Соц.-эконом,полит.и духовн.истоки философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц.-эконом,полит.и духовн.истоки философии



Соц.-эконом,полит.и духовн.истоки философии

Истоки философии находятся в духовной сфере жизни людей: в мифологии, религии и эмпирических знаниях, т.е. знаниях полученных путем опыта. В мифе стихийные природные силы и способы человеческой деят-ти классифицировались в области богов и героев. Различные представления увязывались в мифах в художественную образную картину мира, сочетающее естественное и сверхъестественное, знания и веры. В мифах выделяются темы творения, т.е. создание мира сверхъестественным существом или Богом и развитие, становление мира из первоначального хаоса. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождении мира, человека, его культурных навыков и т.д. Религияформирует в сознании единство человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, является носительницей культурных ценностей. Религия и философия пытаются вывести человека за рамки обыденности, придать ей жизненный смысл. Религия выступает за полное сохранение традиций. Религия и философия разными путями раскрывают тайны мира. Основа религиозного мировоззрения – вера в существование сверхъестественных сил, философия же – это дело разума, она веру противопоставляет логике. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мировоздания. Философия переосмыслила накопленные эмпирические знания, мифологию, религию и выразила новое миропонимание. «Философия» с древнегреческого - любовь к мудрости. Считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор. Кроме духовных возникновение и развития философии социально-экономическими и политическими факторами, как экономическое развитие вцелом. Оно способствовало накоплению знаний, которые необходимо было обобщить и систематизировать (фактор). Расширение контактов на основе торговли и судоходства (2 фактор). 3 фактор – разрушение общинно-родовых форм связей между людьми. 4 фактор - отделение умственного труда от физического. 5 фактор - умение убеждать, красиво и связано говорить, а значит и думать.

Понятие мировоз., его струк, и функции.

Фил-я играет большую роль в решение мировоз-х проблем. В отличие от фил-и, мировоз-е зародилось в доист. времена неск. 10-ов тыс. назад.Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Мировоз-е имеет слож. струк-ру. Она вкл-ет неск. уровней: 1.мироощущение, т.е.эмоц-психологич. сторона мировоз-я. Обязат. эл-ом мировоз-я явл-ся эмоции. В настроении людей склад-ся обстоят-ва их жизни, различия соц. полож-я, возраст и т.д. Кроме эмоции в состав мироощ-я вкл. ют идеалы, переживания. 2.миропонимание, т.е.позноватно-интелек-я сторона мировоз-я.В его состав входят знания. Они бывают жизненопрактичми, проф-ми, науч. Миропоним-е бывает жизненоповседневным и теоретическим. Сущ-т так наз. жизнен.фил-я. Житейское мировоз-е носит стихийный хар-р, не отлич-ся глубиной проникновения в суть явл-я обоснованностью. На этом уровне не всегда выдержив-ся логика, преоблад-т эмоции. Теоретич. миропоним-е, к-ым явл-ся фил-я, этих недостатков не имеет. 3.мироосвоение. Этот уровень представ. собой связь мировоз-я с практикой. Он вкл-т в себя убеждения, а также нравствен. и политич. принципы. Убеждения-взгляды, активно принимаемые людьми. В состав дан. уровня входят сомнения, т.е. положения принимаемые с меньшей уверенностью.

Знаниязадают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них выражены важнейшие категории (универсалии) культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба). Благодаря знаниям мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации реальности.Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют принципы социальной жизни, важнейшие ориентации поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют субъективный фон восприятия человеком окружающего мира и своего места в нем. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом.

Исторические типы мировоззрения

Существуют различные классификации типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют мировоззрение личности, класса, социальной группы, общества в целом. По критерию полноты и системности представлений о мире, их достоверности и обоснованности выделяют нетеоретическое мировоззрение (обыденное, мифологическое, религиозное), философско-теоретическое мировоззрение, научное мировоззрение.

Наиболее разработанной классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Мифология – это тип мировоззрения, возникший на ранних этапах развития общества и культуры. Для него характерны образно-ассоциативное отражение мира, эмоциональное восприятие и фантастическая интерпретация природы, человека и социальной жизни. Для мифологии характерна целостность, вера в истинность мифов и незыблемость ритуала. С развитием общества мифология утрачивает свои позиции в культуре. Религиозное мировоззрение - Бог бесконечно выше естественного космоса и человека. Вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт личного соединения с Богом. Переход к более сложным формам цивилизационных отношений обусловил необходимость формирования философского мировоззрения. Становление философии означало утверждение нового типа мировоззрения, в котором представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами. В рамках философии впервые оформляется и развивается теоретическое мышление. Т.о. исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Др Китай

