Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции журналистского текстаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Журналистский текст выполняет сразу несколько функций: эвристическую; познавательную; аксиологическую; онтологическую; коммуникативную; семантическую; развлекательную. В процессе создания произведения журналист осмысливает действительность, конструирует или воссоздает ее фрагмент, в котором отражается реальный мир. Журналист прибегает к различным способам толкования увиденных явлений и ситуаций, объясняет или комментирует факты, с которыми сталкивается. Осваивая реальность и познавая мир, он имеет дело с различными формами знания - научным, ненаучным, преднаучным (эмпирическим), поэтому возникает вопрос об их достоверности. Во многом объективность и истинность написанного журналистом зависит от степени его подготовки. В идеале целью познания журналиста служит получение истины и ее точная передача читателю. Текст, подготовленный журналистом, несет новое знание, так как он строится на «добытых» фактах действительности, следовательно, выполняет эвристическую (познавательную) функцию. Работая над текстом, журналист реализует свои целевые установки, соотносит увиденное или услышанное с собственными идеалами и ценностными ориентациями. Специфика профессии - в поиске истины и воплощении общечеловеческих ценностей. Однако в любом тексте представлена мировоззренческая позиция автора. Многое зависит от мотивов обращения к теме. Мотивом может служить и «заказ", который не всегда совпадает с авторскими установками. Тогда не исключены искажения действительности в тексте. В различных текстах представлено все многообразие социокультурных оценок. Разумеется, многое определяется мотивами журналистского творчества, личностным характером представлений о целях, задачах и продуктах профессионального творчества. Культура журналиста отражается на культуре текста. В журналистских произведениях, больших по объему, представлено единство мира и его многообразие. Структурно в них присутствуют главные онтологические категории - типичное, единичное и уникальное. Оценена возможность действовать. В большинстве таких текстов представлен мир вещей и мир идей, они показаны во времени и пространстве. В журналистском тексте отражены самодвижение мира и различные социальные сдвиги. В нем выражено отношение к миру, к другому, к самому себе. Это дает основание говорить, что текст выполняет онтологическую функцию, поскольку затрагивает наше бытие. Текст включен и в прагматические отношения. Это простое и удобное средство общения. Он способен передать многообразие нюансов эмоционального, психического, эстетического свойства. Журналистский текст удобен для восприятия, конкретен. Работая над ним, журналист думает о его смысловой структуре, выстраивает логические схемы описательного, обобщающего и событийного типов, идейно-эстетической направленности. Возможности текста расширяются, если в нем присутствует смысловой подтекст или контекст. Журналистский текст в этом случае выполняет семантическую функцию. Развлекательная функция создает возможности для отдыха, снятия напряженности, получения эстетического удовольствия. Дисфункциональность журналистских текстов может проявляться, например, в том, что функция развлечения может перерождаться в функцию контроля сознания и т. д. Следует различать факторы, способствующие функционированию текстов массовой коммуникации. Условно эти факторы можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные. Социопсихологические факторы имеют отношение к таким компонентам массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория. Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. Решающим звеном является отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Структурирование информации зависит от ее тематики и объема, от специфики канала коммуникации и используемого жанра. Коммуникативные факторы рассматриваются как возможность не только получать информацию, но и участвовать в ее передаче. Однако в России из-за финансовых трудностей большинство изданий не имеют развитой сети собственных корреспондентов. К тому же разрушена культура работы с письмами. В итоге жизнь целого ряда регионов, как показывает контент-анализ общероссийских газет, месяцами не находит отражения в прессе. Многие издания имеют определенную возрастную, сословную, тематическую или политическую ориентацию, а значит, выбор издания, в котором печатается публикация, является важным источником имплицитной информации и позволяет делать предварительные выводы о социальном статусе, культурном уровне, политических взглядах и предпочтениях читающей его публики. Следует также учитывать, что отдельный текст - это часть глобального текста газеты или журнала и этот глобальный текст имеет свой стиль, свою идеологию, свою тематическую направленность и выступает в качестве своеобразного сверхтекста. Задания Проанализируйте образцы текстов, предложенных преподавателем, выявите в них эвристическую, познавательную, коммуникативную, семантическую основу. Ответьте на вопрос: как реализуются названные функции в конкретном тексте? Домашнее задание Подготовьте образцы текстов для экспертизы. Влияние типоформирующих характеристик издания на журналистский текст Среди типоформирующих характеристик на первом месте стоят выходные данные издания:
· маркировка (под маркировкой понимается направленность издания, зафиксированная в его названии);
Затем следует обратить внимание на качественно-количественные характеристики, к которым относятся:
· аудитория (признаки деления аудитории на группы - территориальные: федеральные и региональные издания (областные, районные, городские); профессиональные (бизнесмены, политики и т. д.); · возраст; пол; сфера интересов (автомобили, спорт, семья, мода и т. д.); принадлежность к политическим и общественным организациям; принадлежность к одной организации, фирме, вузу и т. д.);
Существенным фактором влияния выступает характер публикуемой информации, в основе которой - предметно-тематическая направленность издания. Понятие «характер информации» определяет, какие стороны, реальные условия общественной жизни отражает издание, о тенденциях развития которых важно знать членам общества, и не только знать, но и определиться в своей оценке происходящего. Когда мы говорим о характере информации, то имеем в виду информационные потребности и интересы уже известной нам аудитории. Разумеется, любая газета и журнал имеют свою аудиторию, которая по каким-то признакам отличается от другой. Каждая из этих аудиторий обладает своим более или менее специфичным кругом информационных потребностей и интересов. Этим определяется важность знания своей аудитории и поддержание имиджа издания. Не менее важно знать заранее при организации нового издания, какими основными признаками оно должно обладать и какую аудиторию сможет привлечь. Константность (или стабильность) восприятия в отношении каждого конкретного СМИ «работает» лишь до тех пор, пока оно сохраняет свои, присущие только ему, привлекательные черты. Если же оно начинает их утрачивать или не развивать далее в соответствии с требованиями времени, интерес к такому изданию сохранится ненадолго и аудитория отдаст свои предпочтения другому. Итак, газеты и журналы, как и телепрограммы и радиостанции, имеют сегодня своего определенного читателя и слушателя. Изменения позиций в типологических характеристиках аудитории повлекло за собой изменения типов современных газет и соответственно текстов. Появилась широкая типология изданий: качественная пресса и массовая пресса, женская пресса, молодежная пресса, желтая, красно-коричневая и т. д. Изменения социума отражаются на типологии, жанровой наполняемости современной прессы. Как правило, имеется типовая дифференциация прессы по стилистическим и жанровым критериям, а также замечена разная тенденция использования определенных жанров в различных по типу газетах. Появились новые тенденции в типологическом описании журналистского текста. Так, обновление палитры жанров, разрушение жанровых канонов ведет к дискуссии об описании учебной классификации жанровой типологии газетных текстов. Социальные условия и социокультурный контекст влияют на структуру, типологию и функционирование журналистского текста, поэтому его описание из-за быстрой эволюции - меняющегося спектра изданий, вариативности жанрового использования - быстро устаревает. Однако неизменно актуальным остается значение журналистского текста как факта национальной культуры, представляющего собой важнейшие источники информации о социуме. Задания 1. Сравните издания различного типа. Ответьте на вопрос, каковы маркировка издания, девиз. Определите по комплекту газет, на какие категории читателей рассчитано данное издание, каковы качественно-количественные характеристики. 2. Определите по публикациям, каким источникам информации отдается предпочтение, каковы форма и стиль общения с читателями. Определите различия между универсальным и специализированным изданием. Домашнее задание 1. Подготовьте обзор прессы (тип издания выбирается студентом самостоятельно). 2. Прочитайте с распечатку с информационной ленты ИТАР-ТАСС или другого информационного агентства. Проранжируйте сообщения по степени значимости, составьте тематический пакет информации для городской, вечерней, областной, районной газеты. Литература Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994. Аграновский А. Уроки мастерства. М., 1991. Агратин Е. Г. Информационное обеспечение журналистов. М., 1988. Алешин Л. И. Защита информации и информационная безопасность. М., 1999. Алътшулер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1973. Андронов В. П. Психология профессионального мышления. Саранск, 2000. Аидрунас Е. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М, 1991. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПб., 1999. Арутюнова Н. Д. Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999. Афанасьев В Г. Социальная информация. М., 1987. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью: Учеб. пособие. М, 1993. Бестужев-Лада И. В., Дридзе Т. Н. Прогнозное проектирование и социальная прогностика. М., 1989. Василенко Л. А. Интернет в информатизации госслужбы России. М., 2000, Воскобойников Я.. С, Юрьев В. К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993. Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. М., 1996. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства: Учеб. пособие. М., 1989. Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1988. Джахая Л. Г. Информационное общество. Тбилиси, 19-95. Дзялошинский И. М. Журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996. Егидес А. П. Как расположить к себе людей. М., 1996. Журналист в поисках информации / Сост. В. В. Авдеев. М., 1997. Информационное общество: Некоторые аспекты. СПб., 1999. Информационное пространство Санкт-Петербурга. СПб., 2000. Информационно-психологическая безопасность. М., 1997. Вып. 2. Информационный рынок в России. М., 1996. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. Киричек П. Н. Публицистика и политология. Саранск, 1995. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992. Клименко Л. П. Проблемы языка, текста и жанра. Н. Новгород, 1996. Колосов Г. В. Журналистский творческий процесс (предварительное накопление материала). Воронеж, 1984. Копперуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. М., 1998. Корконосенко С. Г., Кашкарова Н. В. Журналист опрашивает аудиторию // Журналист и информация: Учеб. пособие. СПб., 1994. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему // Речевые и поведенческие стратегии журналиста. М., 1999. Кузьмин Е. С. Культура общения и преодоление конфликтности: социально-психологические и лингвистические характеристики общения и контактности между людьми. Л., 1970. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2002. Лазутина Г. Параметры журналистского текста // Журналист. 1997. ' №8. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. М., 1988. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу: об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996. Лотман Ю. М. Структура художественного творчества. М., 1970. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998. Лыкова В. А. Заблуждения педагогического мышления. Смоленск, 1999. Лысакова И. П. Социолингвистические аспекты журналистики // Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994. Мангейм Д., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. Мейтув П. Л. Развитие индивидуального творческого мышления. М., 1994. Мельник Г. С. Психология профессионального общения в журналистике. СПб., 2002. Мельник Г. С, Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. Методы журналистского творчества / Под ред. В. М. Горохова. М., 1982. Мисонжииков Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. пособие. СПб., 2002. Нечипоренко Ю. Нравственность информации: Новые технологии коммуникации и цензура // Москва. 1996. № 11. Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996. Основы информационной культуры: Учеб. пособие. СПб., 1998. Основы творческой деятельности журналиста / Сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1988 Профессиональная этика журналистов: В 2 т. М., 1999. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2002. Ратинов А. Р. Масс-медиа в России. 1998. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995. Российская журналистика: доступ к информации / Под ред. И. М. Дзялошинского. М., 1996. Рочев С. С. Аналитическая концепция центрального звена творчества. Пермь, 1998. Рэндалл Д. Универсальный журналист. Великий Новгород, 1999. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002. Социология журналистики: Очерки методологии и практики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1988. Стратегия социологического исследования. СПб., 1998. Теория и методология творчества: Библиогр. указатель. М., 1992. Тиунова И. И. Психологические аспекты работы журналиста. М., 1990. Трошкин Ю. В. Нарушение и защита прав журналистов // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1. Федотова Л. Н. Массовая информация. М., 1996. Цвик В. Л. Введение в журналистику. М., 1997. Церковер Э. Самые важные вопросы - это первый и второй // Журналист. 1993. № 1. Шиллингер Э. Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. М., 1996. Школа американской журналистики // Журналист. 1993. № 10. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995. Шостах М. И. Журналист и его произведение. М., 1998. Шостак М. И. Оперативное комментирование // Журналист. 1997. № 9. Шостак М. И. Сочиняем заголовок // Журналист. 1997. № 11. Шостак М, И.. Работа современного репортера: Учеб. пособие. М., 1996. Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.
Глава 3 ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.115.125 (0.011 с.) |