Понятие литературно-художественной критики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие литературно-художественной критики.



Понятие литературно-художественной критики.

Главная особенность таланта критика – уметь анализировать произведения.

Талантливых артистов гораздо больше, чем критиков

Критика - это творческая деятельность по оценке художественных произведений, способ оценки и истолкования явлений литературы и искусства.

Куляшов- это способ оценки и истолкования художественных произведений, теоретическое самосознание литературных направлений.

Поспелов Г.Н. – критика – способ истолкования и оценки и передачи другим идейной направленности произведений современной художественной литературы. У него адресатом является читатель.

Хализев В.Е. – оценивающее начало важно, но суть критики – в обосновании оценок.

Критик должен обладать не только даром аналитика, ученого, исследователя, но и талантом писателя, литератора, художника. Критик- человек безусловно грамотный в науке и в вопросах художественной речи и способный сам ими пользоваться.

Оценка и способы ее доказательства.

Оценка- это отношение к художественной работе, установление значимости художественных произведений в соответствии с определенными принципами и нормами. Доказать оценку это:

1) Выявление существенных черт художественного произведения

2) Выявление связи с другими художественными произведениями

3) Установление связи произведения с действительностью

4) Установление причин появления

5) Выводы, публицистически воздействующие на читателя

Понятие критического метода. Структура метода и факторы его формирования.

С греч - путь исследования, теория, учение.

Метод – это система принципов практической и теоретической деятельности. Продуманное, уравновешенное, гармоничное:

1) Философский метод – универсальный. Они конкретизируются в различных науках. Например общий принцип «историзма» в биологии – в виде эволюционного учения, в социологии в виде развития общества. Доступные и универсальные для всех наук.

2) Конкретно-научный

Факторы формирования методов: в первую очередь само искусство влияет на формирование принципов оценки искусства. Второй фактор – традиции данной науки. 3 - мировоззрение. 4 – опыт смежных наук.

Структура критического метода

Борев – 4 уровня метода:

1) Мировоззренческий – принципы, установки, общий план предмета. Держит под контролем все последующие.

2) Контактный – критик выходити в контакт с литературным произхведением, разбирает его на части, анализирует. Предполагает различные подходы и анализы, дает предмет средним и крупным планом.

3) Операционный – расчленение художественного произведения

4) Концептуальный – технология обобщений. Оценка.

Критика и эстетика. Эстетическая оценка искусства и ее сущность. А. С. Пушкин о задачах критики. М. А Волошин об эстетической ценности русской иконописи.

Первым делом критика является эстетическая оценка, эстетика дает критерии художественной ценности. Только благодаря им можно «открывать красоты и недостатки». Художественный вкус – развитая эстетическая дисциплина, следование высокому эстетическому кодексу.

Выбор объекта – уже есть оценка. Оценка должна быть конструктивной.

2 уровня эстетической оценки: непосредственно эмоциональная оценка и интеллектуальная оценка.

Художественное произведение должно быть оригинальным по форме. Копирование формы – плохо, использование формы для новых творческих задач – это хорошо, да.

Оценка формы – оценка богатства языка, конструкции фраз, архитектоники целого рассказа и произведения, оценка ритма стихов и прозаической речи, оценка стиля и всех элементов стиля, например, оценка художественной детали.

Своеобразие импрессионистического метода. О. Уайльд о критике как художнике.

На рубеже веков большое распространение получил импрессионистический метод критики. Критиков не интересовали ни содержание, ни форма произведения, главное - предложить свои впечатления от прочитанного публике.

1 из выдающихся создателей импрессионистического метода к.XIX - Франс, считают теоретиком импрессионистической интерпретации искусства. Узловое место занимало понятие "впечатления" => критика - акт эмоциональный, а не рациональный.

Лерман: в цепи эмоционально-чувственного познания возникает "критика", критик не оценивает, не судит, а "симпатизирует".

Братья Гонкур - образцы импрессионистической критики. Формула метода критики:" Видеть, чувствовать, выражать".

Абрамович-Арской, Измайлов, Чуковский - объединяет импрессионистический метод анализа художественного произведения.

