Основы философской герменевтики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы философской герменевтики



Термин»герменевтика» происходит от греческого слова и означает «разъясняющий», «истолковывающий». Гермес в греческой мифологии - вестник богов, посредник между богами и людьми, разъясняющий людям смысл их посланий. Сегодня под герменевтикой подразумевается: (1) теория и практика истолкования текстов, языковых выражений и символов; (2) философское направление, основным содержанием которого является проблема понимания и связанные с ней вопросы языка. Помимо центральной категории - «понимание», философская герменевтика использует такие понятия, как «традиции», «интерпретация», «смысл», «часть и целое», «герменевтический круг».

Герменевтика зародилась уже в античности. Искусству понимания освещено, в частности, исследование Аристотеля с характерным названием - «Об истолковании». Как искусство толкования текстов герменевтика приобретает важное значение у христианских писателей при объяснении Библии, а также в эпоху Возрождения, где она выступает как искусство интерпретации памятников античной культуры.

Однако в самостоятельную область знания герменевтика оформилась лишь в XIX веке благодаря трудам немецких философов Ф. Шлейермахера (1768-1834) и особенно В. Дильтея (1833-1911). В их трудах герменевтика рассматривалась как метод исследования.

Согласно Шлейермахеру, цель герменевтического понимания заключается в том, чтобы как бы заново повторить творческий акт создания текста его автором. Дильтей, один из основателей «философии жизни», утверждал необходимость вхождения в историческую атмосферу, в которой творил создатель того или иного исторического памятника путем «вживания», «сопереживания», «чувствования».

Творчество М. Хайдеггера (1889-1976) - одного из основоположников немецкого экзистенциализма - положило начало радикальному повороту герменевтики к проблемам онтологии. Хайдеггер трактует реальность преимущественно как языковую; единственный способ «прислушаться» к бытию - это герменевтика, истолкование того, что говорит сам язык. Однако язык не есть продукт субъективной деятельности сознания. Человек не творец языка, а скорее медиум, посредством которого говорит язык, т. е. само бытие. Хайдеггер онтологизирует язык, полагая, что язык это «дом бытия».

Подобная трактовка языка становится источником современной философской герменевтики, получившей широкое распространение в 60-70 гг. XX века. Философская герменевтика не сводится ее представителями к методологии исследования, она провозглашается универсальной философией нашего времени, призванной дать ответ на вопрос: как возможно понимание окружающего нас мира и как в этом понимании воплощается истина бытия. Этот вопрос рассматривается как основной вопрос философии.

Признанным лидером философской герменевтики является немецкий философ Ханс-Георг Гадамер (род. 1900г.), ученик Хайдеггера, автор программного труда «Истина и метод. Очерки философской герменевтики» (1960). Центральное место в его философии занимает проблема языка. Развивая идею Хайдеггера о самостоятельности, бытийности языка, Гадамер онтологизирует язык, трактуя его с позиций объективного идеализма. Язык, согласно Гадамеру, центр бытия человека. Мы окружены языком, мир языка - это мир, в котором мы живем. Языковая интерпретация мира всегда предвосхищает любую мысль, любое познание.

Разрабатывая проблему исторического понимания, Гадамер придает большое значение традиции. Он реабилитирует авторитет, предрассудок, которые по его мнению, лежат в основе традиции. Гадамер считает, что в понятии «предрассудок» нет ничего отрицательного, так как оно означает лишь то, что всякому рассуждению или размышлению предшествует некая заранее сконструированная установка сознания. Что же касается правильно понятого авторитета, то он не имеет ничего общего с подчинением команде.

Проблема исторического понимания решается Гадамером с позиций субъективизма и отчасти релятивизма: историческое исследование не может быть понято, если исходить из объекта. Историческое познание всегда ограничено областью, кругом, имеющим онтологический характер и возникающим потому, что бытие есть время, а историк не может занимать вневременную позицию. Он не только анализирует историю, но и сам является историей. При подходе к любому историческому тексту исследователю всегда присущи определенные предрассудки, неразрывные с традицией. Гадамер полагает, что история всегда пишется заново, так как мы всегда обусловлены нашим историческим опытом.

Гадамер специально исследует значение и роль традиции в области правового познания. Он приходит к выводу, что предрассудок играет значительную роль в праве (по терминологии герменевтики: «истории правоговорения»), где он означает справедливое предварительное решение до вынесения подлинного окончательного приговора. Судья приспосабливает закон, дошедший до него из прошлого, к потребностям современности, он исходит из собственного исторического опыта, опираясь на традицию. Несмотря на то, что Гадамер подчеркивает необходимость следовать смыслу данного закона, он, как и в трактовке исторического понимания, не может избежать субъективизма и релятивизма.

 

ВЫВОД: Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Название получило от имени греческого бога Гермеса - который истолковал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? Как устроено бытие, существо которого состоит в понимании. В науке часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают когда решают задачи по математике, физике. Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, должно иметь дело с существующим, а наука от многого абстрагируется. Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ее интерес к нему. Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С другой стороны границы есть и у каждого человека. Понимание будет достигнуто и истинна откроется, если удастся добиться слияния границ вещей и человека. Есть автомобиль, но надо уметь им пользоваться. К числу современных философских теорий можно отнести М.Хайрегера (1889-1076), Гадамера (1900). Согласно Х. человек заброшен в мир, он озабочен, испытывает страх. Понимание, как действие - есть интерпретация, но интерпретация имеет языковую, текстовую форму, в силу чего Г. - есть истолкование текста. Согласно Г., пусты попытки видеть смысл текста в сознании его сущность, корень движения идей, то что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой все более содержательной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.004 с.)