Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реферата в области гуманитарных наук

Поиск

Вопросы

1. Какие приемы используются при составлении рефератов?

2. Вспомните последовательность этапов составления реферата.

3. Чем отличается реферирование изданий по общественным наукам?

4. Каково семантическое и информационное своеобразие реферата по общественным наукам?

5. Своеобразие языка и стиля рефератов по общественным наукам.

Задание 1. Прочитайте текст 23. Отметьте параметры принадлежности данного текста к разряду общественных наук.

Текст 23

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И СУДЬБА РОССИИ: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ?

(1) Россию (и ее наследника СССР) со времен Ивана Грозного от-личали от стран Европы — а в более позднее время и от Японии —неравномерность исторического развития, несбалансированность как по сферам общественной жизни, так и в смысле разной скорости развития в отдельные временные периоды.

(2) История России примечательна и поучительна тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности всегда оплачивались чрезвычайно дорого, но в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи наблюдались лишь в отдельных сферах деятельности (военной, искусства, литературы и даже науки), но эти успехи были непрочны. И во все времена явно отставали хозяйство (по многим параметрам, кроме «вала», — экономичности, уровню технологии, качеству продукта и др.), повседневная бытовая культура и качество жизни и деятельности подавляющей массы населения.

(3) Напомним некоторые факты, подтверждающие эти положения. Еще в царствование Екатерины II Россия выходила на первое место в мире по выплавке железа, но курная изба сохранялась в ряде мест до конца прошлого века. Уже в наше время Союз производил примерно пятую часть общемирового объема производства при неоправданно низком уровне жизни. Страна, создававшая совершенную ракетно-космическую технику (первый спутник и первый человек в космосе), не располагая современными технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве, не могла обеспечить должное качество предметов повседневного пользования, другой продукции. При этом на страну приходилась треть специалистов с высшим образованием от их общего количества в мире. Россия, игравшая после победы над Наполеоном свыше тридцати лет роль европейского жандарма, неожиданно потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне. Здесь возможна аналогия с периодом после победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

(4) Несомненный расцвет духовной жизни, приоритеты или, по край-ней мере, передовые позиции в разных областях жизнедеятельности в предреволюционный период. Вспомним имена В. Вернадского, А. Попова, К. Циолковского, В. Соловьева, В. Кандинского, Ф. Шаляпина и других. И полное господство единственного учения, к тому же плохо усвоенного, но ставшего эталоном оценки всего — внутреннего и внешнего, общего и особенного — после революций.

(5) Поскольку все эти особенности исторического развития оплачены слезами, потом и кровью, неслыханными страданиями нескольких поколений, поневоле задаешься вопросами: «Почему мы не развиваемся "нормально" и что такое "нормальное развитие"?» Можем ли мы вскрыть причины, определяющие странности нашего развития, или с фатальной гордостью обреченных до скончания века будем повторять: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»? Может быть, все-таки стоит поискать этот «общий аршин»?

(6) Параллельно с особенностями нашего исторического развития существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий национальный русский характер. Весьма примечательно, что стереотипы, касающиеся других европейских народов, несут по отношению к национальному характеру любого из них какую-то конкретную информацию.

(7) Основным свойством русского национального характера признается его неопределенность, непостижимость для европейца, поскольку банальностью стало выражение «загадочная русская (славянская) душа». Иногда формулировка смягчается и говорят о «широте» русской души, но ведь по сути это тоже характеристика ее неопределенности.

(8) Если особенности исторического развития России, исторические

события ее сопряжены, как надо полагать, с загадкой русской души, с ее специфическими чертами, то каковы эти черты и каков механизм этого сопряжения? Можно ли вскрыть его? Правомерны ли эти вопросы, и какие практические выводы следуют из ответов на них?

(9) Не исключено, что поиск ответов на эти вопросы может показаться кому-то чистой схоластикой. Однако, если исходить из представлений о становлении единой планетарной цивилизации, в которой должны гармонично соединиться уникальные и самобытные этносы и социальные организмы, то подобный поиск следует признать делом первостепенной важности.

