Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аристотель как синтезатор античной философии

Поиск

Идеализм Платона

Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов («Софист», «Парменид», «Государст­во» и др.), основателя школы-академии (по имени мифи­ческого героя Академа). В диалоге «Тимей» Платон пред­ставил свою космическую картину мира. Из сочетания идей и материи Бог (Демиург - Творец) создает мировую душу (последняя делится на стихии - огонь, воздух, зем­лю) и распространяет по всему пространству. Соот­ветственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу форму сферы, в центре которой находится Земля. Бог-демиург творит также и живые существа.

Платон сравнивал человеческое существование с пребы­ванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Понятия образуются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Итак, идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплоще­ниям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. Платону принадлежат слова: «Из споров рождается истина». В социологии Платон выступал против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного обще­ства (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификации (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, му­жество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответ­ствующей ему в государстве функции), в сочетании обра­зующие высшую добродетель - справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общест­венного устройства (государства) в дальнейшем в новых ин­терпретациях неоднократно воспроизводилась в философии.

Философская мысль эпохи Просвещения.

В XVIIIв. ф-ия развивается под влиянием идей Просвещения, наиболее радикальным и значительным было Просвещение во Франции, дав­шее ряд выдающихся ф-фов. На становление французского Просвеще­ния большое воздействие оказали ф-ия Декарта и Локка.

Во французском Просвещении выделяют 2осн. группы: "старших" просветителей (Монтескье, Вольтер, также Кондильяк) и "млад­ших" (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах).

"Старшие" просветители заложили основы критики абсолютизма и церк­ви, стимулировали поиск нового мир-ия. Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) в "Персидских письмах" критиковал абсолютизм и суеверия, исходил из су­ществования объективной закономерности в природе. Франсуа Вольтер (1694-1778) исследовал историю как объективный про­цесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость.

Крупнейшим материалистом явл-ся Поль Гольбах (1 723-1789), изложивший в работе "Система природы" (1770) свое миропонимание, представлявшее систему материалистического субстанциализма. Материя-природа есть единственная основа. Многообразие при­роды, форм движения явл-ся источником самодвижения материи. Формы материи различаются организацией.

Жан Жак Руссо (1712—1778) — один из самых выдающихся» мыслителей эпохи Просвещения. Своим страстным стремлением к изменению соц. порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней лит-ой деят-тью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.

Руссо, в отличие от Т. Гоббса, утверждал, что в «естественном состоянии» не только не было «войны всех против всех», но в от­ношениях между людьми господствовали дружба и гармония. Руссо различал 2вида нер-ва: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, да­ровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях.

Ф-ия Просвещения оставила ряд проблем нерешенными. Требовал­ся иной подход — диал-кий. Классический рационализм как вера в воз­можность полного познания мира и чел-ка с помощью разума стал основой развития науки, европейского стиля мышления.

Критическая философия И.Канта.

В конце XVIIIв. в Германии возникает ф-ое движение, в к-ом в своеобразной форме нашли своё отражение значительные социальные пре­образования того времени, в частности французская буржуазная революция 1789г, качественные сдвиги в области естествознания (открытия в физи­ке, химии, биологии). В нем также отразились специфические условия Германии, одной из отсталых в то время стран Европы: слабость и нерешитель­ность буржуазии, её склонность к компромиссам с дворянством, отсутствие революционного движения. В истории нем.ф-ии начался её клас­сический период.

Родоначальником классической нем.ф-ии явл-ся Имману­ил Кант (1724-1804). Ф-ое тв-во Канта делится на 2периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В 1ый период своей деят-ти ф-ф занимался исследованием?ов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и ф-ии имела гипотеза Канта о возникновении Сол­нечной системы из гигантской газовой туманности. В ней он высказал в са­мом общем виде диал-ую мысль об истор-ом возникновении и развитии Солнечной системы. И. Кант высказал предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.

С 70-х г начинается критический период деят-ти Канта. Он пе­реходит на позиции ф-ого дуализма и на основе критического анали­за познавательных способностей чел-ка разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, к-ую он придает постановке и решению след.?ов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое чел-к? Ответ на 1ый? ведет к решению проблемы границ познавательных воз­можностей чел-ка.

