Проблемно-аналитическая журналистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемно-аналитическая журналистика



ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Методические указания

Содержание

ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Произведения для самостоятельного анализа

Тексты лекций

ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Программа спецкурса

I. Жанровое многообразие публицистики

Специфические особенности понятия "жанр". Жанрообразующие факторы в журналистике. Причины вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества. Многообразие объектов действительности, отражаемых журналистикой. Основные типы объектов. Многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности. Основные типы ситуаций, составляющих предметную область журналистики. Многообразие предметно-объектных характеристик отражаемой действительности как фактор дифференциации творческой деятельности журналиста.

Многоцелевая ориентация журналистского творчества, обусловленная полифункциональностью журналистики. Основные виды существующих целей обращения к аудитории. Поливариантность целей как фактор дифференциации творческой деятельности журналиста. Жанровые модели журналистских текстов как модификации основных характеристик журналистского произведения под воздействием факторов дифференциации. Технологии, необходимые для осуществления определенных жанровых моделей, как модификации способа творческой деятельности журналиста.

Уровни дифференциации творческой деятельности журналиста. Группы жанров, объединенные предметно-объектными характеристиками отражаемой действительности. Жанры внутри этих групп, ориентированные на определенные цели обращения к аудитории.

II. Технология подготовки журналистских произведений

Методологические основы журналистского творчества. Условия деятельности журналиста. Общая характеристика методов журналистского творчества. Методы социальных наук и общая методология журналистского познания действительности. Традиционные методы журналистского познания. Междисциплинарные методы журналистского познания. Методы научного и художественного познания действительности в журналистике. Методы предъявления в тексте выразительных средств. Методы предъявления фактологических средств.

Замысел как исходный момент журналистского творчества. Постановка проблемы и анализ проблемной жизненной ситуации. Способы решения проблемы. Рождение журналистской темы. Конкретизация и детализация темы. Систематизация фактов. Рождение публицистической идеи. Авторская интерпретация идеи.

Особенности логической последовательности в развертывании журналистского материала. Идейно-концептуальная, проблемно-тематическая организация материала. Построение системы логических доказательств. Типы аргументов. Способы аргументации в тексте.

Композиционное построение журналистского произведения. Характеристики и композиционные приемы целостного восприятия текста. Зависимость композиции от цели, социальных задач, творческих склонностей автора. Признаки композиции. Композиционные средства. Сюжетный ход как фактор выразительности журналистского произведения.

III. Проблемно-аналитическая журналистика

Понятие интерпретирующей журналистики. Анализ событийной информации. Функции аналитических материалов. Методы обобщения, анализа, синтеза.

Понятие проблемной ситуации действительности. Природа проблемных ситуаций, механизм их возникновения и развития. Типы проблемных ситуаций. Очевидное и неочевидное в проблемных ситуациях, пути их исследования. Значение современного анализа и разрешения проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация как предмет отражения журналистики. Принципы отбора проблемных ситуаций действительности публицистом. Цели обращения к аудитории с проблемно-аналитическими материалами: оповещение, ориентирование, включение, побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности.

Основные жанровые модели проблемно-аналитической журналистики: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация, аналитический пресс-релиз.

Технология работы в газетно-журнальных проблемно-аналитических жанрах. Логические средства отражения и отображения действительности. Комментарий как общий композиционный и стилистический метод аналитических жанров.

 

Литература

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М.: "Гендальф", 1998. - 256 с.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 320 с.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 384 с.

Журналистское расследование: История метода и современная практика. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: Издательство "ОЛМА-ПРЕСС", 2001. - 383 с.

Содержание

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Программа спецкурса

III. Жанровые модели художественной публицистики

Очерк. Родоначальники русского очерка: А.Н.Радищев, А.С.Пушкин, В.А.Гиляровский, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, и др. Виды очерка. Создание портретного очерка. Типизация образа в очерке А.М.Горького "Владимир Ильич Ленин".

Путевой очерк. Физиологический очерк. Социальная типизация в очерках А.Н.Радищева, В.А.Гиляровского, Н.А.Некрасова. Очерки П.Вайля как современная модификация портретно-путевых очерков.

