Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая организация общества.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Первобытн. общ-во не было абсолютно соц.-однородным. В нем в усл. естеств. разделен. труда помимо обычаев, традиций и элементарн. нравств. норм управленч. ф-цию выполн. предводители-лидеры (вожди,старейшины). Формировались предполитич. сфера социума, предгос. институты. С возникн. частной собств-ти и расколом общ-ва на классы потеряли свое значен. кровнородств. и племенные связи и отношен. Классово-антагонистич. общ-во породило необходимость его политич. орг., формирован. политич. системы. Политич. сист. неразрывно связана с политич. властью. Власть – спос. самоорг. человеч. общности, основанной на разделен. ф-ций управл. и исполнен. Компонентами власти выступ. субъект, объект, ресурсы и процесс. Наиб. стабильной явл. власть, построенная а на интересе, принципе партнерства. Гос-во – важнейший элемент политич. системы общ-ва. Ф-ции гос-ва значительно расшир. и усложн. Они вкл. в себя организующее начало, защиту права чел. на жизнь, на мир и выживан. в усл. нестабильности, войн, агрессии, задачу регулир. отношен. с др. странами, решен. соц. вопр. Для выполн. своих ф-ций гос-во опир. на публичн. власть и взимание налогов с населен. для сод. аппарата власти. К др. призн. гос-ва относ.: право, закрепл. опред. систему норм и отношен.; территория, на к. распростр. юрисдикция данного суверенного гос-ва; гражданство. Алмонд и Верба выделяют 3 типа политич. культуры: 1)патриар-хальную, для к. хар-но отсутств. интереса граждан к политике (средневековье, слаборазв. страны,); 2) авторитарн., с ориент. на сильную политич. власть, но низк. активность граждан; 3)активистскую, проявл. в активн. участии граждан в политич. жизни, к. функционир. на осн. их заинтересованности и добровольности. Разл. по ф-ме гос. устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду политич. режима – тоталитарн., авторитарн. и демократич. гос-во. Тоталитаризм: централизованная экономика; растворен. индивидуальности в массе людей, ориент. на слитность, однопартийность, отрицан. гражданск. общ-ва и его институтов; монополизация власти. Авторитаризм допускает многообразие ф-м собственности, не претенд. на введен. единообразия, не уничтожает неугодные власти слои, классы, в управлении – жесткая централизация гос. власти и командные м-ды руководства, хар-ся. персональнным хар. прин. решений. Демократия: публичн. власти, ее представительский хар., не допущение сосредоточения всей власти в руках какого-л. одного института, класса или сословия. Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие м-ду общ-вом и гос-вом – соц. демократия, обеспечивающая динамич. баланс орг-ции и самоорг-ции общ-ва, соц. контроля и частных интересов, сотрудничества и конкуренции. Проблема источников и движущих сил соц динамики. В общественном разв. имеются восхожден. (прогресс), цикличность и деструктивн. процессы (регресс). Гегель утвержд., что разв. есть движен. вперед от несовершенного к более совершен., доказывал, что несовершенное д-но быть понято и как нечто такое, что сод. в себе, свою собств. противопол., т.е. совершенное. В XIX в., по мере упрочен. капитализма, идея общ-венного прогресса во многом совпад. с концепцией соц. эволюции. На обществ. жизнь было перенесено эволюцион. учен. Дарвина. Спенсер соц. эвол. включал в сист. Большой Эволюции, ф-ционир. благод. непрерывн. взаимод-вию дифференциации и интеграции. Идею циклич. разв. гос-ва, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разраб. и обосн. К. Н. Леонтьев. Он приводил аргументы, развенчивающие концепции линейн. прогресса, «уравнительные» идеалы. Во-1ых, идея непрерывн. поступательного движен. общ-ва противоречит основн. принципу органич. бытия: все созд. природой имеет опред. предел жизни. Во-2ых, идеалы прогресса, поним. как движен. ко всеобщ. благу и счастью, иллюзорны. В-3их, эгалитарный прогресс привод. к потере человеч. индивидуальности, следоват., к кризису культуры, основ.на своеобразии. И. Кант показ., что разумность или закономерность ист., это в значит. мере вопр. масштаба, приложенного к ней. Абсолютизация какого-л. одного направл. в соц. жизни приводила к одностор. воспр. истории. Так, представление о цикле как о замкнутом круге (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, О. Шпенглер и др.) некорректно, ибо распад. цивилиз. и этносы оказ. сильное влиян. на формир. нов. цивилиз. и этносов. Помимо историч. обусловленности, воспр. направленности общ-венного разв. завис. и от духовн. климата эпохи. В античном общ-ве господствовала преимущ-венно идея круговорота. Мировоззр. средневек. европейца станов. религиозно-историч. В Нов. вр. мировоззр. чел.а станов. рационалистичным. В наст. вр. формир. подход к изучен. разв. сложн. систем, кот. исходит из волнообразн. хар. их эволюции. В прошлом при всем многообр. соц. разв. преобл. линия прогресса. В наст. вр. наряду с традицией прогрессивн. пониман. ист. сильны позиции сторонников соц. круговорота (теор. локальных цивилиз.), а также, в связи с обострен. глобальн. пробл., соц. деградации и даже конца цивилиз. Пон. субъекта истор проц; роль народа и л-ти в истории. Историческая необходимость и свобода личности. Развитие общества не есть историческое выпрямление диалектики, а представляет собой непрерывную борьбу различных альтернатив. Историческая альтернатива — один из способов реализации назревшей исторической необходимости - предполагает выбор: «или - или», что свидетельствует о динамизме общества. Важное значение имеет движение от узкого выбора из двух или ограниченного числа возможностей к многозначному выбору, учитывающему коренные основания человеческого бытия. Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства. Выбор есть разрешение назревшего социального противоречия, связан с изменением понимания путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политические силы общества. В результате выбора общество выходит то ли на новый вариант формационного развития, осуществляемый в ходе социальной революции, то ли на варианты внутриформационного развития (реформы, перестройки). Названные варианты сочетаются с общецивилизационным развитием. Скачок человечества из царства необходимости в царство свободы, движение от несвободы к свободе, считал Ф. Энгельс, осуществляется по мере того, как чуждые человеку природные и общественные силы «поступают под контроль самих людей. Всегда относительное движение к свободе не исключает необходимость. Необходимость отражает преимущественно нечто относительно устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает в большей степени появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость - развитие производительных сил и производственных отношений, иных общественных отношений, т. е. выступает как овеществление человеческой деятельности. Итак, отношение между необходимостью и свободой коррелятивное: они взаимно превращаются друг в друга. Преодолеть «царство» необходимости и вступить в «царство» только лишь свободы нельзя, так как необходимость и свобода – дополняющие и оппонирующие друг друга стороны единства. Это не исключает возможности роста свободы как одного из критериев общественного прогресса. Человек как субъект среды творит мир и самого себя. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те представители народа, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественнозначимыми целями и участвует в их осуществлении. В народ входят те, кто создают материальные блага и духовые ценности, решают в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей населения. Условием существования народа является преодоление одноликости общества, вычленение из однородной массы людей индивидов. Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Народ - не обезличенная толпа, масса, а совокупность личностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.006 с.) |