Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление расширенного реферата статьи

Поиск

Вопросы

1. Какие рефераты относятся к расширенным?

2. Перечислите требования, предъявляемые к составлению расширенного реферата.

3. Охарактеризуйте структуру расширенного реферата.

4. Какие требования предъявляются к языку расширенного реферата?

Задание 1. Прочитайте приведенный ниже текст и поэтапно выполните следующие задания.

Текст

Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных инди-видов, протекающей или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим миром — будь то перед гончарным кругом или за письменным столом. При всем своем многообразии, деятельность, отношения индивида представляют собой лишь инфраструктуру в системе отношений общества; а это значит, что вне системы этих отношений деятельность индивидуального человека не может существовать. Положение это едва ли может считаться дискуссионным, и если оно здесь подчеркнуто, то лишь потому, что столь распространенные сейчас в психологии позитивистские концепции всячески навязывают, наоборот, идею противопоставленности индивида обществу.

Кстати говоря, парадоксальный на первый взгляд факт состоит в том, что эта позитивистская концепция полностью сохраняется и в современной западной социальной психологии. Она выступает в ней лишь в другой одежде. Отсюда и возникает, в частности, характерный для нее, глубоко чуждый марксизму, социально-психологический редукционизм. Это — не более чем оборотная сторона той же медали. Но что же мы разумеем, когда мы говорим о деятельности?

· Найдите в абзаце предложение, высказывание, которое может служить заголовком.

· Найдите и отметьте абзацы, содержащие конкретную информацию.

· Определите количество фактов, излагаемых в тексте.

· Обобщите 2-5 предложений (или абзац) в одно.

· Найдите в каждом абзаце главную, основную информацию и дополнительную, разъяснительную.

· Изложите основные положения текста в виде плана.

· Опустите все вводные предложения в абзаце, вводные слова в предложении и описательные (придаточные) предложения.

· Опустите второстепенные определения.

· Используйте объемные слова вместо описаний или придаточных предложений.

· Опустите примеры, кроме фактов (или данных), в которых заключена значимая информация.

· Опустите те факты, которые логично вытекают из вышесказанного.

· Опустите все повторы.

Задание 2. Прочитайте текст, выполните следующие задания.

· Используйте лексическое, грамматическое перефразирование.

· Выделите ключевые слова и фрагменты в каждом отмеченном по степени информативности абзаце.

· Перегруппируйте ключевые фрагменты.

· Обобщите материал.

· Составьте логический план текста.

· Измените последовательность пунктов логического плана написания реферата.

Текст 16

Один из наиболее важных аспектов в развитии современного госу-дарства — это его связь с демократией (от греческого demos — «народ»,

и kratos — «правление» — значит, демократия — политическая система,

когда правит народ).

Но, как мы думаем: народ — это кто? Как широк должен быть диапа-

зон правления? Нужно ли подчиняться правлению народа? Когда демок-ратические правительства могут использовать давление на людей, не со-гласных с их политикой?

Ответы на такие вопросы могут быть даны, но это зависит от времени и от типа общества.

Когда на Западе используют слово «демократия» без каких-либо опре-

делений, то обычно представляют либерально-демократические системы. Но бывший Советский Союз, восточно-европейские страны и многие страны третьего мира тоже относят к демократическим. В этих странах голосующие не могли выбирать между разными партиями, потому что там была только одна правящая партия. В Советском Союзе была целая пирамида ≪советов≫ разного уровня, которые подчинялись Верховному Совету.

Некоторые современные государства (такие, как Великобритания и

Бельгия) до сих пор остаются монархическими, но таких государств сейчас все меньше. Практическая власть монарха ограничена или ее нет. Но в нескольких странах (Саудовская Аравия, Иордания) у монархов есть контроль над правительством. Власть королевы Англии и императора Японии {это конституционные монархи) ограничена. Большая часть современных государств по своему устройству — это республики.

Задание 3. Используя дифференциальный алгоритм чтения, составьте расширенный реферат журнальной статьи.

Текст 17

Периодические колебания (процессы) мы часто наблюдаем среди явлений природы: смена дня и ночи, вращение Луны вокруг Земли, движение планет. В быту и технике это колебания маятника часов, вращение и движение частей разнообразных машин. Так, например, Маятник Фуко представляет собой прибор, делающий наглядным вращение Земли. В этой связи нужно рассказать учащимся, что впервые опыт с маятником был продемонстрирован в 1851 г. французским физиком Ж. Фуко в парижском Пантеоне. В основу опыта положено физическое свойство маятника сохранять направление движения в одной плоскости.