Фельетон. Фельетон как средство осмеяния зла. Российские фельетонисты В.М.Дорошевич, Л.Андреев, М.Е.Кольцов, И.А.Ильф и Е.П.Петров, М.М.Зощенко и др.

Памфлет. Политическая направленность памфлета. Герой памфлета как персонифицированное общественное зло. Выдающиеся памфлетисты Д.И.Писарев, М.Арцыбашев, А.М.Горький, Я.А.Галан, М.А.Стуруа, Л.М.Леонов и др.

Публицистическая пародия. Предмет публицистической пародии. Методы пародийного осмеяния. Пародии В.А.Шендеровича, В.Гафта и др.

Сатирический комментарий. Осмеяние феномена через комментирование. Жанр на страницах еженедельника "Аргументы и факты".

Публицистический анекдот. Роль короткого шуточного рассказа как формы русского самопознания. Политический анекдот как способ преодоления цензуры.

Публицистическая сказка. Иносказание в период ужесточения цензуры. "Сказки" М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.Быкова и др.

Публицистический рассказ. Житейская история как социальное моделирование. Г.И.Успенский "Выпрямила". Публицистический рассказ на страницах современных печатных СМИ.

Эссе. Персонифицированные раздумья об актуальных сторонах современного бытия. Виды эссе. Эссеистика М.Монтеня, А.Моруа, Ф.М.Достоевского, В.В.Вересаева, М.А.Булгакова и др. Методология работы над эссе. Актуализация общественно значимого культурного феномена в произведениях Х.Ортеги-и-Гассета, И.Ф.Анненского, П.Я.Чаадаева, Б.В.Шкловского и др.

 

Литература

Беззубов А.Н. Стилистические приемы газетной речи. - СПб., 2000.

Бойкова Н.Г., Беззубое А.Н., Коньков В.И. Публицистический стиль. - Л., 1999.

Вакуров В.Н., Кохтев И.Н., Сопганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978.

Гордей. Е. Призвание такое - заглавный редактор // Журналист. 2000. №3.

Если для понимания заголовка нужно прочесть статью - это не заголовок // Журналист. 1999. N97-9.

Журбина Е.И., Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969.

Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. - М., 1986.

Майданова Л.М. Структура и композиция газетного теста. - Красноярск. 1987.

Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. - Свердловск, 1987.

Основы творческой деятельности журналиста // Под ред. С. Корконосенко. - СПб, 2000.

Прохоров Е. Искусство публицистики. Размышления и разборы. - М..1984.

Стилистика газетных жанров // Под ред. Д. Розенталя. - М. 1981.

Смелкова 3., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М. 2002.

Солганик Г.Я. Лексика газеты. - М., 1981.

Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2003. № 3.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист. 1998. № 3.

Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды // Под ред. Д Э. Розенталя. М., 1980.

 

Содержание

Произведения для самостоятельного анализа

Содержание

Тексты лекций

Заметка

Интервью

Отчет

Корреспонденция

Статья

Комментарий

Версия

Журналистское расследование

Письмо

Обозрение

Обзор печати

Рецензия

Очерк

Эссе

 

Развивающая журналистика

 

Заметка

 

Мы открываем газету, включаем радио или садимся у экрана телевизора в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство: а что же сегодня произошло? И внимательно следим за мыслью журналистов, пытающихся нам об этом рассказать. Один из них нам нравится больше, другой - меньше. И даже не столько из-за внешности или манеры одеваться, сколько из-за умения удовлетворить наше любопытство.

Чего же мы ждем от журналиста? Во-первых, - новость. Далеко не всякое сообщение можно назвать новостью, а только общественно значимое или необычное. Во-вторых, - раскрытия логики факта. То есть, журналист должен приоткрыть связи этой новости с другими событиями нашей жизни. В-третьих, - предельной краткости. Мы стремимся услышать как можно больше новостей за как можно меньшее время. В-четвертых, - чрезвычайной оперативности. В самом деле, зачем нам слушать о том, что уже стало давней историей.

Вот тут на помощь журналисту и приходит заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.

Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.

Задача журналиста - представить новость «ударной» и понятной. Для этого он отсекает все лишнее, скрывающее суть происшедшего. Объектом его отображения становится голый факт.

Однако конкретное назначение материала позволяет ему выбирать между жестким и мягким вариантами подачи.

В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Эта литературная форма, спрессовывая новость: делает ее предельно устремленной.

По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы. Журналист как бы анонсирует свои будущие журналистские расследования, приоткрывает секреты своей творческой лаборатории, показывая, чем он увлечен сейчас, какие события привлекли его внимание.

В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Здесь важно переключение с итога на деталь события.

Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Журналист словно мимоходом отмечает любопытное на его взгляд в жизни общества, делясь своими попутными открытиями и удивлениями.

Среди таких материалов нередки и свернутые до краткого сообщения журналистские исследования. Поэтому краткое сообщение может быть четко монотемным, направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации.

Простейшим видом заметок является хроникальное сообщение – предельно краткий текст, в котором назывными предложениями характеризуется суть события. Затем следуют собственно заметка и расширенная заметка. Своеобразной разновидностью жанра стала текстовка, сопровождающая иллюстрацию (фотоснимок, рисунок, инфографику).

Удивительно лаконичен характер литературно-стилистических средств, используемых в таких материалах: здесь нет никаких авторских изощрений, - материал кажется точным слепком с действительности. В зависимости от акцента на важность факта, журналист располагает имеющиеся сведения. Это может быть ударное сообщение и его дальнейшая детализация. Так строятся жесткие новости. А может – интригующая деталь, подробность события, а затем уже указание на сам факт, - таков принцип изложения новости в мягком варианте.

Эти два способа изложения кратких новостей преследуют разные цели. Составляя «пирамиду», журналист демонстрирует избирательность, творческую активность и свою позицию. Он выбирает главный элемент новости и показывает, насколько важен ему этот элемент при планировании дальнейшей творческой деятельности.

Но выбор способа изложения зависит и от запросов читательской аудитории, от типа издания, для которого журналист отбирает новости: новостная журналистика требует жесткого варианта, а «желтая» пресса, напротив, заинтересована в мягком варианте, поскольку оперативность для нее не особенно важна.

Иногда возникает необходимость расширить новость, не выходя за рамки заметки. Это происходит в том случае, если новость – обрастающее подробностями уже прозвучавшее сообщение сигнального типа. Атрибуция новости и подробности уточняют, удостоверяют факт. Для этого журналист вводит вспомогательный материал: ссылки на источник информации, цитаты, цифры и статистические данные, наглядные элементы. Ведь, хотя в задачу заметки и не входит детальный анализ события и широкие обобщения, заметка должна четко и недвусмысленно отражать отношение редакции к происходящему и правильно сориентировать читателя.

Здесь важно, насколько эрудирован журналист, насколько глубоко знает он специфику своего издания, насколько точно представляет себе свою аудиторию и способен ли он сформировать определенное общественное мнение.

Уже сложилась определенная традиция подачи заметок, позволяющая провести их определенную типологизацию. Дело в том, что с годами выработалась система публикации информационных сообщений компактными блоками. Это целевой подбор заметок, объединенных общей рубрикой.

Типологические признаки таких блоков могут быть тематическими (например, новости спорта, хроника культурной жизни), региональными (географическими), по категориям авторов (например, сообщения читателей, информационных агентств) и по времени действия (например, «вчера», «когда верстался номер»).

Но в любом литературном оформлении, при разных ракурсах подачи факта заметка сохраняет свое «лицо» - отвечает жанрообразующим признакам.

 

Интервью

Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Так в журналистике называют и метод, и жанр. О методе мы уже говорили, когда рассматривали методологию журналистского творчества. Теперь настала пора поговорить о жанре и его специфических особенностях.

Вообще-то, интервью может носить не только информационный характер. Оно бывает необходимо и для создания портрета собеседника, - через его речь, например, или особенности поведения в ходе интервью. Но даже такую разновидность жанра мы можем отнести к информационной подгруппе. Ведь тут сам журналист выступает как информатор, сообщая новые интересные факты о личности собеседника.

