Политическая организация общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая организация общества.



Первобытн. общ-во не было абсолютно соц.-однородным. В нем в усл. естеств. разделен. труда помимо обычаев, традиций и элементарн. нравств. норм управленч. ф-цию выполн. предводители-лидеры (вожди,старейшины). Формировались предполитич. сфера социума, предгос. институты. С возникн. частной собств-ти и расколом общ-ва на классы потеряли свое значен. кровнородств. и племенные связи и отношен. Классово-антагонистич. общ-во породило необходимость его политич. орг., формирован. политич. системы. Политич. сист. неразрывно связана с политич. властью. Власть – спос. самоорг. человеч. общности, основанной на разделен. ф-ций управл. и исполнен. Компонентами власти выступ. субъект, объект, ресурсы и процесс. Наиб. стабильной явл. власть, построенная а на интересе, принципе партнерства.

Гос-во – важнейший элемент политич. системы общ-ва. Ф-ции гос-ва значительно расшир. и усложн. Они вкл. в себя организующее начало, защиту права чел. на жизнь, на мир и выживан. в усл. нестабильности, войн, агрессии, задачу регулир. отношен. с др. странами, решен. соц. вопр. Для выполн. своих ф-ций гос-во опир. на публичн. власть и взимание налогов с населен. для сод. аппарата власти. К др. призн. гос-ва относ.: право, закрепл. опред. систему норм и отношен.; территория, на к. распростр. юрисдикция данного суверенного гос-ва; гражданство.

Алмонд и Верба выделяют 3 типа политич. культуры: 1)патриар-хальную, для к. хар-но отсутств. интереса граждан к политике (средневековье, слаборазв. страны,); 2) авторитарн., с ориент. на сильную политич. власть, но низк. активность граждан; 3)активистскую, проявл. в активн. участии граждан в политич. жизни, к. функционир. на осн. их заинтересованности и добровольности.

Разл. по ф-ме гос. устройства – унитарное, федерация, конфедерация; по виду политич. режима – тоталитарн., авторитарн. и демократич. гос-во. Тоталитаризм: централизованная экономика; растворен. индивидуальности в массе людей, ориент. на слитность, однопартийность, отрицан. гражданск. общ-ва и его институтов; монополизация власти. Авторитаризм допускает многообразие ф-м собственности, не претенд. на введен. единообразия, не уничтожает неугодные власти слои, классы, в управлении – жесткая централизация гос. власти и командные м-ды руководства, хар-ся. персональнным хар. прин. решений. Демократия: публичн. власти, ее представительский хар., не допущение сосредоточения всей власти в руках какого-л. одного института, класса или сословия. Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие м-ду общ-вом и гос-вом – соц. демократия, обеспечивающая динамич. баланс орг-ции и самоорг-ции общ-ва, соц. контроля и частных интересов, сотрудничества и конкуренции.

Проблема источников и движущих сил соц динамики.

В общественном разв. имеются восхожден. (прогресс), цикличность и деструктивн. процессы (регресс).

Гегель утвержд., что разв. есть движен. вперед от несовершенного к более совершен., доказывал, что несовершенное д-но быть понято и как нечто такое, что сод. в себе, свою собств. противопол., т.е. совершенное.

В XIX в., по мере упрочен. капитализма, идея общ-венного прогресса во многом совпад. с концепцией соц. эволюции. На обществ. жизнь было перенесено эволюцион. учен. Дарвина. Спенсер соц. эвол. включал в сист. Большой Эволюции, ф-ционир. благод. непрерывн. взаимод-вию дифференциации и интеграции.

Идею циклич. разв. гос-ва, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание и смерть) разраб. и обосн. К. Н. Леонтьев. Он приводил аргументы, развенчивающие концепции линейн. прогресса, «уравнительные» идеалы. Во-1ых, идея непрерывн. поступательного движен. общ-ва противоречит основн. принципу органич. бытия: все созд. природой имеет опред. предел жизни. Во-2ых, идеалы прогресса, поним. как движен. ко всеобщ. благу и счастью, иллюзорны. В-3их, эгалитарный прогресс привод. к потере человеч. индивидуальности, следоват., к кризису культуры, основ.на своеобразии. И. Кант показ., что разумность или закономерность ист., это в значит. мере вопр. масштаба, приложенного к ней. Абсолютизация какого-л. одного направл. в соц. жизни приводила к одностор. воспр. истории. Так, представление о цикле как о замкнутом круге (Пифагор, Гераклит, Эмпедокл, О. Шпенглер и др.) некорректно, ибо распад. цивилиз. и этносы оказ. сильное влиян. на формир. нов. цивилиз. и этносов.

Помимо историч. обусловленности, воспр. направленности общ-венного разв. завис. и от духовн. климата эпохи. В античном общ-ве господствовала преимущ-венно идея круговорота. Мировоззр. средневек. европейца станов. религиозно-историч. В Нов. вр. мировоззр. чел.а станов. рационалистичным. В наст. вр. формир. подход к изучен. разв. сложн. систем, кот. исходит из волнообразн. хар. их эволюции.

В прошлом при всем многообр. соц. разв. преобл. линия прогресса. В наст. вр. наряду с традицией прогрессивн. пониман. ист. сильны позиции сторонников соц. круговорота (теор. локальных цивилиз.), а также, в связи с обострен. глобальн. пробл., соц. деградации и даже конца цивилиз.

Пон. субъекта истор проц; роль народа и л-ти в истории.

Историческая необходимость и свобода личности. Развитие общества не есть историческое выпрямление диалектики, а представляет собой непрерывную борьбу различных альтернатив. Историческая альтернатива — один из способов реализации назревшей исторической необходимости - предполагает выбор: «или - или», что свидетельствует о динамизме общества. Важное значение имеет движение от узкого выбора из двух или ограниченного числа возможностей к многозначному выбору, учитывающему коренные основания человеческого бытия. Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства. Выбор есть разрешение назревшего социального противоречия, связан с изменением понимания путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политические силы общества. В результате выбора общество выходит то ли на новый вариант формационного развития, осуществляемый в ходе социальной революции, то ли на варианты внутриформационного развития (реформы, перестройки). Названные варианты сочетаются с общецивилизационным развитием. Скачок человечества из царства необходимости в царство свободы, движение от несвободы к свободе, считал Ф. Энгельс, осуществляется по мере того, как чуждые человеку природные и общественные силы «поступают под контроль самих людей. Всегда относительное движение к свободе не исключает необходимость. Необходимость отражает преимущественно нечто относительно устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в социальных законах. Свобода же выражает в большей степени появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость - развитие производительных сил и производственных отношений, иных общественных отношений, т. е. выступает как овеществление человеческой деятельности. Итак, отношение между необходимостью и свободой коррелятивное: они взаимно превращаются друг в друга. Преодолеть «царство» необходимости и вступить в «царство» только лишь свободы нельзя, так как необходимость и свобода – дополняющие и оппонирующие друг друга стороны единства. Это не исключает возможности роста свободы как одного из критериев общественного прогресса.

Человек как субъект среды творит мир и самого себя. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те представители народа, кто осознает свое место в обществе, руководствуется как личными, так и общественнозначимыми целями и участвует в их осуществлении. В народ входят те, кто создают материальные блага и духовые ценности, решают в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивают удовлетворение личных и общественных потребностей населения. Условием существования народа является преодоление одноликости общества, вычленение из однородной массы людей индивидов. Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Народ - не обезличенная толпа, масса, а совокупность личностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.005 с.)