СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. Чувственное познание - фундамент всякого знания. Оно непосредственно соединяет человека с внешним миром. Механизм чув-го познания включает воспринимающие рецепторы, передающие нервы и отделы мозга.

Формы чув-го познания:1)ощущение-отображение отдельных свойств предмета; 2)восприятие-отражение свойств предмета, взятых как целое; 3)представление - наглядный целостный образ вещи, возникающий на основе воображения и прошлого опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщённо.

В реальном процессе чувственного познания все его формы функционируют одновременно. Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении.

Уровни мышления:1) рассудок - здесь оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жёстких стандартов и схем. Рассудок опирается на формальную логику;2) разум - отражает вещи в их взаимосвязи, динамике, выявляет коренные причины или движущие силы явлений. Разум опирается на диалектическую логику.

Формы рационального мышления:1) понятие - отражает общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях; 2)суждения - фиксирует признаки предмета, разделяет и соотносит всеобщее, особенное и единичное; 3)умозаключение-система суждений, полностью выражающая содержание понятия.

48. Познание как творчество; роль воображения и интуиции в познавательном процессе

Творчество-принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создаётся нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека. В творчестве имеется элемент бессознательного, но и в целом оно не противостоит рациональности, а является её дополнением.

Новое для человека не всегда является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, в следствие чего он, включая духовный потенциал, материализует их в своих действиях по изменению действительности. Т.О. творческая деятельность субъективна по форме, т.к. осуществляется человеком, но объективна по содержанию, т.к. опирается на конструктивные процессы объективного мира.

Важным механизмом творчества является интуиция. Интуицию можно рассматривать как некоторое внутреннее зрение, бессознательное свойству ума. Интуиция проявляется довольно часто в различных сферах жизнедеят. человека. Её общие черты-неосознанность путей получения результата и непосредственность, т.е. решение задачи без логического выведения.

Условиями формирования интуитивного решения явл.: 1)основательное знание материала, фундаментальная проф. подготовка; 2)наличие поисковой ситации;3) непрерывные попытки решить проблему; 4)подсказка или аналоги.

Интуиция сопряжена с возможностью ошибок, поэтому интуитивные решения лучше всего проверять.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждение

Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истинукак соответствие наших знаний действительности. Истина рассматривает отношение сознания к внешнему миру. В древнем Китае пробовали подойти к характеристике познания как процесса раскрытия причинности, выявления сходства и различия явлений, разделения вещей по родам. Выдвигались правила проверки истинности знаний: "основание", под которым имелись в виду опыт и суждения древних мудрецов; "источник", т. е. факты, которые слышали и видели простолюдины; "применимость", т. е. практическую пользу.Истина представляет собой теоретическую форму разрешения противоречия между субъектом и объектом.

В структуре знания выделяются два слоя: зависящий от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, способа переработки информации, языка; зависящий от объективной реальности, отражаемой познанием. С каждым новым открытием полнота объективной истины возрастает.

50. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ, ЕЕ ФУНКЦИИ

В древности человек, добывая себе средства к жизни, сталкивался с силами природы и получал о них первые, поверхностные знания. Удивление явилось началом философии, а возникшее по поводу многих явлений мира и тайн человека недоумение есть начало науки. Элементарная наука возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физического.

Центрами обучения и формирования творческих качеств ученого стали научные школы. Платон создал школу-академию. В средние века появились публичные диспуты. Им на смену пришел непринужденный диалог между людьми в эпоху Возрождения. Которые в последующем переросли в защиту диссертаций. Предвестником опытной науки стал Р.Бэкон (13 век). Он предлагал опираться на опыт и большое значение придавал математике.

Наука через соц. общности и полит. организации общества и культурных установок, определяет соц, полит, экол и демографич. поведение. Наука изменяет отношения «чел-прир», «чел-машина» и «челк-чел», т.е. воздействует на всю общественную практику.

Структура и динамика научного познания.

Наука охват. исторически подвижное соотношен.: природовед. и обществовед., естествознан. и Ф., теории и м-да, теоретич. и прикладных исслед-ний. Разл. гуманитарн., Ф-кие, логико-матем., естественные и технич. науки. В структуре науки выдел. 3 слоя: 1)всеобщ. знан. – Ф. и матем.; 2)частно-научн. знан., изуч. объекты в рамках одной из ф-м материи и движен., либо на стыке структурных ур-ней материальн. мира; 3)междисциплинарн. интегративного хар-ра – общая теория систем и теоретич. кибернетика (с серед. ХХ в.). С т. з. хар-ки знан. разл.: а)эмпирич. знан.; б)теоретич. знан.; в)мировоззренч., Ф-кие основы и выводы.