Философия Древнего Китая связана с ее особой ролью острой социально-политической борьбы, которая велась между государствами Древнего Китая. Философами Китая нередко были министрами, послами, чиновниками, поэтому их интересовали вопросы управления, отношений социальных групп, этики, ритуала, политики. Проблемы естественнонаучного характера Древнекитайские философы практически не затрагивают. Специфической чертой Древнекитайской философии было рассмотрение мира как одного организма, мир един, все его элементы взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место в мире принадлежит небу, которое олицетворяет регуляционную силу разума, высшую справедливость. Небо дает право на власть земному правителю. Основной критерий неба – обладание им ДЭ – высшей добродетелью. Если правитель потеряет ДЭ, то на государство обрушаться различные бедствия. Основные школы: 1. Натурфилософы: сторонники учения об Инь и Ян; 2. Фецзя: школа законников-легистов; 3. Миньцзя: древнекитайские софисты; 3. Жуцьзя: конфуциансты; 5. сторонники Дао и ДЭ: даосисты. Натурфилософы развивали учение о противоположных началах, которые лежат в основе мира; инь – это темное женск. начало; ян – светлое мужское. Задачу философии они видели в нахождении гармонии в этих началах. Конфуцианство: Кун-цзы (основатель). Для конфуцианства характерно учение о золотом веке, который был в прошлом; культ предков; выполнение норм Сяо – забота о родителях. Конфуцианство разработало идеал благородного человека: представитель высших слоев общества, для которых характерны спонтанность, бескорыстие и сдержанность. Даосизм: Лао-цзы (основатель) – учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте, Дао господствует во всем, всему дает форму и имя.

Эпоха Просвещения 18в.

Важнейшей характеристикой философии этой эпохи является рационализм. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека, в познание и разумное преобразование природы и общества.

Рационалистская философия в центр своего внимания ставит активнодействующего субъекта, способного познавать и преобразовывать мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в качестве источника всех характеристик человека, его свободы, активности. Человек как разумное существо призван стать властелином мира. Рационалисты 18 века человеческую разумность переносят на мир в целом. В итоге мир предстает законосообразным и самоупорядоченным.

Основой научного мировоззрения того времени явл. механика. Фр. материалисты 18в законы механики возводят в ранг всеобщих и стремятся при их помощи исследовать биол. и соц. явления.

По мнению Ламетри, человек – это искусно построенный механизм, поэтому изучать его надо опираясь на механику его тела. По мнению Гольбаха, ничто не происходит беспричинно, каждая причина порождает некоторое следствие, которое само становится причиной, порождая новые явления. Природа по Г. – это необъятная цепь причин и следствий. Движение в прир. – это вечный круговорот. Цепь причин и следствий подчиняет все всеобщей необходимости, что перерастает в идею предопределенности, в фатализм.

Главным органом познания франц. материалисты считали человеческий мозг. Дидро сравнивал мозг с живым воском способным принимать различную форму.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Деятельность И. Канта (1724-1804) делится на докритический и критический периоды. В докритический период Кант выступает как ученый, физик, географ и астроном. Заслуги: доказал зависимость приливов и отливов от положения луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Специфическая кантовская философия заложившая основы нем. Классич. Философии сформировалась в критический период после публикации 3 работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

2ой период творчества К. – назван критическим, т.к. К. пытался провести критич. анализ предшествовавшей ему философии (противопоставить критич. подход догматическому). К. осуществил корено переворот в постановке и решении философских проблем. Филос. Нов. врем. Основное внимание уделяла гносеологии. К. делает предметом исследования специфику познающего субъекта. В субъекте К. выделил 2 уровня: эмпирический (индив.-психол. особ-ти человека) и трансцендентальный (надиндивидуальное в человеке)

Главная проблема кантовской гносеологии – вопрос, как возможно достоверное научное знание. По К. достоверное знание – объективное знание. Объективность знания обуславливается структурой трансцендентного субъекта. По мнен. К. человеку присущи некот. врожденные доопытные формы подхода к действительности – пространство, время, формы рассудка. По К. рассудок – это мышление оперирующее понятиями и категориями, понятия и категории не зависят от индивидуального сознания, поэтому носят всеобщий и необходимый характер.

Т.о. кантовскую гносеологию можно представить так: существуют вещи сами по себе, они воздействуют на органы чувств человека и порождают различные ощущения. Ощущения упорядочиваются доопытными формами чувствительности, т.е. пространством и временем. У человека формируется восприятие, кот. носит индивидуальный и субъективный характер. Деят-ть рассудка на основе форм мышления придает восприятиям всеобщий характер. Вещи как они существуют, в сознании субъекта К. назвал явлениями. Рассудок может познать только явления, вне сознания субъекта рассудок познать не может. По мнен. К. человек житель 2ух миров: чувственно-воспринимаемого (мир природы) и умопостигаемого мира (мир свободы). У-п. мир доступен только разуму, по К. разум – это мышление оперирующее идеями. Предназнач. разума – руководить поступками человека, движ. сила разума – воля. Воля опред-ся своими собств-ми законами. Законы критического разума – это нравственные законы.

