Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы диалектики..

Поиск

Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Выдающимся диалектиком является Гераклит.

Существует мнение, что термин "диалектика" впервые приме­нил Сократ. Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения и согласования различных, часто противопо­ложных суждений, диалектикой. Диалектик, по Платону, тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Платон представил диа­лектику как метод анализа и синтеза понятий. Элементы диалектики у Аристотеля вы­ражены также в учении о потенции и акте, о материальной, формальной, движущей и целевой причинах. Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поста­вил отношение общего к частному. Он первым создал систему ло­гики, главную задачу которой видел в установлении правил полу­чения достоверных выводов из определенных посылок.

Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. В истории философии долго господствовало представление о периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Ут­верждению диалектики препятствовала господствовавшая идея круговорота.

Открытия в естествознании и плодотворные философские ги­потезы разрушали образ неизменности природы.

Богословие "освящало" неподвижность созданного Богом ми­роздания. Одновременно христианское мировоззрение, выдвинув представление о направленности во времени (жизнь есть ожида­ние пришествия спасителя, она развернута от прошлого в буду­щее), также, как наука и философия, способствовало преодолению идеи круговорота.

Вторая трудность в утверждении диалектики заключалась в абсолютизации покоя, прерывности объектов бытия, что за­фиксировано в философских рассуждениях, например, апориях Зенона. Впрочем, элеаты (например, Зенон) сыграли позитивную роль в последующем развитии диалектики, поставив проблему о выражении в логических знаниях противоречивого характера дви­жения.

Обогащение концепции диалектики связано с выдвижением Ф.Вольтером и Ж.-Ж.Руссо идеи исторического развития, вклю­чающего этапы революционных преобразований. Ж.А.Кондорсе писал о непрерывном прогрессе как преобладающей форме обще­ственного развития. (Бесконечный прогресс в общественной жизни в эпоху Просвещения объясняли лишь прогрессом человеческого разума и нравственности).

Немецкая классическая философия подняла статус диалек­тики до уровня научно-рационального философского метода.

Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектические отрицания. Для понимания практических проблем гегелевская методоло­гия оказалась негодной из-за ее чрезмерной абстрактности и идеа­лизма.

Зарубежная философия XX в. акцентирует внимание на от­дельных сторонах диалектики. Экзистенциалисты рассматривают диалектику как атрибут только человеческого бытия, трактуемого преимущественно в духе погружения индивида в коллизии личного сознания. Неотомисты усматривают диалектику в сосуществовании Бога и природы с момента акта творения мира. В ряде направле­ний диалектика отсекается от социальной философии, отрицание возводится в абсолют.

Позиции диалектики усилились в связи с развитием синерге­тики. Термин "синергетика", обозначающий новое направление междисциплинарных исследований в науке, которое вобрало в се­бя основные наработки не только диалектики, но и текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.п., Основоположники синергетики И.Р.Пригожин, К.Майнцер и др.Синергетика рассматр.с-мы, существование, само­действие которых поддерживается постоянным обменом с внеш­ней средой" веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений вы­ступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени синтеза порядка и хаоса", как стремле­ние к максимальной устойчивости.

Синергетика преимущественно обращена к макросоциальным процессам и общим тенденциям развития общества, где суммиро­ваны личностные решения и акты выбора индивидов. Она приме­нима к коллективным, массовым процессам, где один или некото­рое число детерминирующих факторов (параметров порядка) мо­жет быть выделено для изучения. Синергетика дает возможность прояснить тот или иной аспект социальной жизни в зависимости от конкретных задач исследования. Это может быть, например, поли­тическая ориентация индивидов (подать или не подать свой голос за определенного кандидата), финансовое решение (продать или купить определенные акции в данный момент) и т.д. Трудно­сти приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации воз­растает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального феномена или явления, при этом недос­таточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в слож­ной динамике социума. Таким образом, выводы, полученные при исследовании термодинамических систем, не могут быть букваль­но экстраполированы на социокультурные процессы, хотя в целом они применимы к обществу.

В обществе проблемы решаются самим человеком, и если при этом он владеет диалектической культурой мышления, то имеется больше шансов на успешность его практических действий. Диалек­тика как инструмент познания выполняет прежде всего регулятивные функции, проблематизирует жизненные ситуации, предупреж­дает человека о грозящих трудностях будущего, но не дает гото­вых ответов.

Диалектика включает принципы, которые отражают фундаментальные основания бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом, задают начальные условия познанию, обуславливают его характер, лежат в основе законов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболее авторитетны 2 принципа диалектики: связи и развития.

 

 

33. Диалектика и синергетика.

В контексте современного развития философского и научного знания нельзя не затронуть вопрос о соотношении диалектики и синергетики. В настоящее время существует несколько направлений, в рамках которых исследуются слож­ные системы и процессы самоорганизации, а именно: теория детерминиро­ванного хаоса, исследование фракталов, теория автопоэзиса, теория диссипативных структур, современная теория сложности, или так называемая теория самоорганизованной критичности.

Теория детерминированного хаоса занимается исследованием хаотичес­кого поведения немногих переменных или степеней свободы. Теория автопо­эзиса первоначально занималась вопросом о том, как поддерживаются биоло­гические структуры. Теория диссипативных структур занимается изучением физических, химических или биологических систем, причем целью исследо­вания является спонтанное формирование структур за пределами термическо­го равновесия. Теория сложности находится на самой начальной стадии свое­го развития и хотя дано определение некоторым мерам сложности, но они выражаются чаще всего абстрактными понятиями, которые не могут быть пока представлены эффективным образом. Так называемая самоорганизованная критичность — это область, в которой речь идет о поведении систем, которые состоят из многих отдельных частей. В этой теории исследуются наиболее общие закономерности поведения такого рода систем (модели песчаных куч, к примеру). Может сложиться мнение, что все эти исследования осуществля­ются в рамках различных научных направлений. На самом деле все они нахо­дятся в общем русле синергетики.

Когда первоначально родоначальник этого научного направления Г. Хакен применил термин "синергетика", то он добавил следующее пояснение - "си­нергетика - учение о взаимодействии", обозначив этим понятием все вышепе­речисленные направления.

Основные положения, раскрывающие сущность синергетики, по Г.Хакену.

1. "Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с дру­гом.

2. Эти системы называют нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут быть нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах наблюдаются эмерджентные новые качества.

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-времен­ные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация".29

Если сравнить содержательные элементы диалектики и синергетики, то следует заметить, что это не противоположные научные теории, объясняю­щие сущность взаимодействия и развития. Их можно считать дополняющими друг друга, но "весовые категории" при этом взаимодополнении существенно разнятся. Диалектика как по времени своего существования и охвату проблем развития, так и по степени проникновения в сущность движения и развития мира превышает мировоззренческие и методологические возможности синер­гетики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.01 с.)