Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хроника, заметка, расширенная информация

Поиск

 

Ø Хроника - кратное, как деловая телеграмма, предъявление факта.

 

Из всех литературных форм журналистского текста хроника меньше всего похожа на произведение. Подчеркнуто оперативно подается только сам факт, без описания подробностей. Как правило, это новость одной строкой, не имеющая заголовка, но даваемая в подборке под рубрикой. Объединением нескольких сообщений в соответствующую подборку усиливается воздействие хроники. Достоинство жанра - точный выбор факта, события; предельная лаконичность, экономия речевых средств. Язык хроники - сухой, отстраненный, официальный.

Она концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия повышенного интереса.

 

Ø Заметка - сообщение в 20-100строк, имеющее заголовок и авторскую подпись.

 

Факт в заметке - это удостоверенная новость. Журналистская практика выработала несколько способов акцентирования главного в содержании новости. Не только ее основные, но и вспомогательные элементы способствуют более точному отражению события. В ней может быть короткий комментарий, разъяснение факта, толкование непонятных сторон явления или ситуации (оперативное комментирование).

Виды комментария:

  • расширенный - пространное разъяснение факта;
  • комментарий эксперта - компетентного человека;
  • полярный - разъяснение факта разными специалистами;
  • синхронный, или попутный, - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности суждений).

Репортерскому отклику свойственна особая тональность, создаваемая попутным комментарием. Допустимо использование и комментария «скрытого», а также такой формы, как прибавление к изложенному факту под заголовком «От редакции», «Наш комментарий».

Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в «жестком», либо в «мягком» варианте. «Жесткая новость» передается сухим официальным стилем. «Мягкий» вариант - дополнения, новость в деталях и с впечатлениями.

Заметки дифференцируются по проблемно-тематическому признаку: экономические, политические, культурные, экологические, спортивные, социально-бытовые, эстетические, криминальные и т. д. Элементы заметки - оперативность, информационный повод, массовость (новость для многих); столкновение интересов (конфликт). В заметке суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце - лиде. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающую информацию о событии. Структура краткого сообщения — последовательные ответы на главные вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Все ответы, по возможности, объединяются в 1-2 фразах. Однако существуют и варианты комбинирования частей единого ответа, их разделение на самые важные, менее важные и второстепенные, которыми заметка не должна быть перегружена.

Одна из ее задач - раскрытие смысла факта. Заметка не исключает короткого резюме, где автор, не комментируя факты, может выразить отношение к ним. В большинстве случаев приведенный факт свидетельствует о том, что необходимости в его аналитической характеристике нет.

Благодаря краткости, злободневности, информативности заметка стала наиболее оперативным жанром. Оперативность сообщения выражается ключевыми словами «вчера», «сегодня», «завтра».

Композиционно заметка строится в виде перевернутой пирамиды, где самая значительная часть (основание) располагается вверху, а дополнительные, уточняющие элементы - в сужающейся части. Эта композиция приучает концентрировать и выделять наиболее важное.

Расширенная информация - текст объемом 40-70 строк, содержащий подробности, предысторию, атрибуцию, цитирование, цифры и статистику. Для расширенной информации оперативность менее важна; здесь внимание заостряется на необычности, занимательности. Расширенная информация приобретает значение, когда нужно заинтересовать читателя, развлечь, перенести акцент с результатом на обстоятельства.

Появление расширенной информации или заметки в прессе должно быть обусловлено информационным или оперативно-информационным поводом. Должна быть ясна мотивировка обращения автора к той или иной теме. Общеизвестный факт представляет собой как бы событийный толчок к тому, чтобы о нем узнали читатели, зрители, слушатели. В заметке может и не быть прямого временного указания. Новость - главное требование к информации. Часто она (элементы новизны) содержится в лиде.

Лид выделяется графически: обычно набирается более крупным или жирным. Его задача - привлечь внимание читателей. Начало должно быть интригующим. Существует несколько типов лида:

1. Резюме, краткое изображение события или его результатов.

2. Единичный, вычленяет один важный аспект.

3. Драматический, подчеркивающий остроту ситуации.

4. Аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса.

5. Затяжной (очерковый), обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.

6. Цитатный, основанный на высказывании определенного лица.