Мир явлений, создаваемых чел-ом, согласно учению Канта, совершен­но не похож на мир "вещей в себе". Чел-к же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир "вещей в себе" абсолютно не доступен ему. Он о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что чел-к знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным пред­ставлениям.

Мир явлений, согласно Канту, беспорядочен, хаотичен, в нём нет никакой закономерности, необходимости, он сущ-т даже вне простр-ва и вре­мени. И лишь чел-к в процессе познания вносит в этот хаос определенный порядок, размещает все явления в простр-ые и временные рамки, со­общает им необходимость, закономерность, причинноследственные связи.

Учение Канта преследует цель оправдать и обосновать религию. Чел-к, по мнению Канта, не в состоянии проникнуть в мир "вещей в себе". В этом мире находятся Бог, душа, свободная воля. И поэтому наука не в состоянии и не имеет права судить о Боге, о душе (док-ть отсутствие Бога или смерт­ность души), ибо всё это ей не доступно.

Заслугой И. Канта явл-ся то, что он 1ым в ф-ии Нового време­ни показал сложность и противоречивость процесса познания.

 

Философия структурализма.

В социально-гуманитарном познании Запада заметная роль принадлежит Структурализму, который в своём развитии прошёл несколько этапов. Первый период (30-50-е годыXX в.) характеризуются становлением структурного метода, разработка которого началась в лингвистике (осново­положник Ф. Де Соссюр). На втором этапе (50-60-е годы) идеи структурной лингвистики распространялись на иные области социально-гуманитарных знаний. Этим занимались К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Альтюссер и др. По мнению структуралистов, нет никакой разницы меж­ду науками о природе и науками о человеке, поэтому метод познания должен быть единым. Социально-гуманитарные знания лишь тогда могут считаться научными, если приоб­ретут, как и естественные знания, формализованный вид, вид теоретических моделей логико-математического типа. Тогда они будут строгими и доказательными. Такой подход обозначил движение гуманитарных наук от эмпирического уровня к теоретическому, открыл возможность использова­ния электронно-вычислительной техники при анализе соци­ально-гуманитарной проблематики.

Согласно структурализму, в каждом случае связь челове­ческого. сознания с миром опосредована механизмами функ­ционирования знаковых систем, поэтому у человека отсутст­вует независимая и самостоятельная деятельность его «я». Такая позиция направлена против классического европей­ского рационализма с его идеями возвеличения разума и человека как его носителя. Таким образом, структурализм выступил против гуманистического представления о цен­тральности человека - субъекта и его свободы. Человек при этом рассматривался как пассивный объект, растворенный в социологических и экономических проблемах и превращен­ный, по существу, в бессознательного исполнителя правил, по которым функционируют различные социальные струк­туры. Как критика и преодоление слабостей структурализма в 70-80-е годы XX в. во Франции и США появился пост­структурализм. Он стремится заглянуть за рамки структуры, в те сферы, которые не поддаются формализации и сводят разнопорядковую «бесструктурность» (случай, аффекты, телесность, свободу, власть) к желанию как предельной не­редуцируемой реальности. Именно она определяет все не­структурное в структуре. Субъект в постструктурализме -«слуга беспорядка», представитель стихий, превосходящих систему, он всеми способами стремится из мира символов к реальности.

 

Философия постмодернизма.

Термин «постмодернизм» (post -после) используется для обозначения как специфики культуры 2ой половины XX в., так и философской мысли, представлен­ной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основные черты постмодерна:

• «потеря субъекта»;

• игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

• стирание любых границ между определенностями, структура­ми, институтами, формами.

Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой - размывание устоев, ценнос­тей и границ традиционного философского европейского знания.

Что же предлагают постмодернисты?

1. Прежде всего не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск - это ил­люзия старой философии.

2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.

3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. В оценках интеллекта и способностей людей также следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.

Постмодернизм философии пытается полностью пересмотреть и развенчать классический способ теоретизирования, делает главной темой кризис гуманизма, возлагает на разум ответственность за производство новых культурных форм, которые стандартизируют человека, отказываются от прогрессистско-оптимистического взгляда на историю. Постмодернисты готовы к резким выводам и стремятся расшатать то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схемы, окончательные выводы, поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, поиск единообразия, стремление к согласию между людьми, культивирование устаревших моральных идеалов и т. д.