(10) Таким образом, проблема самопознания представляется для русских, россиян (и отчасти всех граждан СНГ) наиважнейшей, ибо «для общества, так же как и для отдельной личности, — первое условие всякого прогресса есть самопознание» (Ф. И. Тютчев. Письмо к П. А. Вяземскому). Не уяснив себе собственные фундаментальные свойства (свойства своего национального характера), русские, другие россияне не смогут с наименьшими издержками воспользоваться опытом мировой цивилизации. Предпринимавшиеся до сих пор попытки усвоения достижений Европы, ее цивилизации потому-то и были недостаточно успешны, как считал Ф. Тютчев, что не учитывались эти фундаментальные свойства.

(Н. Соколов. Русские: кто они? М.: Мега-Пресс, 1999.)

Задание 2. Найдите в каждом абзаце основную и вспомогательную

информацию. Подчеркните основную информацию.

Например:

(7) Основным свойством русского национального характера признается

его неопределенность, непостижимость для европейца, поскольку банальностью стало выражение «загадочная русская (славянская) душа». Иногда формулировка смягчается и говорят о «широте» русской души, но ведь по сути это тоже характеристика ее неопределенности.

Задание 3. Найдите конкретизирующую информацию. Определи-

те, можно ли сократить текст.

Например:

В абзаце (2) сокращается информация, представленная в скобках:

(военной, искусства, литературы и даже науки), (по многим параметрам,

кроме «вала», — экономичности, уровню технологии, качеству продукта и

др.).

В абзаце (6) первое предложение трансформируется следующим образом:

Вместо: «Параллельно с особенностями нашего исторического развития существует еще одно любопытное явление, а именно стереотип, отражающий национальный русский характер» получаем: «Параллельно с особенностями нашего исторического развития существует стереотип, отражающий национальный русский характер».

Задание 4. Найдите иллюстрирующую информацию. Представьте

варианты сокращения иллюстрирующей информации в тексте.

Например, в анализируемом тексте абзац (3) целиком состоит из указанного вида информации. Возможно выборочное представление некоторых примеров или использование конструкции: «В подтверждение указанного положения автор приводит некоторые факты».

Задание 5.. Найдите в тексте оценочную информацию. Определите

ее значимость для передачи основной информации текста.

Например:

В абзаце (2) «Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи

наблюдались лишь в отдельных сферах деятельности...»

В абзаце (6) «Весьма примечательно, что стереотипы, касающиеся

других европейских народов, несут по отношению к национальному характеру любого из них какую-то конкретную информацию».

Задание 6. Используя деепричастия и причастные обороты, сократите предложения.

Например: В абзаце (9) вместо «..если исходить из представлений о

становлении единой планетарной цивилизации, в которой должны гармонично соединиться уникальные и самобытные этносы и социальные организмы, то подобный поиск следует признать делом первостепенной важности» получаем «...исходя из представлений о становлении единой планетарной цивилизации, гармонично сочетающей уникальные и самобытные этносы и социальные организмы, подобный поиск признается делом первостепенной важности».

Задание 7. Ответьте на вопросы. Произведите возможные сокращения (задание предназначено для развития способности свертывания информации на уровне текста).

1. Что отличало Россию от Европы? — абзац (1).

2. Чем поучительна история России? — абзац (2).

3. В каких сферах деятельности наблюдались успехи, а в каких отставание? — абзацы (2), (3).

4. Что наблюдалось в России в предреволюционный период? — абзац

(4).

5. Какие вопросы характеризуют ситуацию в России? — абзац (5).

6. Каков стереотип, отражающий русский национальный характер? —

абзацы (6), (7).

7. Возможна ли связь между особенностями исторического развития

России и загадкой русской души? — абзацы (8), (9).

8. Что автор называет делом первостепенной важности? — абзац (9).

9. Какой представляется проблема самоопределения для русских? —

абзац (10).

Задание 8. Составьте реферат статьи по следующей схеме:

Статья носит название... Автор статьи ищет связь между русским национальным характером и судьбой России... История России примечательна и поучительна тем, что... В качестве примера автор приводит... В

предреволюционный период... В статье предпринимается попытка ответить на... Автор связывает основное свойство русского характера с... Автор

приходит к выводу, что делом первостепенной важности... В заключение...

Задание 9. Выразите свою оценку проблемы, рассматриваемой в

статье.

 

Занятие 24

Подготовка к реферированию устной речи

Вопросы

1. Охарактеризуйте способы организации внимания при слуховом восприятии.

2. Каковы условия для появления, сохранения и развития внимания?

