Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фельетон и памфлет в современной журналистике

Поиск

 

Комические приемы - одни из самых эффективных способов донесения нужной информации до аудитории. Они наиболее часто используются в памфлете и фельетоне.

Памфлет - своеобразный жанр. Его выразительными средствами могут быть как приемы сатиры, так и сарказма. Органичный сплав таковых - одна из особенностей жанра.

Объект обличения в памфлете - одиозная, с точки зрения памфлетиста, политическая фигура. Памфлет - острое средство полемической борьбы. Этот жанр предполагает широкое использование гротеска, сарказма, иронии, способов доказательства «от противного». Искусство памфлетиста заключается в умении сохранить единство и неповторимость стилевой манеры.

Цель памфлета - показать сущность социально-комического с тем, чтобы вызвать у аудитории возмущение, гнев по отношению к данному явлению, лицу. Особое значение приобретают факты, умелая подача которых сказывается на стилевых особенностях, целенаправленности, эффективности памфлетного текста. Факты дают возможность автору рельефно показать облик противника, создать его тип. Если предмет памфлета - всегда социально-комическое, то предмет фельетона - элементарно-комическое, все несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона - юмор, ирония, памфлета - сарказм. Памфлетист пытается показать истоки, вскрыть сущность явления, фельетонист же осмеивает частные проявления, не поднимаясь до обобщения.

Слово «фельетон» в переводе с французского означает «лист; листок». В журналистском обиходе «листком» когда-то называли приложение к газете. Оно, как правило, располагалось в нижней части газетной полосы и «отбивалось» от верхней ее части жирной линией.

Российские журналисты нижнюю часть газетной страницы называют «подвалом». В XIX веке здесь публиковались не только произведения, напоминающие современные фельетоны, но и корреспонденции, репортажи, рецензии и т. п. По мере развития жанра с понятием «фельетон» стали связывать только один вид текстов, в которых смех - средство осмеяния зла, рожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, проявляющимися в действиях одних людей по отношению к другим. Для фельетона подходят только такие факты, которые содержат в гипертрофированном виде типичные черты, характеризующие зло.

Существуют два основных метода работы над текстом фельетона. Первый заключается в том, что журналист излагает в определенном порядке заинтересовавшие его документальные факты, а затем соответствующим образом комментирует их. Однако важно понимать, что сатирические жанры публицистики - фельетон и памфлет -редко обнаруживают точки соприкосновения с документалистикой. Препятствием служит то, что в сатире чрезвычайно слиты изображение и выражение, факт и его оценка. Более того, сатирический факт часто деформирован. Отсюда и большая сложность второго метода. Суть его заключается в том, что автор, пытаясь отобразить в своем тексте какое-то сложное социальное явление, создает условную модель, типизирует ситуацию. В таких фельетонах мы не найдем ни одного документального факта (здесь ничего не говорится о реальных людях), тем не менее аудитория легко понимает подтекст.

Задача журналиста состоит, во-первых, в том, чтобы найти факт для фельетона, во-вторых, в том, чтобы раскрыть его через яркий сатирический образ.

Образ всегда несет о себе обобщение, т. е. имеет типическое значение. В журналистике он становится формой творческого видения и осмысления фактов, событий, ситуаций, в которых проявляются черты актуальные, характерные для эпохи, общества, среды. Образная специфика фактического материала обнаруживается в ракурсе авторского, публицистического видения его смысла. Благодаря авторской интерпретации факта в нем и открывается образное значение. Журналист смотрит словно через призму, которая помогает открыть связь факта с более общими процессами и закономерностями, помогает проявить и сфокусировать, заострить его значение в плане отражения этих процессов, закономерностей.