Постмодернистская эпоха рождает и теоретиков, которые сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и понимают необходимость строить целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры:

модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;

постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.

Мышление и язык.

Сознание чел-ка органически связано с языком как способом своего су­ществования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У чел-ка в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически чел-кая система связи, общения, передачи инфор­мации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных переда­вать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследу­ется, а приобретается в процессе социализации чел-ка. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимо­связи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действитель­ность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, чел-к совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно от­носясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный сло­варный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным ин­теллектом.

. Именно язык как способ существования сознания, как "непосредственная действительность мысли" характеризует особое качество сознания как высшей формы отраже­ния действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Фун-ий языка:

1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предме­том.

2. Куммулятивная. Язык дает возможность "сокращенного", "уплотнен­ного" идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации.

3. Коммуникативная. В этой фун-и язык выступает как средство об­щения людей.

4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании чел-ка средствами язы­ка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями.

5. Интерактивная.. Эта фун-я связана с тем, что при помощи языка чел-к всегда обращается к себе или к другому чел-ку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, уг­роза и т.п.

Важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются.

1. фун­-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Созна­ние позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явле­ний объективного мира, получить нужную информацию о них.

2. фун-я оценки получаемой информации. Чел-к не только получат дан­ные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и инте­ресов.

3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, по­лученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его совре­менниками или предшествующими поколениями людей.

4. фун-я постановки цели. Опережая ход собы­тий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его дости­жения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

5. конструктивно-твор­ческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направле­ний и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового.

Функция управления.

7. Т.к деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то со­знание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуника­тивную функцию).

 

 

45. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам.

Функции созн-я:

-идеальность – способ освоения человеком мира, когда осв-ся первонач-но без физического на них воздействия.

- идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности.

- идеаторность- способность сознания творить и воспроизводить идеи.

- сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность.

-с-е обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности.

- объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов

- способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия.

- сознание потенциально заряжено творчеством

-сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессозна­тельно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Мар­ксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемон­стрировала огромную трудность установлении полного контроля со сторо­ны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессо­знательному относил, прежде всего, психологические и биологические пот­ребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания.

С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до опре­деленной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тре­вожных, болезненных впечатлений и т.д.).

Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художествен­ной, научной, философской и иной интуиции.

 

Феномен научной революции.

Разв.знаний приходит в форме научн.революций.Разрушительная сторона – освобождение от устаревших представлений и созидательную – открытие новых объектов исследован., формиор.новых взглядов,удержание в обновл.знании полезного их прежнего багажа.Обогащается понятийный аппарат,созд.более емкие теории,меняются методыпознания,стиль мышления.Первая глобальн.революц в науке(15-17вв.) разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идейи Коперника, Галилея, Ньютона. Утверд.сист.мышления,представивш.мир как твердую материю, подчин.жестким законам. Вторая револ.связ.с эволюционным учением Дарвина,появл.клеточной теории,откр.закона сохр.и превращ.энергии,табл.менделеева,и т.д.Третья револ.воздвигла неклассич.естествознание.теор.относит.Энштейна, и др.достиж.показали,что мир сложен и что сознание человека вкл.в восприятие действительности.

 

 

53 Понятие метода и методологии; основные уровни методологического знания Методология научного познания.

В своем сочинении "Об уме" К. Гельвеции определил метод как средство, употребляемое для достижения поставленной цели. Вырастая из теории, метод служит средством ее дальнейшего развития. Всякое познание и изобретение, полагал Бэкон, должны опи­раться на опыт, двигаться от изучения единичных фактов к об­щим положениям. Такой метод получил название индуктивного. Естествознание должно пользоваться двумя средствами: пере­числением и исключением. Попытки познания без метода - это ходьба ощупью в ночное время. Истинное знание достигается посредством выяснения причинных связей. Первая ступень по­знания - опыт, вторая - разум. Ученый не должен уподобляться ни муравью (постулирование общих аксиом), ни пауку (эмпи­ризм), а быть подобием пчелы. Но Ф. Бэкон не видел еще диалек­тического характера связи между чувственным восприятием и абстрактным мышлением.