Исходный пункт программы импрессионистической критики - отказ от Оивного научного познания мира. Поворот к Sивному идеализму. Критике научной противопоставляется критика интуитивная, не изучающая писателя, а «проникающая» в него.

Каждый критик-импрессионист мог толковать «имманентный» мир творчества на свой лад. Выдвижение принципа «творческой» критики в противовес научной и публицистической, какой признавалась классическая критика 60-х, отразилось и на самих жанрах: появляются «силуэты» писателей, беллетризованные очерки и фельетоны при полном отсутствии обобщающих и документированных работ.

Формальный метод. В. Б. Шкловский о романе Е. И. Замятина «Мы».

Формальный критический метод - теоретическая концепция, утверждающая взгляд на художественную форму как категорию, определяющую специфику литературы и способную к саморазвитию. Сложился на рубеже XIX-XX первоначально как реакция на импрессионистическую критику. Позднее - теоретически обосновываемая методика, устремленная к изучению внутренних (структурных) закономерностей художественного произведения.

Направлена на изучение только поэтики художественного произведения.

Формальные критики: Шкловский, Жирмунский, Виноградов, Томашевский.

Научные принципы формального метода:

 литература - сумма художественных приемов;

 прием - единственный герой изучения литературы;

 произведение не имеет непосредственной связи с судьбой и личностью творца, а тем более с жизнью и идеологическими направлениями.

Биографический метод. Очерк М. Горького о С. А. Есенине.

Н.А. Полевой (Московский телеграф – основатель), О. Сент-Бёв (писал много литературных портретов) – приверженцы метода.

«Воскресить живой облик писателя» - цель. Критик-биограф должен добиться подлинного сходства с объектом.

«Моя привычка и мой критический метод обязывают раствориться в сознании другого. Перевоплотиться в образ автора.

Разновидности биографического подхода:

1) Воссоздание образа писателя с помощью его биографических данных.

2) Толкование творчества сквозь призму биографии художника

3) Использование данных биографии критика для оценки творчества художника.

Этический метод. Особенности его реализации у А. П. Платонова.

Ж. де Сталь – 1796 – при рассмотрении различных гос. Устройств надо иметь в виду, что цель их – счастье народа, а цели этих достижений – свобода. Источник счастья – духовная независимость.

Метод Толстого – всех пожалеть, потом его идеи поддерживал Платонов.

Критика и публицистика. Критика, политика и политическая конъюнктура.

Критика, политика и политическая конъюнктура

Деформация личности.

Теоретические установки

Получение задания от государственных органов

Групповая поддержка, защита интересов литературной группы

Фактор материальной заинтересованности

«Кризис интеллекта и миссия интеллигенции» статья 1938 года.

Критика и общественное сознание

Духовная программа критика и общественное сознание

«Деспотизм полуграмотной массы» - давление на критика

Функции критики (репрезентативная, аналитическая, нормативная, просветительская и прогностическая).

Критика – это оценка.

Функции художественной критики:

1. Репрезентативная

2. Аналитическая

3. Нормативная

4. Прогностическая

Литературная рецензия и ее разновидности. Жанр рецензии у Н. С. Гумилёва и С. А. Есенина.

Понятие литературно-художественной критики.

Главная особенность таланта критика – уметь анализировать произведения.

Талантливых артистов гораздо больше, чем критиков

Критика - это творческая деятельность по оценке художественных произведений, способ оценки и истолкования явлений литературы и искусства.

Куляшов- это способ оценки и истолкования художественных произведений, теоретическое самосознание литературных направлений.

Поспелов Г.Н. – критика – способ истолкования и оценки и передачи другим идейной направленности произведений современной художественной литературы. У него адресатом является читатель.

Хализев В.Е. – оценивающее начало важно, но суть критики – в обосновании оценок.

Критик должен обладать не только даром аналитика, ученого, исследователя, но и талантом писателя, литератора, художника. Критик- человек безусловно грамотный в науке и в вопросах художественной речи и способный сам ими пользоваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.015 с.)