7. Вопросительный: предыстория или абзац-связка, которая связывает факт с тем, что происходит.

8. Ситуационный: предыстория или абзац-связка, которая связывает факты с тем, что происходило ранее.

 

Задания

 

1. Подумайте над вопросами:

  • Что подразумевается под лидом?
  • С чего начинать сообщение?
  • Как достигается исчерпывающая краткость?
  • Как передать новость наглядно?

2. Отредактируйте расширенную информацию, сократив повторы; напишите лид, основываясь на сведениях информационного агентства.

3. Напишите расширенную информацию, ориентированную на определенный тип издания.

4. В предложенных газетных вырезках определите модификацию информационного материала; найдите и охарактеризуйте информационный и оперативный поводы; оцените профессионализм журналиста в отборе фактов, в работе с источниками информации; охарактеризуйте стиль изложения и композицию.

Домашнее задание

 

1. Побывайте на одной-двух пресс-конференциях, опишите всю процедуру, отметьте недостатки в проведении и оцените работу корреспондентов (уместность и точность вопросов).

2. На основе предложенных преподавателем пресс-релизов составьте заметку о предстоящем мероприятии - научной конференции, кинофестивале, театральном конкурсе, презентации фирмы и т. д. (Объем 50-80 строк.)

3. Составьте на основе пресс-релиза информацию о социальных акциях предприятия, услугах фирмы, клиники и т. д.

4. Ознакомьтесь в Интернете с новостной лентой ИТАР-ТАСС или другого информационного агентства. Проранжируйте сообщения по степени значимости, составьте тематический пакет информации для городской, областной, районной газеты.

5. На основе оперативных сводок сайтов поисковых систем Rambler, Yandex, Aport подготовьте заметки о важных политических, экономических и социальных новостях.

6. Составьте заметку на основе опросов, проведенных среди студентов петербургских вузов.

 

Репортаж

 

Ø Репортаж - это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор.

 

В основе жанра всегда находится определенный факт, событие в его динамике. Изображение события возможно благодаря использованию конкретной лексики в контексте описательно-повествовательного типа. Отношение автора к событию выражается подбором деталей, монтажными средствами.

Репортаж о событии может дополняться рассуждениями журналиста о поисках решения конкретной проблемы, выхода из создавшегося положения. Автор - непосредственный участник события, приобщающий к нему всех читателей. Репортаж - одушевленная информация, новость в движении. Он разворачивает событие во времени, передает ощущения, изменчивость ситуации. Помимо темы в нем есть образ.[31]

Важнейшие особенности репортажа - динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, - использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней - работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта - краски, звуки, ритмы - и создают эффект присутствия.

Для появления репортажа должен быть событийный повод. Объектами отражения в данном журналистском произведении могут быть явления, события действительности, непосредственно наблюдаемые. Новость здесь обрабатывается в зарисовочно-репортажных формах. Фиксируя впечатления, реплики, речевые эпизоды («озвучивая» новость, используя «слуховую деталь»), фрагменты портретов, передавая цветовое и световое ощущение увиденного, журналист создает публицистический образ и колорит события.

Репортаж допускает вкрапления элементов различных жанров, - таковы его современные характеристики.

Критерием оценки события, составляющего стержень репортажа, выступает его социальная значимость. Важно и то, что рассказ о событии сопровождается сообщением о последовательной цепочке отдельных действий, поступков его участников, складывающихся ситуаций, положений дел и т. п. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает и наглядность, и в этом - особенность репортажа.

Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.

 

Задания

 

1. Подумайте над вопросами:

  • С чего начинать визуальную картинку в репортаже?
  • Какие приемы помогают уточнить масштаб события?
  • Как создать эффект присутствия?

2. Подготовьте фрагмент репортажа, добавив подробности и краски.

3. Проанализируйте текст одного из репортажей В. Пескова в «КП».

4. Напишите репортаж на тему «Остановись, мгновенье!».

 

Виды репортажа

 

В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные.

Событийный - это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. В тематическом репортаже событие может передаваться, начиная с любого фрагмента действительности, в нем позволительны расширенные и подробные комментарии.

Постановочный репортаж передает незапланированное событие. Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этом проблемы - залог интереса читательской аудитории к журналистскому произведению.