Весомый вклад в развитие метода исследования внесли пред­ставители сциентистских и антропологических направлений в философии. Они, разрабатывая принципы верификации, опро­вержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рацио­нальные и интуитивные модели строения научного знания, пока­зали роль языка в построении картины мира. На этой основе раз­рабатываются аналитический, интуитивный, феноменологиче­ский, герменевтический и другие философские методы. Делают­ся попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пыта­ется совместить герменевтику с рационалистической диалек­тикой.

В соответствии со структурой науки выделяются уровни: а) философской методологии, рассматривающей общие принци­пы познания и категориальный строй науки; б) общенаучных принципов и форм исследования (теоретическая кибернетика, системный подход), применяемых в различных отраслях науки; в) конкретнонаучной методологии, т. е. совокупность методов, принципов и процедур исследования, используемых в конкретix научных дисциплинах; г) методики и техники исследования, г. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных >мпирических данных и их первичную обработку.

Идеализм Платона

Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона (427-347 до н. э.), автора свыше 30 диалогов («Софист», «Парменид», «Государст­во» и др.), основателя школы-академии (по имени мифи­ческого героя Академа). В диалоге «Тимей» Платон пред­ставил свою космическую картину мира. Из сочетания идей и материи Бог (Демиург - Творец) создает мировую душу (последняя делится на стихии - огонь, воздух, зем­лю) и распространяет по всему пространству. Соот­ветственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу форму сферы, в центре которой находится Земля. Бог-демиург творит также и живые существа.

Платон сравнивал человеческое существование с пребы­ванием в подземелье. Закованный, повернутый спиной ко входу в пещеру, человек видит только тени вещей, которые он принимает за единственные реальности. Только понятия, если они правильно образованы, являются неизменными и дают действительное знание. Понятия образуются актом вспоминания идей, которые душа созерцала до того, как она соединилась с телом. Итак, идеи существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Гносеология Платона основана на постулате бессмертия души, способной к перевоплоще­ниям. Познание есть оживление и пробуждение памяти о некогда созерцаемых сущностях. Средство, которое этому служит, есть диалектика. Платону принадлежат слова: «Из споров рождается истина». В социологии Платон выступал против древнегреческой рабовладельческой демократии, противопоставив ей идеал замкнутого авторитарного обще­ства (навеяно военизированным устройством Спарты) с жесткой социальной стратификации (философы-правители, воины-стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель - мудрость, му­жество и воздержанность (т. е. выполнение каждым соответ­ствующей ему в государстве функции), в сочетании обра­зующие высшую добродетель - справедливость. Мысль о принципиальном тождестве человеческой природы и общест­венного устройства (государства) в дальнейшем в новых ин­терпретациях неоднократно воспроизводилась в философии.

Аристотель как синтезатор античной философии

Античная философия была синтезирована Аристотелем (384-322 до н. э.). Основные его труды: «Метафизика», «О душе», «Органон», «Этика», «Политика», «Поэтика», «Фи­зика», «О возникновении и уничтожении», «О небе». Ари­стотель выдвинул идеал науки, очищенной от религиозно-культовых соображений: создал науку о законах мышления, формальную логику как средство систематизации категори­ального аппарата науки и философии. Опыт, искусство, знание и мудрость (метафизика) - таковы ступени науки. Учение Аристотеля колеблется между материализмом и идеализмом. Он исходит из доверия к чувственному опыту, к сфере индивидуального и единичного бытия, подвергая с позиций материалистического сенсуализма платоновский идеализм критике (Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже»). Для каждой вещи, полагал Аристотель, может быть несколько образов (идея человека вообще, двуногого и т. д.). В учении о первоосно­вах бытия Аристотель изменил материализму, полагал, что мировой процесс осуществляется не как внутренне детер­минируемый, а вследствие надмировой цели (Первого Дви­гателя, Ума, Бога), стоящей за пределами космоса и генери­рующей в нем внутренний мотив (позыв) к движению и со­вершенствованию. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части. Он сущность человека определял через деятель­ность души в государстве, руководствующейся разумом. Экономику Аристотель противопоставил накоплению денег ради денег.

