Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы журналистского творчестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В своем труде журналист использует методы социальных наук и общую методологию журналистского познания и осмысления действительности. Есть несколько уровней степени обобщенности методов познания: · Философский уровень, система ценностей конкретного журналиста, составляющая его мировоззрение, система ценностей того общества, в котором он живет и для которого он пишет (эти понятия в силу коммерциализации журналистики не всегда совпадают), ориентация в психолого-философском опыте прошлого, принципы воспитания и психологические параметры становления творческой личности. · Общенаучные, логические методы познания и творчества, используемые в журналистике прошлых лет особенно активно в связи с ее высоким уровнем социализации и заметно сдавшие свои позиции в последнее десятилетие вследствие трансформации вышеназванного философского уровня. В научной литературе обычно к таким методам относятся наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и др. · Социально-психологические, социологические, социально-экономические методы, применяемые в журналистике и получившие большое распространение в последние годы из-за быстрого развития высоких технологий и необходимости оперативного отслеживания социально-психологической реакции потребителя. Здесь можно назвать многочисленные по разновидности социологические опросы, контент-анализ, маркетинговые исследования рынка масс-медиа, консалтинговые услуги и т. д. · Междисциплинарные и межотраслевые методы, синтез научных трудов и способов художественного отображения действительности, объединение психолого-творческих мыслительных операций с достижениями высоких технологий (при создании веб-страниц и т. п.). Методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы - эмпирические и теоретические (постижение сущности). К методам изучения объективированных фактов сознания относят наблюдение, анализ документов, анализ практических действий. К эмпирическим можно отнести метод описания, к теоретическим: а) методы причинно-следственного анализа; б) методы оценки; в) методы прогнозирования; г) методы программирования (формулирования планов). Аналитические публикации очень часто начинаются описанием заинтересовавшей журналиста проблемы, какого-то явления, события, процесса. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это ошибка, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть структурный этап в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное и генетическое и т. п.). По А. А. Тертычному, осуществляя описание того или иного вида, автор опирается как на эмпирические (наблюдение, эксперимент и пр.), так и на логико-теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, ограничение и пр.), использует разнообразные категории познания (форма и содержание, возможность и действительность, место и время, движение, изменение и пр.) Анализируя те или иные проблемные ситуации реальной жизни, журналист прибегает к методам частных наук - социологии, психологии, литературоведения, лингвистики, теории информации, истории, а также обращается к методам КСИ (конкретно-социологических исследований). Дадим общую характеристику методов и определим границы их применения, которые определяются прежде всего способом взаимодействия с субъектом изучения. При непосредственном взаимодействии журналист включается в эксперимент и использует наблюдение. Выбор метода осуществляется в зависимости от поставленных журналистом или редакцией задач. Объектом социологического рассмотрения могут стать журналист, редакция, аудитория. Наиболее распространенный метод изучения непосредственных фактов сознания (журналиста, аудитории, конкретного реципиента) - это опросы. Беспрограммный опрос бывает трех видов - личный, заочный, корреспондентский. Программный облекается в несколько видов. Так, личный опрос - это форма интервьюирования (индивидуального и группового). Другая форма - анкетирование (индивидуальное и групповое). Оно может проводиться заочно. Хотя небольшая анкета из нескольких пунктов и продолжительная беседа кажутся не похожими друг на друга, их объединяет общая основа - постановка вопросов и получение ответов. Это вопросно-ответные методы сбора информации. Однако между ними существуют значительные различия. Социологическое интервью - непосредственное взаимодействие журналиста с человеком, дающим информацию. Оно оперативно, гибко, богато потенциальными возможностями, позволяет задать любой вопрос, убедить собеседника в необходимости разговора, остановиться на самой волнующей теме, переспросить, уточнить, перепроверить. Однако в журналистике довольно успешно и широко стал применяться второй вид вопросника - анкетирование. Анкета - средство обратной связи с аудиторией. Она может затрагивать вопросы общей компетенции; в таком случае исследование охватывает самые широкие слои населения. Может выступать и главным средством сбора информации, и лишь одним из путей исследования проблемы; в журналистском материале будет содержаться лишь ссылка на анкету. Анкета предваряется выступлением, рассчитанным на то, чтобы вызвать у опрашиваемых желание сотрудничать. В этом вступлении содержатся объяснение намерений составителей, задачи, которые будут решаться. Все вопросы анкеты должны быть построены так, чтобы поддержать интерес и серьезное отношение к ней. Первые вопросы имеют в этом смысле особое значение. От того, как они сформулированы, зависит, станет ли читатель заполнять анкету или отложит ее в сторону. После того как установлен прочный контакт с читателем, можно переходить к более сложным вопросам. Интервью в социальных исследованиях подразделяется на несколько типов. По технике проведения - на формализованные и неформализованные. В первом случае применяют закрытые, а во втором - открытые вопросы. Анкеты должен составлять человек подготовленный, иначе неизбежны ошибки: смещение выборки, искажения при ответах, отсутствие тщательной проработки логической структуры анкет, неоднозначность смысла (вопрос не должен вызывать больших затруднений). Для получения однотипной информации применяют стандартизованное интервью. Общественное мнение опрашивается по широкому полю вопросов, причем в несколько заходов и с одними и теми же респондентами. Деление на темы внутри интервью должно быть: обоснованным, соразмерным, взаимоисключающим, непрерывным. Нестандартизованное интервью не отвечает требованиям сопоставления. Индивид выступает учетной статистической единицей. Каждый сообщает ту информацию, которую он может представить в лучшем виде.