Видеть в факте образ - особое искусство. По мнению Л. Я. Гинзбург, «в документальном контексте, воспринимаемом эстетически, жизненный факт испытывает глубокие превращения. Речь идет не о стилистических украшениях и внешней образности. Слова могут остаться неукрашенными, нагими, как говорил Пушкин, но в них должно возникнуть качество художественного образа <...> в факте пробуждается эстетическая жизнь; он становится формой, образом, представителем идеи».[42]

Расширение факта до образа-факта происходит в том случае, когда функции первого в журналистском тексте не ограничиваются однозначностью констатации события, ситуации и его логической оценки, суждения, а выходят в пространство художественного обобщения.

В книге «Образные ресурсы публицистики» М. Стюфляева так определяет «образ-факт»:

В узком смысле образ-факт - это эпизод, характер, деталь, в которых явление предстает в предельном своем выражении и которые несут символическое значение; в широком смысле образ-факт - любой документальный образ в публицистике, созданный методом типизации...[43] Типизация - это отбор определенных общественно значимых сторон жизненных явлений и их подчеркивание в художественном изображении. Подача автором реальных фактов через литературную аналогию - уникальное выразительное средство типизации.

Гипербола и гротеск - также эффективные приемы выражения типического в тексте. Это приемы отражения фактов, когда происходит художественная трансформация жизненных форм, приводящая к некой уродливой несообразности, к соединению несочетаемого при гротеске и к намеренному преувеличению при гиперболе. Известный исследователь Г. Я. Солганик пишет: Если в художественной литературе лицо, от которого ведется повествование, и личность писателя, лирический герой и автор принципиально неотождествимы, то в публицистике автор, каким он предстает в произведении, это подлинная, конкретная личность.[44]

Его устремления, личные качества, особенности психологии - все так или иначе влияет на текст: в каждом, даже сугубо информационном, есть след авторской индивидуальности, личности. Но в креативном тексте этот след особенно значим.

В создании эффекта присутствия автора в тексте очень важен выбор тона повествования, интонации.

А. Аграновский отмечает:

Поиски верного тона - штука тонкая. Демократический юмор или интеллигентная ирония, шумный восторг или лирическая теплота, нескрытый гнев или сдержанное негодование - это каждый из нас ищет и находит за своим столом. Но некий общий закон все-таки есть, я бы его сформулировал так: чем острее проблема - тем спокойнее должен быть тон. То же относится к положительным очеркам: чем заметнее событие - тем сдержанней TOН. Яркие факты говорят сами за себя. Крикливость нынешнему читателю претит и отклика не вызывает - ни в одах, ни в сатирах.[45]

Автор фельетона обязан четко мыслить и ясно излагать ситуацию. Его присутствие в тексте становится для читателя ценным, когда описываемые события оттеняются мудростью, человеческой уникальностью автора, окрашиваются своеобразием его взгляда, а также когда пережитый журналистом опыт по-своему исключителен и значим.

Модификация фельетона - малые сатирические жанры: авторские колонки, где помещается пародийный монолог.

В последнее время заметна тенденция использовать в универсальных газетах сатирическую афористику. Это эпиграфы, сатирические реплики на открытии номеров, уголки афоризмов, пародийные объявления, саркастический заголовок («шапка», рубрика), создающие определенный критический настрой читателя.

Разновидностью фельетона или памфлета является публицистический комментарий. В комментарии важно дистанцироваться от факта и выстроить свою концепцию.

Журналист излагает факт или небольшую цепочку фактов и далее их «растолковывает» читателю, объясняет суть, так, как он ее сам понимает. Поэтому важна собственная позиция автора. Задача журналиста - не только убедить в правоте своей аргументации, но и создать эмоциональный настрой, тем самым приподнять значимость фактов, а возможно, и показать их противоречивость или парадоксальность, подчеркнуть остроту проблемы. В такого вида комментарии возможны «художественные пассажи», использование выразительных средств.

 

Задания

 

1. Проанализируйте фельетоны в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Известиях», «Новой газете» (рубрика «Блиц-фельетон»), памфлеты в «МК», «Советской России», журнале «Город».

2. Напишите фельетон или памфлет (тему выбирает студент).