В отличие от Платона, который в основу общества поло­жил равенство, коллективную собственность и единство, Аристотель считал, что общество состоит из разнородных элементов. Чрезмерное слияние компонентов социума, пола­гал Аристотель, ведет к упадку, как замена симфонии одной нотой кладет конец музыке. По натуре своей, рассуждал Аристотель, человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, а рассчитывая, что другой займется общим де­лом, каждый прикладывает к нему меньше усилий.

 

10. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Средневековая философия зарождается на основе античного наследия в связи с распространением христианской веры (I – II вв.) по всему Средиземноморью. В узком смысле слова под средневековой философией понимают учения, относящиеся к тому времени, когда в духовной жизни народов Западной Европы всецело утверждается власть христианской Церкви. Положение философии в средневековой европейской культуре определялось отношением веры и разума в теологических учениях. Осмысление данной оппозиции приводило к формированию трех основных позиций в оценке статуса и роли философии. Во-первых, утверждалась абсолютная несовместимость религиозной веры с противоречивым человеческим разумом и характерным был тезис: «верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан). Во-вторых, в период утверждения христианского вероучения предпринимались попытки гармонично совместить философию и религию, подчинив ее авторитету Священного Писания и поставив на защиту религии. Тезис: «верую, чтобы понимать» (Аврелий Августин, Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский) ставила философию в положение «служанки богословия». В-третьих, была предпринята попытка представить философию как независимую от религии и церковного контроля область человеческого познания. Согласно тезису: «понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр), она призвана обосновывать религиозные законы, переводя их на язык философских понятий и подвергая логическому анализу. Разумеется, Церковь активно преследовала подобную позицию. Таким образом, роль философии, в конечном счете, сводилась к систематизации и защите религиозной идеологии, к объяснению священных текстов и разработке правил истинного толкования Библии.

11. Философия эпохи Ренессанса. Свое название "Ренес­санс", "Возрождение" данная эпоха получила потому, что она ха­рактеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляриза­ции (освобождения от религии и церковных институтов), проис­ходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался че­ловек. Философское мышление этого периода стало антропо­центрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка).

В эпоху Возрождения схоластический рационализм уступает место свободным от внешнего авторитета формам познания, ло­гика формалистической доказательности вытесняется самооче­видностью непредубежденной интуиции. Идея о творении мира из ничего сменяется натурфилософским учением о бесконечно­сти и несотворимости мира*. Философия природы Джордано Бруно (1548-1600) и Бернардино Телезио (1509-1588) опиралась на великое открытие теоретического естествознания того време­ни - гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника (1473-1543) в противовес геоцентрической системе Птолемея. Гелиоцентрическая теория перевернула господствующую точку зрения на познание мира. Была утверждена установка - видимое еще не есть достоверное, оно есть отражение скрытой за явлени­ем сущности. Телезио (главное сочинение - "О природе вещей согласно их собственным принципам") считал источником дви­жения вечной, неизменной, однородной и неуничтожимой мате­рии противоположность тепла и холода, склонялся к мысли об одушевленности всех природных сил. Бруно (основные труды: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах") пошел дальше Коперника, который считал мир конеч­ным. Бруно же полагал, что Вселенная едина, материальна, бес­конечна и вечна. Вселенная есть одновременно абсолютная воз­можность и абсолютная действительность, а материя и форма едины. В природе все находится в связи и в движении, уничто­жение одного есть возникновение другого. Так как "природа -это бог в вещах", то отсюда вытекает вывод о всеобщей одушев­ленности мира. Джордано Бруно продолжил идею Николая Ку-занского о совпадении максимума и минимума. В математике минимум - точка, в физике - атом, в философии - монада. Под ней Бруно понимал индивидуальную сущность, сочетающую в себе духовное и телесное начала и выступающую основной еди­ницей бытия. Бесконечная Вселенная, в понимании Бруно, имеет множество звезд, вокруг которых вращается множество планет. Тем самым Солнце лишается положения центра Вселенной, а центр ее находится повсюду, значит, минимум образует макси­мум, которые совпадают. По отношению к бесконечности центр -нигде и одновременно - везде. Минимуму-монаде соответствует философский максимум - бесконечная природа в единстве ее форм. Из бесконечности мироздания вытекает безграничность познания. В теории познания Бруно, исходя из принципа сомне­ния, требовал критического отношения к старым теориям и об­щепринятым взглядам. В столкновении двух противоположных взглядов, суждений можно найти истину. Бруно отвергал теорию "двойственности истины", признавая только истину науки, вы­ступил против подчинения знания вере. Истина основывается на опыте и освещена светом разума. Ступенями постижения истины названы чувство, разум и ум.

