Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадиальность журналистского творчестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предложенных ему самим обществом. Психическая жизнь разворачивается одновременно на двух уровнях – осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уровней – одна из ключевых проблем теории творчества. После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего материала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточняются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ и выстраиваются рабочие гипотезы. В журналистской практике все это часто решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изучает все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, созданные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития событий. И только после этого приступает к непосредственному исследованию события. Формирование целостной концепции, объединяющей в себе конкретное знание ситуации, понимание ее существа, ее общую оценку, как интенсивная мыслительная работа журналиста, вне всякого сомнения, опирается на совокупность знаний и умений, становится возможностью проявления мастерства. Определение проблемной ситуации в этом смысле становится исходным пунктом журналистского исследования. В гносеологическом смысле проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях и незнанием путей достижения этих потребностей. Выявление возникающего конфликта, его актуальности для большей аудитории – это и есть формулировка проблемы и выбор темы журналистского исследования. Причем, следует иметь ввиду, что конфликт – нормальное явление общественной жизни, и стремление урегулировать конфликт часто лежит в основе общения. Система средств массовой коммуникации отражает эту форму выражения противоречия в разножанровых материалах. Следовательно, журналисту необходимо выявить как природу конфликта, так и его источники, чтобы правильно выбрать тему и поставить перед собой цель. Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ в ходе самого исследования. Зона конфликта определит значимость и масштабность предпринимаемого журналистом исследования. Это та область, в которой реализуется конфликтное взаимодействие. При большем охвате участников конфликтной ситуации журналист использует большее число методов сбора информации, что, в свою очередь, отражается на выборе жанра: информационного, аналитического, художественно-публицистического. Изучение явления следует начинать с выявления причины и повода конфликта. Они бывают объективными, где поводом служит сам ход развития событий, и субъективными, вызванными преднамеренными действиями, направленными на активизацию конфликта. Выявление граней конфликтной ситуации показывает смешанный характер причин и повода, где внешние факторы стимулируют развитие внутренних. Рассматривая конфликт как ситуацию конкуренции, в которой стороны осознают несовместимость позиций или состояний, отметим положительную его сторону: диалектическое развитие общества в целом. Журналист должен иметь это ввиду уже на первичной стадии творческого процесса. В конечном итоге, именно от этого понимания зависят постановка задач, выбор методов и приемов их решения. Каждый конфликт сводится к отношениям двух элементов. Если в конфликте участвует несколько групп, их коалиция восстанавливает биполярность. Одной из главных задач становится персонификация проблемы, определение источников информации и главных участников ситуации. Журналист должен помочь конфликтующим осознать побудительные мотивы и показать пути решения. Этому послужат метод наблюдения, метод опроса, метод анализа документов, метод экспертной оценки, метод социометрии и ряд других, формирующих содержание журналистского произведения. Под содержанием понимается идейно упорядоченная совокупность элементов, образующих произведение и характеризующих его внутренние черты, сущностные свойства. Основными элементами содержания выступают: фактологические – объективированное знание о конкретных событиях или явлениях жизни; аксиологические – выражение оценки события или явления; идейно-концептуальные – целостное воспроизводство действительности. Идея – ведущая мысль произведения – играет доминирующую, конструктивную роль, обеспечивая взаимосвязь всех элементов содержания, вбирая в себя как обобщенное знание о предмете, так и оценочную его интерпретацию. Причем, оценочная интерпретация может быть скрытой, проявляться в отборе фактов для показа или стилистико-языковом оформлении, но присутствует обязательно даже в информационных жанрах. Определение правил и норм, регулирующих профессиональное поведение, при этом занимает одно из важнейших мест в структуре творческого процесса журналиста. Это и юридические законодательные акты, и этический кодекс, и личностные ценностные установки. Совокупность этих правил и норм формирует мировоззренческую основу журналистского творчества и в конечном итоге определяет выбор методов и приемов сбора информации, ее знакового оформления. Д.Рэндалл, редактор лондонской газеты "Обсервер", в своей книге "Универсальный журналист" отмечает: "Качество и характер газетной журналистики определяются целым набором ценностей журналиста, владельца газеты или тех, кто ее контролирует, ценностями господствующей журналистской культуры, а также теми, которые все приписывают читателям".4 В числе главных задач журналиста такие: а) отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышлений, – то есть необходима достоверность; б) сопротивляться правительственному или иному контролю, – объективность; в) тщательно расследовать, – документальная подтвержденность; г) держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы, – показ динамики и среза общественных мнений. Все это можно наложить на те методы познания действительности, которые чаще всего использует журналистика: а) проработка документов; б) беседа; в) наблюдение; г) конкретно-прикладные социологические исследования. Личностная журналистская культура и культура издания, в котором журналист работает, диктует возможности использования этих методов в собственных интересах. В начале 1980-х годов редактор "Нью-Йорк Дейли Пост", чтобы заполнить первую полосу, попросил репортеров собрать подробности всех мельчайших преступлений, совершенных в городе, и свел их воедино в леденящей кровь статье "Безумие на наших улицах". Культура этого издания потребовала от журналиста при соблюдении достоверности и документальности иной качественной интерпретации отобранных фактов и их оценки. Условия деятельности журналиста принято делить на две группы. Первая – предметная – включает микроклиматические обстоятельства. Вторая – социальная – объединяет нормативно-законодательные и психологические факторы. Характерная особенность предметных условий заключается в том, что они предельно разнобразны, начиная от обыденно-бытовых и заканчивая такими, когда деятельность протекает в необычных условиях. Их устойчивый признак состоит в отсутствии устойчивости. Социальные условия журналистского творчества так же отличаются предельным разнообразием и очень высокой динамичностью, но круг требований в данном случае сопряжен с объектами журналистского творчества: людьми и предметами исследуемой проблемы. Нормативно-законодательные, профессионально-этические, психологические условия труда и составляют вторую группу условий деятельности журналиста. Функция этих блоков профессиональной деятельности состоит в том, чтобы ориентировать журналиста в каждом конкретном случае на сознательное самоуправление и ориентацию в выборе необходимых методов творчества. Здесь и поведение по отношению к людям, которые выступают как источник информации, и к тем, которые выступают как объект познания и отображения, и по отношению к читателям, и по отношению к коллегам. Необходимо помнить, что журналист обязан быть тактичным и корректным при получении сведений. Одной из крупнейших и частых дилемм в повседневной работе журналиста можно сформулировать в трех словах: не для печати. Источники информации, стремясь обезопасить себя, закрывают свое имя или переданные ими данные для публикации. Здесь вступает в силу главный принцип работы журналиста: всякая информация должна быть перепроверена и подтверждена ссылками на источник. Получив конфиденциальные сведения, журналист обязан найти им подтверждение в официальных открытых источниках. Работа с источниками – важный этап в творческой деятельности журналиста. Источниками могут служить официальные документы, личные документы, свидетели происшедшего, компетентные лица, заинтересованные организации, средства массовой коммуникации. Основное исследование – это, прежде всего, бесспорная фактическая информация, добровольно данная тем, кто имеет право давать ее. Однако в качестве информатора могут выступить и так называемые подозрительные источники: слухи и сплетни. Определив мотивы их появления и выяснив обратную сторону истории, журналист может создать сенсационный материал, раскрывающий либо умышленно замалчиваемые факты, либо подводное течение, порождающее эти слухи и сплетни. Для знакового оформления такого рода исследования существует специальный жанр – журналистское расследование. Для его аргументированности необходимо получение документального подтверждения всех услышанных журналистом слухов и сплетен.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.007 с.) |