 

Литература

 

Ворошилов В. В. Исследование и расследование в журналистике // Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998

Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. М., 1996. Т. 2.

Голядкин Н. А. Телевизионная информация в США. М., 1995.

Горохов В. М. Газетно-журнальные жанры. М., 1993.

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Жанровая теория на пороге тысячелетий. М., 1999.

Жанры речи. Саратов, 1999.

Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. Л., 1991. Вып. 4.

Зарубежная журналистика. М., 1994.

Дзялошинский И. М. Журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

Иваненко С. М. Межстилевой жанр «коммюнике». Киев, 1987.

Информационные жанры газетной публикации. М., 1986.

Искусство разговаривать и получать информацию. М, 1993.

Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989.

Ким М. Н. От замысла к воплощению. СПб., 1999.

Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2002.

Клименко Л. П. Проблемы языка, текста и жанра. Н. Новгород, 1996.

Ковалев Е. А., Шевчук В. Д. Защита чести, достоинства и деловой репутации / Сост. В. В. Авдеев. М., 1997.

Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ: Учеб. пособие. СПб., 1999.

Лавреневская А. С. Объективное и субъективное в очерке. М., 1989.

Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1987.

Лотман Ю. М. Структура художественного творчества. М., 1970.

Мазнева О. А. Структура газетного жанра. М., 1990.

Майданова Л. М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.

Мансурова В. Д. Проблемный поиск в публицистике. М., 1987.

Менделеев А. Г. СМИ в современном обществе. М., 1993.

Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. М., 1982.

Муратов С. В. Активные методы обсуждения в журналистике. М., 1991.

Муратов С. А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. М., 1997.

Олешко В. Социожурналистика. Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.

Проблемы жанров в журналистике. Л., 1968.

Проблемы метода и жанра. Томск, 1986.

Прохоров Е. П. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 1984.

Размышления о жанре. М., 1992.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Internet и других электронных ресурсов. М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1998.

Российская журналистика: свобода доступа к информации. М., 1996.

Сабощук А. П. Об источнике и генезисе психического образа. Кишинев, 1981.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. М., 1979.

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Профессиональное развитие журналиста. М., 1989.

Слово о газетных жанрах. Ростов н/Д, 1976.

Смелкова 3. С, Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. М., 2002.

Смирнов С. В. Обозрение как публицистический жанр. Л., 1989.

Соотношение жанра и композиции / Отв. ред. П. Е. Глинкин. Калининград, 1985.

Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1990.

Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1993.

Стилистика газетных жанров. М., 1981.

Стрельцов Б. В. Основы публицистики: Жанры: Учеб. пособие. Минск, 1990.

Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.

Теплюк В. М. Журналист меняет профессию: необычные превращения во имя истины. Владивосток, 1990.

Теория и методика журналистского творчества: Программа лекционного курса. СПб., 1998.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

Тертычиый А. А. Аналитические жанры журналистики. М., 1998.

Тертычный А. А. Трансформация жанровой структуры современной периодической печати // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2002. № 2. С. 54-63.

Типология печати: проблемы теории и практики / Под ред. Б. Я. Мисонжникова. СПб., 1999.

Тищенко В. А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра. М., 1980.

Ткачев П. И. Границы жанра. Минск, 1977.

Ткачев П. И. Памфлет и его формы. М., 1980.

Уиллмеп Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

Фоминых В. Н. Публицистический факт. Путь к активизации журналистского текста. Красноярск, 1987.

Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

Шиллер Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. М., 1996.

Шкляр В. И. Энергия мысли и искусство слова. Киев, 1988.

Шостак М. И. Информационные жанры. М., 1998.

Шостак М. И. Журналист и его произведение. М., 1988.

Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

Щербаков А. Организация работы редакции журнала: Пособие для журналистов. М., 1987.

Эрлих В. Русский формализм. СПб., 1996.

Эсалнек А.Я. Актуальные задачи изучения жанров // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1984. № 1.

Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.

Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Саратов, 1974.

 

ХРЕСТОМАТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 3866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.008 с.)