Философия нового времени(XVII-XVIII) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия нового времени(XVII-XVIII)



В зап. Европе 17 век характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений, потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к познанию и науке. Если во времена Средневековья основные усилия человеческих умов направлялись на доказательство существования бога, то начиная с 17 века, наука и разум пересматриваются как полезные инструменты созидания и преобразования мира. Родоначальником нов. подхода к науке явл-ся англ. мыслитель Ф. Бэкон (1561-1626). По его мнению, цель науки – это изобретение и открытие. Цель изобретений и открытий - человеческая польза. Б. считал, что соврем-ю ему науку нужно перестроить. В филос-ой системе Б. выделяется критическая и позитивная часть, к первой относится учение об ИДОЛАХ и критика схоластического метода исследования. Главным препятствием на пути к познан. природы Б. считал засоренность сознания людей т.н. идолами, т.е. искаженными образами действительности, ложными представлениями.

Б. различал: идолы рода, и. пещеры, и. рынка, и. театра.

Основным пороком схоластики считал ее абстрактность, сосредоточенность всей мыслит. деят-ти на силлогизмах (выведение из общих положений соответствующих частных следствий). Б. выдвинул теорию двойственной истины (для разграничения сферы применения теологии и философии). Теология изуч-т Бога, полаг-ся на сверхъестеств. откровение, философия – природу, полаг-ся на истину.

Центр. место в позитивной части филос. Б. занимает учение о методе – методология. Б. сторонник эмпиризма. На первое место в познании ставил опыт (плодоносный, светоносный). Опыты нужно ставить по методу индукции (от частного к общему). Б. предложил 5 этапов индуктивного исследования, кот. фиксир. в таблице: 1. Табл. присутствия, 2. Т. отсутствия, 3. Т. сравнения, 4. Т. отбрасывания, 5. Сбор плодов.

Р. Декарт (1596-1650) франц. философ, шел отличным путем от Б., методология Д. антисхоластична, но методы рационалистичны. Считал, что научные открытия совершаются вследствии деят-ти ума, а не вслед-ии опыта. Рационализм Д. состоит в том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода исследования.

Суть рационалистического метода по Д:

1. В основе познания должна находиться интуиция.

2. Разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции (от общего к частному) вывести все необходимые следствия.

Д. подверг сомнению все знания, кот. обладало человечество, и сделал вывод, что логически можно допустить отсутствие Бога, земли, неба, нашего тела. Но нельзя допустить, что мы существуем в то время как сомневаемся в существовании всего этого → выражение: «Я мыслю, следовательно, я существую» становится для Д. 1-ым постулатом и первичной исходной интеллектуальной интуиции.

Б. и Д. разделили действит-ть на субъект и объект. У Д. субъект – мыслящая субстанция, кот. нужен выход в объективный мир. Д. решает это введя в свою систему Бога. Согласно Д. человеческому разуму присущи некоторые врожденные идеи. Это идея – Бога, как существа всесовершенного, идея чисел и игу, а так же некоторые общие положения.

Эпоха Просвещения 18в.

Важнейшей характеристикой философии этой эпохи является рационализм. Для рационализма характерны возвеличивание человеческого индивида как активного свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека, в познание и разумное преобразование природы и общества.

Рационалистская философия в центр своего внимания ставит активнодействующего субъекта, способного познавать и преобразовывать мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается в качестве источника всех характеристик человека, его свободы, активности. Человек как разумное существо призван стать властелином мира. Рационалисты 18 века человеческую разумность переносят на мир в целом. В итоге мир предстает законосообразным и самоупорядоченным.

Основой научного мировоззрения того времени явл. механика. Фр. материалисты 18в законы механики возводят в ранг всеобщих и стремятся при их помощи исследовать биол. и соц. явления.

По мнению Ламетри, человек – это искусно построенный механизм, поэтому изучать его надо опираясь на механику его тела. По мнению Гольбах а, ничто не происходит беспричинно, каждая причина порождает некоторое следствие, которое само становится причиной, порождая новые явления. Природа по Г. – это необъятная цепь причин и следствий. Движение в прир. – это вечный круговорот. Цепь причин и следствий подчиняет все всеобщей необходимости, что перерастает в идею предопределенности, в фатализм.