Нередко случается и так, что новость обретает достоверность, весомость только в том случае, если подкрепляется ссылкой на источник информации. Читатель сам определяет: доверять ли журналисту. Такой ссылкой может служить прямая речь, используемая в материале.

Но общение с источником информации может привести журналиста и к необходимости сообщить новость устами информатора. Тем более, если это очевидец события, эксперт или интересный для аудитории собеседник.

Тогда журналист и обращается к жанру интервью.

Ведь этот жанр закрепляет в журналистском тексте метод получения сведений. Именно поэтому в процессе подготовки к беседе журналист заранее продумывает и стилистико-языковое ее оформление, и композицию материала.

Важно помнить, что журналист – не регистратор ответов. Часто сложность темы, противоречивость ее толкования требуют столкновения мнений, выяснения спорных вопросов. В этом случае интервьюер превращается в активного собеседника, высказывающего свою точку зрения. Такую беседу может вести только хорошо подготовленный журналист, владеющий достаточной суммой знаний о предмете разговора. Тщательно продумав вопросы, он направляет ход разговора и одновременно задает характер будущего материала.

Если все его вопросы подчинены задаче выяснить о факте «кто?», «что?», «где?» и «когда?», - интервью получается информационным. А если материал помогает узнать «почему?», «каким образом?» и «что это значит?», - он переходит в разряд аналитических. Ведь подобные вопросы позволят собеседнику раскрыть причинно-следственные связи обсуждаемого события.

Так эмпирический метод интервью позволяет журналисту создать и информационный жанр, и аналитический. Все зависит от содержательной части. Хотя по традиции интервью все-таки относят к информационной группе.

В последнее время все средства массовой коммуникации стали активнее использовать возможность представлять новость через обмен репликами. Собственно говоря, журналист выводит читателя напрямую к источнику информации. И тут огромнейшее значение имеет качество подготовки к разговору. Ведь главная задача интервьюера – предоставить собеседнику возможность высказаться по интересующему всех вопросу. И потому журналист использует все возможности для стимулирования беседы: вопросы с завершенным, зарытым концом, вынуждающие собеседника согласиться или опровергнуть утверждение, и вопросы с незавершенным, открытым концом, дающие ему возможность поразмышлять. И вместе с тем, журналист должен быть ведущим в интервью, не дать своему собеседнику возможности увлечься, уйти от темы разговора.

Этот жанр привлекает внимание читателей еще тем, что именно через интервью можно поближе познакомиться с интересующим их человеком. Особенно, если этот человек труднодоступен для личного общения: живет в другой стране, занимает высокий пост, чрезвычайно загружен работой…

Но поскольку информационное интервью, прежде всего, преследует цель донести новость, предметом познания журналиста все-таки является факт, а собеседник выступает лишь как источник информации.

Существует несколько видов информационного интервью.

Первый и самый распространенный из них – разговор с собеседником. Роль интервьюера здесь сводится к умелому построению хода беседы. Вопросы, которые задает журналист, должны быть четкими, краткими, направленными на получение информации.

Второй вид информационного интервью – монолог. Журналист излагает суть разговора в виде связного рассказа своего собеседника, оставаясь «за кадром». Тут самое главное так выстроить ход беседы, чтобы вопросы дополняли друг друга, помогая интервьюируемому детализировать факт.

Третий вид – диалог. Журналист ведет беседу двух интервьюируемых, помогая им глубже и полнее раскрыть тему разговора. При этом сам журналист может не присутствовать в тексте интервью. Материал представляет собой диалог двух интервьюируемых.

Четвертый вид – интервью, которое дается группе журналистов: заявление для печати, пресс-конференция, брифинг. Журналист фиксирует услышанное, получает дополнительные комментарии с учетом специфики своего средства массовой коммуникации, но при этом не высказывает личного суждения о предмете разговора.

И, наконец, - коллективное интервью, запись беседы за «круглым столом». Ответственность журналиста здесь намного возрастает: ему нужно создать такие условия, так смоделировать ситуацию, чтобы разговор стал по-настоящему деловым, актуальным, способным заинтересовать как можно большее число читателей.