3. Какие упражнения для тренировки внимания вы знаете? Какими владеете?

Задание 1. Прочитайте текст-интервью «Космический щит можно сооружать хоть сегодня». Выделите в нем главную информацию (ее нужно брать из вопроса и из ответа). Напишите аннотацию к тексту, затем реферат.

Текст 23

КОСМИЧЕСКИЙ ЩИТ МОЖНО СООРУЖАТЬ ХОТЬ СЕГОДНЯ

Тема космической опасности постепенно стала переползать из фантастической литературы в выступления ученых, космонавтов, прогнозистов. Возможно, причиной такого пристального внимания послужило знаменитое падение кометы Шумахер-Леви на Юпитер либо же осознание «хрупкости» человеческой цивилизации стало актуальным.

В последние два-три года появился ряд публикаций, посвященных этой

теме, даже прошла международная конференция. Неудивительно, что и на

X Московском международном симпозиуме по истории авиации и космонавтики эта тема нашла свое место.

Наш корреспондент встретился с А. ЗАЙЦЕВЫМ, сотрудником НПО

им. Лавочкина, который выступил с докладом «Цели, задачи и возможности создания систем защиты Земли от опасных космических объектов».

— Анатолий Васильевич, насколько актуальны сегодня проблемы

защиты от так называемых «опасных космических объектов»? Ведь, судя

по орбитам известных астероидов, в ближайшее время их падение наЗемлю не предполагается.

— Надо сказать, что орбиты некоторых астероидов пересекают орбиту Земли, и как они поведут себя при следующем сближении, — неизвестно. Влияние планет-гигантов на их траекторию очень трудно прогнозировать. Но, кроме того, совершенно необязательно, чтобы на нас обрушился огромный астероид. Для глобальной катастрофы достаточно будет, если на многомиллионный город или атомную электростанцию рухнет металлическая глыба в несколько десятков метров... А таких объектов в космическом пространстве, увы, немало.

— Но если опасность действительно нависла над человечеством, как

дамоклов меч, то, возможно, имеет смысл бросить все силы на то, чтобы

где-то в будущем десятилетии создать космические крепости, которые на

подступах к нашей планете будут разносить астероиды в пыль...

— Такие проекты время от времени публикуются, но это пока фантастика. Да еще и неизвестно, что случится, если раздробить астероид на обломки помельче. Вместо одной напасти мы можем получить сразу сотню или тысячу. Другое дело, что уже сейчас мы можем приступить к созданию космического щита, причем на базе имеющейся технологии.

— Вы имеете в виду технологию пресловутых «звездных войн», все

эти космические перехватчики, лазерные пушки и другое экзотическое

оружие?

— Нет, я говорю о вполне реальном оборудовании, которое разработано в НПО им. Лавочкина, где я, собственно, и работаю. Практически мы готовы приступить к созданию системы космической безопасности. Такая система должна состоять из трех компонентов: первый — это служба обнаруженияастероидов и комет, второй — система перехвата и третий — комплекс управления.

— И все эти три компонента — реальность?

— Давайте рассмотрим их по очереди. Система обнаружения, очевидно, должна иметь наземно-космический характер. Наземные структуры, как известно, хорошо отработаны и нормально функционируют. Ну а космическая часть может быть выведена на нужные орбиты вскоре после принятия необходимых решений. Специалисты нашей фирмы оценили возможности телескопов, выводимых на орбиту, и пришли к мнению, что гиганты не требуются. Достаточно вполне компактных, небольших устройств весом не более 50—100 кг. Ну а для таких грузов нет нужды создавать специальные носители и платформы: достаточно использовать имеющиеся.

— Иными словами, космический «патруль» можно сформировать

хоть сегодня?

— Для этого есть предпосылки. В течение пары лет мы можем так

«нашпиговать» нашими аппаратами околоземное пространство, что ни один приличных размеров космический булыжник не останется незамеченным. Все, естественно, упирается в финансирование этих программ.

— Таким образом, потенциал только вашей фирмы позволяет реализовать систему слежения?

– Да. Надо сказать, что нами проведены также расчеты наиболее оптимальных орбит и точек размещения космических элементов системы слежения.

– А как насчет системы перехвата? Ведь если с комплексом управления все более или менее понятно, то как и чем перехватывать? Термоядерными боеголовками? Чтобы в итоге на Землю обрушивалась радиоактивная щебенка?