Маятник Фуко установлен также в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и находится на высоте 7,6 м над полом вестибюля. На шаре слова голландской королевы Юлианы: «Это удовольствие: жить сегодня и завтра».

Маятник Фуко хранится сейчас и в фондах Исаакиевского собора. Снят он был 15 лет назад из эстетических соображений, так как крепился на опорах под верхней конструкцией купола и закрывал часть пространства. А, кроме того, раскачивающаяся 54-килограммовая бронзовая ≪чечевица≫ (по форме тело маятника напоминает это зерно, поэтому музейщики так его и называют) создавала опасную вибрацию.

Идея с подвеской маятника в соборе не являлась выдумкой безбожников. Подобные опыты проводились в соборах Франции, Англии, Германии и в других европейских странах с середины XIX в. У нас маятник появился в 1901 г. с дозволения императора и церковных властей, он был установлен в боковом приделе действующего Исаакиевского собора с просветительской целью: демонстрировать прихожанам вращение Земли.

Сейчас значительно уменьшенная версия маятника Фуко действует в петербургском планетарии. Руководство музея «Исаакиевский собор» планирует показать «чечевицу», только она не будет раскачиваться под куполом, а расположится под стеклянным колпаком.

(В.Сафронов. В мире интересного. Журнал «Вокруг света», 2002г., № 6, с. 37.)

Задание 4. Составьте расширенный реферат этой же статьи, используя интегральный алгоритм чтения.

Задание 5. Составьте расширенный реферат и сигнальную аннотацию приведенного ниже текста.

Текст 18

(1) Почти все каменные обломки вне зависимости от первоначального состава и цвета горных пород, из которых они произошли, покрыты черным налетом. Такой налет называют пустынным загаром, или лаком пустыни.

(2) Местами фундамент выступает на поверхность. Такие участки плат-

формы называют щитами.

(3) Подавляющая часть организмов живет только в морской воде нор-

мальной солености. Такие организмы называют стеногалинными.

(4) Одно из свойств всего живого — способность сохранять постоян-

ство внутренней среды. Это свойство получило название гомеостаза.

(5) Экзогенные процессы очень быстро разрушают поднятия и пере-

носят продукты разрушения во впадины морей и океанов. Этот процесс в общем виде носит название денудации.

(6) Одни организмы способны переносить значительные изменения

внешних условий, а другие существуют лишь в узких пределах их колеба-

ний. Первых называют эврибионтными, вторых — стенобионтными.

(7) Переход от верхнего слоя воды с высокой температурой к ижнее-

му слою с низкой температурой происходит в слое, который называют

термоклинным слоем.

(8) В других частях магмы изливаются на поверхность, и тогда они

называются лавами.

(9) Землетрясения изучаются на специальных станциях, называемых

сейсмическими.

(Учебник «Геология», А.В.Вейсмах, М., «Просвещение», 1999 г., 23 с.)

Задание 6. Охарактеризуйте предложенные рефераты, опубликованные в РЖ ВИНИТИ «Информатика», по следующим признакам:

· по функциональному назначению;

· способу характеристики первичного документа;

· глубине свертывания;

· форме представления;

· количеству источников;

· с точки зрения структуры (наличие или отсутствие необходимых элементов);

· стилистических особенностей;

· полноты и точности.

Реферат 1

Семантика. Функционирование. Текст: Межвуз. сб. науч.тр. Киров: Изд-воВГПУ, 1999. 175 с.

Статьи, вошедшие в сборник, ориентированы на то, чтобы показать особенности семантики и функционирования языковых единиц. В них содержится анализ художественного текста, дается характеристика ряда семантических категорий, освещаются вопросы, связанные с описанием отдельных групп лексики, морфологических разрядов слов, определенных синтаксических конструкций и т.д.

Реферат 2

Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 1998. 207 с.

Реферируемый том I словаря содержит около 39 тыс. словарных статей, каждая статья посвящена слову в отдельном его значении. Словарная статья состоит из следующих зон: 1) толкуемое слово-значение; 2) грамматические и орфоэпические чтения; 3) стилистическая и хронологическая помета; 4) дефиниция; 5) иллюстративные речения; 6) фразеологические сочетания и идиомы; 7) ближайшее словообразовательное гнездо. В этот том включены: слова, указующие (местоимения), слова именующие – имена существительные (все живое, земля, космос).

 

Занятие 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.170 (0.009 с.)