Подобного рода репортажи характеризуются тем, что основаны на факте, требующем привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует, сопоставляет, комментирует. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.

Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет развернутого вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае - сообщить читателю что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор.

Журналисты, раскрывая значение тех или иных фактов, обращаются к различного рода источникам: историческим документам, справкам, воспоминаниям, наблюдениям. В публикациях могут использоваться и статистические данные. Следует помнить, что цифры в журналистском тексте обычно имеют относительную ценность; их смысл и значение выявляются лишь в сопоставлении с другими данными. Цифровой материал должен сопровождаться образными характеристиками. Цифры часто «обыгрывают», чтобы информация была понятнее и воспринималась легче.

Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажа менее оперативен и актуален. Обычно он не предполагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.

Актуальный - наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.

Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Она не ограничивается главной новостью - каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием - значит проникаться его особой атмосферой, чтобы затем наглядно воссоздать поступки и речь. Важно отмечать, как событие воздействует на людей (участников, героев, очевидцев и т. д.). Ценны для репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.

Репортаж-расследование - это динамическое описание «полосы препятствий», преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть. Такой вид репортажа предполагает необычную технику фиксации информации. Авторское размышление - основа сюжета. Это своеобразное документальное свидетельство и наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов и документов. Расследование в «картинках» выглядит как «детективная история». Ощущается непосредственное присутствие автора в сюжете. Журналист надевает маску расследующего. Воссоздавая событие, он может изложить его предысторию, сопоставить факты, продемонстрировать цифровые данные, предложить блиц-интервью, высказать догадки и версии. Главное требование - динамичность передачи сведений, образность и документальность.

Итак, репортаж - в высшей мере оперативный жанр, к которому прибегает журналист, когда хочет рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая и визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист - обязательно участник или очевидец происходящего.

Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка - это сжатое, лаконичное выражение мысли, вывод. Жанр предполагает также монолог автора и комментарий очевидцев. Используются различные стилистические средства для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора - основное связующее звено. Задача репортажа - не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию.

Образная картинка - обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды. Репортаж может включать интервью с очевидцами. Репортажи о крупных, многоплановых событиях ведутся несколькими журналистами.

Задания

 

1. Подумайте над вопросами:

  • Каковы критерии отбора событий для актуального репортажа?
  • В чем специфика проблемного репортажа?
  • Чем определяется успех в работе над познавательным репортажем?

2. Проанализируйте газетные репортажи за последний месяц; напишите один из видов репортажа.

3. Дайте экспертизу репортажей, написанных студентами группы.

4. Проанализируйте репортаж из современной газеты: определите его вид; скажите, с помощью каких средств достигается «эффект присутствия» и создается динамика события; определите вид комментариев; оцените стиль изложения и композицию репортажа.

 

Домашнее задание

 

1. Напишите этюд на тему: «Подсмотренная сценка (в магазине, на улице, в автобусе)».

2. Последовательно воссоздайте картину события, опишите обстановку, передайте через собственные ощущения атмосферу, используйте выразительные средства для передачи настроения присутствующих, используйте характерные детали (открытие нового учебного заведения, детской художественной школы, спортклуба, казино и т. д.).

3. Понаблюдайте (в разное время суток) за определенным объектом, например за жизнью у станции метро, у входа в школу, за магазином «Копейка» и дорогим бутиком, обратите внимание на работу киоскера, продавца, разносчика листовок и рекламной продукции и
т. д. Если удастся, возьмите короткое интервью. Подготовьте материалы к написанию репортажа или «физиологического» очерка, воссоздайте «картинку» наблюдаемого фрагмента действительности. Включите в текст репортажа или очерка взятое вами блиц-интервью.

4. Напишите репортаж для молодежной газеты с использованием включенного наблюдения (150-200 строк). «Примерьте на себя» чужую профессию. Попробуйте поработать курьером, помощником служителя зоопарка, билетером в кинотеатре и т. д. Проникните в незнакомую вам среду и ощутите ее атмосферу, посмотрите на проблему изнутри, попытайтесь найти ее решение.

5. Напишите спортивный репортаж (вид спорта - на усмотрение студента).