К последнему из упомянутых нами видов можно отнести и «горячую линию»: диалог между корреспондентом или гостем редакции и читателями газеты, слушателями радиопередачи или зрителями телепрограммы, которые звонят в редакцию по специально выделенным для этого номерам телефонов.

Опытные журналисты знают, что эффективность интервью многократно возрастает, если предполагаемого собеседника заранее познакомить с органами массовой информации, для которых готовится материал. Зная общественно-политическую направленность издания, его специализацию, специфику его аудитории, особенности подачи материалов, тираж и периодичность выхода, интервьюируемый сможет точнее отобрать факты, иллюстрирующие его мысль.

От этого зависит и откровенность разговора, и специфика освещения действительности, и масштабы выводов. Тема разговора должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к новости.

Литературно-стилистические средства, используемые в материале, зависят от его характера. Информационные интервью – предельно лаконичны, нейтральны, не допускают экспрессивно окрашенной лексики. Тогда как интервью аналитические менее стилистически скованы.

Степень важности обсуждаемой проблемы, необходимость подробной детализации факта диктуют объем материала. Интервью может быть коротким, фиксирующим событие, а может быть подробно комментирующим факт, развернутым. Форма изложения разговора и объем материала полностью зависят от задач, которые ставит перед собой журналист.

 

Отчет

Этот жанр уже давно обосновался на страницах российских газет. Еще петровские "Ведомости" активно использовали его как привычную форму сообщений о проходивших мероприятиях. Ведь и до появления печати отчет существовал в устной форме: каждое утро царю докладывали важные сообщения из жизни общества.

Такие отчеты состояли из информационных блоков, расположение которых создавало определенный контекст звучания каждой новости в отдельности. Так, порою абсолютно без специального замысла, возникал анализ-синтез в информационных жанрах. Может быть, потому сегодняшние теоретики публицистики выделяют два вида отчета - информационный и аналитический.

Цель информационного отчета - проинформировать аудиторию о ходе собрания, конференции, форума или какого-нибудь другого важного мероприятия. И потому отчет относят к информационным жанрам, несмотря на постановку в нем актуальных проблем действительности и глубокий анализ проблемных ситуаций. Журналист информирует читателя о том, какие вопросы обсуждались или какие события происходили на его глазах.

Он старается донести до аудитории саму атмосферу события. Детализация в описании может занять ведущее место. Журналист пытается сохранить специфические особенности каждого выступления или факта, составляющих структуру коллективного мероприятия. Чаще всего такие отчеты появляются с крупных партийных, государственных, научных конференций и праздничных шоу. Это интересует всех. Скажем, кто откажется узнать подробности о вручении престижной награды. Или уяснить для себя суть актуальной политической, экономической, социальной или научной проблемы.

Но понятно, что далеко не всегда требуется детальный пересказ хода событий, - достаточно бывает кратко изложить суть явления. Для этой цели и существует простейший вид отчета - хроникальный. Он, как правило, дается с телеграфной оперативностью, а по своему назначению - близок заметке.

Объем такого материала обычно не превышает половины газетной полосы. Да и стиль изложения - лаконичный, характер предложений - назывной. Журналист лишь констатирует, оставляя за собой право вынести подробный разговор за рамки отчета. Поэтому при изложении фактов он может и не придерживаться той хронологической последовательности, в какой развивалось событие.

Если же автор материала придерживается при изложении точной хронологии и знакомит с содержанием каждого из многочисленных фактов, то у него получается развернутая панорама мероприятия. Этот вид отчета получил название развернутого. Объем такого отчета может быть очень большим, в зависимости от продолжительности события.

Но долгое перечисление может утомить читателя. Да и газета не всегда может пожертвовать своими страницами ради подробного пересказа. В таком случае журналист отбирает наиболее значимые факты, группирует их по смысловому содержанию, обобщает их и делает свои выводы. Из-под его пера выходит тематический отчет. Только здесь автор позволяет себе высказать собственные взгляды на происходившее.