Главным органом познания франц. материалисты считали человеческий мозг. Дидро сравнивал мозг с живым воском способным принимать различную форму.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Деятельность И. Канта (1724-1804) делится на докритический и критический периоды. В докритический период Кант выступает как ученый, физик, географ и астроном. Заслуги: доказал зависимость приливов и отливов от положения луны, обосновал гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Специфическая кантовская философия заложившая основы нем. Классич. Философии сформировалась в критический период после публикации 3 работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

2ой период творчества К. – назван критическим, т.к. К. пытался провести критич. анализ предшествовавшей ему философии (противопоставить критич. подход догматическому). К. осуществил корено переворот в постановке и решении философских проблем. Филос. Нов. врем. Основное внимание уделяла гносеологии. К. делает предметом исследования специфику познающего субъекта. В субъекте К. выделил 2 уровня: эмпирический (индив.-психол. особ-ти человека) и трансцендентальный (надиндивидуальное в человеке)

Главная проблема кантовской гносеологии – вопрос, как возможно достоверное научное знание. По К. достоверное знание – объективное знание. Объективность знания обуславливается структурой трансцендентного субъекта. По мнен. К. человеку присущи некот. врожденные доопытные формы подхода к действительности – пространство, время, формы рассудка. По К. рассудок – это мышление оперирующее понятиями и категориями, понятия и категории не зависят от индивидуального сознания, поэтому носят всеобщий и необходимый характер.

Т.о. кантовскую гносеологию можно представить так: существуют вещи сами по себе, они воздействуют на органы чувств человека и порождают различные ощущения. Ощущения упорядочиваются доопытными формами чувствительности, т.е. пространством и временем. У человека формируется восприятие, кот. носит индивидуальный и субъективный характер. Деят-ть рассудка на основе форм мышления придает восприятиям всеобщий характер. Вещи как они существуют, в сознании субъекта К. назвал явлениями. Рассудок может познать только явления, вне сознания субъекта рассудок познать не может. По мнен. К. человек житель 2ух миров: чувственно-воспринимаемого (мир природы) и умопостигаемого мира (мир свободы). У-п. мир доступен только разуму, по К. разум – это мышление оперирующее идеями. Предназнач. разума – руководить поступками человека, движ. сила разума – воля. Воля опред-ся своими собств-ми законами. Законы критического разума – это нравственные законы.

Философия Гегеля

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-ии. Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно.

Гегель разработал известные нам диалектические законы и понятийный аппарат к ним, основные категории диалектики. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованиями системы, которая обязательно должна быть завершена. Гегель рассматривал свою систему как философию, завершающую собой развитие всего человечества, в которой найдена абсолютная истина. При всей диалектичности рассуждений Гегель склонялся к фаталистическому истолкованию исторического процесса, недооценивал фактор неопределённости, альтернативности человеческой истории. Гегель абсолютизировал роль государства по отношению к личности. Гегель, в отличие от Канта, допускал войну как нормальное средство решения межгосударственных конфликтов.

16. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА. 1-ый нем. философ, подвергший критике философию Гегеля – Л. Фейербах (1804-1872). Учился Ф. у Гегеля, входил в группу младогегелианцев, затем ушел из гег-ва и создал собственную систему. Ф. критикует философию Г. за е родство с теологией и религией. По Ф. и религия, и идеалистич. филос-я имеют общие корни, они возникают в результате отчуждения и объективирования, т.е. наделение самост-м существованием человеческой сущности наиболее общих свойств человеческого рода – разум, бессмертие, благо, могущество. Бог по Ф. – объективированная абстракция, существующая только в головах людей. Божеств-ая сущность – это дух-ая сущн-ть человека, кот. обосабливается от него и представляется как самост-ое существо. Истинный творец бога - человек становится в зависимость от своего творения. Ф. стремится возродить у чел-ка чувство самоутверждения и дост-ва, он считал, что сделать это можно только на основе материалистического мировоззрения, но в своей философии термин материя Ф. не использует – заменяет его словом природа. По Ф. природа существует вечно и ни зависит от бога, на от другой философии. Матерализм Ф. носит антропологический характер. В центре его философии находится человек, как высшее существо природы. Ф. отверг подход к человеку присущий нем. идеализму, кот рассматривал человека преимущественно как духовное существо. Субъект у Ф. – это реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Ф. стремился реабилитировать природно-биологическое начало человека. Понятие Я у Ф. – это целостный человек, обладающий телом и разумом со всеми его пространственно временными характеристиками. Важнейшей хар-кой субъекта у Ф. выступает чувственность, чув-ть – это синтетическая обобщающая хар-ка антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли и чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.009 с.)