6. Реконструируйте событие (открытие супермаркета, кинофестиваля, развлекательного комплекса, аквапарка и т. д.) Используя выразительные средства, создайте репортажную картинку, передайте через собственные ощущения атмосферу события, покажите характерные детали.

 

Интервью и его виды

 

Жанр интервью - это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами, диалог - самое естественное средство общения. «Интервью - акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес».[32]

Интервью подразделяются на формализованные (общение подчинено заранее составленной программе) и неформализованные, свободные (вопросы определяются темой разговора, ситуацией и т. д.).

Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной читательской аудитории. При этом метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра.

Задача интервью - сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Специфика здесь состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого в силу каких-то особых причин важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты темы, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При их подготовке до беседы и во время их корректировки по ходу общения журналист приспосабливается не только к интервьюируемому, но и к массовой аудитории. Во время интервью журналист осуществляет несколько видов контроля за темой. Это:

  • Контроль релевантности (концепция интервью).
  • Контроль полноты.
  • Конкретизация темы.
  • Логический контроль.
  • Ошибки в повествовании.
  • Ошибки в описании.
  • Ошибки в рассуждении.
  • Ошибки индукции и дедукции.
  • Поддержание мотивации.
  • Искажения в интервью.[33]

Интервью в современной прессе получило очень широкое распространение. Это объясняется многими причинами: люди стали раскованнее, повысился интерес к жанру. Задача журналиста - сделать интервью интересным для всех.

Варианты ведения интервью - «жесткое, «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание» - определяются целями и ситуацией общения. Но каждый из видов интервью требует внимания к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию.

Рассматриваемый жанр дифференцируется, по двум признакам: количественному соотношению задействованных в беседе лиц и предметно-эмоциональной направленности. По первому выделяются иитервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, интервью-беседа; по второму - интервью-сообщение, интервью-зарисовка. Чаще всего собеседниками журналиста становятся: очевидец, «звезда», интересный человек, эксперт и др.

Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле материала. Оно часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.

Интервью-диалог - такой вид жанра, когда приводятся суждения партнеров (журналиста и его собеседника), в равной мере интересные аудитории. Диалогическая форма интервью предполагает не только проникновение во внутренний мир респондента, но и раскрытие личности журналиста.

Интервью-беседа - наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.

Интервью-полилог - своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов и один респондент, и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.

Интервью-сообщение - это интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.

Интервью-зарисовка - вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и т. д. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Для интервью-зарисовки характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.

Ряд исследователей выделяет две группы интервью (М. К. Барманкулова) - в зависимости от характера опрашивающего (интервьюера) и характера опрашиваемого (героя). К первой группе относят интервью-информацию, интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию, интервью - социологический опрос.

С. Н. Ильченко выделяет такие виды интервью, как протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкета, интервью-портрет.[34]

Жанр интервью требует соблюдения многих этических тонкостей во взаимоотношениях журналиста и интервьюируемого. Нельзя расспрашивать о проблеме, с которой ты не познакомился хотя бы приблизительно, нужно иметь ответы на простые вопросы, не прибегая к знаниям авторитета. Важно не только выглядеть, но и быть заинтересованным.

Предоставьте возможность высказаться. Задавайте проблемные вопросы «кто?» и «почему?», чтобы выяснить детали. Не задавайте вопросов, на которые вы получите однозначные ответы «да» или «нет».

Наиболее сложный вид интервью - проблемное. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником

Принуждать интервьюируемого к четким формулировкам не стоит. Лучше использовать в сложных вопросах обороты типа: «я думаю», «мне кажется», «возможно».

 

Задание

 

1. Подумайте над вопросами:

  • Какими основными качествами должен обладать интервьюер?
  • Как готовиться к.интервью, если учитывать его разновидности?

2. Прочитайте конкретное интервью, укажите его вид; адресность; целевую направленность; оцените содержательность и логичность. Определите, не выдает ли автор свои суждения за мнение интервьюируемого? Сумел ли журналист разговорить собеседника? Какие вопросы интервьюер не задал? О чем спросили бы вы? Логично ли выстроено интервью? Самостоятельно подготовьте интервью (тип, модель интервью, выбор темы и собеседника - произвольны).