[1] Его разновидности: · формализованное интервью (общение подчинено заранее составленной программе); · неформализованное интервью (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.); · свободное интервью (журналист может менять как сами вопросы, так и свою роль в беседе - оставаться слушателем либо вступать в дискуссию);
В последние годы получило широкое распространение фокусированное интервью, которое исследует ситуацию коммуникации. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты массовой информации: что оказалось в центре внимания и, наоборот, чего не осталось в памяти от события, которое одновременно и с одинаковых позиций наблюдали респондент и журналист. Допустим, журналисту (ведущему аналитической программы) необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия аудиторией отдельных текстов, в частности посвященных предвыборной кампании. Для этого создается фокус-группа (сокращение от словосочетания «фокусированное групповое интервью»), избирается модератор (ведущий), составляется программа исследования, наконец, разворачивается работа с людьми по установленной программе. Ведущий предоставляет слово каждому в группе, соблюдая последовательность и релевантность темы. Предмет изучения - личные переживания. Фокусированное интервью - целенаправленное, сконцентрированное на одной проблеме обсуждение. Полученные данные журналист может использовать в своем аналитическом произведении, используя их в качестве аргументов. В журналистике используется комплексный метод - эксперимент, сочетающий различные методы сбора информации. С его помощью устанавливается реакция объекта на экспериментальный фактор, т. е. переменную или ряд переменных, под влиянием которых проявляется та или иная деятельность изучаемого объекта. Методы психологии в журналистике. Тестирование - наиболее распространенный из них, позволяющий выявить те или иные психологические характеристики журналиста: способность к общению, к генерации новых идей, креативность и т. д. Отметим также еще и моделирование в журналистике. Прагматическое моделирование в сфере СМИ позволяет выявить творческий потенциал журналиста в работе над произведением или в контактах с аудиторией. Оно используется для анализа ситуационных моделей, в которые включаются следующие элементы:
Методы литературоведения в журналистике. Проблемно-тематический и художественно-аналитический методы журналистика заимствует из литературоведения. В журналистском тексте могут использоваться и такие основные понятия литературоведения, как сюжет, фабула, композиция, тема, проблема, роды, виды, жанры произведений. При создании своего произведения журналист может использовать методы социопсихолингвистики, выявляющие характер восприятия аудиторией слов и выражений в зависимости социального и психологического контекста. В истории журналистика черпает такие методы, как биографический и автобиографический: синхронно-описательный и диахронно-сопоставительный (метод сравнительного анализа). Существуют правила обращения к биографии человека, главное из которых - фиксирование и распространение фактов личной жизни - производится только с разрешения объекта исследования. В аналитической журналистике применяются также методы логики. Аргументируя те или иные положения своей корреспонденции или статьи, журналист осуществляет логические процедуры в передаче информации (тезис, аргументация, форма доказательства, опровержения). В последнее время стало популярным использование в журналистском произведении гипотетических методов (предположения, рейтинги, прогнозирование). Таким образом, метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображаемой действительности. Приемы остаются за пределами восприятия читателя. Личный метод автора принято называть творческой лабораторией. Стиль и метод - принципиально различные понятия. В основе второго лежит идея, определяющая собой творческую технологию.
Ø Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения того или иного типа творчества.
При разыскании фактов журналисты применяют следственно-детективные методы (например, скрытое наблюдение, хакерство).[2] Журналист, занимающийся сложными аналитическими жанрами, опирается на научную методологию, т. е. использует основные компоненты научного исследования, к которым относятся: цель, постановка задачи, анализ информации, формулирование гипотезы, ее проверка, эксперимент и т. д., а также сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование. Достижение творческих целей возможно только в ходе применения различных методов познания действительности (эмпирических, теоретических, художественных). Базисный метод - общефилософское знание. Выделяют две стадии в создании журналистского произведения - получение информации и преобразование ее в текст. В журналистике используется система методов, которые можно подразделить на несколько групп:
К методам предъявления фактов относят: констатацию, описание (репортажное и реконструктивное), объяснение (обозначение через причинно-следственные связи). На практике журналист редко прибегает только к одному из методов. Часто для подготовки аналитической публикации автор использует их совокупность - интервью, наблюдение, изучение документа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.15.45 (0.012 с.) |