– Вопрос непростой. Мы разработали систему дальнего перехвата, позволяющего обойтись максимально безопасными средствами. Чем дальше будет находиться опасный объект, тем меньшее воздействие должно быть оказано на него - со временем и расстоянием он уйдет далеко от нашей планеты. Ну а если астероид будет засечен вблизи, то придется, конечно, действовать всей имеющейся мощью.

— То есть проще долететь до астероида, пока он еще где-то на орбите Юпитера или Марса и там чуть-чуть подтолкнуть его?

– Так оно и есть. Вот, например, наш известный аппарат «Фобос», по сути, – готовое устройство для полета к астероидам. Уже схема полета к комете Галлея была фактически отработкой перехвата. Идут два аппарата: один, разведчик-навигатор уточняет параметры и точно наводит второй, аппарат-перехватчик. Ну а какой груз он может нести - это вопрос техники.

— Груз — это ядерный заряд?

– В принципе, мегатонного заряда должно хватить для того, чтобы сбить с траектории большой астероид. Правда, как я уже говорил, чем больше расстояние, на котором это произойдет, тем лучше.

– А для тех объектов, которые прорвутся в непосредственную близость к планете?

– Для них вполне пригодны существующие боевые ракеты. Причем без ядерных боеголовок, поскольку взрывать такие заряды в непосредственной близости к Земле неразумно.

— И все-таки насколько это актуально?

– В позапрошлом году большой болид прошел сквозь атмосферу над Северной Америкой и вышел из атмосферы где-то над Канадой. Если бы существовала группа орбитных телескопов, его появление не было бы неожиданностью. Мы не знаем, что сейчас, пока мы с вами беседуем, приближается к Земле...

Наука и религия. — 1995. — № 9. — С. 31—32.

Занятие 25

Реферат устного выступления

Вопросы

1. В чем заключаются особенности реферирования устной речи?

2. В чем заключаются ошибочные представления большинства людей о процессе слушания?

3. В чем состоит суть процесса слушания? Каковы недостатки традиционного слушания?

4. От каких факторов зависит эффективность слухового восприятия?

5. Каковы принципы эффективного слушания?

6. Что представляет собой процесс концентрации?

7. Каковы основные этапы анализа основного содержания при слуховом восприятии речи?

8. В чем заключается суть свертывания фраз?

9. Каковы основные принципы сокращения слов?

10. Отличается ли реферат, составленный по устному сообщению, от реферата письменного источника?

Задание 1. Тренируйте свое умение слушать критически. Для этого во время прослушивания попытайтесь оценить содержание речи по трем основным критериям: адекватность данных, весомость аргументации, истинная цель говорящего.

· Чтобы оценить адекватность данных, необходимо ответить на вопросы: Исходят ли данные из надежных источников? Точно ли они отражают то, о чем говорит оратор? Достаточно ли их для подтверждения выводов? Обычно считается, что каждый аргумент оратора должен подкрепляться 2-3 примерами.

· Чтобы оценить весомость аргументации, необходимо ответить на вопросы: Вытекают ли выводы оратора логически из его посылок? Соблюдает ли оратор правила логической аргументации? Логичность рассуждений связывается обычно с точностью отражения причинно-следственных связей между посылкой и выводом.

· Чтобы оценить истинную цель оратора, надо постараться различать субъективный и объективный материал, пропаганду и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы. Точка зрения говорящего считается субъективной, если она не является общепринятой, не подкрепляется реально существующими фактами и т.д. Догматические утверждения, как правило, также не подкрепляются конкретными фактами и примерами.

Старайтесь использовать критерии критической оценки содержания не только при прослушивании устных сообщений, но также в процессе делового общения.

Задание 2. Тренируйте свое умение конспектировать. Для этого запишите основное содержание выступления в процессе его прослушивания, используя различные приемы техники записи.

· Сначала попробуйте использовать только прием свертывания фраз. Записанные вами фразы должны быть сокращенными перифразами услышанных. Этот навык является наиболее важным при конспектировании.

· Записывайте услышанное, пользуясь различными сокращениями и приемами стенографии. Такую запись необходимо впоследствии «расшифровать», т.е. переписать без сокращений наиболее важные элементы содержания. Иначе через некоторое время (особенно если сокращения сделаны некорректно) вы не сможете понять суть записанного.

