навыки составляют способ деятельности. Следует отличать его от способа творчества.

Способ творчества - это прежде всего мышление. Учитывая особенности современного массового сознания и изменения типов мышления во всем мире, для человека XXI в. характерны следующие формы мышления: демократическое, авторитарное (радикальное), латеральное, критическое.

Для демократического мышления типичны плюрализм, толерантность, уважение к личности, альтруизм и эмпатия. Для авторитарного (радикального) - индивидуализм, агрессивность, нетерпимость и ригидность (неспособность переменить свои представления в связи с изменившейся средой или ситуацией), подмена объективного анализа субъективным. Латеральное мышление - это метод создания новых идей. Критическое мышление можно определить как способность человека:

· видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;

· сознавать истинность или ложность теории, положения, алогичность высказывания и реагировать на них;

· уметь отделять ложное от истинного; анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет.

Критическое мышление неразрывно связано с так называемым проблемным, под которым понимается вид творческого мышления, в чьей структуре выделяется такая последовательность умственного поиска: видение проблемы, ее постановка, выдвижение гипотезы о способе решения проблемы.

В методе проявляется способ творчества. Например, аналогия, которая представляет собой один из самых распространенных методов и одновременно поисковую процедуру. В нее входят такие операции: анализ, синтез, отождествление, моделирование, экстраполяция (перенос части на целое) информации.

В отличие от способов мышления способ деятельности охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия.

Средний уровень профессионализма - освоение новых приемов методик.

 

Ø Приемы - идеальные проекты выполнения повторяющихся действий.

Ø Методики - формализованные нормативные кодексы.

 

Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, суггестивная лингвистика, конфликтология, нейролингвистическое программирование, психолингвистика, теории личности, социальная психология, непосредственный опыт коллег.

На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях. Творчество требует восприимчивости к непредвиденному.

Высший уровень профессионализма - мастерство. Это достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы или рационализированные правила деятельности.

 

Интересы и способности

 

В творческой деятельности особая роль отводится интересу. Остановимся подробнее на характеристике данного мотивационного состояния.

 

Ø Интерес представляет собой эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Объект, который интересует человека, привлекает его какими-то качествами, которые надо узнать, понять. Познание этого объекта чаще всего сопровождается положительным отношением к нему.

 

Интересы могут быть непосредственные, когда они вызываются яркими особенностями, свойствами объекта, его привлекательностью, качественным содержанием, и опосредованные, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности. В процессе журналистской деятельности опосредованным интересам отводится ведущая роль: человек заинтересовывается предметом, который не выделяется своей привлекательностью, но значим для этой деятельности.

Интересы различают также по содержанию. Они могут иметь значение для целей деятельности либо одного человека, либо коллектива. По содержанию интересы бывают общественно-политические, интеллектуальные, эстетические. Содержание интересов продиктовано теми целями, которые ставит перед собой человек.

Различаются интересы и по широте, под которой подразумевается разносторонность интеллектуальных запасов личности. Особенно хорошо, когда многообразие интересов при их широте опирается на определенный стержневой интерес. Например, у журналиста доминирующим может быть интерес к истории, а другие будут побочными. Они помогают человеку переключаться с одного вида деятельности на другой, с одного занятия на иное. Такое переключение способствует активному отдыху, будучи наилучшим средством восстановления затраченной в труде энергии.

Неодинаковы интересы и по степени их устойчивости. Они могут быть ситуативными, переходящими и устойчивыми, часто сопровождающими всю жизнь. В устойчивых интересах наиболее полно выявляются основные потребности личности.

 

Ø Способности - это совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности.

 

Различают общие способности, которые проявляются в большинстве основных видов деятельности, и специальные, сказывающиеся в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности. Способности не даются человеку от природы в готовом виде, они формируются в жизни, в деятельности, развиваясь в ней. Но предрасположенность к развитию, формированию способностей у разных людей разная.

В любой профессии успех не может быть обеспечен только одной способностью. Каждая профессия предъявляет личности определенные требования и имеет, следовательно, свой набор качеств, выступающих в роли способностей по отношению к профессии.

Положение журналиста как субъекта коммуникационного процесса определяет специфику мотивационной сферы его личности, особенности профессионального сознания.

Способности журналиста, интеллект, воображение, специфика памяти и внимание, развитость эмоциональной сферы, волевые качества накладывают отпечаток на продукт его труда.

 

Ø Профессиональные способности - это совокупность способностей, определяющих успех в выполнении и совершенствовании профессии.

 

Они могут быть развиты только в профессиональной деятельности. Ей самой предшествует процесс обучения. На этом этапе скорость приобретения необходимых знаний, умений и навыков зависит от ряда психических свойств личности обучаемого. На первый план выступают такие свойства, как память, внимание, мышление и воображение.

 

Задания

1. Опишите трех людей, воспроизводя по памяти их портретные характеристики - глаза, особенности взгляда, цвет и структуру волос, форму носа, губ и ушей, манеру говорить.

2. Найдите в свежих газетах и журналах 3-4 портретные характеристики известных людей, оцените, насколько удачно журналист использовал детали при описании портретов. Насколько они наглядны и запоминаемы?

3. Напишите узнаваемый портрет. Не называя имени человека, опишите его таким образом, чтобы читатель сумел узнать в нем известного политического деятеля или литературного героя. Постарайтесь быть кратким, добивайтесь выразительности портрета с помощью описания ярких примет, например особенностей речи или манеры общения. Попробуйте использовать комизм и иронию как средство создания образа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.012 с.)