В философии Возрождения вместе с тем сохранялась тради­ционная идея Бога. Она демонстрировалась в двух направлениях: пантеистическом, когда Бог растворяется в природе, нату-рализируется; этико-рационалистическом, выливаясь в концепцию возрожденческого гуманизма, например, в христи­анской антропологии Эразма Роттердамского (1469-1536). В книге "Похвала глупости" он высмеял фанатизм, насилие, лице­мерие, невежество, национальную ограниченность и религиоз­ную рознь.

В целом философия эпохи Возрождения, преодолевая сред­невековые традиционализм, теоцентризм и схоластику, положила начало принципиально новым мировоззренческим ориентаци-ям. Утверждались идеи гуманизма, активно-деятельностной роли человека по отношению к миру, рационально-научного взгляда на действительность, установка на новое.

 

12. Философия Нового времени. Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы раз­вития буржуазных экономических отношений и на великие науч­ные открытия И. Кеплера (законов обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка за­кона падения тел) и И. Ньютона (закона тяготения). Под влияни­ем успехов механико-математического естествознания в филосо­фии складывается механистическо-метафизическая картина при­роды. Методами новой науки провозглашаются эксперимент и наблюдение, гипотеза и механическая модель. Моделью мира выступают часы, однажды заведенные Богом, после чего он не вмешивается в ее вечное вращение. Понимание мира как одно­родно-механического ведет к преимущественно количественно­му изучению вещей.

Родоначальником английского материализма нового времени и методологии опытной науки является Фрэнсис Бэкон- (1561-1628). Он не сводил материю к однородным единицам, утверждал, что в материи имеются внутренние природные силы, законы действия, составляющие источники свойств тел, признавая, таким образом, многокачественность материи, ее неразрывную связь с движением.

Томас Гоббс (1588-1679) в соответствии с номинализмом ут­верждал, что существуют только отдельные конкретные тела, по­средством свойств (акциденций) которых объясняется сознание людей. Вслед за Декартом он отождествил движение с механиче­ским перемещением, полагая, что тела состоят из корпускул, де­лимых до бесконечности и несовместимых с пустотой. Гоббс различал пространство как объективное протяжение тела и субъ­ективный "образ пространства", причем первое является причи­ной второго. Философ также различал объективную сторону времени, в которой выражается движение, и зависящий от нее "образ времени". В своем главном произведении "Левиафан" Гоббс излагал собственное видение власти и государства. Дого-сударственное состояние (звериную жизнь) философ описывал как войну всех против всех. Выход из этого - заключение обще­ственного договора об учреждении власти и государства, кото­рые заботятся о безопасности существования граждан, препятст­вуя развязыванию гражданской войны. Заслуга этого философа состоит в том, что он сформулировал концепцию естественного равенства всех людей, заложил основы учения о правах и обя­занностях человека как гражданина (в труде: "Философские эле­менты учения о гражданине").

Основоположниками методологии научного познания в фи­лософии нового времени были Ф. Бэкон и Р. Декарт. Назначение методологии они видели в совершенствовании методов познания природы и увеличении власти человека над нею. Знание и могу­щество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие, полагал в "Новом Органоне"* Ф. Бэкон. Он дал класси­фикацию препятствий ("идолов"**) на пути познания. Выделены "идолы рода", присущие всем людям (например, ожидание все­общего порядка, большего, чем существует в природе, склонность сохранять веру в то, что привычно или легче для усвоения, истолкование новых идей в духе уже устаревших); "идолы пеще­ры" - привычку обо всем судить с позиции самого себя (личные суеверия); "идолы площади" ("рынка") - привычку опираться на ходячие представления и некритически относиться к неточной или неверной термино



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.152 (0.019 с.)