ТОП 10:

Стадиальность журналистского творчества



Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предло­женных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновре­менно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уров­ней – одна из ключевых проблем теории творчества.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего ма­териала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточ­няются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике все это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изуча­ет все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, создан­ные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития со­бытий. И только после этого приступает к непосредственному исследова­нию события.

Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсив­ная мыслительная работа журналиста, вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мас­терства.

Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносеологическом смысле проб­лемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях и нез­нанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его актуальности для большей аудитории – это и есть форму­лировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе обще­ния. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выраже­ния противоречия в разножанровых материалах.

Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфлик­та, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить пе­ред собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный резуль­тат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен от­вет в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та об­ласть, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на вы­боре жанра: информационного, аналитического, художественно-публицисти­ческого.

Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход разви­тия событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость пози­ций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса.

В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач ста­новится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экс­пертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения.

Под содержанием понимается идейно упорядоченная совокупность эле­ментов, образующих произведение и характеризующих его внутренние чер­ты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явле­ния; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительнос­ти. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструк­тивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпре­тацию. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но при­сутствует обязательно даже в информационных жанрах.

Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведе­ние, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этичес­кий кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих пра­вил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчест­ва и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора инфор­мации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качест­во и характер газетной журналистики определяются целым набором ценнос­тей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценнос­тями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям".4

В числе главных задач журналиста такие:

а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышле­ний, – то есть необходима достоверность;

б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объек­тивность;

в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность;

г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общест­венных мнений.

Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика:

а) проработка документов;

б) беседа;

в) наблюдение;

г) конкретно-прикладные социологические исследования.

Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать под­робности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки.

Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вто­рая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологи­ческие факторы.

Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчи­вый признак состоит в отсутствии устойчивости.

Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требо­ваний в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологичес­кие условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста.

Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на созна­тельное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов твор­чества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам.

Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и кор­ректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфи­денциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках.

Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности жур­налиста. Источниками могут служить официальные документы, личные доку­менты, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные ор­ганизации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно дан­ная тем, кто имеет право давать ее.

Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появле­ния и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенса­ционный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, ли­бо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – жур­налистское расследование. Для его аргументированности необходимо полу­чение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.007 с.)