Позитивизм, его сущность и исторические формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм, его сущность и исторические формы.



В середине XIXв появляются течения, претендующие на ф-ое истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был пози­тивизм. Позитивизм - достаточно широкая совокупность близких школ и под­ходов, получивших значительное распространение в мире. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм: утверждает первенство на­уки: наше знание - это результаты научного познания; считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание об-ва (социология); замещает наукой др. формы знания (отсюда критика ф-ии); ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении чел-их проблем. Позитивизм, т.о., -одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мир-их?ов. Критикуя метафизику (ф-ию), позитивизм сам является одной из форм ф-ии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: "1ый позитивизм" - 40- 70-е годы XIX в, "2ой позитивизм", или эмпириокритицизм 70-г XIXв - на­чало XXв, "3ий позитивизм", или неопозитивизм - 20-50-е годы XXв.

В последней трети XIXв. формируется новая форма позитивизма - эм­пириокритицизм. Крупнейшие его пред­ставители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию.

Неопозитивизм - 3й этап в развитии позитивизма в 20-х г XXв. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических?ов науки.

Логический позитивизм - первоначальная форма неопозитивизма - исхо­дил из отказа от ф-их категорий в решении проблемы формализации и соотношения эмпирического и теоретического уровней научного познания. Рассматривает проблему развития научного познания как формально-логическую и сводит анализ науки к анализу языка науки, толкования математики и логики как формальных преобразований в научном зна­нии и его языке.

Основоположником лингвистического позитивизма был австрийский ф-ф Людвиг Витгенштейн. Он пошел по пути разграниче­ния смысла и значения языковых выражений и логического анализа языка.

В результате критического пересмотра методологических принципов нео­позитивизма возникает постпозитивизм Гл. черта - критическое отношение к преувеличе­нию роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для нео­позитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценност­ные аспекты научного познания.

 

 

19. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Современная религиозная философия включает в себя хри­стианство, буддизм и ислам. Наибольшим влиянием в западном мире отличаются неотомизм и персонализм.

Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма -Э. Жильсон, Ж. Маритен, Д. Мерсье, А. Дондейн, М. Грабман, И. Бохеньский, К. Фабро, К. Ранер, Г. Веттер.

Оживление неотомизма (с последней трети XIX в.) обуслов­лено: 1) усилением революционной борьбы, надвигавшимися со­циальными потрясениями общества, чему церковь противопоста­вила духовные средства; 2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума. По неотомизму, существуют, два источника познания: знания, внушаемые божественным от­кровением через веру, и низшие знания, приобретенные средст­вами человеческого разума. Вера без разума превращается в сле­пое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомне­ния. В этой взаимосвязи разум подчиняется вере. Разум теорети­чески охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логиче­ских аргументов от неверия и заблуждения.

Космогенез представляет собой процесс перехода всего су­ществующего из потенции в акт, от низших уровней осуществле­ния возможностей к высшим. Абсолютная осуществленность свойственна только первоформе, которая есть Бог. Он - причин­ное основание вещей, выступает как имманентно действующая в них сила.

Человек - продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа с присущей ей свободой воли по отноше­нию к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Общество ("град земной") – объединение личностей и одновременно "сверхличность". История есть таин­ство и промысел божий, осуществление некоего провиденциаль­ного плана.

Познание - одна из способностей нематериальной души. Вершину знаний образует теология, философия располагается посередине иерархической пирамиды познания, а остальные нау­ки образуют ее подножие. Неотомисты различают три рода по­знания. Чувственное познание постигает единичное, разумное -общее. Третьим видом является аналогическое познание, отно­сящееся к абсолютному бытию и исходящее из конечного суще­го. Второй способностью человеческой души является воля. Сво­бода воли ставит перед человеком необходимость выбора между посюсторонним (мирскими ценностями) и потусторонним бла­гом (евангельскими ценностями).

Исходный пункт философствования персоналистов - само­сознающая человеческая индивидуальность, проявляющая себя прежде всего в беспредпосылочной и ничем не ограниченной свободе. При описании беспредпосылочной активности персона­листы заимствуют понятие "жизненный порыв" А. Бергсона. В свете этого понятия творческая самодеятельность личности ир­рациональна, беспричинна и потому необъяснима. Активность "я" первична, обусловливает существование и смысл объектив­ной реальности.

При всей уникальности личностного "я" последнее не изолиро­вано в своей единичности и дано в неразрывной связи с другими "я". Коммуникативность, открытость в сторону подобных ей личностей по своей природе не социальна, а религиозна. Здесь обнаруживается переход персонализма с позиций субъективного идеализма на пози­ции идеализма объективного. Осознание человеком своего единства с другими людьми, утверждают персоналисты, имеет в качестве прообраза извечную связь человека с Богом. Основная задача за­ключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы содейство­вать духовному самосовершенствованию личности.

Сейчас намечается определенный симбиоз католической фи­лософии и всего христианства с восточными религиями, активи­зируются усилия за добрые начала человека, за мир и выживание цивилизации.

Философия структурализма.

В социально-гуманитарном познании Запада заметная роль принадлежит Структурализму, который в своём развитии прошёл несколько этапов. Первый период (30-50-е годыXX в.) характеризуются становлением структурного метода, разработка которого началась в лингвистике (осново­положник Ф. Де Соссюр). На втором этапе (50-60-е годы) идеи структурной лингвистики распространялись на иные области социально-гуманитарных знаний. Этим занимались К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Альтюссер и др. По мнению структуралистов, нет никакой разницы меж­ду науками о природе и науками о человеке, поэтому метод познания должен быть единым. Социально-гуманитарные знания лишь тогда могут считаться научными, если приоб­ретут, как и естественные знания, формализованный вид, вид теоретических моделей логико-математического типа. Тогда они будут строгими и доказательными. Такой подход обозначил движение гуманитарных наук от эмпирического уровня к теоретическому, открыл возможность использова­ния электронно-вычислительной техники при анализе соци­ально-гуманитарной проблематики.

Согласно структурализму, в каждом случае связь челове­ческого. сознания с миром опосредована механизмами функ­ционирования знаковых систем, поэтому у человека отсутст­вует независимая и самостоятельная деятельность его «я». Такая позиция направлена против классического европей­ского рационализма с его идеями возвеличения разума и человека как его носителя. Таким образом, структурализм выступил против гуманистического представления о цен­тральности человека - субъекта и его свободы. Человек при этом рассматривался как пассивный объект, растворенный в социологических и экономических проблемах и превращен­ный, по существу, в бессознательного исполнителя правил, по которым функционируют различные социальные струк­туры. Как критика и преодоление слабостей структурализма в 70-80-е годы XX в. во Франции и США появился пост­структурализм. Он стремится заглянуть за рамки структуры, в те сферы, которые не поддаются формализации и сводят разнопорядковую «бесструктурность» (случай, аффекты, телесность, свободу, власть) к желанию как предельной не­редуцируемой реальности. Именно она определяет все не­структурное в структуре. Субъект в постструктурализме -«слуга беспорядка», представитель стихий, превосходящих систему, он всеми способами стремится из мира символов к реальности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.007 с.)