Философия Гегеля

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно.

Гегель разработал известные нам диалектические законы и понятийный аппарат к ним, основные категории диалектики. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованиями системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, завершающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолютная истина. При всей диалектичности рассуждений Гегель склонялся к фаталистическому истолкованию исторического процесса, недооценивал фактор неопределённости, альтернативности человеческой истории. Гегель абсолютизировал роль государства по отношению к личности. Гегель, в отличие от Канта, допускал войну как нормальное средство решения межгосударственных конфликтов.

16. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА.1-ый нем. философ, подвергший критике философию Гегеля – Л. Фейербах (1804-1872). Учился Ф. у Гегеля, входил в группу младогегелианцев, затем ушел из гег-ва и создал собственную систему. Ф. критикует философию Г. за е родство с теологией и религией. По Ф. и религия, и идеалистич. филос-я имеют общие корни, они возникают в результате отчуждения и объективирования, т.е. наделение самост-м существованием человеческой сущности наиболее общих свойств человеческого рода – разум, бессмертие, благо, могущество. Бог по Ф. – объективированная абстракция, существующая только в головах людей. Божеств-ая сущность – это дух-ая сущн-ть человека, кот. обосабливается от него и представляется как самост-ое существо. Истинный творец бога - человек становится в зависимость от своего творения. Ф. стремится возродить у чел-ка чувство самоутверждения и дост-ва, он считал, что сделать это можно только на основе материалистического мировоззрения, но в своей философии термин материя Ф. не использует – заменяет его словом природа. По Ф. природа существует вечно и ни зависит от бога, на от другой философии. Матерализм Ф. носит антропологический характер. В центре его философии находится человек, как высшее существо природы. Ф. отверг подход к человеку присущий нем. идеализму, кот рассматривал человека преимущественно как духовное существо. Субъект у Ф. – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Ф. стремился реабилитировать природно-биологическое начало человека. Понятие Я у Ф. – это целостный человек, обладающий телом и разумом со всеми его пространственно временными характеристиками. Важнейшей хар-кой субъекта у Ф. выступает чувственность, чув-ть – это синтетическая обобщающая хар-ка антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли и чувств.

Философия структурализма

Задача, которую изначально поставили перед собой структуралисты, – преодолеть описательность в философском анализе, поставить философию на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию. В качестве образца для философских и культурологических исследований используется лингвистика. Акцент ставится на исследование форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека, всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы обозначены понятием структуры (совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного исторического периода и действуют как бессознательные механизмы). В качестве таких структур или знаковых систем рассматриваются мифология, религия, язык, обычаи, традиции и пр. Например, К. Леви-Строс в качестве структур изучает бинарные оппозиции (природа-культура, растительное-животное, правое-левое, мужское-женское, жизнь-смерть), считая, что все установления социально-культурной жизни (браки, мифы, ритуалы и т.д.) основываются на этих подсознательных структурах. В работах Леви-Строса разрабатывается так же идея сверхрационализма, которая постулирует тезис о том, что с развитием культуры должна установиться гармония чувственного и рационального начал, утраченная современной европейской цивилизацией, но сохранившаяся на уровне первобытного мифол-го мышления.

К основным принципам структурализма можно отнести установку на синхронизм (одновременное исследование явлений), акцент на структурности изучаемых явлений, рассмотрение языка как сложной иерархической системы, где каждый элемент получает значение не сам по себе, а в контексте языковой структуры

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, украинской, белорусской культуры (митрополита Иллариона, князя Владимира Мономаха, и др.). Отрешение от мира, совершенствование духа посредством молитвы – таково призвание Кирилла Туровского (XII в.). Он отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путём иносказаний и аллегорий, идеал божеского служения видел в аскетизме. Просветитель призывал к любви и духовному единению людей. Мировоззрение Ф.Скорины складывалось на основе синтеза христианских, античных и гуманистических идей Возрождения, отличается веротерпимостью. Он подчёркивал роль разума и значение мудрости в жизни человека, которые должны опираться на законы логики. Скорина проводил идею самоценности человеческой жизни, смысл жизни видел во множестве ценностных ориентаций – на богатство, мудрость, науку, красоту, здоровье, внутреннее духовно-моральное самоусовершенствование, на любовь ко всему живому. Достоинство человека определяется не столько его происхождением или имущественным положением, сколько интеллектуально-моральными добродетелями и личными заслугами. Общество, считал Скорина, основывается на мире и соглашении людей, на следовании принципам справедливости и законности. Просветители 16-17 вв. С.Будный, С.Шадринский, К.Нарбут, Б.Дабшевич выступали против схоластики, церковного засилия.