А бывает и так, что одна из длинной цепи рассмотренных проблем - самая важная на сегодняшний день. И журналист решает отдать ей предпочтение, излагая все остальные в хроникальном плане.

Но наиболее сложный - отчет с углубленным анализом проблем и вопросов. Как бы зацепившись за событие как повод для материала, журналист проводит самостоятельное изучение проблемы, сравнивая услышанное или увиденное на коллективном мероприятии с реальными жизненными фактами.

Если в публикациях информационных отчетов главным образом констатируют внешний ход мероприятия, то аналитические отчеты обращают внимание на его внутреннее содержание.

Цель аналитического отчета - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений и дать их оценку, определить значимость. При этом его автор, в отличие от автора информационного отчета, может и не ставить перед собой задачу сообщить обо всех прозвучавших выступлениях или зафиксировать все факты описываемого события. Отбор может производиться, например, по тематическому или проблемному признакам. И в зависимости от направленности интереса журналиста аналитический отчет может быть отчетом-объяснением, отчетом-оценкой или отчетом-программой.

Часто редакция решает провести рейд, чтобы как можно больше событий и фактов проблемной ситуации осветить одновременно. В рейде участвуют несколько журналистов. Они озадачены одинаково. И их цель - выявить типическое в явлении. После того, как они побывают на местах и отследят там состояние дел, журналисты пишут отчет об увиденном. Кто-то один из них берет на себя задачу свести все материалы в единый коллективный отчет о рейде, сопоставив полученные результаты, проанализировав их, сделав выводы и приведя к единообразию стиль изложения.

Такие публицистические материалы отличает сплав информационного и аналитического в подаче фактов, событий и явлений. Здесь можно говорить о новой подгруппе жанров - информационно-аналитической.

Чаще всего информационно-аналитические жанры появляются в журнальной и телевизионной публицистике. Хроника событий здесь дополняется установлением причинно-следственной взаимосвязи.

Требования к литературному оформлению отчета чрезвычайно велики: использование элементов образной стилистики, метафоричности, эмоциональное отражение действия, экспрессивная окраска придают этому жанру действенное, публицистическое звучание.

 

Репортаж

 

Прежде всего необходимо сказать, что репортаж - это информационный жанр, который достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего "эффект присутствия" для читателей. В основе репортажа всегда лежит новизна события.

Этот жанр имеет богатую традициями историю. Уже в первой русской печатной газете "Ведомости" можно отыскать его следы: описание Полтавской битвы, празднование дня Святых апостолов Петра и Павла в новой столице России... Репортажный стиль с его яркостью позволяет оттачивать свое художественно-публицистическое мастерство многим русским писателям. В начале века часто сопоставляли репортаж с документалистикой кинематографа, видя общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность.

Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющем взволнованность очевидца, - вот что такое репортаж.

В самом деле, часто бывает недостаточно просто сообщить о факте, - необходимо показать его, передать атмосферу события. Наглядность - лучший помощник в активном восприятии. А оперативный репортаж как раз и позволяет развернуть общую панораму происходящего. Это рассказ очевидца, точный, документальный, объективный, строго придерживающийся естественного хода событий, чем-то напоминающий серию картинок с натуры, сменяющих друг друга.

В какой-то степени это напоминает документальные рассказы или повести, героем которых становится сама жизнь. Точнее сказать, репортаж - это новость в движении.

Здесь журналист использует и короткие интервью по ходу действия, и специфические формы отчета о своих ощущениях. Поэтому можно сказать, что репортаж - это синтетический информационный жанр, наиболее ярко и выпукло рассказывающий об определенном событии, явлении, происшествии. Для него характерна оперативность, сиюминутность. Особенно наглядно это видно на радио и телевидении, когда репортаж ведется непосредственно с места события в момент его свершения. И, конечно же, репортаж носит динамичный характер.

Цель автора репортажа - репортера - не просто запечатлеть "картинку с натуры", а в чем-либо убедить читателя, направить его мысль по определенному руслу. Иначе репортаж потеряет свой смысл, превратившись в хвастливый монолог журналиста, которому посчастливилось где-либо побывать.