Задание 3. Развивайте навыки свертывания фраз, прослушивая следующие предложения и пытаясь на слух определить их доминанту. Для этого попросите кого-либо предварительно записать их на магнитофон.

· Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

· При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

· Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

· Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

· Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.

· Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденцию к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.

· Память представляет собой способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.

· В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.

Подберите для последующих упражнений сложные, распространенные высказывания, выражающие законченную мысль.

Задание 4. Запишите данный текст (статья из научно-популярного журнала) на диктофон. Прослушайте его. Используя навыки свертывания фраз, сначала сделайте конспект текста, а затем его реферат.

 

Текст 24

ИСПОЛИН ИЗ ГОБИ

Найдены древние останки человекоподобного существа ростом пятнадцать метров! «Это существо чуждо Земле»,— считают палеонтологи.

Начало 1999 года ознаменовано поразительной находкой в пустыне

Гоби (Уулах, Южная Монголия). Английские палеонтологи в горной породе примерно 45-миллионолетней давности обнаружили окаменелый скелет, принадлежавший некоему человекообразному существу со странным строением тела. Череп, к примеру, по целому ряду признаков указывает на близкое родство с первыми человекоподобными обезьянами, жившими 6-8 млн. лет назад. Другие же признаки заставляют явно отнести антропологию черепа к высокоразвитому гомо сапиенс. Особенности строения черепной коробки бесспорно свидетельствуют: это существо располагало органами речи и, следовательно, могло говорить. Возможно, существо было в какой-то степени разумным. Строение скелета весьма близко к человеческому, за исключением кистей рук, жаждая из которых несоразмерно велика. Исследователи пока затрудняются оценить причины такой аномалии. И, главное, рост этого существа изумляет: он составляет около 15 метров при длине нижних конечностей порядка 7 метров!

Американские специалисты в области палеонтологии скептически относятся к находке. Доктор Ален Паркер, считающийся специалистом, с присущим ему упрямством заявил по этому поводу: «Пусть это звучит банально, но этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Известный журнал «Нейчур» высказал предположение, что находка в Уулахе – высокопрофессиональная и дорогостоящая мистификация, созданная талантливыми специалистами и поставившая англичан в тупик.

Доктор Тоунс из Великобритании более современен и реалистичен, нежели американцы. «Возможно, и даже, скорее всего, — утверждает он,

— мы имеем дело не с представителем человекоподобного племени и не с вымершей миллионы лет назад человеческой расой, а с чем-то иным, не свойственным нашей Природе. Это существо, похоже, развивалось вне законов нашей эволюции». Уфологов, или сторонников НЛО, подобная позиция, безусловно, порадует. Тоунс подчеркнул, что это существо «чуждо Земле», и сей факт он считает несомненным.

На страницах британской газеты «Глоуб» палеонтолог Даниэл Стэнфорд по-иному оценивает события: «Похоже, нам придется пересмотреть всю известную человечеству историю планеты. То, что мы обнаружили, абсолютно противоречит существовавшей до сего дня научной картине мира». По мнению Стэнфорда, окаменелые останки исполина были найдены случайно.

Экспедиция исследовала кладбище динозавров в труднодоступном горном ущелье, и здесь неожиданно одному из палеонтологов стена с отложениями, на которой ясно виден был облик умершего десятки миллионов лет назад гиганта. В пользу достоверности находки говорит существование у местных жителей предания о «костлявом демоне, живущем в ущелье».

Создать такую дорогостоящую подделку скрыто и незаметно практически невозможно. Это ясно уже сейчас. Согласно последним научным данным, полтора миллиарда лет назад Земля вращалась быстрее. В сутках было всего 9 часов. Анализ суточных наростов вымерших кораллов также показал: в юрском периоде, не менее 130 млн. лет назад, в году было 377 дней, а Земля вращалась быстрее. Наличие гигантов в эту эпоху было, скорее, нормой, чем отклонением.

( Аверьянов А. // Чудеса и приключения. — 1999. — № 10 / Октябрь. — С. 40)

Задание 5. Составьте аннотации и рефераты законспектированных вами устных сообщений, соблюдая все предъявляемые к ним требования. Особое внимание обратите на заголовочную часть аннотации и реферата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.013 с.)