Диалектика и синергетика

Диалектика включает в себя принципы, законы и категории.

Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность. Наиболее значимы два принципа диалектики: развития и связи.

Законы: 1)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. 2) Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источники развития и связей всех прир., соц. и дух. объектов. 3) Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, возникновение нового и относительной повторяемости определённых сторон старого.

Категории диалектики: часть-целое; система; структура; форма и содержание; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление.

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синергетики, которая вобрала в себя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.д. Синергетика – учение о взаимодействии, теория сложности, теория самоорганизации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям, могут стать нестабильными.

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Феномен научной революции. В динамике научн. знан. особую роль игр. этапы разв., связ. с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили назв. научн. революций. Основания науки обеспеч. рост знан. до тех пор, пока общие черты системной орг. изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоен. этих объектов соотв. сложившимся идеалам и нормам исслед-ния. Рост научн. знан. предполаг. перестройку оснований науки. Перестройка может осуществл. в 2 разновидн.: а)как революция, связ. с трансформ. спец. картины мира без существенных изменен. идеалов и норм исслед-ния; б)как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально мен. идеалы и нормы науки. 2 пути перестр. оснований исслед-ния: 1)за счет внутридисциплинарн. разв. знан.; 2)за счет междисциплинарн. связей, "прививки" парадигмальных установок одной науки на др.

Пересмотр картины мира и идеалов познан. начин с критич осмыслен их природы. Если ранее они восприним. как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научн. познан., то теперь осозн. их относительный хар. Такое осознание предполаг. постановку вопр. об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимание историчности идеалов познан. Ф-кий анализ явл. необх. моментом критики старых оснований научн. поиска (критич. ф-ция). Ф. выполн. конструктивную ф-цию, помогая выработать нов. основания исслед-ния. Ни картина мира, ни идеалы объяснен. знан. не м. б. получены чисто индуктивным путем из нов. эмпирич. материала. Нов. эмпирич. материал может обнаружить лишь несоотв. старого видения нов. реальности, но сам по себе не указ., как нужно перестроить это видение. Ф-ко-методологич. ср-ва активно исп. при перестройке оснований науки и в той сит., когда доминир. роль игр. факторы междисциплинарн. вз/д. Особенности этого вар-та научн. революции сост. в том, что для преобразован. картины реальности и норм исслед-ния некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксир. парадоксы. Преобраз. ее оснований осуществл. за счет переноса парадигмальных установок и принципов из др. дисциплин, что заставляет исслед-телей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в кач-ве парадигмальных принципов, "прививаемых" в другие науки, выступ. компоненты оснований лидирующей науки.

1ая крупн. революция в науке, преимущественно в естествознан. (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрич. сист. Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классич. (механистич.) картину миропониман. 2аяглобальн. научн. револ. связ. с такими достижен. в естествознан., как эволюционное учен. Дарвина, появлен. клеточной теории, открытие закона сохранен. и превращен. энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). 3я револ. в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Было воздвигнуто неклассич. естествознан. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами.

 

соц.-эконом,полит.и духовн.истоки философии

Истоки философии находятся в духовной сфере жизни людей: в мифологии, религии и эмпирических знаниях, т.е. знаниях полученных путем опыта. В мифе стихийные природные силы и способы человеческой деят-ти классифицировались в области богов и героев. Различные представления увязывались в мифах в художественную образную картину мира, сочетающее естественное и сверхъестественное, знания и веры. В мифах выделяются темы творения, т.е. создание мира сверхъестественным существом или Богом и развитие, становление мира из первоначального хаоса. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождении мира, человека, его культурных навыков и т.д. Религияформирует в сознании единство человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, является носительницей культурных ценностей. Религия и философия пытаются вывести человека за рамки обыденности, придать ей жизненный смысл. Религия выступает за полное сохранение традиций. Религия и философия разными путями раскрывают тайны мира. Основа религиозного мировоззрения – вера в существование сверхъестественных сил, философия же – это дело разума, она веру противопоставляет логике. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мировоздания. Философия переосмыслила накопленные эмпирические знания, мифологию, религию и выразила новое миропонимание. «Философия» с древнегреческого - любовь к мудрости. Считается, что слово «философ» впервые употребил Пифагор. Кроме духовных возникновение и развития философии социально-экономическими и политическими факторами, как экономическое развитие вцелом. Оно способствовало накоплению знаний, которые необходимо было обобщить и систематизировать (фактор). Расширение контактов на основе торговли и судоходства (2 фактор). 3 фактор – разрушение общинно-родовых форм связей между людьми. 4 фактор - отделение умственного труда от физического. 5 фактор - умение убеждать, красиво и связано говорить, а значит и думать.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.023 с.)