Журналист не должен ограничиваться простой передачей информации о событии. Чтобы читатели поняли суть явления, уловили его логическую связь с другими фактами и явлениями, в полной мере оценили значимость происходящего, бывает недостаточно простой фиксации. Для этого репортер и дополняет увиденное и услышанное собственным комментарием, дает аналитическую оценку событию.

Репортаж - не только цепь фактов, но и цепь размышлений. Воссоздать динамику можно через воссоздание движения мысли, отобрав для этого наиболее существенные фрагменты происходящего, моменты изменений и поворотов.

В этом синтезированном жанре используются приемы и методы всех жанровых форм - информационных, аналитических, художественно-публицистических, но в основу текста все же ложится сквозное оперативное отражение происходящего.

Ведь именно события, ограниченные во времени, емкие по своему содержанию, запечатленные в эмоциональной форме, и составляют характерную примету репортажа. А поскольку аудитория тоже становится как бы участником события, то у журналиста возникает необходимость не только сообщить о происходящем, но и зримо изобразить многие существенные детали, став "глазами" и "ушами" аудитории.

Репортеру очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения, сжатая и энергичная характеристика действия. Для него важна не цепочка описаний, а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития.

Само собой, автором репортажа может стать лишь тот, кто сам стал непосредственным участником события. Кстати, иногда журналисту приходится использовать "метод маски", чтобы получить такое право. На какое-то время он сам становится шофером, продавцом или даже преступником, сбежавшим из тюрьмы. Это дает ему возможность глубже познакомиться с проблемой, изучить ее изнутри. Вот тогда-то ему особенно требуется умение быть не только информатором, но и своеобразным художником, способным зримо, в выразительных деталях воссоздать изображаемую действительность. Репортаж от начала до конца пронизан авторским "я", - личностное восприятие позволяет передать все оттенки события, столь необходимые, чтобы возник "эффект присутствия".

Главная особенность картинок, как вы помните, - работа через деталь. Цепочка подробностей, умело выстроенная репортером, создает достоверность и наглядность. Эмоционально насыщенное описание и словно подслушанные журналистом реплики очевидцев позволяют заглянуть за кулисы события. И в этом выборе деталей четко прослеживается позиция уже самого репортера, его отношение к происходящему.

Прежде всего, читателю необходимо передать такие специфические ощущения, как цвет, свет, звук, запах, присущие событию. Отсюда и характер литературно-стилистических средств, используемых в материале: экспрессивная лексика, динамизм глагольных форм, яркие образы метафор.

Репортажный стиль - стремительный и легкий. Нужный эффект позволяют создавать ритмические слова и образы. А стилистически окрашенные слова создают специфическую характеристику ритма. Среди лексического запаса репортера не последнее место занимают разговорные и просторечные слова, оживляющие газетную речь, делающие ее более доступной и демократичной. Поэтому их использование оправдано не только в диалоге, но и в авторской речи для придания высказыванию простоты, непринужденности, а тексту эмоциональности и экспрессивности.

Для того, чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали часто преобразуются в образы и зримое становится зрелищным. Такие образы становятся ведущими в репортажной теме, определяя мелодию события. Журналист вслушивается в мелодию события и пытается воссоздать ее в слове, в общем течении повествования.

Репортаж - жанр трудный. Работа над ним требует высокого профессионального мастерства. Хорошо, если репортаж готовится продолжительное время, - скажем, репортаж о работе таксиста, - но чаще всего журналисту необходимо сдать материал в номер, как говорится, прямо "с колес", по свежим впечатлениям, - репортаж с митинга, например. Без творческого воображения, без образного видения мира, без широкой эрудиции и хорошей осведомленности, без достаточного словарного запаса невозможно выполнить задание редакции качественно и в срок.

Репортера прежде всего интересуют свидетели и очевидцы состоявшегося события, его главные исполнители и участники, инициаторы происходящего и жертвы, вовлеченные в события вольно или невольно. Из этого огромного числа соучастников журналист и выберет героя своего репортажа. Но героем может стать и сам журналист, - ведь он тоже берет на себя одну из ролей события.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.130 (0.08 с.)