Основаниями каждой науки выступ.: а)идеалы и нормы исслед-ния; б)научн. картина мира; в)Ф-кие принципы. Идеалы и нормы исслед-ния выр. ценностные и целевые установки науки и включают: а)доказательность и обоснованность знан.; б)объяснен. и описан.; в)построен. и организации знан.

Различ. общенаучн., естественнонаучн., соц.-научн. и спец. (частную, локальную) картины мира. Осн. компонентами картины мира явл. представлен. о фундаментальных объектах, о типологии объектов, их взаимосв. и взаимодейств., о пространстве и врем. Научн. картина мира обеспеч. систематиз. знан. в рамках соответствующей науки, ф-ционир. как исследоват. прогр., к. целена-правляет постановку задач научн. поиска и выбор ср-в их решения.

Ф-кие принципы участвуют в построен нов теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Во взаимод. с наукой Ф. в различных конкретных проявлен.: а)стоит над наукой как ее ориентир; б)входит в науку как ее компонент; в)наход. в фундаменте науки как ее системообразующее нач. Ф. выполн. ф-ции обобщен., синтеза всевозможных знан., открыв. наиб. общие закономерн., связи во взаимод. основн. подсистем бытия, осуществл. зад. прогноза, формирован. гипотез об общих принципах, тенденциях разв., формир. первичн. гип. о природе конкр. явлен., еще не прораб. специально-научн. м-дами.

Различают классич., неклассич. и постнеклассич. (современ.) стили научн. мышл. В совр. стиле мышл. усил. моральн. и экологич. составляющие, приобр. теоретич. статус принцип коэволюции мира чел. и мира прир.

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Феномен научной революции. В динамике научн. знан. особую роль игр. этапы разв., связ. с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили назв. научн. революций. Основания науки обеспеч. рост знан. до тех пор, пока общие черты системной орг. изучаемых объектов учтены в картине мира, а методы освоен. этих объектов соотв. сложившимся идеалам и нормам исслед-ния. Рост научн. знан. предполаг. перестройку оснований науки. Перестройка может осуществл. в 2 разновидн.: а)как революция, связ. с трансформ. спец. картины мира без существенных изменен. идеалов и норм исслед-ния; б)как революция, в период кот. вместе с картиной мира радикально мен. идеалы и нормы науки. 2 пути перестр. оснований исслед-ния: 1)за счет внутридисциплинарн. разв. знан.; 2)за счет междисциплинарн. связей, "прививки" парадигмальных установок одной науки на др.

Пересмотр картины мира и идеалов познан. начин с критич осмыслен их природы. Если ранее они восприним. как выражение самого существа исследуемой реальности и процедур научн. познан., то теперь осозн. их относительный хар. Такое осознание предполаг. постановку вопр. об отношении картины мира к исследуемой реальности и понимание историчности идеалов познан. Ф-кий анализ явл. необх. моментом критики старых оснований научн. поиска (критич. ф-ция). Ф. выполн. конструктивную ф-цию, помогая выработать нов. основания исслед-ния. Ни картина мира, ни идеалы объяснен. знан. не м. б. получены чисто индуктивным путем из нов. эмпирич. материала. Нов. эмпирич. материал может обнаружить лишь несоотв. старого видения нов. реальности, но сам по себе не указ., как нужно перестроить это видение. Ф-ко-методологич. ср-ва активно исп. при перестройке оснований науки и в той сит., когда доминир. роль игр. факторы междисциплинарн. вз/д. Особенности этого вар-та научн. революции сост. в том, что для преобразован. картины реальности и норм исслед-ния некоторой науки в принципе не обязательно, чтобы в ней были зафиксир. парадоксы. Преобраз. ее оснований осуществл. за счет переноса парадигмальных установок и принципов из др. дисциплин, что заставляет исслед-телей по-новому оценить еще не объясненные факты. Обычно в кач-ве парадигмальных принципов, "прививаемых" в другие науки, выступ. компоненты оснований лидирующей науки.

1ая крупн. революция в науке, преимущественно в естествознан. (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрич. сист. Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т.е. создала классич. (механистич.) картину миропониман. 2аяглобальн. научн. револ. связ. с такими достижен. в естествознан., как эволюционное учен. Дарвина, появлен. клеточной теории, открытие закона сохранен. и превращен. энергии, менделеевской системы химич. элементов (XIX в.). 3я револ. в науке произошла на рубеже XIX-XX вв. Было воздвигнуто неклассич. естествознан. Теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.005 с.)