 

Домашнее задание

 

1. Выберите кандидатуру для интервью с занятым человеком, VIP-персоной. Составьте два списка с развернутыми и краткими вопросами. Возьмите интервью, при этом избегайте типичных ошибок: не домысливайте за собеседника, не настаивайте на своей оценке, не повторяйте вопросов, не возвращайтесь к одной теме несколько раз, не раздражайте собеседника своей назойливостью, не злоупотребляйте его временем. Проявляйте осторожность, когда задаете вопросы, связанные с личной жизнью.

2. Последовательно воссоздайте картину события, опишите обстановку, передайте через собственные ощущения атмосферу, используйте выразительные средства для передачи настроения присутствующих, используйте характерные детали (открытие нового учебного заведения, детской художественной школы, спортклуба, казино и т. д.).

3. Подготовьтесь к интервью на выбранную тему. Точно определите, кого вы будете опрашивать, учитывайте степень компетенции интервьюируемого, его занятость, количество времени, которое он может уделить для интервью, статус, социально-психологические характеристики группы, к которой он принадлежит, гендерные характеристики. Составьте перечень примерных вопросов, адресованных респонденту, расположите их в логической последовательности.

 

Специфика отчета

 

Отчет представляет собой развернутый информационный или аналитический текст, содержащий сообщение о каком-либо серьезном общественном мероприятии. Он содержит изложение «сценария» действия. Отчеты пишутся о церемониях открытия и работе различных съездов, собраний, конференций, фестивалей, о выставках, спортивных соревнованиях, праздниках и т. д. Особенность отчетов состоит в том, что в них всегда акцентируется внимание на участниках, их выступлениях, действиях, но не на обстановке события, как в репортаже.

Своеобразие отчета как жанра заключается в том, что журналист должен подробно описать мероприятие, дать читателю максимум информации о развитии действия, а также в подробной описательности, полноте событийной информации, строгой последовательности изложения.

Виды отчета - информационный, аналитический, проблемный, спортивный, коммюнике.

По целям и особенностям изложения отчеты можно разделить на две группы - информационные и аналитические.

В информационном отчете описание мероприятия требует конкретного, последовательного изложения. Сообщение довольно фактографично, документально.

Аналитический отчет более свободен. В основе его также лежит общественно значимый факт, но журналист может концентрировать свое внимание на отдельных сторонах освещаемого мероприятия, давать им субъективную оценку, комментировать. В любом случае для отчета характерны неэкспрессивное изложение, строгая временная последовательность.

При работе над отчетом следует помнить о таком важном его свойстве, как оперативность, злободневность. Следует подчеркнуть главное в событии, тематически сгруппировать выступления участников мероприятия. Оценки должны быть конкретными. Специфика отчета заключается именно в его фактографичности, бесстрастности изложения и комментария.

Виды отчетов таковы:

  • прямой - непосредственная передача с места события без комментариев;

· отчет-коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече (съезд партии или общественного движения, «круглый стол» с участием политических лидеров);

  • отчет-размышление с элементами комментирования;

· пространный отчет - передача события, сопровождающаяся расширенным комментарием.

 

Ø Отчет, таким образом, - это концентрированная подача какого-либо события или мероприятия. Он отличается сухостью и последовательностью изложения.

 

Задания

 

Проанализируйте информационный отчет, опубликованный в газете. Ответьте на вопросы:

· Есть ли вступление к отчету, комментарии автора, интерпретация фактов, элементы полемики с авторами выступлений? Насколько уместна эта полемика?

· Укажите, какой это вид отчета; оцените качество авторского комментария, стиль изложения, композицию.

 

Домашнее задание

 

1. Напишите отчет о спортивном соревновании (вид спорта - на усмотрение студента).

2. Напишите отчет с заседания городского собрания (100 строк).

3. Напишите отчет о выставке.

4. Напишите отчет о научной конференции, пресс-конференции, «круглом столе», праздничном мероприятии, участие в которых вы принимали. По возможности используйте стенограммы мероприятия (см.: Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов по специальности «Журналистика» // Ред.-сост.
С. Г. Корконосенко. СПб., 2000).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 4223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.017 с.)